г. Самара |
|
30 октября 2013 г. |
Дело N А72-9436/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 октября 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 30 октября 2013 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Филипповой Е.Г., судей Кувшинова В.Е., Поповой Е.Г.,
при ведении протокола судебного заседания Ивановой А.И., с участием:
от ООО "Жилстройсервис" - представитель не явился, извещено,
от главной государственной инспекции регионального надзора Ульяновской области - представитель не явился, извещена,
рассмотрев в открытом судебном заседании 28 октября 2013 года апелляционную жалобу ООО "Жилстройсервис"
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 16 сентября 2013 года по делу N А72-9436/2013 (судья Корастелёв В.А.), принятое по заявлению ООО "Жилстройсервис" (ОГРН 1057325050606, ИНН 7325055044), г.Ульяновск, к главной государственной инспекции регионального надзора Ульяновской области (ОГРН 1137325000064, ИНН 7325118223), г.Ульяновск,
о признании незаконными и отмене постановления от 09 июля 2013 года N 655/13 по делу об административном правонарушении по ч.1 ст.7.23.1 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Жилстройсервис" (далее - ООО "Жилстройсервис", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления главной государственной инспекции регионального надзора Ульяновской области (далее - инспекция, административный орган) от 09 июля 2013 года N 655/13 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.7.23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) за нарушение требований законодательства о раскрытии информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, в виде штрафа в размере 250 000 рублей.
При подаче заявления общество заявило ходатайство о восстановлении процессуального срока на обращение в арбитражный суд.
Суд первой инстанции ходатайство о восстановлении срока для обжалования удовлетворил, признав уважительными причины его пропуска? на основании ст.117, ч.2 ст.208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 16 сентября 2013 года в удовлетворении заявления ООО "Жилстройсервис" отказано в связи с наличием в действиях общества вменяемого состава административного правонарушения, соблюдением процедуры привлечения к административной ответственности, отсутствием оснований для признания совершенного правонарушения малозначительным.
В апелляционной жалобе ООО "Жилстройсервис" просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на малозначительность совершенного обществом правонарушения, карательный характер назначенного административным органом наказания.
В отзыве на апелляционную жалобу административный орган просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на законность и обоснованность обжалуемого решения суда.
Дело рассмотрено в соответствии с требованиями ст.156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Проверив материалы дела, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, главным специалистом-экспертом инспекции на основании распоряжения N 001677/В-523 от 04 июня 2013 года заместителя руководителя инспекции о проведении внеплановой выездной проверки юридического лица 05 июня 2013 года проведена внеплановая документарная проверка ООО "Жилстройсервис", зарегистрированного по адресу: г.Ульяновск, ул.Крымова, д.12, на предмет соблюдения данной управляющей организацией постановления Правительства РФ N731 от 23 сентября 2010 года (далее - постановление Правительства РФ N 731). Установлено, что на момент проверки официального интернет сайта www.reformagkh.ru. (далее - сайт), определенного приказом Министерства регионального развития РФ от 24 ноября 2011 года N543 "Об определении официального сайта в сети Интернет, предназначенного для раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами" (с изменениями от 10 декабря 2012 года), информация размещена на данном сайте не в полном объеме.
В ходе осмотра административным органом было выявлено, что ООО "Жилстройсервис" в нарушение установленных требований не раскрыло на официальном сайте Минрегиона РФ, информацию, предусмотренную: пп."а" п.5, "г" п.8, пп."е" п.8, пп."ж" п.8, пп."а" п.9, пп."б" п.9, пп."в" п.9, пп."а" п.10, абз.2 пп."б" п.10, абз.3 пп."б" п.10, абз.4 пп."б" п.10, абз.5 пп. "б" п.10, абз.6 пп. "б" п.10, пп. "а" п.11, абз.2 пп."б" п.11, абз.3 пп."б" п.11, абз.4 пп."б" п.11, абз.5 пп."б" п.11, п.12, пп."а" п.13, пп."б" п.13, пп."а" п.14, пп."б" п.14, пп. "в" п.14 постановления Правительства РФ N 731.
В частности, на сайте отсутствуют сведения (информация): 1) о режиме работы управляющей организации, в том числе часы личного приема граждан сотрудниками управляющей организации и работы диспетчерских служб; 2) о перечне многоквартирных домов, в отношении которых договоры управления были расторгнуты в предыдущем календарном году, с указанием адресов этих домов и оснований расторжения договоров управления; 3) о членстве управляющей организации в саморегулируемой организации и (или) других объединениях управляющих организаций с указанием их наименований и адресов, включая официальный сайт в сети интернет; 4) годовая бухгалтерская отчетность, включая бухгалтерский баланс и приложения к нему; 5) о доходах, полученных за оказание по управлению многоквартирными домами (по данным раздельного учета доходов и расходов); 6) о расходах, понесенных в связи с оказанием услуг по управлению многоквартирными домами (по данным раздельного учета доходов и расходов); 7) об услугах, оказываемых управляющей организацией в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, из числа услуг, указанных в Правилах содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года N 491; 8) об услугах, связанных с достижением целей управления многоквартирным домом, которые оказываются управляющей организацией, в том числе: услугах, оказываемых управляющей организацией по обеспечению поставки в многоквартирный дом коммунальных ресурсов; 9) о заключении от имени собственников помещений в многоквартирном доме договоров об использовании общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме на условиях, определенных решением общего собрания (в том числе договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций); 10) об охране подъезда; 11) об охране коллективных стоянок; 12) об учете собственников; 13) план работ на срок не менее 1 года по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома, мер по снижению расходов на работы (услуги), выполняемые (оказываемые) управляющей организацией, с указанием периодичности и сроков осуществления таких работ (услуг), а также сведения об их выполнении (оказании) и о причинах отклонения от плана; 14) о количестве случаев снижения платы за нарушения качества содержания и ремонта общего имущества в многоквартирном доме за последний календарный год; 15) о количестве случаев снижения платы за нарушения качества коммунальных услуг и (или) за превышение установленной продолжительности перерывов в их оказании за последний календарный год; 16) о фактах выявления ненадлежащего качества услуг и работ и (или) превышения установленной продолжительности перерывов в оказании услуг или выполнении работ не в соответствии с устанавливаемыми Правительством Российской Федерации правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме и правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах; 17) о количестве случаев привлечения управляющей организации в предыдущем календарном году к административной ответственности за нарушения в сфере управления многоквартирными домами (в том числе копии документов о применении мер административного воздействия), а также о мерах, принятых для устранения нарушений, повлекших применение административных санкций; 18) о содержании каждой работы (услуги), периодичности выполнения работы (оказания услуги), результатах выполнения работы (оказания услуги), гарантийном сроке (в случае, если гарантия качества работ предусмотрена федеральным законом, иным нормативным правовым актом Российской Федерации или предлагается управляющей организацией), конструктивных особенностях, степени физического износа и технического состояния общего имущества многоквартирного дома, определяющих выбор конкретных работ (услуг); 19) о стоимости каждой работы (услуги) в расчете на единицу измерения (на 1 кв. метр общей площади помещений в многоквартирном доме, на 1 пог. метр соответствующих инженерных сетей, на 1 кв. метр площади отдельных объектов, относящихся к общему имуществу многоквартирного дома, на 1 прибор учета соответствующего коммунального ресурса и др.); 20) перечень коммунальных ресурсов, которые управляющая организация, закупает у ресурсоснабжающих организаций, с указанием конкретных поставщиков, а также объема закупаемых ресурсов и цен на такие ресурсы, по которым управляющая организация закупает их у ресурсоснабжающих организаций; 21) о тарифах (ценах) для потребителей, установленных для ресурсоснабжающих организаций, у которых управляющая организация закупает коммунальные ресурсы, в том числе реквизиты нормативных правовых актов (дата, номер, наименование принявшего акт органа), которыми установлены такие тарифы (цены); 22) о тарифах (ценах) на коммунальные услуги, которые применяются управляющей организацией, товариществом или кооперативом для расчета размера платежей для потребителей;
Согласно списку обслуживаемых домов ООО "Жилстройсервис" является управляющей организацией, в обязанность которой входит управление многоквартирными домами.
Исходя из п.2.3 ст.161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качестве которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
В силу части 10 статьи 161 ЖК РФ управляющая организация обязана обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности (в части исполнения такой управляющей организацией договоров управления многоквартирным домом), об оказываемых услугах и о выполняемых, работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах) на ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, в соответствии со стандартом раскрытия информации, утвержденным Правительством Российской Федерации.
В соответствии с ч.1 постановления Правительства РФ N 731, вступившим в силу 09 октября 2010 года, утвержден Стандарт раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами (далее - Стандарт раскрытия информации).
Пунктом 2 постановления Правительства РФ N 731 установлено, что организации, осуществляющие на день вступления в силу данного постановления деятельность в сфере управления многоквартирными домами на основании заключенного в соответствии со статьей 162 ЖК РФ договора управления многоквартирным домом, обязаны разместить (опубликовать) информацию в соответствии с утвержденным постановлением стандартом в течение 2 месяцев со дня вступления в силу указанного постановления.
Стандартом раскрытия информации установлены требования к составу информации, подлежащей раскрытию организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, а также к порядку, способам и срокам ее раскрытия.
Под управляющей организацией понимается юридическое лицо, независимо от организационно-правовой формы, или индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность в сфере управления многоквартирными домами на основании договора, заключенного в соответствии со статьей 162 ЖК РФ.
Под раскрытием информации понимается обеспечение доступа неограниченного круга лиц к информации (независимо от цели ее получения) в соответствии с процедурой, гарантирующей нахождение и получение информации.
Согласно п.3 постановления Правительства РФ N 731 управляющая организация обязана раскрывать следующую информацию: а) общая информация об управляющей организации; б) основные показатели финансово-хозяйственной деятельности организации (в части исполнения такой управляющей организацией договоров управления); в) сведения о выполняемых работах (оказываемых услугах) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме; г) порядок и условия оказания услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме; д) сведения о стоимости работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме; е) сведения о ценах (тарифах) на коммунальные ресурсы.
Управляющей организацией информация раскрывается путем обязательного опубликования на официальном сайте в сети Интернет, на официальном сайте органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, определяемого высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, в сети Интернет, на официальном сайте органа местного самоуправления соответствующего муниципального образования; опубликования в официальных печатных средствах массовой информации, в которых публикуются акты органов местного самоуправления и которые распространяются в муниципальных образованиях, на территории которых управляющие организации осуществляют свою деятельность (далее - официальные печатные издания); размещения на информационных стендах (стойках) в помещении управляющей организации.
Информация размещается управляющей организацией на вышеуказанных сайтах в сети Интернет, при этом информация должна быть доступна в течение 5 лет.
В ходе рассмотрения дела об административном правонарушении представитель общества Лямаева С.А. пояснила, что вся необходимая информация управляющей организацией была размещена 08 июня 2013 года, в связи с чем просила применить положения ст.2.9 КоАП РФ.
Событие административного правонарушения подтверждается актом проверки от 05 июня 2013 года N В-523, на основании которого в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении от 07 июня 2013 года В-523, другими материалами дела.
Субъектом нарушений, выявленных в ходе проведения проверки, является лицо, на которое возложены функции по управлению многоквартирным домом. Данные функции исполняет ООО "Жилстройсервис".
Вина ООО "Жилстройсервис" во вменяемом административном правонарушении заключается в том, что, являясь организацией, осуществляющей деятельность по управлению многоквартирными домами и, выполняя организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функций, оно допустило нарушение законодательства о стандарте раскрытия информации.
Таким образом, в действиях (бездействии) ООО "Жилстройсервис" содержится состав административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.7.23.1 КоАП РФ.
Выявленные нарушения были зафиксированы в акте проверки N В-523 от 05 июня 2013 года, произведены скриншоты с проверяемой странички в сети интернет.
По результатам проверки контрольным органом в отношении управляющей организации ООО "Жилстройсервис" составлен протокол от 07 июня 2013 года N В-523 об административном правонарушении по ч.1 ст.7.23 1 КоАП РФ.
Инспекцией 09 июля 2013 года вынесено постановление N 655/13 о привлечении ООО "Жилстройсервис" к административной ответственности, предусмотренной ч.1 ст.7.23.1 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере 250 000 рублей.
В соответствии с частью 1 ст.7.23.1 КоАП РФ нарушение организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами на основании договоров управления, установленных стандартом раскрытия информации порядка, способов или сроков раскрытия информации, либо раскрытие информации не в полном объеме, либо предоставление недостоверной информации влечет наложение административного штрафа на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в размере от двухсот пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей.
В рассматриваемом случае, на момент осуществления мониторинга сайта www.reformagkh.ru в сети Интернет, заявителем в нарушение требований законодательства не была в полном объеме раскрыта информация, предусмотренная Стандартом раскрытия информации, что свидетельствует о наличии события административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч.1 ст.7.23.1 КоАП РФ.
Факт правонарушения подтверждается материалами административного дела, а именно: актом от 05 июня 2013 года N В-523, протоколом об административном правонарушении от 07 июня 2013 года N В-523 и другими доказательствами.
В силу ч.2 ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Имеющимися в материалах дела доказательствами подтверждается факт совершения заявителем административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.7.23.1 КоАП РФ, а также тот факт, что обществом не были предприняты все необходимые, достаточные и зависящие от него меры по соблюдению правил и норм, за нарушение которых названной нормой предусмотрена административная ответственность.
При этом заявителем не представлено доказательств, свидетельствующих об отсутствии у него возможности для соблюдения нарушенных правил и норм.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции признал оспариваемое постановление инспекции законным и обоснованным.
Нарушений порядка привлечения к административной ответственности, установленного КоАП РФ, которые могли бы повлечь признание постановления о назначении административного наказания незаконным, в ходе производства по данному делу об административном правонарушении не установлено.
В силу ст.2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Как разъяснил Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в пункте 18 постановления Пленума от 02 июня 2004 года N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
В соответствии с пунктом 18.1 вышеназванного постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях.
Таким образом, малозначительность деяния является оценочным признаком, который устанавливается в зависимости от конкретных обстоятельств дела. Критериями для определения малозначительности правонарушения являются объект противоправного посягательства, степень выраженности признаков объективной стороны правонарушения, характер совершенных действий и другие обстоятельства, характеризующие противоправность деяния.
В материалах дела отсутствуют доказательства исключительности случая вмененного обществу административного правонарушения.
Существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в пренебрежительном отношении общества к исполнению своих публично-правовых обязанностей, что привело к нарушение прав граждан на получение полной и достоверной информации о деятельности управляющей организации.
Доводы апелляционной жалобы о малозначительности допущенного правонарушения необоснованны, поскольку материалами дела подтверждается возникновение существенной угрозы охраняемым общественным отношениям в области раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, в результате неразмещения на соответствующем сайте в сети Интернет необходимой информации. Обстоятельств, свидетельствующих об исключительном характере допущенного правонарушения, не установлено.
Ссылка в апелляционной жалобе на решение Арбитражного суда Ульяновской области по делу N А72-10313/2013 несостоятельна, поскольку данный судебный акт не имеет преюдициального значения для настоящего дела.
Доводы апелляционной жалобы о том, что сумма наложенной санкции (250 000 рублей) представляет собой несоразмерное ограничение гарантированных конституцией Российской Федерации свободы экономической деятельности, права каждого на свободное использование своих способностей и имущества для использования в предпринимательской деятельности и права частной собственности, о карательном характере санкции подлежат отклонению. В данном случае административным органом назначено наказание в минимальном размере, установленном санкцией правовой нормы. Законодатель в ч.1 ст.7.23.1 КоАП РФ установил соответствующее правонарушению наказание, которое не было признано неконституционным в установленном порядке. КоАП РФ не предусматривает возможности снижения наказания ниже низшего предела, предусмотренного санкцией соответствующей статьи.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы не опровергают выводов суда первой инстанции и не являются основанием для отмены или изменения обжалуемого решения арбитражного суда по основаниям, предусмотренным статьёй 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного решение суда от 16 сентября 2013 года следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу заявителя - без удовлетворения.
Исходя из положений ст. 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уплата госпошлины за рассмотрение заявлений об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности и обжалование решений по данной категории дел не предусмотрена.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 16 сентября 2013 года по делу N А72-9436/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.Г. Филиппова |
Судьи |
В.Е.Кувшинов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А72-9436/2013
Истец: ООО "Жилстройсервис"
Ответчик: Главная государственная инспекция регионального надзора Ульяновской области
Хронология рассмотрения дела:
11.02.2014 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-2304/13
19.12.2013 Определение Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-2304/13
30.10.2013 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-18593/13
16.09.2013 Решение Арбитражного суда Ульяновской области N А72-9436/13