г. Санкт-Петербург |
|
29 октября 2013 г. |
Дело N А56-17300/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 октября 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 октября 2013 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Масенковой И.В.
судей Зайцевой Е.К., Лариной Т.С.
при ведении протокола судебного заседания: Терентьевой О.А.
при участии:
от истца: не явился, извещен
от ответчика: пр. Лалина К.Э., дов. от 02.06.2013
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-17832/2013) ООО "Кинокомпания "СТВ" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 05.07.2013 по делу N А56-17300/2013 (судья Рагузина П.Н.), принятое
по иску Министерства культуры РФ
к Обществу с ограниченной ответственностью "Кинокомпания "СТВ"
о взыскании неустойки
установил:
Министерство культуры Российской Федерации (далее - Минкультуры России, Министерство) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к Обществу с ограниченной ответственностью "Кинокомпания "СТВ" (далее - ООО "Кинокомпания "СТВ", Кинокомпания) о взыскании неустойки в сумме 896042,00 руб. за просрочку передачи в Госфильмофонд России исходных фильмовых материалов в рамках Государственного контракта от 17.06.2008 N 08-06/2-3320.
При рассмотрении дела иск был признан в части неустойки в сумме 58437,50 руб.
Решением арбитражного суда от 09.11.2012 иск удовлетворен в полном объеме. Суд первой инстанции указал на отсутствие в контракте условий о том, что исполнитель вправе приостановить выполнение работ в случае задержки со стороны заказчика исполнения обязательства по авансированию работ. Срок сдачи комплекта исходных фильмовых материалов в Государственный фонд кинофильмов РФ, установленный в приложении N 2 к Государственному контракту, нарушен ответчиком, что не отрицается последним. Ответственность в виде неустойки применена судом со ссылкой на условия Государственного контракта и положения Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ). Суд посчитал, что неустойка обоснованно исчислена исходя из полной стоимости работ, так как стоимость этапов работ в контракте не определена. Нарушение срока сдачи исходных материалов кинофильма на постоянное хранение повлекло нарушение срока сдачи-приемки выполненных работ по Государственному контракту в целом. Ошибочное указание при расчете неустойки истцом 360 дней вместо 300 дней не повлекло нарушения прав ответчика, так как в результате сумма неустойки исчислена в меньшей сумме. В уменьшении неустойки на основании положений статьи 333 ГК РФ судом первой инстанции отказано со ссылкой на отсутствие очевидной несоразмерности заявленной неустойки последствиям нарушения обязательства, снижение неустойки ниже однократной ставки рефинансирования допускается лишь в экстраординарных случаях.
На решение суда ООО "Кинокомпания "СТВ" подана апелляционная жалоба, в которой оно просило изменить решение суда и взыскать неустойку в размере, признанном ответчиком - 58437,50 руб. В остальной части во взыскании неустойки отказать. В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель ссылался на то, что правоотношения между истцом и ответчиком носят некоммерческий характер. Положения Закона N 94-ФЗ подлежат применению в данном случае лишь в части статьи 7 для отбора продюсера, в отношении которого выделяется финансирование производства национального фильма. Правоотношения сторон вытекают не из сделки, а из предоставления целевого финансирования в форме безвозвратного и безвозмездного пожертвования. Права на фильм истцу не передаются, материальный носитель с фильмом не вручается. Неустойку следует начислять не на полную сумму контракта, а на стоимость этапа монтажно-тонировочного периода, который профинансирован истцом в части суммы 1500000,00 руб. Задержка указанного этапа не повлекла убытков для истца. Неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, не является компенсационной. Ответчик предупредил истца о невозможности завершения фильма в установленные контрактом сроки, просил перенести сроки завершения фильма, в чем ему было отказано.
В отзыве на апелляционную жалобу Министерство культуры РФ возражало против ее удовлетворения, ссылаясь на то, что материалами дела подтверждено исполнение государственного контракта ответчиком с нарушением предусмотренных им сроков. Финансирование производства фильма не является пожертвованием, а осуществляется в соответствии с положениями Федерального закона от 22.08.1996 N 126-ФЗ "О государственной поддержке кинематографии в Российской Федерации" (далее - Закона N 126-ФЗ) путем выделения денежных средств продюсеру фильма для целевого использования. Довод ответчика о начислении неустойки на стоимость одного этапа выполнения работ по Государственному контракту не соответствует его условиям, так как по своей правовой природе контракт не является договором подряда и правоотношения сторон положениями главы 37 Гражданского кодекса РФ не регулируются. Понятие авансирования этапов изготовления фильма не равнозначно понятию "стоимость работ". Довод ответчика о несоразмерности неустойки противоречит разъяснениям постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 22.12.2011 N 81 "О некоторых вопросах применения статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации".
В судебное заседание истец, извещенный надлежащим образом, не явился. С учетом мнения представителя ответчика и в соответствии с положениями статьи 156 АПК РФ дело рассмотрено в отсутствие истца.
Представитель ответчика поддержал доводы апелляционной жалобы.
Возражений против рассмотрения дела в пределах доводов апелляционной жалобы не заявлено.
Законность и обоснованность судебного акта проверены в порядке части 5 статьи 268 АПК РФ.
Заслушав объяснения представителя ответчика, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, выводы, изложенные в обжалуемом судебном акте, представленные в материалы дела доказательства, апелляционный суд считает, что решение суда в обжалуемой части подлежит отмене.
Материалами дела подтверждается, что между Федеральным агентством по культуре и кинематографии (заказчик) и ООО "Кинокомпания "СТВ" (исполнитель) заключен Государственный контракт о государственной финансовой поддержке производства национального игрового кинофильма "Дочь Якудзы" (частичная поддержка) от 17.06.2008 N 08-6/г-3320, по условиям которого, во исполнение Федерального закона РФ "О государственной поддержке кинематографии РФ" и в соответствии с Положением о национальном фильме, утвержденным приказом Министерства культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации от 27.09.2004 N 60 заказчик осуществляет финансирование производства национального фильма "Дочь Якудзы", характеристики которого приведены в пункте 1.1 Государственного контракта.
Размер финансирования установлен в сумме 23000000,00 руб., что составляет 26,5% сметной стоимости производства фильма, согласованной с заказчиком. Исполнитель принимает на себя обязанность осуществить производство фильма в порядке и на условиях, предусмотренных Государственным контрактом.
В части суммы 63755730,00 руб. (73,5%), по условиям пункта 1.3 Государственного контракта, финансирование производства фильма осуществляется ООО "Компания "СТВ".
Согласно пункту 1.4 Государственного контракта, срок начала производства фильма установлен 01.12.2008. Срок сдачи комплекта исходных фильмовых материалов фильма в Государственный фонд кинофильмов Российской Федерации (для неигрового Российский государственный архив кинофотодокументов) - 02.12.2009. Срок подписания акта о полном и надлежащем исполнении обязательств Государственного контракта - 16.01.2010.
По условиям пункта 2.2 Государственного контракта заказчик осуществляет финансирование производства фильма в соответствующем периоде в соответствии с календарно-постановочным планом после получения заказчиком утвержденных исполнителем и согласованных с заказчиком акта об окончании предшествующего периода (приложения N N 3, 4, 5, 6 к Государственному контракту) и приказа исполнителя о запуске фильма в следующий период. Денежные средства, выделенные в порядке государственного финансирования производства фильма, исполнитель обязан использовать исключительно в целях производства фильма (пункт 2.4 договора).
В соответствии с соглашением от 12.09.2008 N 2223-01-40-/03-ЛГ заказчиком по Государственному контракту указано Министерство культуры РФ.
Дополнительным соглашением от 03.02.2009 N 387-01-41/03-СЗ к Государственному контракту предусмотрено осуществление финансирования в следующем порядке: 3000000,00 руб. в течение подготовительного периода, 13000000,00 руб. в течение съемочного периода, 5000000,00 руб. в течение монтажно-тонировочного периода. Дополнительным соглашением от 24.06.2009 N 1822-01-41-03-СЗ предусмотрено участие в финансировании фильма также Кинофабрики ГмбХ в части 20% сметной стоимости производства фильма, при этом доля финансирования, предоставляемая ООО "Компания "СТВ", составила 53,5% сметной стоимости производства фильма.
Согласно приложению N 2 Календарно-постановочный план производства игрового фильма "Дочь Якудзы" с учетом условий дополнительного соглашения от 24.06.2009 к Государственному контракту, режиссерская разработка, подготовительный период, съемочный период фильма должны были быть закончены 15.10.2009. С 16.10.2009 по 16.02.2010 предусмотрен монтажно-тонировочный период, сдача фильма в ГФФ России на одной пленке должна была быть произведена 18.02.2010, сдача комплекта исходных фильмовых материалов на постоянное хранение в ГФФ России - 02.04.2010, предоставление в Министерство культуры РФ акта о приемке исходных фильмовых материалов фильма на постоянное хранение в ГФФ России - 01.05.2010. Акт о полном и надлежащем исполнении обязательств по договору должен был быть подписан 16.05.2010.
Дополнительным соглашением от 09.12.2009 N 3869-01-41/03-СЗ лимит финансирования указан в сумме 22500000,00 руб., из которых 3000000,00 руб. подлежало выплате в течение подготовительного периода; 18000000,00 руб. - в течение съемочного периода и 1500000,00 руб. - в течение монтажно-тонировочного периода. Финансирование на 2010 год определено в дополнительном соглашении от 10.02.2010 N 584-01-41/03-СЗ к Государственному контракту в сумме 500000,00 руб. в течение одного месяца с даты сдачи комплекта исходных фильмовых материалов фильма в Государственный фонд кинофильмов РФ. Дополнительным соглашением от 21.06.2012 N 1375-01-41/03-12 к Государственному контракту предусмотрено, что окончательная выплата в размере 500000,00 руб. осуществляется в течение одного месяца с даты подписания Акта о полном и надлежащем исполнении обязательств по контракту.
Исходные материалы кинофильма "Дочь якудзы" переданы на постоянное хранение в Госфильмофонд России по акту от 22.09.2010 N 59. Акт N 03 о полном исполнении обязательств по Государственному контракту подписан 22.06.2012. В акте отражено, что имело место нарушение сроков монтажно-тонировочного периода и сроков сдачи исходных материалов в ГФФ России, установленных условиями Государственного контракта.
В связи с допущенной просрочкой заказчиком со ссылкой на условия пункта 6.1 Государственного контракта начислена неустойка, предусмотренная статьей 9 Закона N 94-ФЗ, за 170 дней просрочки исполнения обязательства по представлению исходных фильмовых материалов в Госфильмофонд.
При рассмотрении дела в суде первой инстанции ответчик заявил об уменьшении неустойки на основании статьи 333 ГК РФ.
Оценив представленные в материалы дела доказательства, апелляционный суд не может согласиться с выводом суда первой инстанции о наличии в данном случае оснований, предусмотренных статьей 330 ГК РФ для начисления неустойки.
Пунктом 6.1 Государственного контракта установлено, что за его неисполнение или ненадлежащее исполнение стороны несут ответственность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. Условиями Государственного контракта уплата неустойки за нарушение сроков производства фильма не предусмотрена. Ссылка на возможность применения к правоотношениям сторон по Государственному контракту положений Закона N 94-ФЗ, в том числе, в части ответственности за нарушение принятых в рамках Государственного контракта обязательств, в тексте Государственного контракта отсутствует.
Положениями статей 6, 7, 8 Закона N 126-ФЗ установлено, что государственное финансирование производства национального фильма является одной из мер государственной поддержки кинематографии, представляющей собой выделение средств на производство национального фильма в пределах расходов федерального бюджета, предусмотренных на кинематографию на соответствующий финансовый год. Согласно статье 8 Закона N 126-ФЗ, выделение денежных средств осуществляется на основании решения Федерального органа исполнительной власти в области кинематографии о выделении средств на производство национального фильма в пределах расходов федерального бюджета, предусмотренных на кинематографию на соответствующий финансовый год. Таким образом, правоотношения сторон при предоставлении финансирования на производство национального фильма, являются публично-правовыми, а не обязательственными, несмотря на то, что они оформляются государственным контрактом.
Между тем, статьей 1 Закона N 94-ФЗ действие указанного закона распространено на правоотношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных, муниципальных нужд, то есть на случаи, когда государственный заказчик является субъектом гражданско-правового правоотношения, вытекающего из соответствующего договора.
В отличие от правоотношений по государственному финансированию производства национальных фильмов, правоотношения по выполнению государственных или муниципальных заказов подразумевают предоставление государственному заказчику встречного исполнения относительно произведенного им финансирования в виде поставки товара, результата работ или совершения в интересах заказчика определенной деятельности.
В данном случае, права на созданное с участием государственного финансирования произведение приобретаются его создателем, что оговорено в пункте 5.1 Государственного контракта. Государственный заказчик никакого встречного предоставления не получает, тем более, что им осуществляется финансирование лишь части расходов на создание соответствующего произведения, а не оплата работы по его созданию.
Обязательным условием, которое должно быть исполнено получателем государственного финансирования является в силу положений статьи 7 Закона N 126-ФЗ целевое расходование выделенных ему денежных средств, а не достижение конечного результата в виде создания соответствующего произведения.
Таким образом, деятельность ответчика по созданию фильма не может быть квалифицирована как исполнение обязательства в пользу государственного заказчика, следовательно, нарушение срока изготовления фильма не является тем нарушением обязательства, за которое подлежит применению гражданско-правовая ответственность, установленная Законом N 94-ФЗ.
Этот вывод подтверждается и буквальным толкованием положений статей 7, 8 Закона N 126-ФЗ, в которых указано, что нормы Закона N 94-ФЗ применяются лишь в части определения порядка выбора продюсера для изготовления фильма и заключения государственного контракта, но не в части правоотношений сторон в рамках выделения государственного финансирования, которые регулируются бюджетным законодательством и специальными положениями Закона N 126-ФЗ и не в части применения ответственности за нарушение условий предоставления государственного финансирования.
Пунктами 10, 11 статьи 9 Закона N 94-ФЗ в редакции, действовавшей на момент подписания Государственного контракта, предусмотрена ответственность за нарушение поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательства, предусмотренного государственным (муниципальным) контрактом. Согласно положениям статьи 307 ГК РФ, в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как-то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности. Обязательства возникают из договора, вследствие причинения вреда и из иных оснований, указанных в настоящем Кодексе. В данном случае никаких обязательств по отношению к заказчику исполнителем не принималось, осуществление деятельности по созданию фильма представляет собой исполнение не обязательства, а обязанности по осуществлению деятельности, которая является объектом применения меры государственной поддержки, в данном случае в виде дополнительного финансирования.
Кроме того, согласно приведенным выше положениям Закона N 94-ФЗ условие об ответственности поставщика (исполнителя, подрядчика) должно быть в обязательном порядке включено в текст государственного контракта с определением размера неустойки. Пунктом 11 статьи 9 Закона N 94-ФЗ установлен лишь ее низший предел.
Как указано выше, в Государственном контракте взыскание какой-либо неустойки за несоблюдение сроков производства фильма не предусмотрено.
При таких обстоятельствах, у истца не имелось оснований для применения в данном случае гражданско-правовой ответственности, установленной статьей 330 ГК РФ, в обжалуемой части решение суда следует отменить, в удовлетворении иска отказать.
В части, в которой иск признан ответчиком и удовлетворен судом, решение суда первой инстанции не обжаловано, следовательно, оснований для его отмены или изменения не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 269, статьями 270-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 05.07.2013 по делу N А56-17300/2013 изменить, изложив его резолютивную часть в следующей редакции:
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью "Кинокомпания "СТВ" в пользу Министерства культуры Российской Федерации неустойку в размере 58 437 руб. 50 коп. и в возмещение расходов по уплате государственной пошлины 1 364 руб. 41 коп.
В остальной части в удовлетворении иска отказать.
Взыскать с Министерства культуры Российской Федерации в пользу Общества с ограниченной ответственностью "Кинокомпания "СТВ" в возмещение расходов по уплате государственной пошлины 2000 руб.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
И.В. Масенкова |
Судьи |
Е.К. Зайцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-17300/2013
Истец: Министерство культуры Российской Федерации, Министерство культуры РФ
Ответчик: ООО "Кинокомпания"СТВ"
Хронология рассмотрения дела:
19.02.2014 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-11183/13
29.10.2013 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-17832/13
05.07.2013 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-17300/13