г. Воронеж |
|
1 ноября 2013 г. |
Дело N А64-4002/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 октября 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 1 ноября 2013 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи Суховой И.Б.,
судей Поротикова А.И.,
Мокроусовой Л.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Божко Е.А.,
при участии:
от ООО "Бизнес Технологии": представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
от Администрации Тамбовской области: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тамбовской области: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
от ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тамбовской области": представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску общества с ограниченной ответственностью "Бизнес Технологии" (ОГРН 1026801163080, ИНН 6829064582) к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тамбовской области (ОГРН 1046882321320, ИНН 6829009944), ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тамбовской области" (ОГРН 1027700485757, ИНН 7705401340) об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной рыночной,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Бизнес Технологии" (далее - ООО "Бизнес Технологии", истец) обратилось в Арбитражный суд Тамбовской области с исковым заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тамбовской области, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тамбовской области", г. Москва, в лице филиала по Тамбовской области об установлении кадастровой стоимости земельного участка, с кадастровым номером 68:29:0101028:8, общей площадью 1629 кв.м., расположенным по адресу обл. Тамбовская. г. Тамбов, ул. Красная, дом 5, равной рыночной стоимости, составляющей 1 672 298,82 рублей.
Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 12.10.2012 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом, Администрация Тамбовской области, обратилась в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в порядке ст. 42 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), в которой просила указанное решение отменить.
Определением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.03.2013 апелляционная жалоба Администрации Тамбовской области на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 12.10.2012 по делу N А64-4002/2012 принята к производству суда.
Определением Девятнадцатого арбитражного суда апелляционного суда от 18.04.2013 суд апелляционной инстанции перешел к рассмотрению настоящего дела по правилам первой инстанции, к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлек Администрацию Тамбовской области.
Определением от 16.05.2013 рассмотрение дела в предварительном судебном заседании откладывалось.
Определением апелляционного суда от 31.05.2013 по ходатайствам ООО "Бизнес Технологии" и Администрации Тамбовской области по делу была назначена судебная оценочная экспертиза, производство которой поручено обществу с ограниченной ответственностью "ФинГрупп" (392000, г. Тамбов, ул. Советская, д. 70).
Определением 20.06.2013 рассмотрение дела в судебном заседании откладывалось.
Определением 01.08.2013 производство по настоящему делу приостанавливалось до разрешения Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации в порядке надзора аналогичного спора по делу N ВАС-10761/11 (N А11-5098/2010) и размещения в информационной базе полного текста соответствующего судебного акта.
Определением 27.09.2013 производство по делу возобновлено.
Судебное разбирательство откладывалось для уточнения истцом своей правовой позиции.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции 31.10.2013 представители лиц, участвующих в деле, не явились, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела.
Учитывая наличие доказательств надлежащего извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного разбирательства, апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статей 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса РФ в отсутствие их представителей.
Заслушав мнение представителей истца, изучив материалы дела, судебная коллегия суда апелляционной инстанции считает заявленные требования подлежащими удовлетворению.
Согласно части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса РФ, заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим кодексом.
Гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности (статья 8 Гражданского кодекса РФ).
Как установлено и следует из материалов дела, ООО "Бизнес Технологии" принадлежит на праве собственности земельный участок с кадастровым номером 68:29:0101028:8, площадью 1629 кв.м., расположенный по адресу: Тамбовская область, г. Тамбов, ул. Красная,5 (л.д. 69).
Согласно кадастровому паспорту земельного участка от 10.04.2012 N 6800/201/2012-36846, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 68:29:0101028:8 составляет 9 697 208,94 руб. (л.д. 10-12).
Полагая, что кадастровая стоимость земельного участка, принадлежащего истцу, значительно превышает его рыночную стоимость, что ведет к увеличению земельного налога, ООО "Бизнес Технологии" обратилось в обратилось в Арбитражный суд с настоящим иском, представив отчет об оценке рыночной стоимости данного земельного участка, выполненный ООО "Оценка".
Согласно отчету N 3003-12/4 от 30.03.2012 об определении рыночной стоимости земельного участка площадью 1629 кв.м., расположенного по адресу: Тамбовская область, г. Тамбов, ул. Красная,5, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 68:29:0101028:8, площадью 1629 кв.м., расположенный по адресу: Тамбовская область, г.Тамбов, ул.Красная,5, составляет 1 672 298,82 руб. (л.д. 18).
Истец, ссылается на то, что кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 68:29:0101028:8, площадью 1 629 кв.м., расположенного по адресу: Тамбовская область, г. Тамбов, ул. Красная, 5, должна составлять 1 672 298,82 руб., в соответствии со статьей 66 Земельного кодекса Российской Федерации.
Судебная коллегия суда апелляционной инстанции считает заявленные требования не подлежащими удовлетворению. При этом суд апелляционной инстанции руководствуется следующим.
Согласно пункту 1 статьи 65 Земельного кодекса РФ, использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
В соответствии с пунктом 5 статьи 65 Земельного кодекса РФ, для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
В соответствии с Федеральным стандартом оценки "Определение кадастровой стоимости (ФСО N 4)", утвержденным приказом Минэкономразвития России от 22.10.2010 N 508, под кадастровой стоимостью понимается "установленная в процессе государственной кадастровой оценки рыночная стоимость объекта недвижимости, определенная методами массовой оценки, или, при невозможности определения рыночной стоимости методами массовой оценки, рыночная стоимость, определенная индивидуально для конкретного объекта недвижимости в соответствии с законодательством об оценочной деятельности".
Пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации установлен Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316.
В соответствии с пунктом 1 указанных Правил, организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и его территориальными органами.
Согласно пункту 10 Правил, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Роснедвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
На основании Указа Президента Российской Федерации от 25.12.2008 года N 1847, в связи с упразднением Роснедвижимости, ее функции возложены на Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии.
Последовательность и сроки осуществления действий (административных процедур) органа кадастрового учета при исполнении государственной функции по организации государственной кадастровой оценки земель определяются Административным регламентом исполнения Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель", утвержденным приказом Министерства торговли и экономического развития Российской Федерации от 28.06.2007 года N 215.
Вместе с тем, Федеральным законом от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" были внесены изменения в пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса РФ. Согласно новой редакции пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса РФ, в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
В статье 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" предусмотрено, что в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость; основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость. К заявлению о пересмотре кадастровой стоимости необходимо приложить отчет о рыночной стоимости объекта в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается по основанию установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости.
Исходя из пункта 5 "Правил проведения государственной кадастровой оценки земель" (утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2000 N 316), государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, иных методов массовой оценки недвижимости.
В соответствии с пунктом 10 федерального стандарта оценки "Цель оценки и виды стоимости" (ФСО N 2), утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20.07.2007 N 255 (в редакции, действовавшей в спорный период), при определении кадастровой стоимости объекта оценки определяется методами массовой оценки рыночная стоимость, установленная и утвержденная в соответствии с законодательством, регулирующим проведение кадастровой оценки.
Таким образом, законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.
Согласно имеющегося в материалах дела отчета об определении рыночной стоимости спорного земельного участка N 3003-12/4 от 30.03.2012, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 68:29:0101028:8, площадью 1629 кв.м., расположенный по адресу: Тамбовская область, г. Тамбов, ул.Красная, 5, составляет 1 672 298,82 руб. (л.д. 18), следовательно, кадастровая стоимость указанного земельного участка существенно превышает его рыночную стоимость.
В случае оспаривания величины стоимости объекта оценки в рамках рассмотрения конкретного спора по поводу сделки, акта государственного органа, решения должностного лица или органа управления юридического лица (в том числе спора о признании сделки недействительной, об оспаривании ненормативного акта, о признании недействительным решения органа управления юридического лица и др.) судам следует учитывать, что согласно статье 12 Закона об оценочной деятельности отчет независимого оценщика является одним из доказательств по делу (статья 75 Арбитражного процессуального кодекса РФ) (п. 2 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 30.05.2005 N 92 "О рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании оценки имущества, произведенной независимым оценщиком").
Оценка данного доказательства осуществляется судом в соответствии с правилами главы 7 АПК РФ. Для проверки достоверности и подлинности отчета оценщика судом по ходатайству лица, участвующего в деле, или с согласия участвующих в деле лиц может быть назначена экспертиза, в том числе в виде иной независимой оценки (статьи 82 - 87 АПК РФ).
Нормами статьи 17.1 Закона N 135-ФЗ предусмотрено проведение экспертизы отчета оценщика.
В силу статьи 64 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заключения экспертов относятся к доказательствам, на основании которых арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела.
При рассмотрении дела в суде апелляционной инстанции, судом в порядке статьи 82 Арбитражного процессуального кодекса РФ, определением от 31.05.2013 назначена судебная экспертиза по вопросу установления рыночной стоимости спорного земельного участка в целях определения его кадастровой стоимости по состоянию на 01.01.2011.
Однако, согласно разъяснениям, изложенным в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской федерации от 25.06.2013 N 10761/11, Закон об оценочной деятельности прямо не называет ту дату, которую следует считать датой установления кадастровой стоимости. Однако, принимая во внимание в совокупности положения главы III.1 Закона об оценочной деятельности, подзаконные акты, регулирующие порядок проведения кадастровой оценки, учитывая необходимость обеспечения соотносимости рыночной и кадастровой стоимостей и использования при определении рыночной стоимости показателей и данных (ценообразующих факторов) в отношении объекта, существовавших на тот же момент, на который они были использованы оценщиком, определившим кадастровую стоимость, истец, заявляющий требование о приведении кадастровой стоимости объекта в соответствие с рыночной стоимостью, должен доказать рыночную стоимость на ту же дату, которая использована оценщиком, осуществившим кадастровую оценку, в качестве даты оценки (дата, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость объектов недвижимости) и указана в вводной части отчета об определении кадастровой стоимости (приказ Минэкономразвития РФ от 29.07.2011 N 382 "Об утверждении требований к отчету об определении кадастровой стоимости").
В случае отсутствия такой даты в отчете оценщика она может быть установлена исходя из сведений, содержащихся в акте органа исполнительной власти субъекта, которым утверждены результаты государственной кадастровой оценки.
На эту же дату необходимо определять и рыночную стоимость тех объектов недвижимости, сведения о которых не были внесены в кадастр на момент формирования перечня объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, в частности вновь образуемых земельных участков.
В рассматриваемом случае кадастровая стоимость спорного земельного участка, относящегося к землям населенных пунктов, утверждена Постановлением Администрации Тамбовской области от 30.11.2007 N 1311 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов области".
В силу пункта 1 Постановления Администрации Тамбовской области от 30.11.2007 N 1311 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов области", результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов утверждены по состоянию на 1.01.2007.
Из материалов дела следует, что отчетом об оценке рыночной стоимости земельного участка и экспертным заключением эксперта рыночная стоимость определена не верно, а именно по состоянию на 01.01.2011, в то время как должна быть определена по состоянию на 01.01.2007 - дату утверждения кадастровой стоимости.
Суд апелляционной инстанции предлагал истцу уточнить свою правовую позицию по заявленным требованиям с учетом сложившейся правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
По смыслу ст.14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Поэтому лицо, определившие права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами по усмотрению лица является одним из основополагающих принципов судопроизводства.
В силу части 2 статьи 41 АПК РФ лица, участвующие в деле, должны добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами. Злоупотребление процессуальными правами лицами, участвующими в деле, влечет за собой для этих лиц предусмотренные настоящим Кодексом неблагоприятные последствия.
Уточнений относительно даты, по состоянию на которую следует определять рыночную стоимость спорного земельного участка в целях ее установления вместо кадастровой стоимости и ее доказательств, от истца не поступило.
Исходя из принципа состязательности сторон, закрепленного в статье 9 названного Кодекса, а также положений статей 65, 66 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, лицо, не реализовавшее свои процессуальные права на представление доказательств, несет риск неблагоприятных последствий не совершения им соответствующих процессуальных действий.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 29 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2009 N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции", в связи с переходом к рассмотрению дела по правилам первой инстанции решение суда от 12.10.2012 по настоящему делу подлежит отмене с вынесением по делу нового судебного акта.
Оснований для удовлетворения исковых требований у суда апелляционной инстанции не имеется.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, расходы в виде государственной пошлины за рассмотрение дела в суде первой инстанции и за подачу апелляционной жалобы относятся на истца, возврату или возмещению не подлежат.
Руководствуясь статьями 105, 110, 167-170, п. 6.? ст. 268, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Тамбовской области от 12.10.2012 года по делу N А64-4002/2012 отменить.
В удовлетворении исковых требований общества с ограниченной ответственностью "Бизнес Технологии" (ОГРН 1026801163080, ИНН 6829064582) отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
И.Б. Сухова |
Судьи |
А.И. Поротиков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А64-4002/2012
Истец: ООО "Бизнес- Технологии"
Ответчик: Управление росреестра по Тамбовской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тамбовской области, ФБГУ "Федераньная кадастровая палата Федеральной службу регистрации кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ"Федераньная кадастровая палата Федеральной службу регистрации кадастра и картографии"по Тамбовской обл., ФБГУ "ФКП Росреестра", ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Тамбовской области, ФГБУ "Федераньная кадастровая палата Федеральной службу регистрации кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ"Федераньная кадастровая палата Федеральной службу регистрации кадастра и картографии"по Тамбовской обл., ФГУП "Государственный проектно-изыскательский институт земельно-кадастровых съемок им. П. Р. Поповича"
Третье лицо: Администрация Тамбовской области