г. Самара |
|
05 ноября 2013 г. |
Дело N А65-3518/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 октября 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 05 ноября 2013 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Балакиревой Е.М.,
судей Романенко С.Ш., Терентьева Е.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Аванесовой М.А.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле,
рассмотрев в открытом судебном заседании 29 октября 2013 года в зале N 6 помещения суда апелляционную жалобу Исполнительного комитета Арского муниципального района Республики Татарстан на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 12 июля 2013 года по делу N А65-3518/2013 (судья Хасаншин И.А.)
по иску общества с ограниченной ответственностью "Автомобилист", г. Арск (ОГРН 1061675001035, ИНН 1612005840),
к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", г. Москва (ОГРН 1021603478533, ИНН 1659036709), в лице филиала по Республике Татарстан, г. Казань,
при участии третьих лиц:
1. Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, г. Казань,
2. Кабинета Министров Республики Татарстан, г. Казань,
3. Исполнительного комитета Арского муниципального района Республики Татарстан, г. Арск,
об обязании внести изменения в сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 16:09:010108:103, площадью 13 603 кв.м., расположенного по адресу: Республика Татарстан, Арский муниципальный район, г.Арск, ул. Комсомольская, д. 47В, установив ее в размере 4 571 000 руб., и земельного участка с кадастровым номером 16:09:010108:112, площадью 12 441 кв.м., расположенного по адресу: Республика Татарстан, Арский муниципальный район, г. Арск, ул. Комсомольская, д. 47В, установив ее в размере 4 180 000 руб.,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Автомобилист" обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с иском к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Татарстан об обязании внести изменения в сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 16:09:010108:103, площадью 13 603 кв.м., расположенного по адресу: Республика Татарстан, Арский муниципальный район, г.Арск, ул. Комсомольская, д. 47В, установив ее в размере 4 571 000 руб. и земельного участка с кадастровым номером 16:09:010108:112, площадью 12 441 кв.м., расположенного по адресу: Республика Татарстан, Арский муниципальный район, г.Арск, ул. Комсомольская, д. 47В, установив ее в размере 4 180 000 руб.
До принятия судебного акта, истец заявил ходатайство об уточнении исковых требований, просил обязать ответчика внести изменения в сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 16:09:010108:103, площадью 13 603 кв.м., расположенного по адресу: Республика Татарстан, Арский муниципальный район, г.Арск, ул. Комсомольская, д. 47В, установив ее в размере 4 740 000 руб. и земельного участка с кадастровым номером 16:09:010108:112, площадью 12 441 кв.м., расположенного по адресу: Республика Татарстан, Арский муниципальный район, г.Арск, ул. Комсомольская, д. 47В, установив ее в размере 4 371 000 руб. (л.д.53-54).
Определением суда от 28.02.2013 г. в порядке ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, Кабинет Министров Республики Татарстан, Исполнительный комитет Арского муниципального района, г.Арск.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 12.07.2013 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом, Исполком обратился в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, принять по делу новый судебный акт, отказать в удовлетворении исковых требований. В обоснование жалобы, заявитель ссылается на нарушение норм материального и процессуального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Заявитель жалобы считает, что суд применил закон, не подлежащий применению. Кроме этого, указывает, что истцом не соблюден досудебный порядок разрешения возникшего спора.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие сторон и третьих лиц, которые судом апелляционной инстанции о месте и времени судебного заседания уведомлены надлежащим образом, в соответствии с требованиями статей 121 -123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе и путем размещения информации о рассмотрении дела на официальном сайте суда, явку в суд своих представителей не обеспечили.
Истец представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверяется в соответствии со статьями 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, отзыва, проверив в соответствии со статьями 258, 266, 268, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правомерность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, соответствие выводов, содержащихся в судебном акте, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд не усматривает оснований для отмены решения суда первой инстанции по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, обществу с ограниченной ответственностью "Автомобилист" на праве собственности принадлежат земельный участок с кадастровым номером 16:09:010108:103, площадью 13 603 кв.м., расположенный по адресу: Республика Татарстан, Арский муниципальный район, г.Арск, ул. Комсомольская, д. 47В, и земельный участок с кадастровым номером 16:09:010108:112, площадью 12 441 кв.м., расположенного по адресу: Республика Татарстан, Арский муниципальный район, г.Арск, ул. Комсомольская, д. 47В, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 19.12.2008 и от 01.04.2010 г. (л.д.28-29, т.1) (далее - спорные земельные участки).
На основании государственного контракта от 26.07.2010 N 3К/2010, заключенного Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан (заказчиком) с федеральным государственным унитарным предприятием "Федеральный кадастровый центр "Земля" (исполнителем), последним были выполнены работы по определению кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Республики Татарстан, по результатам которых 25.08.2011 составлен отчет об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Республики Татарстан.
Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102 утверждены результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан. На основании этого постановления ФБУ "Кадастровая палата" внесла результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в кадастр недвижимости.
Решениями Верховного Суда Республики Татарстан от 25.05.2010 г. по делу N 3-31/11, от 24.05.2011 г. по делу N3-32/11, от 26.05.2011 г. N 3-33/11 в удовлетворении заявлений ОАО "Казанский завод медицинской аппаратуры", ОАО "Камснаб", ООО "Маршал" о признании недействующим постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102 "Об утверждении результатов кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов в Республике Татарстан" отказано, отчет кадастрового центра об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Республики Татарстан признан соответствующим методическим указаниям по государственной оценке земель населенных пунктов.
В результате переоценки земель, удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 16:09:010108:103, площадью 13 603 кв.м., расположенного по адресу: Республика Татарстан, Арский муниципальный район, г.Арск, ул. Комсомольская, д. 47В, установлен в размере 970,94 рублей за 1 кв. метр, кадастровая стоимость исчислена в сумме 13 207 696,82 руб.; удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 16:09:010108:112, площадью 12 441 кв.м., расположенного по адресу: Республика Татарстан, Арский муниципальный район, г.Арск, ул. Комсомольская, д. 47В, определен в размере 969,74 руб. за 1 кв. метр, кадастровая стоимость исчислена в размере 12 064 535,34 руб.
Данные сведения внесены в государственный кадастр недвижимости с 01 января 2011 г.
Согласно отчету Общероссийской общественной организации "Российское общество оценщиков" N 3006/ЗА, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 16:09:010108:103, площадью 13 603 кв.м. составила 4 571 000 руб., земельного участка с кадастровым номером 16:09:010108:112, площадью 12 441 кв.м. - 4 180 000 руб.
Полагая, что кадастровая стоимость спорных земельных участков является завышенной, реализуя свое право, установленное статьей 66 Земельного Кодекса РФ, истец обратился в суд с настоящими требованиями.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции дал надлежащую правовую оценку обстоятельствам дела, правильно применены нормы материального и процессуального права.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Заявитель, будучи собственником вышеуказанных земельных участков, является, по смыслу пункта 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщиком земельного налога в отношении данного участка. При этом, в силу статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельного участка, признаваемого объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Налогового кодекса Российской Федерации.
Как предусмотрено пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Пунктом 3 предусмотрено, что в случае определения рыночной стоимости земельного участка, кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Согласно статье 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон от 29.07.1998 N 135-ФЗ) введенной в действие Федеральным законом от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон от 22.07.2010 N 167-ФЗ) одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости, является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
В соответствии с частью 2 статьи 7 Закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ в государственный кадастр недвижимости подлежат включению сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, в том числе дата утверждения результатов определения такой стоимости.
В соответствии с пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции Закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ), в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11 определена правовая позиция, согласно которой права лица, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости рыночной стоимости, подлежат защите путем изменения кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость.
Как следует из материалов дела, в обоснование заявленных требований истец представил в качестве доказательства недостоверности кадастровой оценки отчет Общероссийской общественной организации "Российское общество оценщиков" N 3006/ЗА (далее - оценщик), согласно которому рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 16:09:010108:103, площадью 13 603 кв.м. составила 4 571 000 руб., земельного участка с кадастровым номером 16:09:010108:112, площадью 12 441 кв.м. - 4 180 000 руб.
Анализируя представленные сторонами в материалы дела доказательства, в том числе отчет о рыночной стоимости спорного земельного участка, суд пришел к выводу о том, что кадастровая стоимость земельных участков истца существенно (более чем на 30 процентов) превышает их рыночную стоимость.
В соответствии с Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11 права лица, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости рыночной стоимости, подлежат защите путем изменения кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость. При этом такое требование не связано с оспариванием действий органа кадастрового учета и подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка, для определения которой в случае необходимости судом в соответствии с правилами Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации может быть назначена экспертиза.
Принимая во внимание существенное расхождение между кадастровой стоимостью спорного земельного участка и его рыночной стоимостью, определенной в отчете, подготовленном оценщиком по заказу истца, в рамках дела назначена судебная экспертиза по определению рыночной стоимости спорных земельных участков по состоянию на 01.01.2010 г.
Согласно экспертному заключению от 29.05.2013 г., составленному обществом с ограниченной ответственностью "Казанская оценочная компания", рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 16:09:010108:103, площадью 13 603 кв.м., расположенного по адресу: Республика Татарстан, Арский муниципальный район, г.Арск, ул. Комсомольская, д. 47В, по состоянию на 01.01.2010 составляет 4 740 000 руб.; земельного участка с кадастровым номером 16:09:010108:112, площадью 12 441 кв.м., расположенного по адресу: Республика Татарстан, Арский муниципальный район, г.Арск, ул. Комсомольская, д. 47В - 4 371 000 руб.
В соответствии с результатами экспертизы истцом в порядке ст.49 АПК РФ произведено уточнение исковых требований в части рыночной стоимости спорных земельных участков.
Сторонами и участвующими в деле лицами возражений относительно указанного экспертного заключения не заявлено, с ходатайством о назначении повторной либо дополнительной экспертизы участники процесса не обращались.
Согласно правилам пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Указанные выводы соответствуют правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11, согласно которой законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенного в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости; причем достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.
В соответствии со статьей 12 Федерального закона "Об оценочной деятельности" N 135-ФЗ от 29.07.1998 итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
В соответствии со статьей 13 ФЗ "Об оценочной деятельности" в случае наличия спора о достоверности величины рыночной или иной стоимости объекта оценки, установленной в отчете, указанный спор подлежит рассмотрению судом, арбитражным судом в соответствии с установленной подведомственностью, третейским судом по соглашению сторон спора или договора или в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, регулирующим оценочную деятельность.
Поскольку в материалах дела отсутствуют доказательства, опровергающие достоверность величины рыночной стоимости объекта оценки, и, исходя из того, что законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенного в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости; причем достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются, требования истца подлежат удовлетворению.
Надлежащим ответчиком по заявленному истцом требованию является Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", которое является уполномоченным органом по установлению кадастровой стоимости.
Согласно части 3 статьи 16 Закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ орган кадастрового учета вправе осуществить кадастровый учет в связи с изменением сведений об объекте недвижимости, в том числе о его кадастровой стоимости; при этом, в части 4 названной статьи в качестве основания к обязанию учета изменений объекта недвижимости, указано решение суда.
Доводы Исполкома в апелляционной жалобе о том, что истцу следовало воспользоваться правом изменения кадастровой стоимости земельного участка во внесудебном порядке, отклоняется судом апелляционной инстанции. Поскольку согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ N 913/11 от 28.06.2011, нормы главы III.1.Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", устанавливающие специальные правила о порядке определения кадастровой стоимости и рассмотрения споров о результатах ее определения, на спорные правоотношения не распространяются.
Кроме этого, ответчиком в материалы дела не представлено доказательств создания комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном названными нормами, в то время как отсутствие соответствующего административного порядка рассмотрения указанного спора не может лишать сторону права на судебную защиту.
Данный вывод согласуется с правовой позицией, изложенной в постановлении Высшего Арбитражного Суда РФ N 913/11.
На основании пунктов 1 - 4 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 г. N 316, организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и его территориальными органами. Государственная кадастровая оценка земель проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения не реже одного раза в 5 лет и не чаще одного раза в 3 года. Государственная кадастровая оценка земель осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методах массовой оценки недвижимости, и основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования и близких по значению кадастровой стоимости земельных участков.
Таким образом, определение кадастровой стоимости земельного участка методом массовой оценки не исключает возможности превышения кадастровой стоимости конкретного земельного участка над его рыночной стоимостью.
Судом установлено, что по настоящему делу кадастровая стоимость спорного земельного участка превышает его рыночную стоимость.
Установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта и внесение ее в качестве кадастровой стоимости, направлено, прежде всего, на уточнение кадастровой стоимости, полученной методами массовой оценки, без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости.
Согласно позиции Высшего Арбитражного Суда РФ, изложенной в постановлении Президиума ВАС от 28.06.2011 года N 913/11, установление судом рыночной стоимости земельного участка является основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Таким образом, законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости. Из материалов дела следует, что ответчик в нарушение ст.65 АПК РФ с ходатайством о назначении по делу повторной или дополнительной судебной экспертизы не обращался.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявленные требования.
Ссылка заявителя жалобы на то, что установление более низкой кадастровой стоимости земельных участков приведет к уменьшению налоговой базы земельного налога, а следовательно, приведет к нарушению бюджетного законодательства, является необоснованной. Поскольку возможность определения кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной стоимости установлена нормой ст.66 Земельного кодекса РФ и не ставиться в зависимость от полномочий органом местного самоуправления по формированию местного бюджета. Более того, предметом спора является не размер земельного налога, а кадастровая стоимость земельных участков, принадлежащих истцу на праве собственности.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, не влекущими отмену оспариваемого решения.
Таким образом, нормы материального права применены судом первой инстанции правильно, выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам и материалам дела. Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
С учетом вышеизложенного, обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине по апелляционной жалобе подлежат отнесению на заявителя апелляционной жалобы, который освобожден от ее уплаты.
Руководствуясь статьями 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 12.07.2013 по делу N А65-3518/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.М. Балакирева |
Судьи |
С.Ш. Романенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-3518/2013
Истец: ООО "Автомобилист", ООО "Автомобилист", г. Арск
Ответчик: ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Татарстан, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Татарстан, г. Казань
Третье лицо: Исполнительный комитет Арского муниципального района, Исполнительный комитет Арского муниципального района, г. Арск, Кабинет Министров Республики Татарстан, Кабинет Министров РТ, Управление Федеральной службы государственной регистрации , кадастра и картографии по Республике Татарстан, ООО "Казанская оценочная компания"