г. Москва |
|
31 октября 2013 г. |
Дело N А41-40591/12 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 октября 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 31 октября 2013 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Катькиной Н.Н.,
судей Епифанцевой С.Ю., Коротковой Е.Н.,
при ведении протокола судебного заседания: Чугуевой Н.Н.,
при участии в заседании:
от Некоммерческого партнерства по благоустройству земельных участков "Солнечный дом": Дацюк Д.А. - генеральный директор в соответствии с протоколом от 23.08.10;
от Министерства экологии и природопользования Московской области: Мосяков А.В. по доверенности N 31 от 27.08.13,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 27 июня 2013 года по делу N А41-40591/12, принятое судьей Кулматовым Т.Ш., по заявлению Некоммерческого партнерства по благоустройству земельных участков "Солнечный дом" к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Московской области, с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Ногинску Московской области, Министерства экологии и природопользования Московской области, администрации Ногинского муниципального района Московской области, о признании кадастровой стоимости земельных участков несоответствующей их рыночной стоимости,
УСТАНОВИЛ:
Некоммерческое партнерство по благоустройству земельных участков (НП) "Солнечный дом" обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Московской области об обязании:
- внести в Государственный земельный кадастр недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 50:16:01 01 036:64, общей площадью 55 000 кв.м., имеющего местоположение в с. Ямкино, Ногинского района, Московской области, в размере равном 9 886 250 руб., и земельного участка с кадастровым номером 50:16:01 01 036:63, общей площадью 844 008 кв.м., имеющего местоположение в с. Ямкино, Ногинского района, Московской области в размере равном 151 710 438 руб.;
- выдать кадастровый паспорт на земельный участок с кадастровым номером 50:16:01 01 036:64, общей площадью 55 000 кв.м., имеющего местоположение в с. Ямкино, Ногинского района, Московской области, с указанием его кадастровой стоимости в размере 9 886 250 руб., и земельного участка с кадастровым номером 50:16:01 01 036:63, общей площадью 844 008 кв.м., имеющего местоположение в с. Ямкино, Ногинского района, Московской области с указанием его кадастровой стоимости в размере 151 710 438 руб. (т. 1, л.д. 3-5).
Определением Арбитражного суда Московской области от 27 ноября 2012 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, были привлечены Инспекция Федеральной налоговой службы России (ИФНС) по г. Ногинску Московской области, Министерство экологии и природопользования Московской области, администрация Ногинского муниципального района Московской области (т. 1, л.д. 89).
До вынесения судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу спора, НП "Солнечный дом" в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнило заявленные требования, просило:
1) признать несоответствующей рыночной кадастровую стоимость 2 402,59 руб. в отношении двух земельных участков:
- земельного участка с кадастровым номером 50:16:01 01 036:64, общей площадью 55 000 кв.м., имеющего местоположение в с. Ямкино, сельского поселения Ямкинское, Ногинского района, Московской области;
- земельного участка с кадастровым номером 50:16:01 01 036:63, общей площадью 844 008 кв.м., имеющего местоположение в с. Ямкино, сельского поселения Ямкинское, Ногинского района, Московской области;
2) обязать ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области исключить из государственного кадастра недвижимости сведения о кадастровой стоимости в размере 2 402,59 руб. в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:16:01 01 036:64, общей площадью 55 000 кв.м., имеющего местоположение в с. Ямкино, сельского поселения Ямкинское, Ногинского района, Московской области, и земельного участка с кадастровым номером 50:16:01 01 036:63, общей площадью 844 008 кв.м., имеющего местоположение в с. Ямкино, сельского поселения Ямкинское, Ногинского района, Московской области и внести в государственный кадастр недвижимости кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 50:16:01 01 036:64, общей площадью 55 000 кв.м., имеющего местоположение в с. Ямкино, сельского поселения Ямкинское, Ногинского района, Московской области, в размере равном рыночной стоимости - 9 794 950 руб., и кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 50:16:01 01 036:63, общей площадью 844 008 кв.м., имеющего местоположение в с. Ямкино, сельского поселения Ямкинское, Ногинского района, Московской области, в размере равном рыночной стоимости - 150 309 385 руб., и считать ее таковой с момента регистрации за истцом права собственности - 25.03.11 (т. 1. л.д. 160).
Решением Арбитражного суда Московской области от 27 июня 2013 года кадастровая стоимость в размере 2 402,59 руб. в отношении двух земельных участков:
-земельного участка с кадастровым номером 50:16:01 01 036:64, общей площадью 55 000 кв.м., имеющего местоположение в с. Ямкино, сельского поселения Ямкинское, Ногинского района, Московской области;
-земельного участка с кадастровым номером 50:16:01 01 036:63, общей площадью 844 008 кв.м., имеющего местоположение в с. Ямкино, сельского поселения Ямкинское, Ногинского района, Московской области, была признана несоответствующей рыночной; ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области было обязано исключить из государственного кадастра недвижимости сведения о кадастровой стоимости в размере 2 402,59 руб. в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:16:01 01 036:64, общей площадью 55 000 кв.м., имеющего местоположение в с. Ямкино, сельского поселения Ямкинское, Ногинского района, Московской области, и земельного участка с кадастровым номером 50:16:01 01 036:63, общей площадью 844 008 кв.м., имеющего местоположение в с. Ямкино, сельского поселения Ямкинское, Ногинского района, Московской области и внести в государственный кадастр недвижимости кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 50:16:01 01 036:64, общей площадью 55 000 кв.м., имеющего местоположение в с. Ямкино, сельского поселения Ямкинское, Ногинского района, Московской области, в размере равном рыночной стоимости - 9 794 950 руб., и кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 50:16:01 01 036:63, общей площадью 844 008 кв.м., имеющего местоположение в с. Ямкино, сельского поселения Ямкинское, Ногинского района, Московской области, в размере равном рыночной стоимости - 150 309 385 руб., и считать ее таковой с момента регистрации за истцом права собственности - 25.03.11 (т. 2, л.д. 143-146).
Не согласившись с вынесенным судебным актом, ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, указывая на то, что рыночная стоимость определяется на дату установления кадастровой стоимости, а также значительное расхождение между кадастровой и рыночной стоимостью спорных земельных участков (т. 2, л.д. 149-151).
В судебном заседании апелляционного суда представитель НП "Солнечный дом" возражал против доводов заявителя апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель Министерства экологии и природопользования Московской области поддержал доводы заявителя апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 121-123, 153, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области, ИФНС по г. Ногинску Московской области и администрации Ногинского муниципального района Московской области, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Законность и обоснованность решения суда проверены апелляционным судом в соответствии со статьями 266-268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав материалы дела и доводы апелляционной жалобы, заслушав представителей лиц, участвующих в судебном заседании, апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, НП "Солнечный дом" на праве собственности принадлежат:
- земельный участок с кадастровым номером 50:16:01 01 036:63, общей площадью 844 008 кв.м., имеющий местоположение в с. Ямкино, сельского поселения Ямкинское, Ногинского района, Московской области, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии 50-АБ N 369637 от 23.03.11 (т. 1, л.д. 23);
- земельный участок с кадастровым номером 50:16:01 01 036:64, общей площадью 55 000 кв.м., имеющего местоположение в с. Ямкино, сельского поселения Ямкинское, Ногинского района, Московской области, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии 50-АБ N 369636 от 25.03.11 (т. 1, л.д. 24).
Решением ИФНС по г. Ногинску Московской области N 4613 от 15.08.12 НП "Солнечный дом" было привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения, истцу был начислен земельный налог, исходя из кадастровой стоимости рассматриваемых участков, определенных Ногинским отделом ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области, равной 132 142 450 рублей для участка 50:16:01 01 036:64 и 2 027 805 181 рублей для участка 50:16:01 01 036:63. При этом средний удельный показатель кадастровой стоимости обоих земельных участков составил 2 402, 59 рубля (т. 1, л.д. 11-19).
Указанный показатель был применен на основании Распоряжения Министерства экологии и природопользования Московской области от 23.12.09 N 121-РМ, которым были утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений Московской области, а также средний уровень кадастровой стоимости 1 кв. м земель садоводческих, огороднических и дачных объединений по муниципальным районам, городским округам (т. 1, л.д. 39-43).
Полагая, что установленная ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области кадастровая стоимость спорных земельных участков значительно выше их рыночной стоимости, что нарушает прав и законные интересы заявителя, НП "Солнечный дом" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции указал, что в соответствии со статьей 66 Земельного кодекса Российской Федерации кадастровая стоимость земельного участка может быть установлена на основании его рыночной стоимости.
Апелляционный суд считает выводы суда первой инстанции законными и обоснованными, доводы апелляционной жалобы подлежащими отклонению.
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 названной статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
Порядок проведения государственной кадастровой оценки земли утвержден Постановлением Правительства РФ от 08.04.00 N 316 "Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель".
Согласно пунктам 1, 2, 4 названных Правил, организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и его территориальными органами. Для проведения указанных работ привлекаются оценщики или юридические лица, имеющие право на заключение договора об оценке, в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд". Государственная кадастровая оценка земель проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения не реже одного раза в 5 лет и не чаще одного раза в три года. Государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования. Государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки земель.
Как установлено пунктом 11 Правил, для проведения государственной кадастровой оценки земель Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти разрабатываются и утверждаются Методические указания по государственной кадастровой оценке земель.
Во исполнение пунктов 11 и 13 названных Правил Приказом Минэкономразвития России от 12.08.06 N 222 были утверждены Методические указания по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случае изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка.
В соответствии с пунктом 1.2 Методических указаний они применяются для определения кадастровой стоимости земельных участков в случаях:
- образования нового земельного участка;
- изменения площади земельного участка;
- изменения вида разрешенного использования земельного участка;
- перевода земельного участка из одной категории в другую или отнесения земельного участка к определенной категории земель;
- включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном земельном участке.
В соответствии с пунктом 4 статьи 17 Федерального закона "О государственном земельном кадастре" сведения об экономических характеристиках земельных участков подлежали внесению в документы государственного земельного кадастра на основании данных государственной кадастровой и иной оценки земель и положений нормативных правовых актов.
Таким образом, по итогам государственной кадастровой оценки земель орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации принимает акт об утверждении ее результатов. В полномочия органов кадастрового учета входит внесение в государственный кадастр результатов государственной кадастровой оценки, утвержденных в установленном порядке органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Следовательно, под утвержденными результатами должны пониматься те показатели, которые непосредственно указаны в обнародованном акте органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, а не исходные первичные показатели, применявшиеся для расчета включенных в такой акт итоговых цифр.
Распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от 23.12.09 N 121-РМ были утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений Московской области, а также средний уровень кадастровой стоимости 1 кв.м. земель садоводческих, огороднических и дачных объединений по муниципальным районам, городским округам (т. 1, л.д. 39-43).
На основании данных значений ФГБУ "ФКП "Росреестра" по Московской области была установлена кадастровая стоимость спорных земельных участков, которая составила 132 142 450 рублей для участка 50:16:01 01 036:64 и 2 027 805 181 рублей для участка 50:16:01 01 036:63.
Согласно пункту 1 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с Федеральным законом об оценочной деятельности.
При этом в пункте 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации указано, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Таким образом, пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.
Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28 июня 2011 года N 913/11 определена правовая позиция, в соответствии с которой споры, связанные с установлением кадастровой стоимости земельных участков, затрагивают интересы их правообладателей не только в сфере налоговых и земельных отношений, но и гражданского оборота. Поэтому такие споры подлежат рассмотрению по общим правилам искового производства даже в тех случаях, когда они возникли в связи с действиями органов кадастрового учета.
Рассмотрение по общим правилам искового производства, предполагает применение правил о бремени доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка и в тех случаях, когда они возникли в связи с действиями органов кадастрового учета.
В Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.11 N 913/11 по делу N А27-4849/2010 также разъяснено, что законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта об ее утверждении, предметом оспаривания в этом случае не являются.
В рассматриваемом случае заявленные требования истца имеют своим предметом изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости спорных земельных участков на их рыночную стоимость.
При этом заявленный иск основан на отчете N 5-1/13 об определении рыночной стоимости земельных участков от 03.06.13, подготовленном ООО "Департамент архитектурного и строительного инжиниринга" в рамках проведенной по настоящему делу судебной экспертизы (т. 2, л.д. 72-122).
Спор между сторонами подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка.
Статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлена обязанность лиц, участвующих в деле, доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений.
В соответствии с заключением экспертов N 5-1/13 об определении рыночной стоимости земельных участков от 03.06.13, подготовленном ООО "Департамент архитектурного и строительного инжиниринга" в рамках проведенной по настоящему делу судебной экспертизы, рыночная стоимость по состоянию на 25.03.11 равна:
- 9 797 950 рублей для земельного участка с кадастровым номером 50:16:01 01 036:64, общей площадью 55 000 кв.м., имеющего местоположение в с. Ямкино, сельского поселения Ямкинское, Ногинского района, Московской области;
- 150 309 385 рублей для земельного участка с кадастровым номером 50:16:01 01 036:63, общей площадью 844 008 кв.м., имеющего местоположение в с. Ямкино, сельского поселения Ямкинское, Ногинского района, Московской области.
В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 29.07.98 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что экспертное заключение, представленное в материалы дела, не оспорено сторонами, другие экспертные заключения на отчет или отчеты по определению рыночной стоимости земельных участков в суд не представлены, суд первой инстанции обоснованно принял указанное заключение в качестве надлежащего доказательства.
Поскольку утверждение кадастровой стоимости земельных участков в размере, значительно превышающим их рыночную стоимость, повлекло за собой существенное ухудшение экономического положения истца по причине значительного увеличения налоговых обязательств, связанных с исчислением и уплатой земельного налога с учетом пункта 1 статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что действия ответчика повлекли нарушение прав и законных интересов истца в сфере предпринимательской деятельности.
Ссылка заявителя апелляционной жалобы на то, что рыночная стоимость земельного участка должна определяться на дату установления его кадастровой стоимости, а не на дату возникновения права собственности истца на спорные земельные участка, признается апелляционным судом несостоятельной.
В соответствии с абзацем вторым статьи 24.19 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Из материалов дела следует, что кадастровая стоимость спорных земельных участков была установлена ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области по состоянию на 24.02.10.
Между тем, статья 24.19 была добавлена в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" Законом от 22.07.10 N 167-ФЗ, вступившим в силу с 26.07.10.
Поскольку государственная кадастровая оценка была проведена до ведения в действие главы III.1 Федерального закона от 29.07.98 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", положения статьи 24.19 Закона от 29.07.98 N 135-ФЗ на спорные правоотношения не распространяются.
В свою очередь, законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям (пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации), не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости без ограничения даты определения последней.
При этом апелляционный суд учитывает, что в рассматриваемом случае требования заявлены не только об установлении кадастровой стоимости земельных участков на дату возникновения права собственности истца на них, но и о том, чтобы данная стоимость была указана с момента возникновения права собственности, то есть требования не затрагивают период с момента проведения государственной кадастровой оценки (24.02.10) до 25.03.11, поскольку права и обязанности НП "Солнечный дом", в том числе по уплате земельного налога, были нарушены неправильным определением кадастровой стоимости спорных участков с момента возникновения права собственности истца на участки, но не ранее.
Довод апелляционной жалобы о значительной разнице между рыночной и кадастровой стоимостью спорных земельных участков, в связи с чем определение рыночной стоимости, по мнению заявителя, неверно, подлежит отклонению, поскольку размер рыночной стоимости был определен на основании экспертного заключения, которое ничем не опровергнуто, а значительные различия в показателях и послужили основанием подачи настоящего иска.
Учитывая изложенное, апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции, в связи с чем апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Московской области от 27 июня 2013 года по делу N А41-40591/12 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.Н. Катькина |
Судьи |
С.Ю. Епифанцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-40591/2012
Истец: Некоммерческое партнерство по благоустройству земельных участков "Солнечный дом", НП по благоустройству земельных участков "Солнечный дом"
Ответчик: ФБУ "Кадастровая палата" по Московской области, ФГБУ "ФКП Росреестра по Московской области"
Третье лицо: Администрация Ногинского мунициапльного района Московской области, Администрация Ногинского муниципального района Московской области, ИФНС по г. Ногинску Московской области, Министерство экологии и природопользования Московской области, "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по МО, "ФКП Росреестра" в лице филиала по МО