Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 12 ноября 2013 г. N 12АП-9590/13
г. Саратов |
|
12 ноября 2013 г. |
Дело N А12-17202/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 ноября 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 ноября 2013 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Акимовой М.А.,
судей Веряскиной С.Г., Луговского Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Чумаковой А.В.,
при участии в судебном заседании представителя открытого акционерного общества "Сибирско-Уральская Алюминиевая компания" в лице "ВгАЗ-СУАЛ" (г. Волгоград) Сорокиной И.А., действующей по доверенности от 28.12.2010,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Сибирско-Уральская Алюминиевая компания" в лице "ВгАЗ-СУАЛ" (400006, г. Волгоград, ул. Шкирятова, 21, ОГРН 1026600931180, ИНН 6612005052)
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 21.08.2013 по делу N А12-17202/2013 (судья Смагоринская Е.Б.)
по заявлению открытого акционерного общества "Сибирско-Уральская Алюминиевая компания" в лице "ВгАЗ-СУАЛ" (400006, г. Волгоград, ул.Шкирятова, 21, ОГРН 1026600931180, ИНН 6612005052)
к государственному учреждению Волгоградское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (400131, г. Волгоград, ул.Донецкая, 16, ОГРН 1023403435637, ИНН 3444050993)
третьи лица: общество с ограниченной ответственностью "РУСАЛ Медицинский центр" (400006, г. Волгоград, ул. Шкирятова, 21),
филиал N 7 государственного учреждения Волгоградское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (400006, г. Волгоград, ул.Дзержинского, 3)
о признании незаконным решения,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Волгоградской области обратилось открытое акционерное общество "Сибирско-Уральская Алюминиевая компания" в лице "ВгАЗ-СУАЛ" (далее - заявитель, ОАО "СУАЛ", страхователь) с заявлением к государственному учреждению - Волгоградскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - ГУ ВРО ФСС РФ, фонд социального страхования) о признании незаконным решения от 06.06.2013 N 20 в части непринятия к зачёту расходов по обязательному социальному страхованию в сумме 159 038,19 руб.
В качестве способа восстановления нарушенного права заявитель просил обязать фонд социального страхования устранить нарушения его прав и законных интересов.
Решением суда в удовлетворении заявления отказано.
ОАО "СУАЛ" не согласилось с решением суда первой инстанции и обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, и принять по делу новый судебный акт, об удовлетворении заявленных требований.
Заинтересованные лица явку представителей в судебное заседание не обеспечили. О месте и времени рассмотрения жалобы участники процесса извещены надлежащим образом, согласно требованиям статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса РФ, что подтверждено уведомлениями о вручении почтовых отправлений N 410031 64 93255 9, N 410031 64 93254 2, N 410031 64 93252 8, конвертами с уведомлениями о вручении почтовых отправлений N 410031 64 93253 5, N 410031 64 93256 6. Информация о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте Высшего Арбитражного Суда РФ 09 октября 2013 года, что подтверждено отчётом о публикации судебных актов на сайте. В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Исследовав материалы дела, заслушав представителя заявителя, апелляционный суд пришёл к выводу, что решение суда первой инстанции подлежит отмене ввиду несоответствия выводов суда обстоятельствам дела.
Как видно из материалов дела, в период с 11.03.2013 по 29.03.2013 филиалом N 7 ГУ ВРО ФСС РФ проведена документальная выездная проверка ОАО "СУАЛ" правильности расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
В ходе проведения проверки установлено, что заявителем, в том числе в нарушение статьи 59 Федерального закона от 21.11.2011 N 323 "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", пункта 13 Порядка выдачи листков нетрудоспособности, утверждённого приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 29.06.2011 N 624н (далее - Порядок N 624н), назначены и выплачены пособия по оформленным и выданным с нарушениями листкам нетрудоспособности на сумму 159 038,19 руб. В листке нетрудоспособности N 028773812505, выданном на имя работника Корнешова А.В., в листке нетрудоспособности N 028773890127, выданном на имя работника Концевича Д.А., в листке нетрудоспособности N 028778811425, выданном на имя работника Хлынова В.А., продление осуществлено по решению врачебной комиссии в одной строке на срок более чем 15 дней (т.1 л.д.42-44). Представленные дубликаты листков нетрудоспособности, выданные взамен ранее не принятых к зачёту, также оформлены с нарушениями пункта 60 Порядка N624н. При этом в решении не указано, в чём выразились нарушения, допущенные в дубликатах листков нетрудоспособности (т.1 л.д.45-53).
30 апреля 2013 года по результатам проверки составлен акт выездной проверки правильности произведённых им расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством N 20с/с (т.1 л.д.18-21). Факт его получения заявителем не оспаривается.
23 мая 2013 года на указанный акт ОАО "СУАЛ" поданы возражения. Заявитель частично не согласился с актом проверки, поскольку выявленные нарушения в части непринятия к зачёту расходов по обязательному социальному страхованию в сумме 159 038,19 руб. препятствуют зачёту расходов по выплаченным листкам нетрудоспособности в отношении работников Корнешова А.В., Концевича Д.А. и Хлынова В.А. (т.1 л.д.22-25). Вместе с дополнительными возражениями до вынесения решения фондом социального страхования заявителем представлены заверенные дубликаты спорных листков нетрудоспособности (т.1 л.д.30, 31, 51-53).
29 мая 2013 года филиалом N 6 ГУ ВРО ФСС РФ при участии представителей страхователя, составлен протокол о рассмотрении результатов выездной проверки и возражений ОАО "СУАЛ" от 23.05.2013 (т.1 л.д.26-29) и 06 июня 2013 года вынесено решение, которым заявителю предложено, в том числе: не принимать к зачёту расходы по выплате страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в сумме 159 038,19 руб. (т.1 л.д.16. 17).
Заявитель в указанной части не согласился с решением фонда социального страхования и обратился в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса РФ в арбитражный суд с настоящим заявлением за защитой своих прав.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции, пришёл к выводу, что в оспоренной части решение фонда социального страхования соответствует закону.
Апелляционная коллегия пришла к иным выводам.
В статье 1 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Закон N 165-ФЗ) указано, что обязательное социальное страхование - часть государственной системы социальной защиты населения, спецификой которой является осуществляемое в соответствии с федеральным законом страхование работающих граждан от возможного изменения материального и (или) социального положения, в том числе по независящим от них обстоятельствам. Обязательное социальное страхование представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, в том числе вследствие заболевания, травмы, несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, беременности и родов, рождения ребенка (детей) и других событий.
В соответствии со статьёй 5 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон N 212-ФЗ) заявитель является плательщиком страховых взносов, как организация, производящая выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц и, следовательно, обязан своевременно и в полном объёме уплачивать страховые взносы (часть 1 статьи 18 Закона).
Статьёй 15 Федерального закона N 212-ФЗ предусмотрено, что сумма страховых взносов исчисляется и уплачивается плательщиками страховых взносов (лицами, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам) отдельно в каждый государственный внебюджетный фонд. Сумма страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, подлежащая уплате в Фонд социального страхования Российской Федерации, подлежит уменьшению плательщиками страховых взносов на сумму произведённых ими расходов на выплату обязательного страхового обеспечения по указанному виду обязательного социального страхования в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу статьи 9 Закона N 165-ФЗ отношения по обязательному социальному страхованию у страхователя (работодателя) возникают с момента заключения с работником (застрахованным лицом) трудового договора.
Согласно подпункту 6 пункта 2 статьи 12 Закона N 165-ФЗ, страхователи (работодатели) обязаны выплачивать определённые виды страхового обеспечения застрахованным лицам при наступлении страховых случаев в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в том числе за счёт собственных средств.
Пособие по временной нетрудоспособности, а также по беременности и родам являются видами страхового обеспечения (подпункты 5, 7 пункта 2 статьи 8 Закона N 165-ФЗ).
В соответствии со статьёй 22 Закона N 165-ФЗ основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтверждённого страхового случая. Страховым случаем признается заболевание (пункт 1.1. статьи 7 Закона).
В статье 5 Федерального закона N 255-ФЗ указано, что право на пособие по временной нетрудоспособности имеют застрахованные лица при наступлении случаев, указанных в части 1 указанной нормы права, в том числе при утрате трудоспособности вследствие заболевания или травмы, в период работы по трудовому договору, осуществления служебной или иной деятельности, в течение которого они подлежат обязательному социальному страхованию, а также в случаях, когда заболевание или травма наступили в течение 30 календарных дней со дня прекращения упомянутой работы или деятельности либо в период со дня заключения трудового договора до дня его аннулирования.
В случае наступления нетрудоспособности работодатель выплачивает работнику пособие по временной нетрудоспособности в соответствии с федеральными законами (статья 183 Трудового кодекса РФ).
В соответствии с положениями Порядка N 624н документом, удостоверяющим временную нетрудоспособность граждан и подтверждающим их временное освобождение от работы, является листок нетрудоспособности, выдаваемый при заболеваниях, травмах и отравлениях и иных состояниях, связанных с временной потерей трудоспособности.
Учитывая изложенное, апелляционная коллегия пришла к выводу, что пособие по временной нетрудоспособности и пособие по беременности и родам являются страховым обеспечением, которое выплачивается застрахованному лицу за счёт средств обязательного социального страхования в случае наступления страхового случая - утраты трудоспособности вследствие заболевания.
Граждане имеют право на бесплатную медицинскую помощь в государственной и муниципальной системах здравоохранения в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Государственной гарантией оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи является ее финансирование за счёт средств обязательного медицинского страхования, а также бюджетных средств.
Условия и порядок выплаты государственных пособий по беременности и родам установлены Федеральным законом N 255-ФЗ, в соответствии с частью 1 статьи 3 которого финансирование выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам застрахованным лицам осуществляется за счёт средств бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации, а также за счёт средств работодателя в случаях, предусмотренных частью 2 указанной статьи. Право на указанное пособие в соответствии с частью 1 статьи 2 данного Закона имеют граждане, подлежащие обязательному социальному страхованию, в том числе в связи с материнством, при соблюдении условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.
Застрахованными лицами являются граждане Российской Федерации, а также постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства, в том числе лица, работающие по трудовым договорам.
Под средствами обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством закон понимает денежные средства, формируемые за счёт уплаты страхователями страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также имущество, находящееся в оперативном управлении страховщика (подпункт 4 пункта 1 статьи 1.2. Федерального закона N 255-ФЗ).
Статьёй 13 Федерального закона N 255-ФЗ предусмотрено, что работодатель (страхователь) осуществляет выплату пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам застрахованному лицу в порядке, установленном для выплаты работникам заработной платы. Выплата пособий осуществляется за счёт средств фонда социального страхования через его территориальные отделения путём возмещения расходов организаций-работодателей.
Пунктом 5 указанной нормы права определено, что для назначения и выплаты пособия застрахованное лицо представляет листок нетрудоспособности, выданный медицинской организацией по форме и в порядке, которые установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере обязательного социального страхования, а для назначения и выплаты пособия территориальным органом Фонда социального страхования Российской Федерации также сведения о заработке (доходе), из которого должно быть исчислено пособие, и документы, подтверждающие страховой стаж, определяемые указанным федеральным органом исполнительной власти.
Таким образом, на фонд социального страхования возложена обязанность выплачивать определённые виды страхового обеспечения застрахованным лицам при наступлении страховых случаев.
Согласно правовой позиции, изложенной Президиумом Высшего Арбитражного Суда РФ в Постановлении от 11.12.2012 N 10605/12, негативные последствия несоблюдения медицинскими учреждениями законодательства о лицензировании отдельных видов деятельности не могут быть возложены на страхователя, который в отличие от страховщика правом контроля правильности оформления и соблюдения порядка выдачи листков нетрудоспособности медицинскими организациями не наделён. В данном постановлении указано, что дефекты листков нетрудоспособности при наличии иных условий для получения гражданами пособий по временной нетрудоспособности, не являются основанием для отказа в принятии к зачёту расходов на оплату больничных листов.
Следовательно, сам по себе факт наличия ошибок в листках нетрудоспособности, допущенных медицинским учреждением, не является основанием для отказа в принятии к зачёту произведённых страхователем расходов.
Как установлено судебной коллегией, ОАО "СУАЛ" произвело оплату листков нетрудоспособности своих работников. Произведённые расходы подтверждены документально. Наступление страховых случаев по спорным ситуациям ГУ ВРО ФСС РФ не оспаривается и под сомнение не ставится. Таких доводов фондом социального страхования не заявлено.
Согласно отзыву ООО "РУСАЛ Медицинский Центр", в медицинских картах Корнешова А.В., Концевича Д.А., Хлынова В.А. полностью представлена вся необходимая информация, подтверждающая их временную нетрудоспособность. Особенности течения их заболеваний указывали на признаки неблагоприятного клинического и трудового прогноза. Несмотря на проведение адекватного лечения, Концевич Д.А. и Хлынов В.А. в направлены на медико-социальную экспертизу. Хлынову В.А. установлена группа инвалидности (т.2 л.д.1. 2).
В принятии к зачёту расходов, произведённых ОАО "СУАЛ" фондом социального страхования отказано ввиду нарушений положений пунктов 13, 60 Порядка N 624н, допущенных медицинским учреждением при выдаче листков нетрудоспособности Корнешову А.В., Концевичу Д.А. и Хлынову В.А (т.1 л.д.16, 17).
Вместе с тем доказательств недостоверности листков нетрудоспособности, их выдачи при отсутствии заболеваний у работников ОАО "СУАЛ" фондом социального страхования в материалы дела также не представлено. Создание заявителем искусственной ситуации для получения средств фонда социального страхования не установлено.
Учитывая изложенное, судебная коллегия пришла к выводу, что в оспоренной части решение фонда социального страхования является не соответствующим закону и подлежит отмене. Нецелевого использования средств фонда в рассматриваемом случае признание недействительным решения не повлечёт, поскольку фонд обязан производить оплату при наступлении страхового случая. Факт болезни подтверждён по всем листкам нетрудоспособности, выплаты произведены в соответствии с законом.
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 03.10.2013 по делу N А12-30079/2012.
Таким образом, имеются правовые основания для отмены решения суда первой инстанции. Установив нарушение закона и прав заявителя, судебная коллегия в соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ пришла к выводу об удовлетворении заявленных требований.
В соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ судебные расходы, понесённые лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом с проигравшей стороны.
Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 333.21. Налогового кодекса РФ, размер государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, при подаче заявлений о признании действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления иных органов, должностных лиц незаконными, установлен для организаций 2000 руб.
На основании статьи 333.37. Налогового кодекса РФ ГУ ВРО ФСС РФ освобождено от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 5 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 13.03.2007 N 117, указанные в Налоговом кодексе РФ льготы не влияют на порядок распределения судебных расходов, установленный арбитражным процессуальным законодательством.
Государственная пошлина за рассмотрение дела в суде первой инстанции оплачена ОАО "СУАЛ" в размере 2 000 руб. на основании платёжного поручения от 05.07.2013 N 25620 (т.1 л.д.73).
Государственная пошлина за рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции оплачена ОАО "СУАЛ" в размере 2 000 руб. на основании платёжного поручения от 18.09.2013 N 36639 (т.2 л.д.40). Согласно справке Двенадцатого арбитражного апелляционного суда РФ от 08.10.2013 N 857, государственная пошлина в сумме 1 000 руб. возвращена заявителю как излишне уплаченная (т.2 л.д.42).
Следовательно, с ГУ ВРО ФСС РФ следует взыскать судебные расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение дела в суде первой 2 000 руб., в суде апелляционной инстанции 1 000 руб.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 21.08.2013 по делу N А12-17202/2013 отменить, принять по делу новый судебный акт.
Признать недействительным и отменить решение государственного учреждения Волгоградского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (г. Волгоград) от 06.06.2013 N 20 о непринятии к зачёту расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в части непринятия к зачёту расходов по обязательному социальному страхованию в сумме 159 038,19 руб.
Обязать государственное учреждение Волгоградского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации устранить нарушения прав и законных интересов открытого акционерного общества "Сибирско-Уральская Алюминиевая компания" в лице "ВгАЗ-СУАЛ".
Взыскать с государственного учреждения Волгоградского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (г. Волгоград) в пользу открытого акционерного общества "Сибирско-Уральская Алюминиевая компания" в лице "ВгАЗ-СУАЛ" (г. Волгоград) судебные расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение дела в суде первой инстанции в сумме 2 000 руб. (две тысячи рублей), в суде апелляционной инстанции в сумме 1 000 руб. (одна тысяча рублей).
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объёме через арбитражный суд первой инстанции, принявший решение, в порядке, предусмотренном статьями 275-276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
М.А. Акимова |
Судьи |
С.Г. Веряскина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.