7 ноября 2013 г. |
А79-2649/2013 |
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Смирновой И.А.,
судей Захаровой Т.А., Протасова Ю.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кузьмичевой Т.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Приволжскому федеральному округу
на решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 14.08.2013
по делу N А79-2649/2013,
принятое судьей Бойко О.И.
по заявлению закрытого акционерного общества "Чебоксарский электроаппаратный завод" (ОГРН 1022101129896, ИНН 21280000600, г. Чебоксары, пр. Яковлева, д. 5)
о признании незаконным и отмене постановления Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Приволжскому федеральному округу от 18.03.2013 по делу N 0809/89Ю/2013,
без участия лиц,
и установил:
закрытое акционерное общество "Чебоксарский электроаппаратный завод" (далее - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики-Чувашии с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Приволжскому федеральному округу (далее - Управление) от 18.03.2013 по делу N 0809/89Ю/2013 о привлечении Общества к административной ответственности на основании статьи 15.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением от 14.08.2013 Арбитражный суд Чувашской Республики-Чувашии удовлетворил требования Общества. При этом суд пришел к выводу об отсутствии в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного указанной нормой.
Управление не согласилось с решением арбитражного суда первой инстанции и обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить в связи с неправильным применением норм процессуального права и принять по делу новый судебный акт.
Лица, участвующие в деле и извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в судебное заседание не направили.
Общество в отзыве на апелляционную жалобу просило в ее удовлетворении отказать, решение суда - оставить без изменения, а также заявило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы без его участия.
Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Чувашской Республики-Чувашии от 14.08.2013 проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном в статье 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции не усмотрел оснований для отмены обжалуемого решения.
Как установил суд первой инстанции и следует из материалов дела, 08.02.2013 при исследовании представленных Обществом деклараций об объемах поставки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции за 2-4-й кварталы 2012 года, Управлением выявлено, что в 2012 году Общество закупило 251 декалитр этилового спирта, а значит, оно должно было представить соответствующую декларацию N 7 за 4-й квартал 2012 года не позднее 21.01.2013.
Посчитав, что Обществом не была надлежащим образом исполнена предусмотренная законом обязанность по представлению декларации, Управление 27.02.2013 составило в отношении него протокол об административном правонарушении N 2/89Ю, а постановлением от 18.03.2013 по делу N 0809/89Ю/2013 привлекло Общество к административной ответственности на основании статьи 15.13 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 30 000 руб.
Согласно части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В силу части 1 статьи 1.6 КоАП лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Правовые основы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Федеральный закон N 171-ФЗ).
Из пункта 1 статьи 14 Федерального закона N 171-ФЗ следует, что организации, осуществляющие производство и (или) оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, а также спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, обязаны осуществлять учет и декларирование объема их производства и (или) оборота.
Порядок учета объема производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, порядок учета использования производственных мощностей, порядок представления деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей и форма этих деклараций устанавливаются Правительством Российской Федерации (пункт 4 статьи 14 Федерального закона N 171-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.08.2012 N 815 утверждены Правила представления деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей (далее - Правила), которые устанавливают порядок предоставления деклараций по 13 разным формам.
Декларация N 7 - это декларация об объеме закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
В соответствии с подпунктом "в" пункта 2 Правил декларации представляют в том числе организации, осуществляющие закупку этилового спирта в технических или иных не связанных с производством алкогольной и спиртосодержащей продукции целях.
В пункте 9 Правил предусмотрено, что организации, осуществляющие закупку, хранение и поставку алкогольной продукции, спиртосодержащей пищевой продукции и спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, закупку этилового спирта для производства этилового спирта (в том числе денатурата), алкогольной продукции, спиртосодержащей пищевой продукции и спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции для производства другой алкогольной и спиртосодержащей продукции, хранение этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, использование этилового спирта в объеме более 200 декалитров в год на технические и иные цели, не связанные с производством этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, закупку этилового спирта по фармакопейным статьям в объеме более 200 декалитров в год в целях его использования в качестве лекарственного средства и (или) для производства лекарственных препаратов, включенных в государственный реестр лекарственных средств, и (или) в целях его использования для собственных нужд, закупку алкогольной продукции, спиртосодержащей пищевой продукции и спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции для производства другой алкогольной и спиртосодержащей продукции или используемой в качестве сырья или вспомогательного материала при производстве иной продукции, представляют декларации об объеме закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции по форме согласно приложению N 7.
Из пункта 9.1 Порядка заполнения деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей, утвержденного приказом Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка от 23.08.2012 N 231, следует, что декларация N 7 об объеме закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции заполняется организациями, осуществляющими:
закупку, хранение и поставку алкогольной продукции, спиртосодержащей пищевой продукции и спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции;
закупку этилового спирта для производства этилового спирта (в том числе денатурата), алкогольной продукции, спиртосодержащей пищевой продукции и спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции для производства другой алкогольной и спиртосодержащей продукции;
хранение этилового спирта, алкогольной продукции и спиртосодержащей пищевой продукции;
использование этилового спирта в объеме более 200 декалитров в год на технические и иные цели, не связанные с производством этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;
закупку этилового спирта по фармакопейным статьям в объеме более 200 декалитров в год в целях его использования в качестве лекарственного средства и (или) для производства лекарственных препаратов, включенных в государственный реестр лекарственных средств, и (или) в целях его использования для собственных нужд;
закупку алкогольной продукции, спиртосодержащей пищевой продукции и спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции для производства другой алкогольной и спиртосодержащей продукции для производства другой алкогольной и спиртосодержащей продукции либо используемой в качестве сырья или вспомогательного материала при производстве иной продукции.
В силу пунктов 15 - 18 вышеназванных Правил декларации представляются ежеквартально, не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, за IV квартал - не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом. Декларации представляются в электронной форме или на бумажных носителях. Декларации в случае их представления в электронной форме направляются по телекоммуникационным каналам связи с усиленной квалифицированной электронной подписью. Декларации (за исключением деклараций по формам, предусмотренным приложением N 11 и N 12 к настоящим Правилам) представляются в Федеральную службу по регулированию алкогольного рынка в электронной форме.
Порядок представления в электронном виде деклараций утвержден Приказом Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка от 01.09.2010 N 52н.
Статьей 15.13 КоАП предусмотрена ответственность за уклонение от подачи декларации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции или декларации об использовании этилового спирта, либо несвоевременная подача одной из таких деклараций, либо включение в одну из таких деклараций заведомо искаженных данных.
Объективная сторона правонарушения, предусмотренного данной нормой, выражается в уклонении организаций и их должностных лиц от подачи декларации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции или декларации об использовании этилового спирта, либо несвоевременная подача одной из таких деклараций, либо включение в одну из таких деклараций заведомо искаженных данных.
При этом согласно пункту 16 статьи 2 Федерального закона N 171-ФЗ под оборотом понимается закупка (в том числе импорт), поставки (в том числе экспорт), хранение, перевозки и розничная продажа.
В соответствии с частью 1 статьи 26 Федерального закона N 171-ФЗ в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции запрещаются в частности искажение и (или) непредставление в установленные сроки декларации об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, использовании производственных мощностей.
Исходя из анализа приведенных положений декларация N 7 об объеме закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции подлежит представлению соответствующими организациями в случаях, предусмотренных в вышеназванных нормах.
Вывод арбитражного суда о том, что административная ответственность по статье 15.13 КоАП РФ за несвоевременное представление декларации, форма которой установлена в приложении N 7 Правил, не предусмотрена, является ошибочным, не основанным на вышеприведенных нормах.
Вместе с тем данный вывод не привел к принятию неправильного решения.
В рассматриваемом случае суд первой инстанции отметил, что в оспариваемом постановлении административный орган не указал, к какой именно категории организаций, обязанных представлять декларации, относится Общество. При этом в отзыве на заявление Управление признало, что Общество должно представлять декларацию как лицо, использующее этиловый спирт в объеме более 200 декалитров в год на технические и иные цели, не связанные с производством этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Как установлено судом, Общество использует этиловый спирт в технологических процессах при производстве электротехнической продукции, а значит, к нему применим случай закупки этилового спирта для использования на технические цели.
Из буквального толкования вышеназванных Правил следует, что такие организации обязаны представлять декларацию N 7 в случае использования этилового спирта на технические цели в объеме более 200 декалитров в год.
Вместе с тем факт использования Обществом в 2012 году этилового спирта в количестве, превышающем 200 декалитров, административным органом не доказан.
Напротив, из представленных Обществом оборотных ведомостей движения безводного спирта за декабрь - январь 2012 года следует, что в 2012 году Общество использовало только 171,7 декалитров этилового спирта.
При этих условиях суд первой инстанции пришел к правильным выводам о том, что представление декларации для Общества в рассматриваемом случае не является обязательным и, соответственно, об отсутствии в его действиях (бездействии) состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.13 КоАП. Иное административным органом не доказано.
Кроме того, судом первой инстанции установлены процессуальные нарушения со стороны Управления при производстве по делу об административном правонарушении.
Так, рассмотрев довод Общества о его неуведомлении о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, суд установил, что данный протокол был составлен без участия законного представителя либо полномочного представителя Общества.
В подтверждение направления Обществу определения о возбуждении дела от 08.02.2013 и извещения от 08.02.2013 о явке на составление протокола административный орган сослался на сопроводительное письмо от 08.02.2013 N у4-941/08-09, полученное Обществом 21.02.2013.
Исследовав журнал входящей корреспонденции Общества, суд установил, что 21.02.2013 от Управления поступило уведомление N 66 о необходимости предоставления деклараций с сопроводительным письмом N у4-943/08-23 (зарегистрировано за N 8715). Согласно пояснениям представителя Общества в этом же конверте находились бланки деклараций.
На почтовом уведомлении о вручении Обществу 21.02.2013 почтового отправления административным органом указано, что направляются письма N N 942 и 943. При этом письмо N 941 на почтовом уведомлении не указано.
В соответствии с письмом ФГУП "Почта России" от 19.07.2013 почтовое отправление было принято в упакованном виде, в связи с чем невозможно представить сведения о фактическом содержании заказной бандероли.
Письмом от 12.03.2013 N 211-75 Общество уведомило Управление о том, что 11.03.2013 получило протокол об административном правонарушении и определение о рассмотрении дела на 13.03.2013. При этом до этого Общество не имело возможности ознакомиться с документами по возбужденному делу, так как их не получало.
Проанализировав в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд пришел к выводу об отсутствии безусловных доказательств направления Обществу сопроводительного письма с определением от 08.02.2013 о возбуждении дела об административном правонарушении и извещением от 08.02.2013 о необходимости явки для составления протокола. Иное административным органом не доказано.
Таким образом, суд первой инстанции с учетом требований статей 28.2, 25.1 КоАП РФ, рекомендаций постановлений Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 N 2, от 02.06.2004 N 10 правильно признал существенным допущенное административным органом процессуальное нарушение установленного порядка привлечения к административной ответственности, который является обязательным для органов и должностных лиц, рассматривающих дело об административном правонарушении.
В силу части 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
При этих условиях суд первой инстанции правомерно удовлетворил требование Общества.
Основания для отмены обжалуемого решения Арбитражного суда Чувашской Республики-Чувашии отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены решения арбитражного суда первой инстанции, не установлено.
С учетом изложенного апелляционная жалоба Управления по приведенным в ней доводам удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 14.08.2013 по делу N А79-2649/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Приволжскому федеральному округу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
И.А. Смирнова |
Судьи |
Т.А. Захарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А79-2649/2013
Истец: ЗАО "Чебоксарский электроаппаратный завод"
Ответчик: Межрегиональное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Приволжскому федеральному округу
Третье лицо: Межрегиональное управление Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка по Приволжскому федеральному округу