Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 31 октября 2013 г. N 09АП-34246/13
г. Москва |
|
31 октября 2013 г. |
Дело N А40-33835/13 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 октября 2013 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 31 октября 2013 г.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе
Председательствующего судьи Яремчук Л.А. |
|
Судей Банина И.Н., Сазоновой Е.А. |
|
при ведении протокола судебного заседания
секретарем Мосесовой А.Д.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "ГУБЕРНСКИЙ", Федерального государственного казенного учреждения "Специальное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, Министерства обороны Российской Федерации, Министерства обороны Российской Федерации
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 04.09.2013 г.
по делу N А40-33835/13,
принятое судьей Кочетковым А. А. (100-338)
по иску Общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "ГУБЕРНСКИЙ" (ИНН 5048024697, 142300, Московская область, Чеховский район, г.Чехов, ул. Земская, д. 2)
к Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации (1037700255284, 119160,ул. Знаменка, д. 19),
Федеральному государственному казенному учреждению "Специальное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (ОГРН 1035006114208, 142409, Московская область, Ногинский район, Ногинск-9 пгт, ул. Королева, д. 8),
третьи лица: Федеральное государственное казенное учреждение "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации
о взыскании 115 518 167 руб.13 коп.
при участии в судебном заседании:
от истца: Миасинович Д.И. по доверенности N 3 от 29.11.2012;
от ответчика: Корзинкин А.А. по доверенности N 212/2/202 от 20.05.2013, Водопьянов А.А. по доверенности N 2 от 09.01.2013;
от третьего лица: не явился, извещен.
УСТАНОВИЛ:
ООО УК "ГУБЕРНСКИЙ", с учетом уточнения требований в порядке ст.49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обратилось в Арбитражный суд г.Москвы с иском о взыскании задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг и услуг по содержанию общего имущества жилого дома с Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в сумме 84 157 537 руб.; с ФГКУ "Специальное ТУИО" Минобороны России в сумме 31 360 630 руб.13 руб., а при недостаточности денежных произвести взыскание с субсидиарного должника Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации.
Решением суда от 04.09.2013 года требования ООО УК "ГУБЕРНСКИЙ" удовлетворены. При принятии решения суд исходил из обоснованности и документального подтверждения заявленных требований.
ООО УК "ГУБЕРНСКИЙ" не согласилось с решением суда первой инстанции, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда изменить, указав в мотивировочной части решения на злоупотребление правом со стороны ответчиков.
В суде апелляционной инстанции от представителя ООО УК "ГУБЕРНСКИЙ" поступило ходатайство о прекращении производства по апелляционной жалобе.
В соответствии со ст.265 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции прекращает производство по апелляционной жалобе, если от лица, ее подавшего, после принятия апелляционной жалобы к производству арбитражного суда поступило ходатайство об отказе от апелляционной жалобы и отказ был принят арбитражным судом в соответствии со ст.49 настоящего Кодекса.
Учитывая, что отказ от апелляционной жалобы не противоречит закону и не нарушает права других лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции, принимает отказ ООО УК "ГУБЕРНСКИЙ" от апелляционной жалобы и прекращает производство по апелляционной жалобе истца.
Минобороны России, ФГКУ "Специальное ТУИО" Минобороны России не согласились с решением суда первой инстанции, обратились с апелляционными жалобами, в которых просят решение суда отменить, в удовлетворении исковых требований отказать, указав на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, а также нарушение судом норм материального права.
ООО УК "ГУБЕРНСКИЙ" представило письменный отзыв по доводам апелляционных жалоб, в котором просит решение суда оставить без изменения.
Рассмотрев дело в порядке статей 123, 156, 266 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в отсутствие представителя третьего лица, извещенного надлежащим образом о месте и времени судебного заседания, выслушав объяснение представителей сторон, исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований к удовлетворению апелляционной жалобы и отмене или изменению решения арбитражного суда, принятого в соответствии с законодательством Российской Федерации и обстоятельствами дела.
Как установлено судом, Российская Федерация в лице Минобороны России является собственником квартир, расположенных по адресу: Московская область, г. Чехов, ул. Земская, д. N N 3, 8, 9, 10, 11, 14, 15, 17, 21, 23, а также Московская область, г. Чехов, ул. Уездная, д. NN 1-5, часть из которых была передана в оперативное управление правопреемнику Федерального государственного квартирно-эксплуатационного учреждения "Подольская квартирно-эксплуатационная часть района" Минобороны России - ФГКУ "Специальное ТУИО" Минобороны России, что подтверждается приобщенными к материалам дела выписками из ЕГРП.
В обоснование заявленных требований истец ссылается на задолженность ответчиков перед управляющей компанией по оплате коммунальных услуг, а также услуг, оказанных по содержанию, техническому обслуживанию, ремонту и эксплуатации жилого фонда.
В силу ст. 153 Жилищного кодекса Российской Федерации, граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. До заселения жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов в установленном порядке расходы на содержание жилых помещений и коммунальные услуги несут соответственно органы государственной власти и органы местного самоуправления или управомоченные ими лица.
Согласно п. 7 ст.155 Жилищного кодекса Российской Федерации, собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации.
Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (п. 1 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа следующего за расчетным месяца, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом (п. 1 ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Если собственники помещений в многоквартирном доме не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления (п. 4 ст. 158 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Обязанность нести расходы по содержанию и ремонту жилого помещения (включающая в себя обязанность по внесению платы за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме), по оплате коммунальных услуг лежит на собственнике помещений и вытекает из закона.
Сумма задолженности рассчитана истцом согласно площади ответчиков, в соответствии с заключенными договорами и утвержденными тарифами.
Статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В силу положений ст.ст. 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, односторонний отказ от исполнения обязательств не допускается.
В соответствии с подпунктом 71 п. 7 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 года N 1082, Министерство обороны Российской Федерации осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными силами.
Согласно п. 1 ст. 299 Гражданского кодекса Российской Федерации, право хозяйственного ведения или право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.
Как разъяснено в пункте 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29.04.2010 года "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", в силу абзаца пятого пункта 1 статьи 216 Гражданского кодекса Российской Федерации, право хозяйственного ведения и право оперативного управления относятся к вещным правам лиц, не являющихся собственниками.
В этой связи право хозяйственного ведения и право оперативного управления на недвижимое имущество возникают с момента их государственной регистрации.
Таким образом, обязанность по несению расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме за период до регистрации право оперативного управления за ФГКУ "Специальное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, возлагается судом на ответчика - Российскую Федерацию в лице Министерства обороны Российской Федерации, как представителя собственника имущества, а с момента регистрации на правообладателей - ФГКУ "Специальное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации.
В силу пункта 2 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации, учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность по его обязательствам несет собственник соответствующего имущества.
Согласно разъяснениям, данным в пункте 7 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 года N 21 "О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров с участием государственных и муниципальных учреждений, связанных с применением статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации" субсидиарную ответственность по обязательствам государственного учреждения несет собственник имущества учреждения, то есть Российская Федерация, от имени которого выступает соответствующий главный распорядитель средств федерального бюджета.
Собственником имущества ФГКУ "Специальное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, является Российская Федерация, имущество учреждения является федеральной собственностью, а органом, осуществляющим полномочия в отношении учреждения, и главным распорядителем бюджетных средств федерального бюджета - Министерство обороны Российской Федерации.
В соответствии со статьей 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации от имени казны Российской Федерации по искам подведомственных учреждений, предъявляемым в порядке субсидиарной ответственности, выступает в суде главный распорядитель средств федерального бюджета.
Поскольку ответчики не представили доказательств исполнения обязательств по оплате оказанных услуг, суд, с учетом положений статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации, пришел к правильному выводу о взыскании задолженности с Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в сумме 84 157 537 руб.; с ФГКУ "Специальное ТУИО" Минобороны России в сумме 31 360 630 руб.13 руб.., а при недостаточности денежных средств о взыскании указанной суммы в порядке субсидиарной ответственности с Министерства обороны Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы, в том числе относительно непредставления истцом доказательств в подтверждение факта и объема оказанных услуг, отсутствия договорных, а также о том, что Министерство обороны Российской Федерации является ненадлежащим ответчиком по делу уже были предметом судебного разбирательства в суде первой инстанции, им была дана соответствующая правовая оценка, и оснований для переоценки выводов суда не имеется.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда, положенные в основу решения и не могут служить основанием для удовлетворения апелляционной жалобы.
Судебные расходы между сторонами распределяются в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 04.09.2013 г. по делу N А40-33835/13 оставить без изменения, а апелляционные жалобы Федерального государственного казенного учреждения "Специальное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, Министерства обороны Российской Федерации - без удовлетворения.
Принять отказ Общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "ГУБЕРНСКИЙ" от апелляционной жалобы на решение Арбитражного суда г.Москвы от 04.09.2013 года по делу N А40-33835/13.
Производство по апелляционной жалобе прекратить.
Возвратить Обществу с ограниченной ответственностью Управляющая компания "ГУБЕРНСКИЙ" (ИНН 5048024697) из федерального бюджета государственную пошлину по апелляционной жалобе в сумме 2 000 (две тысячи) руб..
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
Л.А.Яремчук |
Судьи |
И.Н.Банин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-33835/2013
Истец: ООО УК "Губернский", ООО УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ ГУБЕРНСКИЙ
Ответчик: Министерство обороны Российской Федерации, Министерство обороны РФ., ФГКУ "Специальное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации
Третье лицо: ФГКУ "Центральное ТУИО" МО РФ, ФГКУ "ЦТУИО" МО РФ, ФГКУ СПЕЦИАЛЬНОЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РФ
Хронология рассмотрения дела:
05.07.2017 Определение Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-25567/17
05.07.2017 Определение Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-31018/17
21.06.2017 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-23451/17
19.03.2014 Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа N Ф05-17408/13
31.10.2013 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-34246/13
04.09.2013 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-33835/13