г. Пермь |
|
07 ноября 2013 г. |
Дело N А71-4861/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 ноября 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 07 ноября 2013 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Рубцовой Л. В.,
судей Крымджановой Д. И., Назаровой В. Ю.
при ведении протокола судебного заседания секретарём Леконцевым Я. Ю.
при участии:
от истца, Федерального бюджетного учреждения "Федеральное управление по безопасному хранению и уничтожению химического оружия при Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации (войсковая часть 70855)": Селютин В. Е., паспорт, доверенность от 27.06.2012 года;
от ответчика, Открытого акционерного общества "Славянка": Каргашина Е. С., паспорт, доверенность N 228 от 09.01.2013 года; Юшкова С. В., паспорт, доверенность от 27.06.2013 года; Ивчин В. В., паспорт, доверенность от 16.08.2013 года;
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика - Открытого акционерного общества "Славянка"
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики
от 27 августа 2013 года
по делу N А71-4861/2013,
принятое судьей О. А. Сидоренко
по иску Федерального бюджетного учреждения "Федеральное управление по безопасному хранению и уничтожению химического оружия при Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации (войсковая часть 70855)" (ОГРН 1097746789029, ИНН 7724729390)
к Открытому акционерному обществу "Славянка" (ОГРН 1097746264219, ИНН 7702707386)
о признании недействительным договора на водоснабжение и водоотведение, признании незаконными действий по истребованию денежных средств по договору на водоснабжение и водоотведение,
установил:
Федеральное бюджетное учреждение "Федеральное управление по безопасному хранению и уничтожению химического оружия при Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации" (войсковая часть 70855) (далее - ФБУ "ФУ БХУХО", истец) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с иском к Открытому акционерному обществу "Славянка" (далее - ОАО "Славянка", ответчик) о признании недействительным договора на водоснабжение и водоотведение N 55/46-2012 от 05.05.2012 года, а также о признании незаконными действий по истребованию ответчиком денежных средств по договору на водоснабжение и водоотведение N 55/46-2012 от 05.05.2012 года в размере 3 870 198 руб. 74 коп. на основании статей 167, 168, 178 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) (т.1, л.д.6-10).
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 27.08.2013 года (резолютивная часть от 20.08.2013 года, судья О. А. Сидоренко) договор на водоснабжение и водоотведение N 55/46-2012 от 05.05.2012 года, заключенный между истцом и ответчиком, признан недействительным (ничтожным). В удовлетворении остальной части иска отказано. С ответчика в пользу истца взыскано 4 000 руб. 00 коп. в возмещение расходов по уплате госпошлины по иску. С истца в доход федерального бюджета взыскано 4 000 руб. 00 коп. государственной пошлины по иску (т.5, л.д.161-169).
Ответчик, ОАО "Славянка", с решением суда первой инстанции не согласился по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
Указывает, что в соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 15.04.2011 N 645-р ОАО "Славянка" является единственным поставщиком холодной воды и услуг по отведению и очистке сточных вод для нужд Минобороны России и подведомственных Минобороны России организаций. Между Минобороны России и ОАО "Славянка" 14.07.2011 года заключен государственный контракт N 1-ВКХ на поставку холодной воды и услуг по отведению и очистке сточных вод для нужд Минобороны России. В соответствии с пунктом 1.10 госконтракта N 1-ВКХ от 14.07.2011 года потребителями являются войсковые части, учреждения и организации, подведомственные Минобороны России, являющиеся потребителями услуг. На территории военного городка 33 пгт. Мирный Оричевского района Кировской области располагаются объекты войсковой части 21228, услуги водоснабжения и водоотведения для которых оказываются в рамках госконтракта N 1-ВКХ.
В соответствии с паспортом военного городка N 33, сверки с ТУИО Минобороны России объекты ФБУ "ФУ БХУХО" - 1205 объект по хранению и уничтожению химического оружия находится за пределами военного городка N 33 пгт. Мирный Оричевского района Кировской области и не подлежит обслуживанию в рамках заключенных между Минобороны России и ОАО "Славянка" госконтрактов, поставка воды осуществляется на коммерческой основе. Помимо объектов войсковой части 21228 на территории пгт. Мирный Кировской области расположен завод по ликвидации химического оружия (промышленная зона), поставка воды на который осуществляется по отдельному трубопроводу, на котором установлен прибор учета в рамках договора N 55/46-2012 от 05.05.2012 года. Земельный участок, на котором расположена промзона 1205 объекта ФБУ "ФУ БХУХО", является самостоятельным земельным участком, не принадлежащим Минобороны России и не входящим в состав земельного участка, на котором расположен военный комплекс войсковой части 21228. В связи с изложенным вывод суда первой инстанции о том, что объект - промышленная зона находится на территории военного городка 33, входит в его состав, не соответствует действительности. Промзона (завод по уничтожению химического оружия) является объектом по уничтожению химического оружия, эксплуатация которого относится к сфере ведения Министерства промышленности и торговли РФ. В паспорте военного городка объекты промзоны ответствуют, в связи с чем в техническое соглашение N 1 от 31.08.2011 года в перечень объектов водопотребления военного городка N 33 п.г.т. Мирный N 1 объекты промзоны не включены. В техническом соглашении отражены объемы, подаваемые от насосной станции N 420 по ГП без разделения групп потребителей. Вывод суда первой инстанции о том, что все объекты военного городка должны учитываться по государственному контракту, заключение обычного договора на один из объектов военного городка противоречит статьям 525, 527 ГК РФ, Федеральному закону от 21.07.2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", является ошибочным. В письме руководителя Департамента эксплуатационного содержания и обеспечения коммунальными услугами воинских частей и организаций Минобороны России от 26.08.2013 года N 370/1/1/10888 указано, что руководителю филиала ФБУ "ФУ БХУХО" (войсковая часть 21228) дано указание о необходимости заключить договор на оказание услуг водоснабжения и водоотведения с ОАО "Славянка". Договор N 55/46-2012 от 05.05.2012 года заключен в соответствии с положениями статей 421, 539-548 ГК РФ, Правилами N 167, в связи с чем оснований для признания его недействительной (ничтожной) сделкой у суда первой инстанции не имелось.
В судебном заседании представители ответчика доводы жалобы поддержали, просили решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
Истец, ФБУ "ФУ БХУХО", доводы жалобы отклонил по мотивам, изложенным в письменном отзыве.
Указывает, что ФБУ "ФУ БХУХО" является бюджетным учреждением, подведомственным Минобороны России, а, следовательно, потребителем в соответствии с пунктом 1.10 государственного госконтракта N 1-ВКХ от 14.07.2011 года, заключенного между Минобороны России и ОАО "Славянка". Филиал, равно как и весь его имущественный комплекс (в том числе промышленная зона) расположен на земельном участке, собственником которого является Минобороны России. Военный городок со своей инфраструктурой является неотъемлемой частью объекта по уничтожению химического оружия, занятого в процессе хранения и уничтожения отравляющих веществ. Поскольку на момент заключения договора на водоснабжение и водоотведение N 55/46-2012 от 05.05.2012 года государственный контракт N 1-ВКХ от 14.07.2011 года ФБУ "ФУ БХУХО" не поступал, договор N 55/46-2012 от 05.05.2012 года заключен под влиянием заблуждения в противоречие государственному контракту N 1-ВКХ от 14.07.2011 года, что является основанием для признания договора N 55/46-2012 от 05.05.2012 года в силу статьи 178 ГК РФ недействительной сделкой.
В судебном заседании представитель истца против доводов жалобы возражал, просил оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, между ОАО "Славянка" (Исполнитель) и Федеральным бюджетным учреждением - войсковая часть 70855 (правопредшественник ФБУ "ФУ БХУХО", Абонент) заключен договор на водоснабжение и водоотведение N 55/46-2012 от 05.05.2012 года, в соответствии с условиями которого Исполнитель обязуется осуществить отпуск холодной воды (питьевой и(или) технической) на нужды Абонента и его субабонентов, производимой и(или) транспортируемой с использованием объектов водопроводно-канализационного хозяйства Исполнителя, а также принять и(или) транспортировать сточные воды и загрязняющие вещества Абонента и его субабонентов в канализационную сеть Исполнителя на условиях, определенных в настоящем договоре, а Абонент обязуется принять и оплатить поставленную Исполнителем холодную воду, сброшенные в канализационную сеть сточные воды и загрязняющие вещества в объеме, сроки и на условиях, предусмотренных настоящим договором (т.1, л.д.13-27).
ФБУ - войсковая часть 70855 реорганизовано в форме присоединения к нему государственного учреждения "Федеральное управление по безопасному хранению и уничтожению химического оружия при Министерстве промышленности и торговли РФ", образовано ФБУ Федеральное управление по безопасному хранению и уничтожению химического оружия при Министерстве промышленности и торговли РФ (войсковая часть 70855).
Приказом начальника Федерального управления по безопасному хранению и уничтожению химического оружия N 102 от 17.05.2012 года филиал "Войсковая часть 21228" ФБУ - войсковая часть 70855 реорганизован в филиал ФБУ "Федеральное управление по безопасному хранению и уничтожению химического оружия при Министерстве промышленности и торговли РФ (войсковая часть 70855) - 1205 объект по хранению и уничтожению химического оружия (войсковая часть 21228), а также признан правопреемником филиала "Войсковая часть 21228" ФБУ - войсковая часть 70855.
Заявляя требование о признании договора на водоснабжение и водоотведение N 55/46-2012 от 05.05.2012 года недействительным, ФБУ "ФУ БХУХО" указывает на то, что 14.07.2011 года между Министерством обороны РФ и ОАО "Славянка" заключен государственный контракт на поставку холодной воды и услуг по отведению и очистке сточных вод для нужд Министерства обороны Российской Федерации и подведомственных учреждений N 1-ВКХ сроком до 31.12.2012, в соответствии с которым ОАО "Славянка" приняло на себя обязательства в течение срока его действия оказывать услуги водоснабжения и водоотведения Потребителю в объемах и на условиях, предусмотренных Контрактом и нормативными правовыми актами Российской Федерации (т.1, л.д.46-62).
Согласно пункту 1.10. указанного контракта потребителями являются воинские части, учреждения и организации, подведомственные Министерству обороны РФ, являющиеся получателями услуг.
По мнению истца, объект - "промышленная зона", входящий в состав "войсковой части N 21228", на который заключен спорный договор на водоснабжение и водоотведение N 55/46-2012 от 05.05.2012 года, должен учитываться ответчиком в рамках государственного контракта N 1-ВКХ от 14.07.2011 года, как и остальные объекты "войсковой части N 21228".
Письмом от 17.04.2013 года N 5/991 (т.1, л.д.28) истцом ответчику направлено Соглашение о расторжении договора на водоснабжение и водоотведение N 55/46-2012 от 05.05.2012 года (т.1, л.д.29-30), которое ОАО "Славянка" не подписано.
Указанные обстоятельства послужили истцу основанием для обращения в арбитражный суд с настоящим иском.
В соответствии с частью 5 статьи 268 АПК РФ в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.
Пересмотрев материалы дела в порядке статей 266-268 АПК РФ в рамках апелляционной жалобы, апелляционный суд считает, что оснований для ее удовлетворения не имеется.
В соответствии со статьей 166 ГК РФ сделка недействительна по основаниям, установленным настоящим Кодексом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
Сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения (статья 168 ГК РФ).
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 32 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", не исключается возможность предъявления исков о признании недействительной ничтожной сделки. Споры по таким требованиям подлежат разрешению судом в общем порядке по заявлению любого заинтересованного лица.
Истцом заявлено требование о признании недействительным договора на водоснабжение и водоотведение N 55/46-2012 от 05.05.2012 года на основании статей 168, 525, 531, 532 ГК РФ и Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
Согласно пункту 1 статьи 525 ГК РФ поставка товаров для государственных или муниципальных нужд осуществляется на основе государственного или муниципального контракта на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд, а также заключаемых в соответствии с ним договоров поставки товаров для государственных или муниципальных нужд (пункт 2 статьи 530).
К отношениям по поставке товаров для государственных или муниципальных нужд применяются правила о договоре поставки (статьи 506 - 522), если иное не предусмотрено правилами настоящего Кодекса. К отношениям по поставке товаров для государственных или муниципальных нужд в части, не урегулированной настоящим параграфом, применяются иные законы (пункт 2 статьи 525 ГК РФ).
В силу статьи 527 ГК РФ государственный или муниципальный контракт заключается на основе заказа на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд, размещаемого в порядке, предусмотренном законодательством о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" настоящий Закон регулирует отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений (далее - размещение заказа).
При этом под государственными нуждами в соответствии со статьей 3 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ понимаются обеспечиваемые за счет средств федерального бюджета или бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников финансирования потребности Российской Федерации, государственных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий Российской Федерации, государственных заказчиков (в том числе для реализации федеральных целевых программ), для исполнения международных обязательств Российской Федерации, в том числе для реализации межгосударственных целевых программ, в которых участвует Российская Федерация, либо потребности субъектов Российской Федерации, государственных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий субъектов Российской Федерации, государственных заказчиков, в том числе для реализации региональных целевых программ. Под нуждами федеральных бюджетных учреждений и бюджетных учреждений субъектов Российской Федерации понимаются обеспечиваемые федеральными бюджетными учреждениями, бюджетными учреждениями субъектов Российской Федерации (независимо от источников финансового обеспечения) потребности в товарах, работах, услугах соответствующих бюджетных учреждений.
Распоряжением N 645-р ОАО "Славянка" определено единственным поставщиком холодной воды и услуг по водоотведению и очистке сточных вод для нужд Министерства и подведомственных ему организаций.
На основании названного распоряжения между Минобороны России (государственный заказчик) и ОАО "Славянка" (исполнитель) заключен государственный контракт на поставку холодной воды и услуг по отведению и очистке сточных вод для нужд Министерства и подведомственных ему организаций N 1-ВКХ от 14.07.2011 года.
В разделе 1 государственного контракта N 1-ВКХ от 14.07.2011 года "Понятие, сокращения и термины" предусмотрено, что потребителями являются воинские части, учреждения и организации подведомственные Министерству обороны Российской Федерации, являющиеся получателем услуг (пункт 1.10 госконтракта); объектами потребителя являются здания (сооружения) либо комплекс зданий (сооружений), находящихся в пользовании у Потребителя (пункт 1.12 госконтракта).
Пунктом 3.1.1 госконтракта Исполнитель обязался оказывать услуги водоснабжения и услуги водоотведения в соответствии с договорными величинами (Приложение N 1 к Контракту) и Техническим соглашением (Приложение N 3 к Контракту).
Судом первой инстанции установлено, что в представленном в дело Приложении N 3.1 к Техническому соглашению от 31.08.2011 года N 1 "Перечень точек поставки" (т.3, л.д.24) под номером 17 в качестве объекта без каких-либо исключений указан Военный городок N 33, в/ч 21228, в/ч, Кировская область, Оричевский район, п.г.т. Мирный с годовым объемом потребления холодной воды - 260,000 тыс. куб.м. и годовым объемом отведения и очистки сточных вод - 260,000 куб.м.
В соответствии с пунктом 1 Устава ФБУ "ФУ БХУХО" (т.5, л.д.35-36) Учреждение по вопросам, касающимся прохождения военной службы и финансового обеспечения государственного задания за счет средств федерального бюджета относится к ведению Министерства обороны Российской Федерации, а по вопросам организации и выполнения работ по уничтожению химического оружия - к ведению Министерства промышленности и торговли Российской Федерации (пункт 1 Устава л.д.35,36 т.5).
С учетом указанных обстоятельств суд первой инстанции вопреки доводам жалобы пришел к правильному выводу о том, что все объекты военного городка должны учитываться по государственному контракту, в связи с чем заключение дополнительного договора на один из объектов военного городка - промышленную зону (завод по уничтожению химического оружия) противоречит статьям 525, 527 ГК РФ, Федеральному закону от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
Доводы ОАО "Славянка" о том, что промышленная зона - завод по уничтожению химического оружия не входит в паспорт военного городка, поэтому не может быть включена в перечень объектов по государственному контракту, правомерно отклонены судом первой инстанции с учетом анализа положений пунктов 19, 39, 41, 51 Положения о порядке исполнения государственных контрактов по обслуживанию фондов и обеспечению потребителей Министерства обороны Российской Федерации топливно-энергетическими ресурсами. Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции у арбитражного апелляционного суда не имеется.
Ссылка ответчика на запрос ОАО "Славянка" от 22.07.2013 года N 3993 (т.5, л.д. 146), а также на ответ руководителя Департамента эксплуатационного содержания и обеспечения коммунальными услугами воинских частей и организаций Минобороны России, изложенный в письме от 26.08.2013 года N 370/1/1/10888, является некорректной, поскольку письмом от 22.07.2013 года N 3993 ответчиком запрашивалась информация в отношении государственного контракта N 2-ВКХ, который не относится к рассматриваемому спору (статьи 67, 68 АПК РФ).
Поскольку обязательства, предусмотренные договором на водоснабжение и водоотведение N 55/46-2012 от 05.05.2012 года, аналогичны обязательствам, предусмотренным в государственном контракте N 1-ВКХ от 14.07.2011 года, заключенном между Минобороны России и ОАО "Славянка", требования истца о признании недействительным договора на водоснабжение и водоотведение N 55/46-2012 от 25.05.2012 года правомерно удовлетворены судом первой инстанции на основании статей 168, 525, 527 ГК РФ, Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
С учетом изложенного решение суда от 27.08.2013 года является законным и обоснованным. Оснований, предусмотренных статьей 270 АПК РФ для отмены (изменения) судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Апелляционная жалоба ответчика удовлетворению не подлежит.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на заявителя в соответствии с частью 1 статьи 110 АПК РФ,
На основании изложенного и руководствуясь статьями 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 27 августа 2013 года по делу N А71-4861/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Председательствующий |
Л.В.Рубцова |
Судьи |
Д.И.Крымджанова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А71-4861/2013
Истец: федеральное бюджетное учреждение "Федеральное управление по безопасному хранению и уничтожению химического оружия при Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации (войсковая часть 70855)"
Ответчик: ОАО "Славянка"