г. Томск |
|
13 ноября 2013 г. |
Дело N А27-8760/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 ноября 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 ноября 2013 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кривошеиной С.В.
судей: Хайкиной С. Н., Усаниной Н. А.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Кузнецовой Ю. В.
без участия сторон,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Новокузнецкий хладокомбинат" на решение Арбитражного суда Кемеровской области от 09.09.2013 по делу N А27-8760/2013 (судья Обухова Г. П.) по заявлению открытого акционерного общества "Новокузнецкий хладокомбинат" (ИНН 4216003724, ОГРН 1024201752057), Кемеровская область, г. Новокузнецк, к главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданкой обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) по Кемеровской области об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Новокузнецкий хладокомбинат" (далее - ОАО "Новокузнецкий хладокомбинат", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением к главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) по Кемеровской области (далее - ГУ МЧС России по Кемеровской области, Управление, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 14.06.2013 N 212 по делу об административном правонарушении.
Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 09.09.2013 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с указанным решением, общество обратилось в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить; признать незаконным и отменить постановление от 14.06.2013 N 212.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель ссылается на следующие обстоятельства:
- предоставление Управлением в адрес ОАО "Новокузнецкий хладокомбинат" копий документов, имеющих доказательственное значение, в нечитаемом виде повлекло невозможность реализации обществом прав, предоставленных статьями 25.1 и 28.2 КоАП РФ; судом не дана оценка доводам общества о том, что 11.06.2013 в Новокузнецкий отдел надзорной деятельности УНД ГУ МЧС России по Кемеровской области было направлено ходатайство о предоставлении читаемых копий акта проверки и протокола об административном правонарушении, что подтверждает довод общества о нарушении порядка привлечения к административной ответственности.
Данные нарушения, по мнению апеллянта, привели к тому, что участие законного представителя при рассмотрении административного дела свелось лишь к формальному присутствию, которое не могло обеспечить реализации предусмотренных КоАП РФ прав.
Управление в представленном в материалы дела отзыве на апелляционную жалобу не соглашается с ее доводами и просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества - без удовлетворения.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции стороны явку своих представителей не обеспечили, будучи извещенными о времени и месте рассмотрения дела.
В порядке части 3 статьи 156, части 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие не явившихся сторон.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что на основании распоряжения от 25.04.2013 отделом надзорной деятельности города Новокузнецка в отношении ОАО "Новокузнецкий хладокомбинат" в период с 14.05.2013 по 07.06.2013 проведена плановая выездная проверка по вопросам соблюдения требований пожарной безопасности.
Согласно акту проверки от 07.06.2013 N 106 административным органом в зданиях ОАО "Новокузнецкий хладокомбинат", расположенных по адресу: г. Новокузнецк, ул. Вокзальная, 12, были выявлены следующие нарушения:
- по зданию АБК: лестничные клетки не имеют дверей с приспособлениями для самозакрывания и уплотнения в притворах; не оборудованы автоматической пожарной сигнализацией кабинет генерального директора ОАО "НХК", 2 кабинета собственников ОАО "НХК"; автоматическая пожарная сигнализация и система оповещения и управления эвакуацией при пожаре в неисправном состоянии, а именно не исправны источники резервного питания приемно-контрольных приборов; установлено по одному пожарному датчику в комнатах переговоров на 2-м этаже;
- по зданию - главный корпус-распределительный центр: не обеспечено наличие на дверях помещения ж/д эстакады, его категорий по взрывопожароопасной и пожарной опасности, а также класса зоны в соответствии с главами 5,7,8 Федерального закона N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности"; не оборудованы автоматической пожарной сигнализацией кабинет аммиачного цеха категории А, цех фасовки категории В2, помещение склада, кабинет начальника распределительного центра, кабинет товароведов распределительного центра, тарная группа распределительного центра; АБК-2 распределительного центра оборудовано частично тепловыми датчиками ИП-103; главный корпус- распределительный центр не оборудован системой оповещения и управления эвакуацией при пожаре; не проведена проверка качества огнезащитной обработки в складе фасовочного цеха;
- по зданию - цех мороженного: не оборудованы автоматической пожарной сигнализацией холл основного цеха, этикеточный склад, цех ручного труда;
- по зданию РСУ: установлена штепсельная розетка в кладовой здания; совместное хранение в одной секции автомобильной резины и других материалов и товаров в кладовой здания РСУ; не обеспечено наличие на дверях помещения складского назначения в здании РЭУ, его категорий по взрывопожароопасной и пожарной опасности, а также класса зоны в соответствии с главами 5,7,8 Федерального закона N 123-ФЗ;
- по зданию - диспетчерской: не оборудована автоматической пожарной сигнализацией; не оборудована системой оповещения и управления людьми при пожаре.
Проверкой также были выявлены нарушения требований пожарной безопасности в здании РДЦ N 18 ОАО "Новокузнецкий хладокомбинат", расположенном по адресу: г. Новокузнецк, ул. Переездная, 3а:
- пожарный щит не укомплектован механизированным пожарным инструментом и инвентарем; не обеспечено наличие на дверях помещений складского назначения в здании РДЦ N 18 их категорий по взрывопожароопасной и пожарной опасности, а также класса зоны в соответствии с главами 5,7,8 Федерального закона N 123-ФЗ; не оборудованы автоматической пожарной сигнализацией административно бытовые помещения; здание не оборудовано системой оповещения и управления эвакуацией при пожаре; размещена строенная конторка из горючего материала.
07.06.2013 в отношении ОАО "Новокузнецкий хладокомбинат" составлен протокол N 212 об административном правонарушении по части 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
14.06.2013 в отношении ОАО "Новокузнецкий хладокомбинат" вынесено постановление N 212 по делу об административном правонарушении, в соответствии с которым общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 20.4 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 150 000 руб.
Не согласившись с указанным выше постановлением, общество обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что факт наличия в действиях общества состава административного правонарушения подтверждается материалами дела, нарушений процедуры привлечения к административной ответственности не допущено.
Седьмой арбитражный апелляционный суд соглашается с выводом суда первой инстанции, при этом исходит из фактических обстоятельств дела и следующих норм права.
В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ, при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ установлено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основании и в порядке, установленных законом.
Согласно статье 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Квалификация административного правонарушения (проступка) предполагает наличие состава правонарушения. В структуру состава административного правонарушения входят следующие элементы: объект правонарушения, объективная сторона правонарушения, субъект правонарушения, субъективная сторона административного правонарушения. При отсутствии хотя бы одного из элементов состава административного правонарушения лицо не может быть привлечено к административной ответственности.
Согласно части 4 статьи 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Объектом административного правонарушения, предусмотренного статьей 20.4 КоАП РФ, является пожарная безопасность, которая понимается как состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров. Пожарная безопасность является составляющей частью общественной безопасности.
Объективная сторона правонарушения заключается в нарушении или невыполнении должностным лицом, гражданином или юридическим лицом правил, норм и стандартов пожарной безопасности.
Субъектом указанного правонарушения являются лица, ответственные за нарушение требований пожарной безопасности.
Следовательно, для определения наличия в действиях лица объективной стороны правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 20.4 КоАП РФ, обязательному установлению подлежит факт нарушения или не выполнения лицом требований пожарной безопасности, перечисленных в указанной статье, который должен быть подтвержден соответствующими доказательствами.
Статьей 26.2 КоАП РФ установлено, что доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела; эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными КоАП РФ, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Согласно части 1 статьи 38 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон N 69-ФЗ) ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должностные лица в пределах их компетенции.
В соответствии со статьей 20 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон N 69-ФЗ) к нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и Правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.
Требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности и их должностными лицами, установлены Федеральным Законом "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" от 22.08.2008 N 123-ФЗ, содержатся в Правилах противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 N 390; Строительных нормах и правилах "Пожарная безопасность зданий и сооружений" (СНиП 21-01-97), утвержденных постановлением Минстроя России от 13.02.1997 N 18-7; Нормах пожарной безопасности "Установки пожаротушения и сигнализации. Нормы и правила проектирования" (НПБ 88-2001), утвержденных приказом ГУГПС МВД России от 04.06.2001 N 31, и иных нормативных документах.
Как правильно установлено судом первой инстанции, ОАО "Новокузнецкий хладокомбинат" допустило нарушения указанных выше требований, каких-либо доказательств, опровергающих наличие перечисленных выше нарушений, судам первой и апелляционной инстанций не представлено.
По существу факт совершения вменяемого правонарушения обществом не оспаривается.
Суд первой инстанции, кроме того, пришел к обоснованному выводу, что нарушение, установленное административным органом "лестничные клетки не имеют дверей с приспособлениями для самозакрывания и уплотнения в притворах" вменяется заявителю необоснованно, поскольку документы, составленные Управлением, не содержат сведений о том, что данные лестничные клетки относятся к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам.
В соответствии с пунктом 3 статьи 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежит выяснению виновность лица в его совершении.
Согласно положениям части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Из приведенных норм следует, что виновность юридического лица в совершении административного правонарушения определяется в зависимости от принятия им исчерпывающих мер по соблюдению требований действующего законодательства.
Доказательств, свидетельствующих о том, что общество предприняло все зависящие от него меры по о соблюдению требований пожарной безопасности не представлено.
Принимая во внимание изложенное, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 20.4 КоАП РФ.
Согласно оспариваемому постановлению ОАО "Новокузнецкий хладокомбинат" назначено наказание в виде штрафа в размере 150 000 руб., в пределах санкции установленной частью 4 статьи 20.4 КоАП РФ.
Фиксация обстоятельств административного правонарушения, рассмотрение дела об административном правонарушении, произведены должностными лицами административного органа в пределах полномочий, установленных законом.
Квалификация совершенного обществом правонарушения соответствует нормам части 4 статьи 20.4 КоАП РФ.
Срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный статей 4.5 КоАП РФ, на момент рассмотрения дела об административном правонарушении и назначения административного наказания не истек.
Существенных нарушений процессуальных требований КоАП РФ при производстве по делу об административном правонарушении в отношении заявителя, а также обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, апелляционным судом не установлено.
Общество в обоснование поданной апелляционной жалобы ссылается на то обстоятельство, что административным органом были представлены нечитаемые копии акта проверки и протокола, что повлекло невозможность реализации обществом прав, предоставленных статьями 25.1 и 28.2 КоАП РФ.
Между тем, данный довод не может быть принят во внимание судом апелляционной инстанции по следующим основаниям.
Материалами дела подтверждается, что при проведении плановой проверки в отношении ОАО "Новокузнецкий Хладокомбинат" присутствовал главный инженер Рагожин В.И., инженер по ОТиТБ Абдрашитова Ф.М.
Акт проверки N 106 от 07.06.2013 вручен генеральному директору ОАО "Новокузнецкий Хладокомбинат" Чернову П.В., что подтверждается его подписью в акте проверки.
Из материалов дела также следует, что протокол об административном правонарушении 07.06.2013 составлен с участием законного представителя ОАО "Новокузнецкий хладокомбинат", которому была предоставлена возможность ознакомиться с протоколом и представить соответствующие объяснения и замечания на протокол.
Из содержания протокола следует, что законный представитель общества - директор Чернов П.В. ознакомился с протоколом (подтверждается его подписью в протоколе), отказался от дачи объяснения при составлении протокола, собственноручно указал на то, что объяснения будут даны в ходе рассмотрения.
Законным представителем какие-либо замечания на протокол, в том числе на то, что протокол является не читаемым и ему не известно, какие нарушения вменяются обществу, в ходе составления протокола не представлялись, в протоколе сведения о замечаниях на протокол отсутствуют.
Заявитель, кроме того, не представил доказательств невозможности дать объяснения по существу нарушений, установленных административным органом, или представить доказательства, опровергающие наличие нарушений.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что представление нечитаемых копий акта проверки и протокола не является существенным нарушением, поскольку законный представитель был непосредственно ознакомлен с актом и протоколом и не представил замечаний на данные документы.
Кроме того, как следует из материалов дела, административный орган до рассмотрения материалов проверки повторно направил обществу результаты проверки по электронной почте 13.06.2013.
Иных доводов, основанных на доказательственной базе, апелляционная жалоба не содержит.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы, проверенные судом апелляционной инстанции не свидетельствуют о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права, направлены на переоценку выводов суда первой инстанции, в силу чего, не являются основаниями для отмены по существу правильно принятого судом первой инстанции решения.
При таких обстоятельствах оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Кемеровской области от 09.09.2013 по делу N А27-8760/2013 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
С. В. Кривошеина |
Судьи |
С. Н. Хайкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-8760/2013
Истец: ОАО "Новокузнецкий хладокомбинат"
Ответчик: Главное управление Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Кемеровской области, Государственная инспекция по пожарному надзору г. Новокузнецка
Третье лицо: Заместитель главного государственного инспектора г. Новокузнецка по пожарному надзору