г.Москва |
|
08 ноября 2013 г. |
Дело N А40-87469/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 октября 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 08 ноября 2013 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи: Пронниковой Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Артюковой О.А.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Межрегиональной спортивной общественной организации - военно-охотничье общество центральных органов военного управления (МВОО ЦО ВУ)
на решение Арбитражного суда г.Москвы от 09.09.2013, принятого в порядке упрощенного производства,
по делу N А40-87469/2013 судьи Нариманидзе Н.А. (шифр судьи 148-647)
по заявлению МВОО ЦО ВУ (ОГРН 1037739375805, 119121, г.Москва, ул.Бурденко, дом 14, корп.А)
к Департаменту по охране и использованию животного мира Ярославской области
о признании незаконным и отмене постановления
при участии:
представителей заявителя Залогина В.Ю. по приказу от 15.06.2010 N 120, Тимофеева Е.А. по протоколу от 24.02.2011 N 1; Пихули А.А. по ордеру от 31.10.2013 N 2;
представитель ответчика не явился, извещен,
УСТАНОВИЛ:
Решением Арбитражного суда г.Москвы от 09.09.2013, принятым по данному делу, отказано в удовлетворении требований Межрегиональной спортивной общественной организации - военно-охотничье общество центральных органов военного управления (далее - МВОО ЦО ВУ, Организация, заявитель) о признании незаконным и отмене постановления Департамента по охране и использованию животного мира Ярославской области (далее - административный орган, ответчик) от 20.05.2013 по делу N 1/161 о привлечении МВОО ЦО ВУ к административной ответственности, предусмотренной ч.3 ст.8.37 КоАП РФ, а также решения от 14.06.2013.
При этом суд мотивировал свое решение наличием в действиях МВОО ЦО ВУ состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.3 ст.8.37 КоАП РФ, а также соблюдением процедуры и сроков давности привлечения Организации к ответственности.
Не согласившись с принятым решением, МВОО ЦО ВУ обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. При этом указывает на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, недоказанность имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд счел установленными, а также нарушение норм процессуального права. Ссылаясь на Порядок выдачи разрешений на добычу охотничьих ресурсов, утвержденный Приказом Минприроды России от 23.04.2010 N 121, указывает, что ввиду отсутствия заявлений на добычу кабана в целях регулирования от заявителей, у МВОО ЦО ВУ не было возможности выдать все разрешения, на основании которых в соответствии с п.3, п.23 Правил охоты, утвержденных Приказом Минприроды России от 16.11.2010 N 512 "Об утверждении Правил охоты", осуществляется охота. Считает, что МВОО ЦО ВУ приняты все возможные меры для снижения численности кабана на территории охотничьего хозяйства.
Надлежащим образом уведомленный о времени и месте судебного заседания Департамент по охране и использованию животного мира Ярославской области в судебное заседание своего представителя не направил. В представленном в суд апелляционной инстанции отзыве просит рассмотреть дело в отсутствие его представителя. Судебная коллегия, с учетом мнения представителей заявителя, явившихся в судебное заседание, считает возможным рассмотреть дело по имеющимся в материалах дела доказательствам, в соответствии со статьей 156 АПК РФ, в отсутствие ответчика.
Рассмотрев в порядке, предусмотренном ст.ст.266, 268 АПК РФ, материалы дела, заслушав представителей заявителя, поддержавших в судебном заседании доводы и требования апелляционной жалобы, исследовав имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает необходимым оставить обжалуемое решение суда без изменения, основываясь на следующем.
Как усматривается из материалов дела, МВОО ЦО ВУ осуществляет пользование животным миром на основании договора о предоставлении в безвозмездное пользование участка территории области для долгосрочного пользования животным миром от 05.02.2010 N 4 и долгосрочной лицензии на пользование объектами животного мира серии 76 N 0000062 от 07.12.2011.
Департаментом по охране и использованию животного мира Ярославской области установлено, что в нарушение правил пользования объектами животного мира, а именно в целях предотвращения возникновения и распространения болезней охотничьих ресурсов, нанесения ущерба объектам животного мира и среде их обитания, МВОО ЦО ВУ не выполнило в полном объеме мероприятия по регулированию численности кабана на территории охотничьего хозяйства, предоставленной в пользование, в соответствии с приказами Департамента от 17.08.2012 N 54, от 26.09.2012 N 83, от 29.03.2013 N 48. Так, МВОО ЦО ВУ выдано по указанным приказам Департамента для регулирования численности 219 бланков разрешений на добычу охотничьих ресурсов (кабан) для регулирования численности, а добыто в охотхозяйстве по состоянию на апрель 2013 года 119 кабанов, остальные бланки не выдавались, что является нарушением правил пользования объектами животного мира, установленных ч.2 ст.16 Федерального закона от 24.07.2009 N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", пунктами 1.1, 1.6, 1.8 Условий пользования объектами животного мира отнесенных к объектам охоты (Приложение 1 к Долгосрочной лицензии) и подпунктами "м" и "п" пункта 2.3 Договора.
По данному факту Департаментом по охране и использованию животного мира Ярославской области в отношении заявителя 15.05.2013 составлен протокол N 1 об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.8.37 КоАП РФ (л.д.8), и 20.05.2013 вынесено постановление по делу N 1/161, которым МВОО ЦО ВУ привлечено к административной ответственности, предусмотренной ч.3 ст.8.37 КоАП РФ, с назначением наказания в виде штрафа в размере 50 000 рублей (л.д.12-13).
Не согласившись с указанным постановлением, заявитель обжаловал его в административном порядке.
Решением Департамента по охране и использованию животного мира Ярославской области от 14.06.2013 по жалобе на постановление от 20.05.2013 по делу об административном правонарушении N 1/161, последнее оставлено без изменения, а жалоба организации - без удовлетворения (л.д.14-16).
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения МВОО ЦО ВУ в Арбитражный суд г. Москвы с указанными выше требованиями.
Принимая оспариваемое решение и отказывая в удовлетворении заявленных организацией требований, суд первой инстанции правомерно исходил из законности и обоснованности оспариваемых постановления и решения административного органа.
В соответствии с ч.3 ст.8.37 КоАП РФ нарушение правил пользования объектами животного мира, за исключением случаев, предусмотренных частями 1 - 2 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей с конфискацией орудий добывания животных или без таковой.
В настоящем случае из материалов дела следует, что на территории части муниципальных районов Ярославской области в августе 2012 года введен карантин в связи с возникновением очага африканской чумы свиней (АЧС).
В соответствии с пунктом 5 Указа Губернатора Ярославской области от 16.08.2012 N 396 "Об установлении ограничительных мероприятий (карантина) по африканской чуме свиней на территории Мышкинского, Угличского муниципальных районов Ярославской области" запрещена любительская и спортивная охота на кабанов за исключением охоты в целях регулирования численности, в том числе на территории Переславского муниципального района, в котором находится охотничье хозяйство заявителя (л.д.79).
В соответствии с приказами Департамента по охране и использованию животного мира Ярославской области установлено провести регулирование численности диких кабанов всех половозрастных групп в том числе и на территории охотничьего хозяйства МВОО ЦО ВУ в количестве, согласно приложению к приказу, 219 гол. (л.д.32-33).
Согласно ст.ст.34, 40 Федерального закона от 24.04.1995 N 52-ФЗ "О животном мире" одним из видов пользования животным миром является охота. Пользователи животным миром обязаны соблюдать установленные правила пользования животным миром.
В соответствии с ч.2 ст.16 Федерального закона от 24.07.2009 N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" охота в целях регулирования численности охотничьих ресурсов в закрепленных охотничьих угодьях осуществляется юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, заключившими охотхозяйственное соглашение.
Частью 3 статьи 43 Закона об охоте установлено, что проведение мероприятий по защите охотничьих ресурсов от болезней в закрепленных охотничьих угодьях обеспечивается именно юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, заключившими охотхозяйственные соглашения.
К таким мероприятиям относятся проведение учета и изъятие особей диких животных, инфицированных заразными болезнями, использование ветеринарных препаратов, в том числе посредством их добавления в корм диким животным, а также другие мероприятия, перечень которых утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В силу ст.20 Закона об охоте охотником является не только физическое лицо, но и работник юридического лица или индивидуального предпринимателя, выполняющий обязанности, связанные с осуществлением охоты и сохранением охотничьих ресурсов, на основании трудового или гражданско-правового договора.
Из совокупности приведенных норм следует, что охота в целях регулирования численности охотничьих ресурсов осуществляется исключительно силами охотпользователя, то есть штатными работниками, продажа (реализация) разрешений на добычу охотничьих ресурсов в целях регулирования иным лицам, действующим законодательством не предусмотрена.
При таких данных довод заявителя жалобы со ссылкой на Порядок выдачи разрешений на добычу охотничьих ресурсов, утвержденный Приказом Минприроды России от 23.04.2010 N 121, о невозможности реализации разрешений на добычу охотничьих ресурсов с целью регулирования в связи с отсутствием лиц, желающих осуществлять охоту на кабана, не принимается во внимание, как несостоятельный и противоречащий приведенным нормам законодательства.
Пунктами 1.1, 1.6, 1.8 Условий пользования объектами животного мира, отнесенных к объектам охоты, определено осуществлять пользование объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты, с соблюдением Федерального закона "О животном мире", Конституции Российской Федерации, федеральных законов об охране окружающей природной среды, других нормативно правовых актов Российской Федерации и Ярославской области, а также в соответствии с приказами Департамента по охране и использованию животного мира Ярославской области, не допускать разрушения или ухудшения среды обитания объектов животного мира, осуществлять учет и оценку состояния используемых объектов животного мира, а также оценку состояния среды их обитания, проводить необходимые мероприятия, обеспечивающие воспроизводство объектов животного мира.
В соответствии с подпунктами "м" и "п" пункта 2.3 Договора о предоставлении в безвозмездное пользование участка территории области для осуществления долгосрочного пользования животным миром пользователь обязуется: соблюдать при проведении биотехнических и охотхозяйственных мероприятий нормы и правила, установленные действующим законодательством, допускать к производству охоты на закрепленном участке территории охотников, которым в установленном порядке выданы именные разовые лицензии или разрешения на добывание объектов животного мира в целях регулирования их численности, научных, культурно-просветительных воспитательных, рекреационных и эстетических целях.
В настоящем случае заявитель, осуществляя охотхозяйственную деятельность в соответствии с Долгосрочной лицензией на пользование объектами животного мира от 07.12.2011 76 N 0000062, а также договором о предоставлении в безвозмездное пользование участка территории области для долгосрочного пользования животным миром от 05.02.2010 N 4, не исполнил возложенные на него обязанности по регулированию численности кабана в целях предупреждения распространения на территории Ярославской области особо опасного заболевания - вирус африканской чумы свиней.
В соответствии с ч.2 ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Исходя из изложенного выше, материалами дела подтверждается, что заявителем не были приняты все зависящие от него меры по соблюдению правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность. При этом в материалах дела отсутствуют и заявителем не представлены доказательства невозможности соблюдения заявителем нарушенных правил и норм.
При таких обстоятельствах апелляционный суд считает факт совершения заявителем административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.8.37 КоАП РФ, установленным и подтвержденным материалами дела.
В соответствии с ч.1 ст.1.6 КоАП РФ главные условия обеспечения законности при рассмотрении дел об административных правонарушениях и применении административных наказаний связаны со строгим соблюдением оснований и порядка привлечения к административной ответственности, которые установлены законом.
В настоящем случае, как следует из материалов дела, при производстве по делу об административном правонарушении порядок и срок давности привлечения Организации к административной ответственности ответчиком не нарушены.
Исходя из вышесказанного, апелляционная коллегия приходит к выводу о законности и обоснованности оспариваемого постановления Департамента по охране и использованию животного мира Ярославской области от 20.05.2013 по делу N 1/161 о привлечении МВОО ЦО ВУ к административной ответственности, предусмотренной ч.3 ст.8.37 КоАП РФ, а также решения от 14.06.2013, и, как следствие, об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных МВОО ЦО ВУ требований.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ч.3 ст.229, ст.ст.266, 268, 269, 271, 272 N Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 09 сентября 2013 года по делу N А40-87469/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Е.В. Пронникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-87469/2013
Истец: МВОО ЦО ВУ
Ответчик: Департамент по охране и использованию животного мира Ярославской области
Хронология рассмотрения дела:
23.07.2014 Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа N Ф05-17254/13
14.05.2014 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-13146/14
25.02.2014 Определение Арбитражного суда г.Москвы N А40-87469/13
13.12.2013 Определение Федерального арбитражного суда Московского округа N Ф05-17254/13
08.11.2013 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-34619/13
09.09.2013 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-87469/13