город Ростов-на-Дону |
|
08 ноября 2013 г. |
дело N А53-8379/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 ноября 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 08 ноября 2013 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сулименко О.А.,
судей Гуденица Т.Г., Ефимовой О.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Согомонян А.Н.,
при участии:
от заявителя - директор Калайджян Симон Вартанович,
от заинтересованного лица - представитель по доверенности от 06.03.2013 N 25 - Моргунов В.В., удостоверение,
от третьего лица - представитель не явился, уведомлен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "СОЗИДАНИЕ"
на решение Арбитражного суда Ростовской области от 31.07.2013 по делу N А53-8379/2013, принятое судьей Пименовым С.В.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "СОЗИДАНИЕ"
к заинтересованному лицу Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области
при участии третьего лица Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Ростовский государственный университет путей сообщения"
о признании недействительным решения от 14.01.2013 N РНП-61-30 о внесении сведений в реестр недобросовестных поставщиков,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "СОЗИДАНИЕ" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением о признании недействительным решения Управление Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области (далее - управление, антимонопольный орган) от 14.01.2013 N РНП-61-30 о внесении сведений в реестр недобросовестных поставщиков.
Заявленные требования мотивированы тем, что общество, будучи участником открытого аукциона, было введено в заблуждение заказчиком, указавшим в расчете цены контракта заниженную стоимость материалов (алюминиевых дверных блоков), в силу чего обществом не был подписан проект государственного контракта.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен заказчик - Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Ростовский государственный университет путей сообщения" (далее - университет, заказчик).
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 31.07.2013 в удовлетворении заявленных требований отказано. Решение мотивировано тем, что материалами дела подтверждены вменяемые обществу нарушения, в связи с чем включение общества в реестр недобросовестных поставщиков произведено правомерно.
Общество с ограниченной ответственностью "СОЗИДАНИЕ" обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), и просило решение отменить, заявленные требования удовлетворить. В обоснование апелляционной жалобы указывает, что при запросе цен у указанных заказчиком производителей дверных блоков общество выяснило, что в сметной документации указана заниженная цена. Полагает обоснованным отказ от заключения государственного контракта. Общество ошибочно указало в составе поставщиков дверных блоков общество с ограниченной ответственностью "Галс", которое фактически производит металлопластиковые конструкции. Полагает, что общество не должно было быть допущено к участию в открытом аукционе.
В отзыве на апелляционную жалобу управление и университет просили оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Привлеченный к участию в деле заказчик, уведомленный о дате и времени судебного заседания, явку в суд апелляционной инстанции не обеспечил, в связи с чем дело рассмотрено в порядке статьи 156 АПК РФ.
В судебном заседании участвующие в деле лица ссылались на доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей общества и управления, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 14.11.2012 на официальном сайте Российской Федерации www.zakupki.gov.ru заказчик разместил извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме N 0358100000412000138 "Выполнение работ по капитальному ремонту коридоров 1, 2, 3 этажей блока Б главного учебного корпуса ФГБОУ ВПО "РГУПС" - замена дверей".
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 1 457 888 рублей.
К участию в открытом аукционе в электронной форме было допущено три участника ООО "Созидание", ООО "Мясниковское РСУ", ООО "АлВик".
Согласно протоколу N 83/12/138-ЭА подведения итогов аукциона N 0358100000412000138/3 от 27.11.2012 победителем признано ООО "Созидание".
03.12.2012 заказчик направил оператору электронной площадки проект государственного контракта для подписания ООО "Созидание".
10.12.2012 ООО "Созидание" направило оператору электронной площадки протокол разногласий об изменении адреса в проекте государственного контракта.
11.12.2012 Заказчик направил письмо оператору электронной площадки об отказе в изменении адреса участника, так как в едином государственном реестре юридических лиц содержится адрес ООО "Созидание", указанный в проекте государственного контракта N 117/12-ЭА, следовательно, оснований для изменения адреса не имеется.
По состоянию на 14.12.2012, государственный контракт ООО "Созидание" не был подписан, что было квалифицировано заказчиком как отказ от заключения контракта.
24.12.2013 в управление поступило обращение заказчика о признании общества уклонившимся от заключения государственного контракта по результатам проведения открытого аукциона в электронной форме N 0358100000412000138/3, а также о внесении сведений в отношении общества в Реестр недобросовестных поставщиков.
14.01.2013 Управлением вынесено решение N РНП-61-30 о внесении сведений об обществе в Реестр недобросовестных поставщиков.
Не согласившись с вынесенным решением, воспользовавшись правом на обжалование, предусмотренным статьёй 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, общество обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением.
Апелляционная коллегия при разрешении настоящего дела полагает необходимым исходить из следующих обстоятельств.
В соответствии с частью 11 статьи 41.12 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов) участник открытого аукциона в электронной форме, с которым заключается контракт, признается уклонившимся от заключения контракта в случае, если такой участник открытого аукциона в срок, предусмотренный частями 4, 4.4 и 4.6 статьи 41.12 Закона о размещении заказов, не направил оператору электронной площадки подписанный электронной цифровой подписью лица, имеющего право действовать от имени участника размещения заказа, проект контракта, а также подписанный электронной цифровой подписью указанного лица документ об обеспечении исполнения контракта при условии, что заказчиком, уполномоченным органом было установлено требование обеспечения исполнения контракта.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель общества пояснил, что отказ в заключении контракта мотивирован недобросовестностью заказчика - предоставлением недостоверных (заниженных) сведений о средней цене материала (т. 1 л.д. 90-92), поскольку на запрос общества указанные в расчете средней цены лица предоставили существенно отличающиеся ценовые предложения (т. 1 л.д. 147-149).
В соответствии с пунктом 4.4 части 4 статьи 22 Закона о размещении заказов конкурсная документация должна содержать обоснование начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) в соответствии с положениями статьи 19.1 настоящего Федерального закона.
Частью 1 статьи 19.1 Закона о размещении заказов установлено, что для установления начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) источниками информации о ценах товаров, работ, услуг, являющихся предметом заказа, могут быть данные государственной статистической отчетности, официальный сайт, реестр контрактов, информация о ценах производителей, общедоступные результаты изучения рынка, исследования рынка, проведенные по инициативе заказчика, уполномоченного органа, в том числе по контракту или гражданско-правовому договору, и иные источники информации. Заказчик, уполномоченный орган вправе осуществить свои расчеты начальной (максимальной) цены контракта (цены лота).
Согласно части 2 статьи 19.1 Закона о размещении заказов в конкурсной документации, документации об аукционе (в том числе в документации об открытом аукционе в электронной форме), извещении о проведении запроса котировок указывается обоснование начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), содержащее полученные заказчиком, уполномоченным органом информацию или расчеты и использованные заказчиком источники информации о ценах товаров, работ, услуг, в том числе путем указания соответствующих сайтов в сети "Интернет" или иного указания.
Как следует из материалов дела, во исполнение статьи 19.1, пункта 6.1 части 3 статьи 41.6 Закона о размещении заказов в документации об аукционе содержится обоснование начальной (максимальной) цены контракта, осуществленное на основании информации, полученной с интернет-сайтов форм-производителей, и из коммерческих предложений. При этом заказчик указал цену в расчете на 1 кв.м. дверного блока. Полученное обществом ценовое предложение относится к дверному блоку целиком, в связи с чем информации заказчика не противоречит.
Кроме того, апелляционная коллегия полагает, что у общества имелась реальная возможность оценить экономический эффект от участия в аукционе при формировании собственного ценового предложения, установлении максимально возможного снижения цены лота. Из материалов дела следует, что информация о проведении аукциона была размещена для всеобщего доступа 14.11.2012. Таким образом, у участников аукциона имелась возможность и достаточный период времени (до 27.11.2012) для ознакомления с предполагаемым объектом работ, проверки аукционной документации, проведения собственных расчетов, в целях установления реальной возможности и необходимости участия в аукционе.
Обществом не представлено доказательств наличия объективных обстоятельств, возникших в период после подачи заявки и до проведения аукциона, которые обусловили невозможность заключения контракта. Несоответствие цен на рынке ожиданиям общества к таким обстоятельствам не относятся.
Возможные недостатки аукционной документации, как и условия собственной деятельности должны были быть учтены при формировании воли на подачу заявки на участие в аукционе.
По смыслу Закона о размещении заказов включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков по сути является санкцией за недобросовестное поведение поставщика (исполнителя, подрядчика), выразившееся в намеренном уклонении от заключения контракта.
По общему правилу, при привлечении лица к публично-правовой ответственности государственным органом должна быть установлена вина этого лица в нарушении закона. Конституционный Суд Российской Федерации в своих судебных актах указывает, что применяемые государственными органами санкции должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 N 13-П, от 21.11.2002 N 15-П).
Участие в конкурсных процедурах предполагает возможность наступления неблагоприятных последствий для участника в случае признания его победителем и совершения им действий (бездействия) в противоречие с требованиями Закона о размещении заказов, в том числе, приведших к невозможности заключения контракта с ним.
Указанные последствия определены Законом о размещении заказов как внесение в реестр недобросовестных поставщиков.
При этом суд при рассмотрении такого рода дел должен дать оценку поведения участника конкурса - насколько оно способствовало наступлению негативных последствий в виде незаключения контракта, какие действия предпринимались участником для предотвращения таких последствий.
Исходя из обстоятельств настоящего дела, включение общества в реестр недобросовестных поставщиков в данном случае не нарушает права и законные интересы общества, поскольку основания для включения его в реестр недобросовестных поставщиков соответствуют Закону о размещении заказов.
Принимая оспариваемое решение, суд первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, полно и всесторонне исследовал имеющие значение для правильного рассмотрения дела обстоятельства, правильно применил и истолковал нормы материального и процессуального права и на их основании сделал обоснованный вывод об отсутствии совокупности необходимых условий для удовлетворения заявленных требований.
Произведя оценку доказательств с соблюдением требований статьи 71 АПК РФ, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение об отказе в удовлетворении требований заявителя, поскольку установленные ст. 201 АПК РФ основания для признания незаконным решения управления от 14.01.2013 N РНП-61-30 отсутствуют.
Основания для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции не установлены.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 31.07.2013 по делу N А53-8379/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
О.А. Сулименко |
Судьи |
Т.Г. Гуденица |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-8379/2013
Истец: ООО "СОЗИДАНИЕ"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по РО, Управление Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области
Третье лицо: ЗАО "Сбербанк-АСТ", ФГБОУ ВПО РГУПС, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Ростовский государственный университет путей сообщения"