г. Самара |
|
28 октября 2013 г. |
Дело N А55-2916/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 октября 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 28 октября 2013 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Марчик Н.Ю.,
судей Бажана П.В., Засыпкиной Т.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Максимовым С.С.,
с участием:
от заявителей:
общества с ограниченной ответственностью "Атрикс 63" - Третьяков А.С., доверенность от 10.12.2012 г. N 4-А-АРБ,
общества с ограниченной ответственностью производственно-коммерческая фирма "Карпаты" - Третьяков А.С., доверенность от 07.12.2012 г. N 04,
от ответчиков:
Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области - не явился, извещен,
Федерального агентства по управлению государственным имуществом - не явился, извещен,
от третьего лица - не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании 21 октября 2013 года в помещении суда, в зале N 7, апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 07.06.2013 г. по делу N А55-2916/2013 (судья Черномырдина Е.В.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Атрикс 63" (ОГРН 1106382001945), Самарская область, г. Тольятти,
общества с ограниченной ответственностью производственно-коммерческая фирма "Карпаты" (ОГРН 1026303955040), Самарская область, г. Жигулевск,
к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области, г. Самара,
Федеральному агентству по управлению государственным имуществом, г. Москва,
третье лицо:
мэрия городского округа Тольятти, Самарская область, г. Тольятти,
о признании незаконным бездействия,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Атрикс 63" (далее - первый заявитель, ООО "Атрикс 63") и общество с ограниченной ответственностью производственно-коммерческая фирма "Карпаты" (далее - второй заявитель, ООО ПКФ "Карпаты") обратились в Арбитражный суд Самарской области к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области (далее - первый ответчик, ТУ Росимущества в Самарской области), Федеральному агентству по управлению государственным имуществом (второй ответчик, Росимущество) с заявлением о признании незаконным бездействия ТУ Росимущества в Самарской области, выразившегося в непринятии в срок, установленный ч. 6 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации, решения по совместному заявлению ООО "Атрикс 63", ООО ПКФ "Карпаты" от 03.11.2011 г. вх. N 24/775 о предоставлении (продаже) на льготных условиях в общую долевую собственность земельного участка площадью 21 122 кв.м., находящегося по адресу: Самарская область, г. Тольятти, ул. Борковская, дом 16, с кадастровым номером 63:09:0102158:34, об обязании ТУ Росимущества в Самарской области по вступлении решения суда в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителей путем принятия в месячный срок решения о предоставлении в общую долевую собственность ООО "Атрикс 63", ООО ПКФ "Карпаты" земельного участка площадью 21 122 кв.м., находящегося по адресу: Самарская область, г. Тольятти, ул. Борковская, дом 16, с кадастровым номером 63:09:0102158:34, по цене выкупа 770 021,63 руб. и направления в адрес заявителей проекта договора купли-продажи указанного земельного участка в месячный срок с даты принятия решения о предоставлении.
Решением суда первой инстанции от 07.06.2013 г. признано незаконным бездействие ТУ Росимущества в Самарской области, выразившегося в непринятии в срок, установленный ч. 6 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации, решения по совместному заявлению ООО "Атрикс 63", ООО ПКФ "Карпаты" от 03.11.2011 г. вх. N 24/775 о предоставлении (продаже) на льготных условиях в общую долевую собственность земельного участка площадью 21 122 кв.м., находящегося по адресу: Самарская область, г. Тольятти, ул. Борковская, дом 16, с кадастровым номером 63:09:0102158:34. Суд обязал ТУ Росимущества в Самарской области по вступлении решения суда в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителей путем принятия в месячный срок решения о предоставлении в общую долевую собственность ООО "Атрикс 63", ООО ПКФ "Карпаты" земельного участка площадью 21 122 кв.м., находящегося по адресу: Самарская область, г. Тольятти, ул. Борковская, дом 16, с кадастровым номером 63:09:0102158:34, по цене выкупа 770 021,63 руб. и направления в адрес заявителей проекта договора купли-продажи указанного земельного участка в месячный срок с даты принятия решения о предоставлении. В удовлетворении требований к Росимуществу отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ТУ Росимущества обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований заявителя, ссылаясь на несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела; неправильное применение и нарушение норм материального права.
В обоснование апелляционной жалобы указывает, что судом необоснованно восстановлен срок на обращение в суд, предусмотренный ч. 4 ст. 198 АПК РФ.
Считает, что ТУ Росимущества в Самарской области не совершало бездействия, так как выполнило все необходимые действия в рамках полномочий, прямо предусмотренных нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации в отношении поданного заявления. До настоящего времени ответ Росимущества о принятии соответствующего решение не поступил.
Указывает также, что нормами статей 39 и 29 Земельного кодекса Российской Федерации не возлагается безусловная обязанность по предоставлению в собственность испрашиваемого земельного участка. Кроме того, в силу норм ст. 2 АПК РФ о задачах судопроизводства судебные акты арбитражных судов не могут подменять собой решения исполнительных органом государственной власти по вопросам, отнесенным к их компетенции. В связи с чем судом необоснованно принято решение о предоставлении в собственность земельного участка по цене выкупа 770 021,63 руб.
Представитель заявителей в судебном заседании, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным, просил оставить его без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения по основаниям, изложенным в письменных пояснениях.
Представители ответчиков и третьего лица в судебное заседание не явились. Мэрия городского округа Тольятти ходатайствовала о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.
В соответствии со ст. 156 АПК РФ дело по апелляционной жалобе рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей ответчиков и третьего лица, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Проверив материалы дела, выслушав представителя заявителей, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что ООО "Атрикс 63", ООО ПКФ "Карпаты" являются собственниками следующих объектов недвижимого имущества: здание (лит. А2) - склад, общая площадь 1009,3 кв.м., здание (лит. А1) - склад, общая площадь 2021 кв.м., здание (лит. A3) - склад, общая площадью 1003,20 кв.м. расположенные по адресу: Самарская область, г. Тольятти, Автозаводский район, ул. Борковская, д. 16, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права собственности (т. 1 л.д. 25, 27, 142).
Данные объекты недвижимости расположены на земельном участке площадью 21122 кв.м., находящемся по адресу: Самарская область, г. Тольятти, Автозаводский район, ул. Борковская, д. 16, с кадастровым номером: 63:09:0102158:34.
Указанный земельный участок находится в федеральной собственности, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 22.09.2011 г. серии 63-АЖ N 136861 (т. 2 л.д. 118).
03.11.2011 г. ООО "Атрикс 63" и ООО ПКФ "Карпаты" обратились в ТУ Росимущества в Самарской области с заявлением о выкупе вышеназванного земельного участка по цене 2,5% кадастровой стоимости, поскольку принадлежащие здания ранее являлись государственной собственностью (вх. N 24/775) (т. 1 л.д. 16-18).
16.11.2011 г. ТУ Росимущества в Самарской области направило заявление и приложенные к нему документы в Росимущество (т. 1 л.д. 54-57).
Росимущество письмом от 06.03.2012 г. поручило ТУ Росимущества в Самарской области провести проверку с целью выявления фактического использования земельного участка с учетом занимаемой площади и вида разрешенного использования, а также в отношении фактов самовольного строительства и нахождения на указанном земельном участке объектов гражданской обороны (т. 1 л.д. 51).
02.04.2012 г. ТУ Росимущества в Самарской области была проведена внеплановая выездная проверка, по результатам которой составлен акт N 15/30-2012 (т. 1 л.д. 21-24). В ходе проверки установлено, что на испрашиваемом заявителями земельном участке выявлены еще девять строений.
19.06.2012 г. ООО "Атрикс 63", ООО ПКФ "Карпаты" в ТУ Росимущества в Самарской области были предоставлены дополнительные документы, свидетельствующие о том, что выявленные сооружения, находящиеся на балансе заявителей, по своим характеристикам не относятся к объектам капитального строительства, что подтверждается письмами МП "ИНВЕНТАРИЗАТОР" от 19.06.2012 г. N 2174 и N 2175 (т. 1 л.д. 29-35).
ТУ Росимущества в Самарской области письмом от 25.06.2012 г. повторно направило в Росимущество документы с учетом результатов проверки (т. 1 л.д. 47-50).
До настоящего времени ТУ Росимущества в Самарской области не принято какого-либо решения по указанному заявлению.
Полагая, что ТУ Росимущества в Самарской области допускается незаконное бездействие, ООО "Атрикс 63", ООО ПКФ "Карпаты" обратились в арбитражный суд с настоящими требованиями.
В соответствии с п. 1 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
Пунктом 3 ст. 36 ЗК РФ предусмотрено, что в случае, если здание (помещения в нем), находящееся на неделимом земельном участке, принадлежит нескольким лицам на праве собственности, эти лица имеют право на приобретение данного земельного участка в общую долевую собственность или в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, федеральными законами, с учетом долей в праве собственности на здание.
Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 06.09.2011 г. N 4275/11, названный порядок приобретения прав на землю действует и в отношении собственников отдельных объектов недвижимости, находящихся на неделимом земельном участке. Таким образом, исключительное право на приобретение земли под принадлежащими им объектами может быть реализовано этими лицами только посредством приобретения неделимого земельного участка в общую долевую собственность или в аренду со множественностью лиц на стороне арендатора.
Предоставление неделимого земельного участка на указанных условиях предполагает совместное его использование всеми собственниками недвижимости для эксплуатации существующих объектов.
В силу п. 5 ст. 36 ЗК РФ для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок.
Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 13.09.2011 г. N 475 утвержден Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок.
В силу п. 6 ст. 36 ЗК РФ в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в п. 1 ст. 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Согласно п. 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 г. N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" рассмотрение заявлений собственников соответствующих объектов недвижимости о приобретении земельных участков в собственность или в аренду для исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления является обязательным.
Судом первой инстанции установлено, что заявителем выполнены все требования законодательства, представлены в ТУ Росимущества в Самарской области все необходимые и достаточные документы, а ответчик в нарушение положений ст. 36 ЗК РФ не принял соответствующего решения, то есть проявил бездействие.
Довод заявителя жалобы об отсутствии у него полномочий на распоряжение земельными участками обоснованно отклонен судом первой инстанции в силу следующего.
Согласно п. 2 ст. 9 ЗК РФ Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственностью).
Согласно пункту 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 г. N 432 "О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом" правом на распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации, наделено от имени государства Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом.
В пункте 4 названного Положения указано, что Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Росимущество организует в установленном порядке продажу приватизируемого федерального имущества, а также иного имущества, принадлежащего Российской Федерации, включая обеспечение сохранности указанного имущества и подготовку его к продаже; заключает в установленном порядке договоры купли-продажи, аренды федерального и иного имущества, а также обеспечивает передачу прав собственности и аренды на это имущество.
Полномочия ответчика определены в Положении о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области, утвержденном приказом Росимущества от 29.09.2009 N 278 (в ред. приказов от 29.09.2010 г. N 263 и от 18.11.2010 г. N 332).
В соответствии с п. 4.1. Положения о ТУ Росимущества в Самарской области территориальное управление осуществляет полномочия собственника в отношении имущества, расположенного на территории соответствующего субъекта Российской Федерации по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам в случаях, когда реализация указанных полномочий прямо предусмотрена нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.
Пунктом 4.6 Положения о ТУ Росимущества в Самарской области определено, что управление заключает в установленном порядке договоры купли-продажи федерального и иного имущества, а также обеспечивает передачу прав собственности на это имущество.
Аналогичные полномочия отражены и в пунктах 4.1, 4.6 Типового положения, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 01.11.2008 г. N 374 (в редакции приказов от 19.07.2010 г. N 304, от 16.11.2010 г. N 551, от 23.11.2011 г. N 694, от 06.04.2012 г. N 186).
В силу положений п. 2.2. Административного регламента по предоставлению федеральным агентством по управлению государственным имуществом государственной услуги по продаже (приватизации) земельных участков, на которых расположены объекты недвижимости, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 07.11.2011 г. N 622 (далее - Административный регламент), государственную услугу предоставляет Росимущество, а также территориальные органы Росимущества.
При этом п. 2.6. Административного регламента определяет, что государственная услуга предоставляется в срок не позднее двух месяцев со дня регистрации заявления в Росимуществе или в территориальном органе Росимущества.
Системный анализ полномочий территориального управления, закрепленных в Положении, Административном регламенте, свидетельствует о том, что именно ТУ Росимущества в Самарской области является государственным органом, уполномоченным в порядке ст. 36 ЗК РФ принимать соответствующие заявления и решения по заявлениям собственников объектов недвижимого имущества о предоставлении земельных участков на территории Самарской области.
При этом ссылка на нормы п. 4.8 Положения о ТУ Росимущества в Самарской области (в редакции приказа Росимущества от 31.12.2012 г. N 16), в соответствии с которым предоставление в установленном порядке земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации, площадь которых превышает один гектар осуществляется исключительно по поручению Федерального агентства по управлению государственным имуществом, является ошибочной.
Как правильно указал суд первой инстанции, положения ст. 36 ЗК РФ не предусматривают выдачу уполномоченным органам каких-либо "поручений" на исполнение возложенных на них государственной обязанности, в том числе по каким-либо индивидуальным признакам вещи (в данном случае площади земельного участка).
Ошибочное толкование норм земельного законодательства приводит к необоснованному затягиванию рассмотрения заявлений собственников объектов недвижимости.
Кроме того, при подобном толковании исключительное право собственника объекта, предусмотренное ст. 36 ЗК РФ, поставлено в зависимость от наличия документа, не предусмотренного законом, - "поручения" Росимущества.
То есть порядок реализации исключительного права в нарушение положений ст. 36 ЗК РФ изменен и зависит от площади испрашиваемого участка (до гектара, либо более гектара), что является недопустимым.
В то же время положениями ст. 9 ЗК РФ Российской Федерации (ее органам) не предоставлено право изменять порядок предоставления земельных участков, установленный ст. 36 ЗК РФ.
Учитывая, что заявление о выкупе земельных участков было подано заявителем в уполномоченный орган - ТУ Росимущества в Самарской области, именно территориальное управление обязано рассмотреть по существу заявление и принять соответствующее решение.
Таким образом, довод ТУ Росимущества в Самарской области об отсутствии полномочий, является необоснованным и не может служить препятствием для реализации собственником объекта недвижимости права на выкуп земельного участка, занятого таким объектом.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что ТУ Росимуществом в Самарской области допущено незаконное бездействие, так как не выполнена предусмотренная ст. 36 ЗК РФ обязанность в установленном законом порядке и сроки, что нарушает права и законные интересы заявителя.
Пунктом 4 ст. 28 ЗК РФ не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.
Каких-либо иных оснований и доказательств изъятия из оборота и ограничения оборота испрашиваемого земельного участка, резервирования земель для государственных или муниципальных нужд государственным органом не представлено.
Согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона от 25.10.2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", до 01.07.2012 г. в соответствии с настоящим пунктом осуществляется продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности: коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям, являющимся собственником расположенных на таких земельных участках зданий строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были отчуждены из государственной или муниципальной собственности, в том числе в случае, если на таких земельных участках возведены или реконструированы здания, строения, сооружения.
При приобретении указанными лицами таких земельных участков их цена устанавливается субъектами Российской Федерации в пределах: 20% кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в городах численностью населения свыше 3 миллионов человек и 2,5% кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в иной местности.
При приобретении в собственность земельного участка по цене, предусмотренной в п. 1 ст. 2 Федерального закона от 25.10.2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", достаточным критерием установления права собственника недвижимого имущества на льготу служит факт отчуждения недвижимого имущества в процессе приватизации государственных (муниципальных) предприятий.
Аналогичная правовая позиция изложена в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.04.2009 г. N 14649/08.
Таким образом, любой собственник недвижимого имущества, выкупленного у государственного (муниципального) образования, имеет право на получение земельного участка на льготных условиях независимо от того, приобрел ли он недвижимость непосредственно при приватизации или на вторичном рынке.
Факт отчуждения объектов недвижимости из государственной собственности договорами купли-продажи, свидетельствами о государственной регистрации, планом приватизации акционерно-кооперативной фирмы "Автозаводстрой" (т. 2 л.д. 28-32, 48-114, 122-174).
Следовательно, что у обществ, являющихся собственниками объектов недвижимого имущества, имеется право на применение льготной цены выкупа земельного участка, действующей на дату обращения в уполномоченный орган по распоряжению земельным участком.
Подобные требования в данной ситуации не являются гражданско-правовыми, так как цена земельного участка определяется посредством нормативного регулирования и установлена Федеральным законом от 25.10.2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", соответственно, ее определение вытекает из публичных полномочий административного органа.
Правомерность предъявления требований в порядке главы 24 АПК РФ и рассмотрения данных требований по существу подтверждена судебной практикой - Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 09.04.2009 г. N 14649/08, постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 29.04.2013 г. по делу N А55-20568/2012.
В связи с чем суд первой инстанции правомерно обязал ТУ Росимущества в Самарской области по вступлении решения суда в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителей путем принятия в месячный срок решения о предоставлении в общую долевую собственность ООО "Атрикс 63", ООО ПКФ "Карпаты" земельного участка площадью 21122 кв.м., находящегося по адресу: Самарская область, г. Тольятти, ул. Борковская, дом 16, с кадастровым номером 63:09:0102158:34, по цене выкупа 770 021,63 руб. и направления в адрес заявителей проекта договора купли-продажи указанного земельного участка в месячный срок с даты принятия решения о предоставлении.
Довод заявителя жалобы о необоснованном восстановлении судом первой инстанции срока на обращение в суд, предусмотренного ч. 4 ст. 198 АПК РФ, подлежит отклонению.
В соответствии с ч. 4 ст. 198 АПК РФ заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Обществами заявлено ходатайство о восстановлении срока, установленного ч. 4 ст. 198 АПК РФ, для обращения в арбитражный суд (т. 2 л.д. 177-178).
В обоснование ходатайства о восстановлении срока для обращения в арбитражный суд общества ссылаются на то, что с заявлением о выкупе в собственность испрашиваемого земельного участка они обратились 03.11.2011 г. В установленный ст. 36 ЗК РФ срок заинтересованным лицом какого-либо решения по заявлению не принято. 26.12.2011 заявители направили письмо в ТУ Росимущества в Самарской области, в котором просили сообщить о результатах рассмотрения заявлений. Территориальное управление уведомило заявителей о том, что документы направлены в Росимущество для принятия решения. 02.04.2012 г. ТУ Росимущества в Самарской области проведена проверка, по результатам которой составлен акт N 15/30-2012. После этого заявителями заинтересованному лицу предоставлены дополнительные документы. Письмом от 25.06.2012 г. территориальное управление повторно направило документы в Росимущество. Однако до настоящего времени какого-либо решения не принято, что явилось основанием для обращения в арбитражный суд.
Исходя из содержания ст. 2 АПК РФ и Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 18.11.2004 г. N 367-О суды не должны формально относиться к рассмотрению дел и в каждом конкретном случае выяснять причины пропуска срока и если эти причины являются уважительными - восстанавливать срок.
Учитывая позицию Европейского суда по правам человека о недопустимости при рассмотрении спора чрезмерных правовых или практических преград, для осуществления субъективного права на судебную защиту, принимая во внимание позицию Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенную в определении от 06.03.2007 N 1911/2007, согласно которой оценка обстоятельств и конкретных доказательств, послуживших основанием для восстановления пропущенного срока, является прерогативой суда, а также то, что заявитель обосновал наличие уважительных причин пропуска им срока на обращение в арбитражный суд с заявлением, суд первой инстанции обоснованно счел возможным в данном конкретном случае восстановить заявителям процессуальный срок на подачу в арбитражный суд рассматриваемого заявления.
С учетом изложенного судом первой инстанции правомерно принято обжалуемое решение об удовлетворении заявленных требований к ТУ Росимущества в Самарской области.
Доводы, приведенные ТУ Росимущества в Самарской области в апелляционной жалобе, полно и всесторонне исследованы судебной коллегией, однако подлежат отклонению, поскольку основаны на ошибочном толковании закона и не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, и, соответственно, не влияют на законность принятого судом решения.
Таким образом, фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального и процессуального права не нарушены, в связи с чем суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены принятого судебного акта.
Руководствуясь ст. ст. 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 07.06.2013 г. по делу N А55-2916/2013 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н.Ю. Марчик |
Судьи |
П.В. Бажан |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-2916/2013
Истец: ООО "Атрикс 63", ООО ПКФ "Карпаты"
Ответчик: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области
Третье лицо: Мэрия городского округа Тольятти, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, Филиал Федерального бюджетного учреждения " Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Самарской области
Хронология рассмотрения дела:
17.03.2014 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-3300/13
28.10.2013 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-17120/13
30.08.2013 Определение Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-15893/13
12.08.2013 Определение Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-12866/13
07.06.2013 Решение Арбитражного суда Самарской области N А55-2916/13