г. Киров |
|
29 октября 2013 г. |
Дело N А29-2579/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 октября 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 октября 2013 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Немчаниновой М.В.,
судей Великоредчанина О.Б., Черных Л.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Талановой У.Ю.,
без участия в судебном заседании представителей сторон
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Сыктывкаре Республики Коми
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 07.08.2013 по делу N А29-2579/2013, принятое судом в составе судьи Гайдак И.Н.,
по заявлению открытого акционерного общества "Монди Сыктывкарский ЛПК" (ИНН: 1121003135, ОГРН: 1021101121194)
к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Сыктывкаре Республики Коми (ИНН: 1101483412, ОГРН: 1021100516073)
о признании незаконным решения от 02.04.2013,
установил:
открытое акционерное общество "Монди Сыктывкарский ЛПК" (далее - ОАО "Монди Сыктывкарский ЛПК", Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением о признании незаконным решения Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Сыктывкаре Республики Коми (далее - Управление, Пенсионный фонд) от 02.04.2013 N 00700113РК0000764 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах.
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 07.08.2013 заявленные требования ОАО "Монди Сыктывкарский ЛПК" удовлетворены в полном объеме.
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Сыктывкаре Республики Коми с принятым решением суда не согласилось, и обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Республики Коми от 07.08.2013 отменить и принять по делу новый судебный акт.
По мнению заявителя жалобы, является ошибочным вывод суда о том, что Общество правомерно учло выплаты, начисленные в пользу работников в реорганизованной организации, поскольку в базу для начисления страховых взносов подлежат включению выплаты, начиная со дня создания нового юридического лица.
Ссылаясь на часть 3 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ Управление указывает, что если организация была создана после начала календарного года, первым расчетным периодом для нее является период со дня создания до окончания данного календарного года. Подробно доводы заявителя изложены в апелляционной жалобе.
В отзыве на апелляционную жалобу Общество указало, что с жалобой Управления не согласно, считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, просит оставить апелляционную жалобу без удовлетворения, решение Арбитражного суда Республики Коми - без изменения.
Стороны о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, Пенсионный фонд и Общество заявили ходатайства о рассмотрении дела в отсутствие своих представителей.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей сторон.
Законность решения Арбитражного суда Республики Коми проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Управление провело камеральную проверку представленного ОАО "Эжва" расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам за 9 месяцев 2012 года. По результатам проверки составлен акт от 15.02.2013 N 00700130000233 (л.д. 55-58).
По итогам рассмотрения материалов проверки заместителем начальника Управления принято решение N 007 001 13 РК 0000764 от 02.04.2013 о привлечении Общества к ответственности по части 1 статьи 47 Федерального Закона N 212-ФЗ от 24.07.2009 в виде штрафа в сумме 10 215 рублей 19 копеек. Указанным решением Обществу предложено уплатить недоимку по страховым взносам в сумме 52 090 рублей 73 копеек и пени в сумме 2 806 рублей 60 копеек.
Общество с решением Управления не согласилось и обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Арбитражный суд Республики Коми, удовлетворяя требования Общества, руководствовался Федеральным Законом N 212-ФЗ от 24.07.2009, статьей 75 Трудового кодекса Российской Федерации. При этом суд пришел к выводу, что исчисление базы для начисления страховых взносов производится путем суммирования в течение календарного года, произведенных за каждый месяц выплат в пользу работников. Следовательно, плательщик страховых взносов правомерно учитывал в облагаемой базе по страховым взносам выплаты в пользу физических лиц, произведенные в первом квартале 2012 года ООО "Эжва".
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон N 212-ФЗ) к плательщикам страховых взносов отнесены страхователи - лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.
На основании пункта 1 статьи 7 Федерального закона N 212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, по договорам авторского заказа, в пользу авторов произведений по договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе вознаграждения, начисляемые организациями по управлению правами на коллективной основе в пользу авторов произведений по договорам, заключенным с пользователями (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона).
Согласно частям 1, 3, 4 статьи 8 Федерального закона N 212-ФЗ база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов - организаций определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц.
Плательщики страховых взносов - организации определяют базу для начисления страховых взносов отдельно в отношении каждого физического лица с начала расчетного периода по истечении каждого календарного месяца нарастающим итогом.
При этом Федеральным законом N 212-ФЗ не установлен иной порядок определения базы для начисления страховых взносов в случае реорганизации организации-плательщика страховых взносов. Никаких специальных условий для прерывания порядка такого расчета также не предусмотрено.
Для плательщиков страховых взносов - организаций база для начисления страховых взносов в отношении каждого физического лица устанавливается в сумме, не превышающей 415 000 рублей нарастающим итогом с начала расчетного периода. С сумм выплат и иных вознаграждений в пользу физического лица, превышающих 415 000 рублей нарастающим итогом с начала расчетного периода, страховые взносы не взимаются.
Установленная частью 4 настоящей статьи предельная величина базы для начисления страховых взносов подлежит ежегодной индексации с учетом роста средней заработной платы в Российской Федерации. Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 24.11.2011 N 974 размер предельной величины базы для начисления страховых взносов с 01.01.2012 установлен в размере 512 000 рублей.
В соответствии с частью 6 статьи 15 Федерального закона N 212-ФЗ плательщики страховых взносов - организации обязаны вести учет сумм начисленных выплат и иных вознаграждений, сумм страховых взносов, относящихся к ним, в отношении каждого физического лица, в пользу которого осуществлялись выплаты.
Пунктом 5 статьи 58 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида (изменении организационно-правовой формы) к вновь возникшему юридическому лицу переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом.
Статьей 75 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что изменение подведомственности (подчиненности) организации или ее реорганизации (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) не может являться основанием для расторжения трудовых договоров с работниками организации.
Таким образом, при реорганизации предприятия в форме преобразования без увольнения работников, расчетный период определяется с учетом работы у прежнего работодателя.
Частью 16 статьи 15 Федерального закона N 212-ФЗ установлено, что в случае реорганизации плательщика страховых взносов - организации уплата страховых взносов, а также представление расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам осуществляются его правопреемником независимо от того, были ли известны до завершения реорганизации правопреемнику (правопреемникам) факты и (или) обстоятельства неисполнения или ненадлежащего исполнения реорганизованным юридическим лицом обязательств по уплате страховых взносов.
Из анализа указанных положений законодательства следует, что данные учета выплат в пользу физических лиц правопреемника в случае реорганизации в форме присоединения формируются путем объединения числовых показателей выплат в пользу физических лиц присоединяемой и присоединяющей организации.
Как следует из материалов дела, Пенсионным фондом была проведена камеральная проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 9 месяцев 2012 года, на основании расчета представленного ОАО "Эжва".
В ходе проверки установлено, что ОАО "Эжва" является правопреемником ООО "Эжва" (прекратило деятельность в связи с реорганизацией в форме преобразования 02.04.2012).
ОАО "Монди Сыктывкарский ЛПК" является правопреемником ОАО "Эжва" (прекратило деятельность в связи с реорганизацией в форме присоединения 10.01.2013).
При исчислении страховых взносов за 9 месяцев 2012 года база для начисления страховых взносов определена ОАО "Эжва" нарастающим итогом с начала расчетного периода (2012 года) с учетом выплат, произведенных физическим лицам ООО "Эжва" Лодыгину С.Н. и Волкову В.Н.
Из объяснений Общества следует, что действие трудовых договоров с работниками реорганизованного юридического лица не прекращалось. Доказательств обратного Пенсионным фондом не представлено.
Поскольку данные отчетности правопредшественника в части начислений оплаты труда работникам, страховых взносов подлежат передаче правопреемнику, база по исчислению страховых взносов правопредшественника, формируемая на основе указанных данных, также подлежит учету при определении базы правопреемника.
Таким образом, является верным вывод суда первой инстанции о том, что плательщик страховых взносов был вправе учесть в облагаемой базе по страховым взносам выплаты и вознаграждения, начисленные в 1 квартале 2012 года в пользу работников ООО "Эжва".
Выводы, изложенные в решении суда первой инстанции соответствуют правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, высказанной в Постановлении от 01.04.2008 N 13584/07 по вопросу сохранения права на применение регрессивной шкалы ставок по единому социальному налогу реорганизованной организацией, а также отраженной в Определении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 03.11.2010 N ВАС-14615/10.
На основании изложенного Второй арбитражный апелляционный суд признает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, принятым при правильном применении норм материального и процессуального права и с учетом фактических обстоятельств по делу. Оснований для удовлетворения жалобы Управления по изложенным в ней доводам у суда апелляционной инстанции не имеется.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по апелляционной жалобе относятся на заявителя жалобы. На основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации органы Пенсионного фонда освобождены от уплаты государственной пошлины, в связи с чем, госпошлина по апелляционной жалобе взысканию не подлежит.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Коми от 07.08.2013 по делу N А29-2579/2013 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда в городе Сыктывкаре Республики Коми - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в установленном порядке.
Председательствующий |
М.В. Немчанинова |
Судьи |
О.Б. Великоредчанин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А29-2579/2013
Истец: ОАО "Монди Сыктывкарский ЛПК"
Ответчик: ГУ - Управление Пенсионного фонда в городе Сыктывкаре Республики Коми