г. Томск |
|
13 ноября 2013 г. |
Дело N А27-8408/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 ноября 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 ноября 2013 года.
Седьмой Арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего Усаниной Н.А.
судей: Кривошеиной С.В., Хайкиной С.Н.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Кузнецовой Ю.В. с использованием средств аудиозаписи
при участии:
от заявителя: Галеев К.С. по доверенности от 05.11.2013 г.
от заинтересованного лица: без участия
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Центрального Банка Российской Федерации в лице Межрегионального управления Службы Банка России по финансовым рынкам в Сибирском Федеральном округе
на решение Арбитражного суда Кемеровской области
от 10 сентября 2013 года по делу N А27-8408/2013 (судья Конева О.П.)
по заявлению Открытого акционерного общества "Мельхиор", к.Кемерово
(ИНН 4208004298, ОГРН 1024200719608)
к Региональному отделению Федеральной службы по финансовым рынкам в Сибирском федеральной округе
об оспаривании постановления N 51-13-326/пн от 03.06.2013 г.
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Мельхиор" (далее - ОАО "Мельхиор", Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением об оспаривании постановления Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Сибирском федеральном округе (РО ФСФР России в СФО, административный орган) N 51-13-326/пн от 3 июня 2013 г. о назначении административного наказания.
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от заявленные требования удовлетворены, признано незаконным и отменено постановление Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Сибирском федеральном округе N 51-13-326/пн от 3 июня 2013 г. о назначении административного наказания.
В связи с тем, что в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 25.07.2013 N 645 Федеральная служба по финансовым рынкам упразднена, согласно Федеральному закону от 23.07.2013 N 251-ФЗ с 01.09.2013 Банк России является процессуальным правопреемником данной службы в судах, в порядке статьи 48 АПК РФ судом произведена замена ответчика на его правопреемника - Центральный Банк Российской Федерации в лице Межрегионального управления Службы Банка России по финансовым рынкам в Сибирском федеральном округе.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, административный орган в поданной апелляционной жалобе, ссылаясь на неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильное применение норм права, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, просит решение суда отменить и принять новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении требований ОАО "Мельхиор".
ОАО "Мельхиор" в представленном отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В соответствии со статьей 156 АПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителя административного органа при имеющихся явке и материалам дела.
Проверив законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции в порядке статьи 268 АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, заслушав представителя ОАО "Мельхиор", исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции считает решение Арбитражного суда Кемеровской области не подлежащим отмене.
Постановлением РО ФСФР России в СФО от 3 июня 2013 г. N 51-13-326/пн за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 9 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) на ОАО "Мельхиор" наложен штраф в размере 500 000 руб.
Основанием привлечения к административной ответственности по части 9 статьи 19.5 КоАП РФ является невыполнение в установленный срок законного предписания федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков или его территориального органа.
Предписание N 51-13-ЕС-10/3563 об устранении нарушений законодательства Российской Федерации вынесено РО ФСФР России в СФО 4 марта 2013 г.
В срок не позднее 15 (пятнадцати) рабочих дней с момента получения предписания ОАО "Мельхиор" предписано:
1.1. Опубликовать на странице в сети Интернет, предоставляемой одним из информационных агентств, которые в установленном порядке уполномочены на проведение действий по раскрытию информации на рынке ценных бумаг (далее - страница в сети Интернет), тексты годовых отчетов Общества за 2009, 2010, 2011 годы; тексты годовой бухгалтерской отчетности за 2009, 2010, 2011 годы, содержащие бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках, приложения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках, предусмотренные нормативными актами Российской Федерации, аудиторское заключение, подтверждающее достоверность годовой бухгалтерской отчетности акционерного общества, пояснительную записку; сообщение об утверждении (не утверждении) годовой бухгалтерской отчетности за 2011 год; текст действующего устава со всеми внесенными в него изменениями и/или дополнениями; списки аффилированных лиц по состоянию на 31.03.2010, 30.06.2010, 30.09.2010, 31.12.2010, 31.03.2011, 30.06.2011, 30.09.2011, 31.12.2011, 31.03.2012, 30.06.2012, 30.09.2012, 31.12.2012; сообщение о раскрытии на странице в сети Интернет годовой бухгалтерской отчетности за 2011 год; сообщение о раскрытии на странице в сети Интернет годового отчета за 2011 год; сообщения о раскрытии на странице в сети Интернет списков аффилированных лиц по состоянию на 31.03.2013, 30.06.2012, 30.09.2012, 31.12.2012;
1.2. Опубликовать в ленте новостей одного из информационных агентств, которые в установленном порядке уполномочены на проведение действий по раскрытию информации на рынке ценных бумаг, сообщения о раскрытии на странице в сети Интернет годовых отчетов за 2009, 2010, 2011 годы, бухгалтерской отчетности за 2009, 2010, 2011 годы и списков аффилированных лиц за 31.03.2010, 30.06.2010, 30.09.2010, 31.12.2010, 31.03.2011, 30.06.2011, 31.03.2012, 30.06.2012.
Предписание получено Обществом 12.03.2013 г. и подлежало исполнению не позднее 2 апреля 2013 г.
Отчет об устранении нарушений законодательства Российской Федерации с приложением на бумажном носителе копий страницы в сети Интернет и публикации в ленте новостей направлен Обществом 27 марта 2013 г., получен РО ФСФР России в СФО 01 апреля 2013 г.
В соответствии с пунктом 7 статьи 44 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" Федеральная служба по финансовым рынкам вправе направлять эмитентам предписания, обязательные для исполнения, а также требовать от них представления документов, необходимых для разрешения вопросов, находящихся в компетенции федерального органа по рынку ценных бумаг.
В силу пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 05.03.1999 N 46-ФЗ "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг" (далее - Закон N 46-ФЗ) предписания федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг являются обязательными для исполнения коммерческими и некоммерческими организациями и их должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, физическими лицами на территории Российской Федерации.
При этом целями названного Федерального закона являются обеспечение государственной и общественной защиты прав и законных интересов физических и юридических лиц, объектом инвестирования которых являются эмиссионные ценные бумаги (инвесторы), а также определение порядка выплаты компенсаций и предоставления иных форм возмещения ущерба инвесторам - физическим лицам, причиненного противоправными действиями эмитентов и других участников рынка ценных бумаг на рынке ценных бумаг (статья 1 Закона N 46-ФЗ).
Как установлено судом первой инстанции все документы отражены в приложении к отчету.
Однако 29 мая 2013 г. административный орган составил акт о неподтверждении факта нераскрытия информации на странице в сети Интернет и ленте новостей.
Вместе с тем, представленные заявителем при рассмотрении дела уведомления об опубликовании сообщений в ленте новостей на сервере АЭИ "ПРАЙМ" также подтверждают его довод об исполнении предписания в установленный срок.
Указанные обстоятельства административным органом не опровергнуты.
Ссылка в апелляционной жалобе на акт о нераскрытии информации на странице в сети Интернет и ленте новостей, несостоятельна, поскольку не опровергает уведомление АЭИ "ПРАЙМ" об опубликовании сообщений в ленте новостей; несоответствие содержаний отчетов требованиям п.п. 8.2.3, п.8.2 Приказа ФСФР России от 04.10.2011 г. N 11-46/пз-н не охватывается составом вмененного административного правонарушения, заявитель привлечен к административной ответственности за невыполнение в установленный срок законного предписания федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков или его территориального органа, а не по части 2 статьи 15.19 КоАП РФ (нераскрытие или нарушение порядка и сроков раскрытия информации, предусмотренной федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами, а равно раскрытие информации не в полном объеме, и (или) недостоверной информации).
В силу статьи 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием. При квалификации правонарушения в качестве малозначительного необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения.
Как указано в пункте 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" малозначительным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий, не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
В рассматриваемой ситуации характер вмененных Обществу нарушений свидетельствует об отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
При этом судом первой инстанции учтено отсутствие претензий со стороны иных лиц, а также пренебрежительного отношения со стороны Общества к исполнению своих публично-правовых обязанностей, отсутствие вредных последствий для охраняемых общественных отношений.
Административный орган, возражая относительно признания судом совершенного Обществом административного правонарушения в качестве малозначительного, ссылается на злостное игнорирование заявителем исполнения обязанности по раскрытию информации на рынке ценных бумаг, а также требований предписания регионального отделения, вместе с тем, не приводит обстоятельств такого злостного поведения Общества, неоднократности совершения им аналогичных правонарушений, а равно совершение им действий, направленных на не исполнение публично-правовой обязанности в сфере соблюдения законодательства о рынке ценных бумаг.
Само по себе определение законодателем значительного размера штрафа за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 9 статьи 19.5 КоАП РФ не свидетельствует о невозможности применения критериев малозначительности, поскольку в каждом случае совершения такого правонарушения необходимо исходит из конкретных обстоятельств его совершения, наличия или отсутствия у лица возможности по принятию всех необходимых мер для соблюдения законодательства о рынке ценных бумаг; направленности действий лица на исполнение возложенной публично-правовой обязанности, а равно нарушения прав акционеров и иных лиц.
Материалы дела не содержат доказательств пренебрежительного отношения Общества к исполнению своих обязанностей.
Кроме того, положения статьи 2.9 КоАП РФ могут быть применены судом к любому совершенному правонарушению, ответственность за которое предусмотрена Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях. Запрета на применение малозначительности к каким-либо составам административных правонарушений, в том числе формальным, к которым относится часть 9 статьи 19.5. КоАП РФ, законом не установлено.
Оценив имеющиеся в материалах дела доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, в соответствии со статьей 71 АПК РФ суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о малозначительности административного правонарушения с учетом конкретных обстоятельств дела и в соответствии с конституционными принципами соразмерности и справедливости при назначении наказания, основанному на имеющихся в материалах дела доказательствах и не противоречащему закону, в связи с чем, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его переоценки.
Если малозначительность правонарушения будет установлена в ходе рассмотрения дела об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности, суд, руководствуясь частью 2 статьи 211 АПК РФ и статьей 2.9 КоАП РФ, принимает решение о признании незаконным этого постановления и о его отмене (пункт 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ, пункт 17 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях").
При таких обстоятельствах, требования заявителя о признании постановления о привлечении к административной ответственности незаконным и его отмене удовлетворены судом первой инстанции при наличии достаточных оснований.
Суд первой инстанции правомерно и обоснованно не усмотрел процессуальных нарушений при рассмотрении дела об административном правонарушении, с учетом положений статей 4.5, 4.8, 29.11 КоАП РФ постановление вынесено в установленный законом срок.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 270 АПК РФ и являющихся безусловными основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьей 156, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Кемеровской области от 10 сентября 2013 года по делу N А27-8408/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно- Сибирского округа.
Председательствующий |
Н.А.Усанина |
Судьи |
С.В. Кривошеина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-8408/2013
Истец: ОАО "Мельхиор"
Ответчик: Региональное отделение Федеральной службы по финансовым рынкам в Сибирском федеральном округе