г. Саратов |
|
14 ноября 2013 г. |
Дело N А57-9177/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена "07" ноября 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен "14" ноября 2013 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Веряскиной С.Г.,
судей: Акимовой М.А., Луговского Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шепелевым С.В.,
при участии в заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "Поволжскапремстрой" - Дмитриенко Т.В. по доверенности от 22.07.2013,
от Нижне-Волжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, г. Саратов - Чердаков С.Г. по доверенности от 18.03.2013,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Поволжскапремстрой"
на решение арбитражного суда Саратовской области от "26" июля 2013 года по делу N А57-9177/2013 (судья В.В. Землянникова)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Поволжскапремстрой" (г. Саратов, ИНН 6452087054, ОГРН 136405049680),
заинтересованное лицо: Нижне-Волжское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (г. Саратов)
о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания N 28-0141/2013 от 03.06.2013 года,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Поволжскапремстрой" (далее заявитель, общество) обратилось в арбитражный суд Саратовской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Нижне-Волжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее управление) о назначении административного наказания N 28-0141/2013 от 03.06.2013 года.
Решением арбитражного суда Саратовской области от 26 июля 2013 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
ООО "Поволжскапремстрой", не согласившись с вынесенным судебным актом, обратилось в апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
Информация об отложении судебного разбирательства размещена на сайте суда в сети Интернет 12 октября 2013 года.
В порядке ст. 163 АПК РФ в судебном заседании, открытом 05.11.2013, объявлялся перерыв до 07.11.2013 года до 14 часов 00 минут.
Исследовав материалы дела, выслушав представителей сторон, проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, 21.05.2013 года Нижне-Волжским управлением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору на основании распоряжения N 515-р от 07.05.2013 года была проведена внеплановая выездная проверка ООО "Поволжскапремстрой" на предмет соблюдения требований промышленной безопасности при эксплуатации опасного производственного объекта (площадка башенных кранов), расположенного по адресу: г. Саратов, пересечение ул. Топольчанская и Академика Антонова, строительная площадка ЖСК "Олимп-С".
В ходе проведенной проверки были установлены нарушения Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", Правил организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте, утвержденных постановлением Правительства РФ от 10.03.99 N 263; Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъёмных кранов ПБ 10-382-00, утвержденных постановлением Госгортехнадзора РФ от 31.12.99 N 98, Методических рекомендаций о порядке разработки проектов производства работ грузоподъёмными машинами и технологических карт погрузо-разгрузочных работ, утвержденных приказом Ростехнадзора от 10.05.2007 N317, выразившиеся в следующем: на предприятии не организован производственный контроль, отсутствует регистрация опасного производственного объекта в государственном реестре опасных производственных объектов, башенные краны КБ-405-1-А, peг. N16569 и КБ-408, peг. N 15846 отработали нормативный срок эксплуатации, эксплуатируются без разрешения территориального органа Ростехнадзора на пуск в эксплуатацию после установки на новом месте, отсутствует приказ по организации надзора за безопасной эксплуатацией грузоподъёмных кранов, отсутствует Положение по организации производственного контроля, в паспортах башенных кранов отсутствуют отметки, подтверждающие их исправное состояние (проведение экспертиз промышленной безопасности, периодических технических освидетельствований, ремонтов), на предприятии отсутствует приказ по назначению ИТР, ответственного за содержание крановых путей в исправном состоянии, вахтенные журналы машинистами кранов не ведутся, накладки крепления стыков рельс крановых путей башенных крапов КБ-405-1-А, peг. N 16569 и КБ-408, peг. N 15846, не закреплены полным комплектом болтов, установка тупиковых упоров башенных кранов КБ-405-1-А, рег. N 16569 и КБ-408, peг. N 15846, не обеспечивает одновременный наезд ходовых колес кранов, на крановых путях башенных кранов отсутствуют ограничители передвижения кранов, на площадке башенного крана КБ-405-1-А, peг. N 16569, отсутствует контрольный груз, на контрольном грузе башенного крана КБ-408, peг. N 15846 неисправно монтажное крепление, стыки рельс кранового пути башенного крана КБ-405-1-А, peг. N 16569, не опираются на подкрановые плиты, находятся в подвешенном состоянии, на башенных кранах КБ-405-1-А, peг. N 16569, и КБ-408, peг. N 15846 отсутствует табличка с указанием сведений о кране, вводное устройство башенных кранов установлено с отступлениями от требований Проекта производства работ кранами, в стыках рельс башенных крапов КБ-405-1-А, peг. N 16569 и КБ-408, peг. N 15846, зазор превышает допустимые нормы, место въезда на стройплощадку не соответствует указанному в Проекте производства работ, конструкция ограждения стройплощадки не отвечает требованиям ГОСТ 2340778, на строительной площадке отсутствуют пункт мойки колес, конструкция ограждения крановых путей не соответствует требованиям НТД, башенный кран КБ-408, peг. N 15846 установлен с нарушениями требований по установке кранов вблизи котлованом и траншей (не соблюдено безопасное расстояние), дороги для проезда автотранспорта и пешеходные дорожки для прохода обслуживающего персонала отсутствуют, стропальщики не обеспечены отличительными знаками.
По результатам проверки 21.05.2013 года главным государственным инспектором отдела по государственному строительному надзору, надзору за подъемными сооружениями и котлонадзору по Саратовской области Нижне-Волжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в отношении ООО "Поволжскапремстрой" был составлен протокол N 28-0141/2013 об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании материалов проверки главным государственным инспектором отдела государственного строительного надзора, надзора за подъемными сооружениями и котлонадзора по Саратовской области Нижне-Волжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору 03.06.2013 года вынесено постановление N 28-0141/2013 о привлечении ООО "Поволжскапремстрой" к административной ответственности по ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 200000 рублей.
Считая постановление административного органа незаконным и нарушающим права общества, заявитель обратился в арбитражный суд с вышеизложенными требованиями.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что факт административного правонарушения и вина общества в его совершении установлены и подтверждены материалами дела, наказание назначено в пределах санкции, предусмотренной ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, процессуальных нарушений при привлечении к административной ответственности не выявлено.
Апелляционный суд считает выводы суда первой инстанции правомерными, обоснованными и соответствующими материалам дела.
В силу части 1 статьи 9.1 КоАП РФ нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Федеральный закон N 116-ФЗ от 21.07.1997 года "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (далее Закон N116-ФЗ) определяет правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов и направлен на предупреждение аварий на опасных производственных объектах и обеспечение готовности эксплуатирующих опасные производственные объекты юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее также - организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты) к локализации и ликвидации последствий указанных аварий.
Положения настоящего Федерального закона распространяются на все организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющие деятельность в области промышленной безопасности опасных производственных объектов на территории Российской Федерации и на иных территориях, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права.
Под требованиями промышленной безопасности понимаются условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в Законе N 116-ФЗ, в других федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, а также нормативных технических документах, которые принимаются в установленном порядке и соблюдение которых обеспечивает промышленную безопасность (пункт 1 статьи 3 Закона N116-ФЗ).
В силу части 1 статьи 2 Закона N 116-ФЗ опасными производственными объектами (ОПО) являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в Приложении 1 к настоящему Федеральному закону. Опасные производственные объекты подлежат регистрации в государственном реестре в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
Из пункта 3 Приложения 1 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" следует, что к опасным производственным объектам относятся используемые стационарно установленные грузоподъемные механизмы, эскалаторы, канатные дороги, фуникулеры.
Частью 1 статьи 9 Закона N 116-ФЗ установлено, что организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также нормативных технических документов в области промышленной безопасности;
соблюдать требования обоснования безопасности опасного производственного объекта (в случаях, предусмотренных пунктом 4 статьи 3 настоящего Федерального закона);
обеспечивать безопасность опытного применения технических устройств на опасном производственном объекте в соответствии с пунктом 3 статьи 7 настоящего Федерального закона;
иметь лицензию на осуществление конкретного вида деятельности в области промышленной безопасности, подлежащего лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации;
уведомлять федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности или его территориальный орган о начале осуществления конкретного вида деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля;
обеспечивать укомплектованность штата работников опасного производственного объекта в соответствии с установленными требованиями;
допускать к работе на опасном производственном объекте лиц, удовлетворяющих соответствующим квалификационным требованиям и не имеющих медицинских противопоказаний к указанной работе;
обеспечивать проведение подготовки и аттестации работников в области промышленной безопасности;
иметь на опасном производственном объекте нормативные правовые акты, устанавливающие требования промышленной безопасности, а также правила ведения работ на опасном производственном объекте;
организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности;
обеспечивать наличие и функционирование необходимых приборов и систем контроля за производственными процессами в соответствии с установленными требованиями;
обеспечивать проведение экспертизы промышленной безопасности зданий, сооружений и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, а также проводить диагностику, испытания, освидетельствование сооружений и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, в установленные сроки и по предъявляемому в установленном порядке предписанию федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности, или его территориального органа; предотвращать проникновение на опасный производственный объект посторонних лиц; обеспечивать выполнение требований промышленной безопасности к хранению опасных веществ; разрабатывать декларацию промышленной безопасности в случаях, установленных статьей 14 настоящего Федерального закона; заключать договор обязательного страхования гражданской ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте; выполнять указания, распоряжения и предписания федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности, его территориальных органов и должностных лиц, отдаваемые ими в соответствии с полномочиями; приостанавливать эксплуатацию опасного производственного объекта самостоятельно или по решению суда в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте, а также в случае обнаружения вновь открывшихся обстоятельств, влияющих на промышленную безопасность; осуществлять мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте, оказывать содействие государственным органам в расследовании причин аварии; принимать участие в техническом расследовании причин аварии на опасном производственном объекте, принимать меры по устранению указанных причин и профилактике подобных аварий; анализировать причины возникновения инцидента на опасном производственном объекте, принимать меры по устранению указанных причин и профилактике подобных инцидентов; своевременно информировать в установленном порядке федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности, его территориальные органы, а также иные органы государственной власти, органы местного самоуправления и население об аварии на опасном производственном объекте; принимать меры по защите жизни и здоровья работников в случае аварии на опасном производственном объекте; вести учет аварий и инцидентов на опасном производственном объекте; представлять в федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности, или в его территориальный орган информацию о количестве аварий и инцидентов, причинах их возникновения и принятых мерах.
В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов"; п 3 Правил организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте, утвержденных постановлением Правительства РФ от 10.03.99 N 263 в организации, эксплуатирующей ОПО (площадка башенного крана) руководитель должен приказом организовать ПК, в котором назначает лицо, ответственное за осуществление ПК, для которого должна быть разработана должностная инструкция. Руководитель и ответственный за ПК должны быть обучены по программе "Промышленная безопасность".
Как следует из материалов административного дела и установлено, судом первой инстанции в обществе в нарушение указанных норм производственный контроль (ПК) не организован.
Кроме того, в нарушение ст. 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов"; Правил регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 24.11.1998 N 1371; п. 9.1.1 Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов ПБ 10-382-00 отсутствует регистрация опасного производственного объекта в государственном реестре опасных производственных объектов.
В нарушение ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов"; п. 9.4.2 Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов ПБ 10-382-00 отсутствует приказ по организации надзора за безопасной эксплуатацией грузоподъёмных кранов, отсутствует приказ по назначению ИТР, ответственного за содержание крановых путей в исправном состоянии.
В нарушение п. 11 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов"; Правил организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте, утвержденных постановлением Правительства РФ от 10.03.199 N 263 отсутствует Положение по организации производственного контроля.
В нарушение ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов"; ст. ст. 9.3.2, 9.3.4, 9.3.21 Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов ПБ 10-382-00 в паспортах башенных кранов отсутствуют отметки, подтверждающие его исправное состояние (проведение экспертиз промышленной безопасности, периодических технических освидетельствований, ремонтов).
Результаты технического освидетельствования крана записываются в его паспорт инженерно - техническим работником по надзору за безопасной эксплуатацией грузоподъемных кранов, проводившим освидетельствование, с указанием срока следующего освидетельствования. При освидетельствовании вновь смонтированного крана запись в паспорте должна подтверждать, что кран смонтирован и установлен в соответствии с настоящими Правилами, руководством по эксплуатации и выдержал испытания.
Записью в паспорте действующего крана, подвергнутого периодическому техническому освидетельствованию, должно подтверждаться, что кран отвечает требованиям настоящих Правил, находится в исправном состоянии и выдержал испытания. Разрешение на дальнейшую работу крана в этом случае выдается инженерно-техническим работником по надзору за безопасной эксплуатацией грузоподъемных кранов. Проведение технического освидетельствования должно осуществляться специализированной организацией.
В нарушение ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов"; ст. 9.4.27 Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов ПБ 10-382-00 вахтенные журналы машинистами кранов не ведутся.
Владельцам кранов, грузозахватных приспособлений и тары следует установить такой порядок, чтобы обслуживающий персонал (крановщики, их помощники, электромонтеры, слесари, наладчики приборов безопасности) вел наблюдение за порученным ему оборудованием путем осмотра, проверки действия и поддерживал его в исправном состоянии.
Крановщики должны производить осмотр кранов перед началом работы, для чего владельцем кранов должно быть выделено соответствующее время. Результаты осмотра и проверки кранов крановщиками должны записываться в вахтенный журнал, форма которого приведена в Приложении 17. Стропальщики должны производить осмотр грузозахватных приспособлений и тары перед их применением.
В нарушение ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов"; ст. 8.3 (г) Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов ПБ 10-382-00, утвержденных постановлением Госгортехнадзора РФ от 31.12.99 N 98; п. 8.2.4 Свода Правил по проектированию и строительству СП 12-103-2002 "пути наземные рельсовые крановые. Проектирование, устройство и эксплуатация" накладки крепления стыков рельс крановых путей башенных кранов КБ-405-1-А peг. N 16569, КБ-408 peг. N 15846 не закреплены полным комплектом болтов. Стыки рельс кранового пути крепятся с помощью накладок, которые крепятся с помощью всех имеющихся болтовых соединений (обычно 6 ед.).
В нарушение ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов"; ст. 2.12.23 Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов ПБ 10-382-00, утвержденных постановлением Госгортехнадзора РФ от 31.12.99 N 98; п. 7.4.2 Свода Правил по проектированию и строительству СП 12-103-2002 "пути наземные рельсовые крановые. Проектирование, устройство и эксплуатация" установка тупиковых упоров башенных кранов КБ-405-1-А peг. N 16569, КБ-408, peг. N 15846 не обеспечивает одновременный наезд ходовых колес кранов. Тупиковые упоры устанавливаются так, чтобы обеспечивать одновременный наезд ходовых колес башенного крана.
В нарушение ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов"; ст. 2.12.6 Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов ПБ 10-382-0012 на крановых путях башенных кранов отсутствуют ограничители передвижения кранов.
В нарушение ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов"; ст. ст. 9.3.19, 9.5.13 Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов ПБ 10-382-0012 13 на площадке башенного крана КБ-405-1-А peг. N 16569, отсутствует контрольный груз.
Для проведения статических и динамических испытаний владелец крана должен обеспечить наличие комплекта испытательных (контрольных) грузов с указанием их фактической массы. Владельцы крана или эксплуатирующая организация должны обеспечить проведение испытаний грузом ограничителя грузоподъемности в сроки, указанные в руководстве по эксплуатации крана и в паспорте ограничителя грузоподъемности.
В нарушение ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов"; ст. ст. 9.3.19, 9.5.13 Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов ПБ 10-382-0012 на контрольном грузе башенного крана КБ-408 peг. N 15846 неисправно монтажное крепление, что не позволяет провести испытание исправности ограничителя грузоподъёмности башенного крана. Строповка грузов должна производиться за все монтажные петли, согласно схеме строповки.
В нарушение ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов"; ст. 8.3 (г), 9.5.13 Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов ПБ 10-382-0012 стыки рельс кранового пути башенного крана КБ-405-1-А peг. N 16569 не опираются на подкрановые плиты, находятся в подвешенном состоянии. Стыки рельс должны опираться на подкрановые плиты, не висеть между ними.
В нарушение ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов"; ст. 9.5.5 Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов ПБ 10-382-0012 на башенных кранах КБ-405-1-А peг. N 16569, КБ-408 peг. N 15846 отсутствует табличка с указанием сведений о кране.
Находящиеся в работе краны должны быть снабжены табличками с обозначением регистрационного номера, паспортной грузоподъемности и даты следующего частичного и полного технического освидетельствования.
В нарушение ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов"; ст. ст. 2.10.2, 9.5.13 (и) Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов ПБ 10-382-0012 п. 8.35 РД 11-06-2007 "Методические рекомендации о порядке разработки проектов производства работ грузоподъемными машинами и технологических карт погрузо-разгрузочных работ", утвержденных приказом Ростехнадзора от 10.05.2007 N 317 вводное устройство башенных кранов установлено с отступлениями от требований Проекта производства работ крапами. В Проекте производства работ указано другое место расположения вводного устройства.
В нарушение ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов"; ст. 8.9 Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов ПБ 10-382-0012 в стыках рельс башенных кранов КБ-405-1-А peг. N 16569, КБ-408 peг. N 15846 зазор превышает допустимые нормы. Зазор в стыках рельс должен быть при 0 градусов Цельсия - 6 мм. При проверке 20-30 мм.
В нарушение ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов"; ст. 9.5.13 (и) Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов ПБ 10-382-0012 место въезда на стройплощадку не соответствует указанному в проекте производства работ. В проекте производства работ указано другое место въезда-выезда.
В нарушение ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов"; п. 8.3 РД 11-06-2007 "Методические рекомендации о порядке разработки проектов производства работ грузоподъемными машинами и технологических карт погрузо-разгрузочных работ", утвержденных приказом Ростехнадзора от 10.05.2007 N 317 конструкция ограждения стройплощадки не отвечает требованиям ГОСТ 23407-78. Конструкция ограждения строительной площадки должна удовлетворять требованиям ГОСТ 23407-78. Высота ограждения производственных территорий должна быть не менее 1,6 м, а участков работы - не менее 1,2 м. Ограждения, примыкающие к местам массового прохода людей, имеют высоту не менее 2 м и оборудованы сплошным защитным козырьком. Козырек должен выдерживать действие снеговой нагрузки, а также нагрузки от падения одиночных мелких предметов. Ограждения не должны иметь проемов, кроме ворот и калиток, контролируемых в течение рабочего времени и запираемых после его окончания. Места прохода людей в пределах опасных зол должны иметь защитные ограждения. Входы в строящиеся здания (сооружения) должны быть защищены сверху сплошным навесом шириной не менее 2 м от стены здания. Угол, образуемый между навесом и вышерасположенной стеной над входом должен быть в пределах 70-75°.
В нарушение ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов"; п. 8.27 РД 11-06-2007 "Методические рекомендации о порядке разработки проектов производства работ грузоподъемными машинами и технологических карт погрузо-разгрузочных работ", утвержденных приказом Ростехнадзора от 10.05.2007 N 317 на строительной площадке отсутствуют пункт мойки колес. Каждый рабочий выезд со строительной площадки оборудуется пунктом мойки (очистки) колес автотранспорта.
В нарушение ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов"; п. 8.5 РД 11-06-2007 "Методические рекомендации о порядке разработки проектов производства работ грузоподъемными машинами и технологических карт погрузо-разгрузочных работ", утвержденных приказом Ростехнадзора от 10.05.2007 N 317 конструкция ограждения крановых путей не соответствует требованиям НТД.
Рельсовые крановые пути выполняются в соответствии с требованиями раздела 8 "Крановый путь" ПБ 10-382-00 "Правила..." Госгортехнадзора России и ГОСТ Р 51248-99 "Пути наземные рельсовые крановые. Общие технические требования", СП 12-103-2002 "Пути наземные рельсовые крановые. Проектирование, устройство и эксплуатация".
В нарушение ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов"; ст. 2.18.13, Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов ПБ 10-382-0012 башенный кран КБ-408 peг. N 15846 установлен с нарушениями требовании по установке кранов вблизи котлованов и траншей (не соблюдено безопасное расстояние).
Стреловые краны на краю откоса котлована (канавы) должны быть установлены с соблюдением расстояний, указанных в табл. 5. При глубине котлована более 5 м и при невозможности соблюдения расстояний, указанных в табл. 5, откос должен быть укреплен в соответствии с проектом производства работ.
В нарушение ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов"; п. 8.17, 8.20 РД 11-06-2007 "Методические рекомендации о порядке разработки проектов производства работ грузоподъемными машинами и технологических карт погрузо-разгрузочных работ", утвержденных приказом Ростехнадзора от 10.05.2007 N 317 дороги для проезда автотранспорта и пешеходные дорожки для прохода обслуживающего персонала отсутствуют.
Ширина временных автотранспортных дорог принимается:
-при двухполосном движении - 6 м (в обоснованных случаях - до 7 м);
-при однополосном движении - 3,5 м с уширением до 6,5 м под разгрузочные площадки для автотранспорта (при большегрузных машинах - 7,0 м).
Длина разгрузочной площадки назначается в зависимости от числа автомашин, одновременно стоящих под разгрузкой, их габаритов и принимается в пределах 15 45 м. Радиусы закругления временных дорог зависят от габарита грузов и транспортных средств, используемых для их доставки, и принимается в пределах 12 18 м. В стесненных условиях строительной площадки при применении автомашин грузоподъемностью до 5 т без прицепов допускается принимать радиус закругления временных дорог 9 м. Временные дороги и пешеходные дорожки могут иметь покрытие из щебня, гравия или из железобетонных дорожных плит на песчаном основании
В нарушение ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов"; ст. 9.5.13 (в), Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов ПБ 10-382-0012 стропальщики не обеспечены отличительными знаками.
Владелец крана или эксплуатирующая организация должны: обеспечить стропальщиков отличительными знаками (повязки, жилетами отличного от других цвета и др.) испытанными и маркированными съемными грузозахватными приспособлениями и тарой, соответствующими массе и характеру перемещаемых грузов.
Оспаривая постановление N 28-0141/2013 от 03.06.2013 года, а затем решение суда первой инстанции, заявитель указывает на то, что башенные краны КБ-405-1А рег. N 16569 и КБ-408 рег. N 15846 не эксплуатировались обществом, соответственно ООО "Поволжскапремстрой" не является субъектом вменяемого правонарушения. При этом, заявитель сослался на то, что согласно договору аренды N 2-КБ от 10.02.2012 года и дополнительному соглашению к нему N 1 от 30.04.2013 года, договору аренды N 4-КБ от 10.01.2013 года и дополнительному соглашению к нему N 1 от 30.04.2013 года обязанность получения разрешения на пуск в эксплуатацию, а также обязанность по техническому содержанию и ремонту кранов на ООО "Поволжскапремстрой" не возложена.
Данным доводам общества дана надлежащая оценка судом первой инстанции, оснований для переоценки суд апелляционной инстанции не находит.
Как было указано выше, положения Федерального закона N 116-ФЗ от 21.07.1997 года "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" распространяются на все организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющие деятельность в области промышленной безопасности опасных производственных объектов на территории Российской Федерации. Правила организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте, утвержденные постановлением Правительства РФ от 10.03.99 N 263, Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов ПБ 10-382-00, утвержденные постановлением Госгортехнадзора РФ от 31.12.99 N 98, подлежат выполнению как владельцами опасных производственных объектов, так и эксплуатирующей организацией.
Из материалов дела следует, основанием для возбуждения дела об административном правонарушении в отношении ООО "Поволжскапремстрой" явилось установление в ходе внеплановой выездной проверки главным государственным инспектором отдела государственного строительного надзора, надзора за подъёмными сооружениями и котлонадзора по Саратовской области Чердаковым С.Г. факта эксплуатации заявителем башенных кранов КБ-405-1-А рег. N 16569 и КБ-408 рег. N 15846 без разрешения территориального органа Ростехнадзора на пуск в эксплуатацию после установки на новом месте.
Поскольку инспектор является должностным лицом, уполномоченным составлять протокол об административных правонарушениях, им в соответствии с требованиями закона, после выявления совершения административного правонарушения, в присутствии законного представителя ООО "Поволжскапремстрой" - Мирзоян Бориса Владимировича 21.05.2013 года составлен протокол N 28-0141/2013 об административном правонарушении.
Представленный в материалы дела протокол об административном правонарушении N 28-0141/2013 от 21.05.2013 года отвечает требованиям, предусмотренным частью 2 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, содержит полное и подробное отражение события правонарушения, фактические обстоятельства дела об административном правонарушении, следовательно, подлежит принятию в качестве доказательства совершения ООО "Поволжскапремстрой" вменяемого нарушения.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях закрепляет право лица, привлекаемого к административной ответственности, давать объяснения по существу разбираемого дела.
Статья 26.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях раскрывает понятие одного из доказательств по делу об административном правонарушении - объяснение лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, которое является прямым доказательством по делу и имеет значение для объективного рассмотрения дела.
Согласно части 1 статьи 26.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях объяснения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, представляют собой сведения, имеющие отношение к делу и сообщенные указанным лицом в устной или письменной форме. Объяснения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, и иных лиц должны быть в обязательном порядке закреплены в протоколе об административном правонарушении.
Как следует из протокола об административном правонарушении, он составлен в присутствии законного представителя общества - Мирзоян Бориса Владимировича, который в письменном виде изложил объяснение по существу вменяемого нарушения следующего содержания: "замечания будут устранены в установленный срок" (л.д. 21).
Также, в ходе проверки 16.05.2013 года, главному государственному инспектору Нижневолжского управления Ростехнадзора Чердакову С.Г. директором общества с ограниченной ответственностью "Поволжскапремстрой" Мирзоян Б.В. были даны письменные пояснения, из которых следует, что в башенные краны КБ-405-1-А рег. N 16569 и КБ-408 рег. N 15846 эксплуатируются согласно договорам аренды N 2-КБ от 10.02.2012 года и N 4-КБ от 10.01.2013 года на строительной площадке ЖСК "Олимп-С" обществом с ограниченной ответственностью "Поволжскапремстрой" (л.д. 51). Таким образом, ООО "Поволжскапремстрой" как организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана соблюдать и выполнять требования Федерального закона N 116-ФЗ от 21.07.1997 года "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", Правила организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте, утвержденные постановлением Правительства РФ от 10.03.99 N 263, Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов ПБ 10-382-00, утвержденные постановлением Госгортехнадзора РФ от 31.12.99 N 98.
Представленные обществом в материалы дела дополнительные соглашения N 1 от 30.04.2013 года к договорам аренды башенных кранов, по условиям которых из договоров аренды N 2-КБ от 10.02.2012 года и N 4-КБ от 10.01.2013 года исключены пункты, обязывающие ООО "Поволжскапремстрой" поставить краны на учёт в Ростехнадзоре, нести ответственность за исправное состояние кранов и обеспечивать содержание кранов в исправном состоянии и их безопасную эксплуатацию, не исключают установленного факта эксплуатации ООО "Поволжскапремстрой" башенных кранов без разрешения территориального органа Ростехнадзора на пуск в эксплуатацию после установки на новом месте и не освобождают заявителя как организации эксплуатирующей ОПО от выполнения обязанностей, возложенных на него Федеральным законом N 116-ФЗ от 21.07.1997 года "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", Правилами организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном контроле, утвержденными постановлением Правительства РФ от 10.03.99 N 263, Правилами устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов ПБ 10-382-00, утвержденными постановлением Госгортехнадзора РФ от 31.12.99 N 98.
Выявленные нарушения подтверждаются доказательствами по делу - протоколом N 28-0141/2013 от 21.05.2013 года об административном правонарушении и пояснениями законного представителя Общества - Мирзояна Б.В., полученными должностным лицом в установленном законом порядке и являющихся достаточными для установления факта совершения вменяемого правонарушения и вины лица в его совершении.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции считает доказанным наличие в действиях общества признаков объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Апелляционный суд считает несостоятельным довод общества, изложенный в дополнении к апелляционной жалобе, что для рассмотрения настоящего дела имеет преюдициальное значение постановление апелляционной инстанции по делу N А57-6043/2013.
Согласно ч. 2 ст. 69 АПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Состав лиц, участвующих в настоящем деле и деле N А57-6043/2013 различный.
Кроме того, в рамках дела N А57-6043/2013 суд апелляционной инстанции не давал оценку обстоятельствам, подлежащим доказыванию в рамках рассматриваемого спора, в частности обязанности ООО "Поволжскапремстрой" соблюдать нормы и правила, за нарушение которых общество привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ, оспариваемым в рамках рассматриваемого спора постановлением Управления Ростехнадзора, в том числе, о содержании места въезда на стройплощадку в соответствии с требованиями проекта производства работ, соответствии конструкции ограждения крановых путей требованиям НТД, необходимости строительства дороги для проезда автотранспорта и пешеходные дорожки для прохода обслуживающего персонала.
Постановлением апелляционной инстанции по делу N А57-6043/2013 суд признал незаконным и отменил постановление Ростехнадзора о привлечении ООО "Поволжскапремстрой" к административной ответственности по ст. 1 статьи 9.4 КоАП РФ (в рассматриваемом деле обществу вменяется в вину совершение административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ), в связи с допущением административным органом процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении, а не по существу заявленных требований.
В соответствии с частью 1 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В материалы дела обществом не представлены документы, позволяющие сделать вывод о том, что им были приняты все необходимые и достаточные меры, направленные на недопущение выявленных нарушений.
Вина общества в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административным органом установлена и доказана.
Порядок привлечения общества к административной ответственности проверен судами обеих инстанций, нарушений не установлено.
При определении меры наказания административным органом учтены все обстоятельства, перечисленные в статьях 4.1, 4.2 и 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, влияющие на размер наказания, и в качестве меры избран минимальный размер штрафа в пределах санкций, предусмотренных частью 1 статьи 9.1 названного кодекса, в минимальном размере. Мера наказания соразмерна совершенному деянию.
Учитывая вышеизложенные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что оспариваемое постановление является законным и обоснованным.
На основании изложенного апелляционная инстанция считает, что по делу принято законное и обоснованное решение, оснований для отмены которого не имеется. Выводы суда по данному делу основаны на установленных обстоятельствах и имеющихся в деле доказательствах при правильном применении норм материального и процессуального права. Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не могут служить основанием для отмены принятого решения.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение арбитражного суда Саратовской области от "26" июля 2013 года по делу N А57-9177/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Поволжскапремстрой" без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.Г. Веряскина |
Судьи |
М.А. Акимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А57-9177/2013
Истец: ООО "Поволжскапремстрой"
Ответчик: Нижне-Волжское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору