г. Санкт-Петербург |
|
14 ноября 2013 г. |
Дело N А21-5874/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 ноября 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 ноября 2013 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Шульги Л.А.
судей Есиповой О.И., Зотеевой Л.В.
при ведении протокола судебного заседания: Федосеевой Е.С.
при участии:
от заявителя: Алекберовой М.В. по дов.от 03.04.2013
от заинтересованного лица: не явился, извещен
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-20708/2013) ЗАО "Областная медицинская страховая компания" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 29.08.2013 по делу N А21-5874/2013 (судья Зинченко С.А.), принятое
по заявлению ЗАО "Областная медицинская страховая компания"
к Федеральной службе по финансовым рынкам
об оспаривании постановления
установил:
закрытое акционерное общество "Областная медицинская страховая компания": 236000, г.Калининград, ул. Космонавта Леонова, д.18, ОГРН 1023900584542 (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением об оспаривании постановления Федеральной службы по финансовым рынкам: 119991, г.Москва, ГСП-1, Ленинский пр., д.9 (далее - служба, административный орган) о назначении административного наказания от N 13-285/пн от 07.06.2013.
Решением от 29.08.2013 в удовлетворении заявленного требования отказано.
ЗАО "Областная медицинская страховая компания" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Калининградской области от 29.08.2013 по делу N А21-5874/2013 и принять новый судебный акт.
В обоснование жалобы общество указывает, что оно не является субъектом данного правонарушения, поскольку не является страховой организацией, ценные бумаги которой допущены к обращению на торгах фондовых бирж и (или) организаторов торговли на рынке ценных бумаг, в связи с чем у него отсутствовала обязанность по предоставлению годовой консолидированной финансовой отчетности за 2012 год. Общество не согласно с выводом суда о наличии двух альтернативных возможностей предоставления отчетности, считает, что указанные в Правилах способы составляют одно целое. Кроме того, податель жалобы считает, что отсутствие на сайте ФСФР размещенной программы исключает вину общества в совершении правонарушения. Общество также полагает, что имеются основания для освобождения от ответственности в виду малозначительности правонарушения.
До начала судебного разбирательства через канцелярию суда от общества поступило ходатайство о процессуальном правопреемстве, в котором оно просит произвести замену заинтересованного лица Федеральной службы по финансовым рынкам на правопреемника Центральный банк Российской Федерации в связи со вступлением в законную силу Федерального закона от 23.07.2013 N 251-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с передачей Центральному банку Российской Федерации полномочий по регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков" и просил указать в постановлении измененные реквизиты для уплаты административного штрафа.
Рассмотрев заявленное ходатайство, апелляционный суд определил ходатайство о процессуальном правопреемстве удовлетворить.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель общества апелляционную жалобу поддержал в полном объеме. Банк, извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства своего представителя не направил, представив через канцелярию суда отзыв на апелляционную жалобы, в котором просит отказать в удовлетворении апелляционной жалобы, а также ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие его представителей.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке в отсутствие Банка, извещенного надлежащим образом.
Из материалов дела следует, что в связи с непредставлением обществом в срок до 30.04.2013 годовой консолидированной финансовой отчетности за 2012 год, составленной в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности (далее - МСФО), 28.05.2013 службой в отношении общества в присутствии его представителя составлен протокол об административной правонарушении, предусмотренном статьей 19.7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
07.06.2013 вынесено оспариваемое постановление, которым ЗАО "Областная медицинская страховая компания" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.7.3 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 500 000 руб.
Не согласившись с вынесенным постановлением, общество обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявления, исходил из доказанности состава административного правонарушения в действиях общества, а также отсутствия нарушений процедуры привлечения заявителя к административной ответственности, оснований для квалификации допущенного заявителем правонарушения в качестве малозначительного судом не установлено.
Исследовав материалы дела, выслушав доводы представителя общества, суд апелляционной инстанции признал жалобу подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Статьей 19.7.3 КоАП РФ установлена ответственность за непредставление или нарушение порядка либо сроков представления в федеральный орган исполнительной власти в области финансовых рынков или его территориальный орган отчетов, уведомлений и иной информации, предусмотренной законодательством и необходимой для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, либо представление информации не в полном объеме и (или) недостоверной информации, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния.
Как следует из материалов дела, основанием для привлечения общества к административной ответственности послужило непредставление в службу в срок до 30.04.2013 годовой консолидированной финансовой отчетности за 2012 год, составленной в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности (далее - МСФО).
Общие требования к составлению, представлению и публикации консолидированной финансовой отчетности юридическим лицом, созданным в соответствии с законодательством Российской Федерации, установлены Федеральным законом Российской Федерации от 27.07.2010 N 208-ФЗ "О консолидированной финансовой отчетности" (далее - Закон N 208-ФЗ).
В части 2 статьи 1 Закона N 208-ФЗ указано, что под консолидированной финансовой отчетностью понимается систематизированная информация, отражающая финансовое положение, финансовые результаты деятельности и изменения финансового положения организации, организаций и (или) иностранных организаций - группы организаций, определяемой в соответствии с МСФО.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона N 208-ФЗ его действие распространяется на:
1) кредитные организации;
2) страховые организации;
3) иные организации, ценные бумаги которых допущены к обращению на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг.
При этом, как правильно указал суд первой инстанции, из смысла части 1 статьи 2 Закона N 208-ФЗ не следует, что страховые или кредитные организации подпадают под действие Закона только в случае, если их ценные бумаги допущены к обращению на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг.
Надзор за соблюдением сроков представления и публикации консолидированной финансовой отчетности организациями, за исключением кредитных организаций, осуществляет уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, определяемый Правительством Российской Федерации (ч. 1 ст. 6 Закона в ред., действовавшей на момент вынесения постановления).
Организации составляют, представляют и публикуют консолидированную финансовую отчетность начиная с отчетности за год, следующий за годом, в котором МСФО признаны для применения на территории Российской Федерации (ч. 1 ст. 8 Закона).
МСФО введены в действие на территории Российской Федерации приказом Министерства финансов Российской Федерации от 25.11.2011 N 160н "О введении в действие Международных стандартов финансовой отчетности и Разъяснений Международных стандартов финансовой отчетности на территории Российской Федерации".
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.08.2011 N 717 утверждено Положение о Федеральной службе по финансовым рынкам (далее - Положение N 717), согласно п. 1 которого служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере страховой деятельности.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2012 N 179 "О представлении годовой консолидированной финансовой отчетности", установлено, что служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, в который представляется годовая консолидированная финансовая отчетность страховыми организациями и иными организациями (за исключением кредитных организаций), ценные бумаги которых допущены к обращению на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг, а также осуществляет надзор за соблюдением сроков представления и публикации консолидированной финансовой отчетности указанными организациями.
Данным постановлением утверждены Правила представления годовой консолидированной финансовой отчетности (далее - Правила N 179).
Правила являются обязательными для страховых организаций и иных организаций (за исключением кредитных организаций), ценные бумаги которых допущены к обращению на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг (п. 2 Правил).
Организации представляют отчетность в течение 120 дней после окончания года, за который она составлена (п. 3 Правил).
Согласно пункту 4 Правил годовая консолидированная финансовая отчетность представляется:
а) посредством телекоммуникационных каналов связи, в том числе через информационно-телекоммуникационную сеть "Интернет", в форме электронных документов с неквалифицированной электронной подписью;
б) с использованием программы, размещенной на официальном сайте Федеральной службы по финансовым рынкам в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в свободном доступе, которая соответствует последним версиям шаблонов электронных документов указанной программы на дату представления документов.
Годовая консолидированная финансовая отчетность может быть подписана усиленной квалифицированной электронной подписью, используемой для подписания других видов отчетности, которая представляется страховыми организациями в Федеральную службу по финансовым рынкам в соответствии со страховым законодательством. При этом требование в части ее подписания, предусмотренное подпунктом "а" пункта 4 Правил, будет считаться исполненным.
Программа формирования страховыми организациями пакета годовой консолидированной финансовой отчетности для отправки в Федеральную службу по финансовым рынкам размещается на официальном сайте Федеральной службы по финансовым рынкам в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в разделе "Участники финансовых рынков/Рынок страховых услуг/Отчетность субъектов страхового дела/Представление страховыми организациями годовой консолидированной финансовой отчетности".
Материалами дела подтверждается, что отчетность была направлена обществом в адрес службы на бумажном носителе - 30.04.2013 экспресс почтой и поступила в службу 06.05.2013.
Отчетность за 2012 год в форме электронных документов представлена в службу 27.05.2013.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о наличии в действиях заявителя состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.7.3 КоАП РФ.
Вместе с тем суд апелляционной инстанции считает возможным применить в рассматриваемом случае статью 2.9 КоАП РФ, признав совершенное ЗАО "Областная медицинская страховая компания" правонарушение малозначительным.
В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ, при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ в Постановлении N 10 от 02.06.2004 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" указал, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения.
Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Малозначительным административным правонарушением признается действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения (объекта посягательства, формы вины) и роли правонарушителя, способа его совершения, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений (пункт 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях").
Существенная угроза представляет собой опасность, предполагающую возможность изменений в виде нанесения потерь (ущерба) главной, основополагающей части каких-либо экономических или общественных отношений. Для определения наличия существенной угрозы необходимо выявление меры социальной значимости фактора угрозы, а также нарушенных отношений. Угроза может быть признана существенной в том случае, если она подрывает стабильность установленного правопорядка с точки зрения его конституционных критериев, является реальной, непосредственной, значительной, подтвержденной доказательствами.
По смыслу статьи 2.9 КоАП РФ, оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству.
При формальном наличии признаков состава правонарушения, предусмотренного статьей 19.7.3 КоАП РФ, обстоятельства совершенного ЗАО "Областная медицинская страховая компания" правонарушения, выразившегося в нарушении срока представления годовой консолидированной финансовой отчетности за 2012 год, не содержат угрозы охраняемым общественным отношениям.
Как следует из материалов дела, в связи с тем, что программа формирования страховыми организациями пакета годовой консолидированной отчетности, предусмотренная пп. б) п. 4 Правил N 179, не была своевременно размещена на официальной сайте Федеральной службы по финансовым рынкам, что подтверждается информационным письмом Федеральной службы по финансовым рынкам от 24.04.2013 N 13-СХ-12/14856, отчетность направлена обществом в адрес Службы на бумажном носителе 30.04.2013 и получена Службой 06.05.2013. Отчетность в форме электронных документов представлена в службу 27.05.2013.
Указанные обстоятельства не свидетельствует о пренебрежительном отношении ЗАО "Областная медицинская страховая компания" к исполнению своих публично-правовых обязанностей, в связи с чем, суд апелляционной инстанции считает возможным признать совершенное ЗАО "Областная медицинская страховая компания" административное правонарушение малозначительным.
Кроме того, наложенный на общество штраф в размере 500 000 рублей оценивается судом как несоразмерный характеру нарушения и его последствиям. При этом апелляционный суд исходит из правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 12 мая 1998 года N 14-П. Конституционный Суд Российской Федерации указал, что законодатель, относя нарушение тех или иных правил в сфере экономической деятельности к противоправным деяниям, а именно к административным правонарушениям, и предусматривая необходимость применения соответствующих мер государственного принуждения в виде административной ответственности, обязан соблюдать требования Конституции Российской Федерации; в частности, по смыслу ее статьи 55 (часть 3), исходя из общих принципов права, введение ответственности за административное правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепленным целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
В пункте 17 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 разъяснено, что если малозначительность правонарушения будет установлена в ходе рассмотрения дела об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности, суд, руководствуясь частью 2 статьи 211 АПК РФ и статьей 2.9 КоАП РФ, принимает решение о признании незаконным этого постановления и о его отмене.
При таких обстоятельствах, постановление Федеральной службы по финансовым рынкам о назначении административного наказания от N 13-285/пн от 07.06.2013, вынесенное в отношении ЗАО "Областная медицинская страховая компания" в г.Москве за совершение административного правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 19.7.3 КоАП РФ подлежит признанию незаконным, решение суда первой инстанции от 29.08.2013 - отмене.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, статьями 270-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Ходатайство о процессуальном правопреемстве удовлетворить.
Произвести процессуальную замену Федеральной службы по финансовым рынкам на Центральный Банк Российский Федерации в лице Службы Банка России по финансовым рынкам.
Решение Арбитражного Калининградской области от 29.08.2013 по делу N А21-5874/2013 отменить.
Признать незаконным и отменить постановление Федеральной службы по финансовым рынкам о назначении административного наказания N 13-285/пн от 07.06.2013, вынесенное в отношении закрытого акционерного общества "Областная медицинская страховая компания" (ОРГН 1023900584542) в г.Москве за совершение административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 19.7.3 КоАП РФ.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.А. Шульга |
Судьи |
О.И. Есипова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А21-5874/2013
Истец: ЗАО "Областная медицинская страховая компания"
Ответчик: Федеральная служба по финансовым рынкам, ФС по финансовым рынкам