г. Пермь |
|
12 ноября 2013 г. |
Дело N А50-9461/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 ноября 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 12 ноября 2013 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Васевой Е. Е.
судей Муравьевой Е.Ю., Щеклеиной Л.Ю.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кожевниковой К.В.
при участии:
от заявителей - Министерства социального развития Пермского края (ОГРН 1025900520689, ИНН 5902290642): Курочкина С.А., паспорт, доверенность от 19.03.2012; Государственного автономного учреждения "Пермский краевой фонд социальной поддержки населения": Голенецких о.Ю., паспорт, доверенность от 03.06.2013, (ОГРН 1025901366842, ИНН 5906008495):
от заинтересованного лица - Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (ОГРН 1025900536749, ИНН 5902290360): Баранов О.Е., удостоверение, доверенность от 09.01.2013, Ужегова Г.А., удостоверение, доверенность от 29.10.2013,
от третьих лиц - общества с ограниченной ответственностью "Знак": не явились; Федерального государственного унитарного предприятия "Почта России": Жуйкова Л.Н., паспорт, доверенность от 01.03.2013; Правительства Пермского края: Шуляк В.И., паспорт, доверенность от 31.05.2013,
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заинтересованного лица, Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю,
на решение Арбитражного суда Пермского края от 23 августа 2013 года
по делу N А50-9461/2013,
принятое судьей Мухитовой Е.М.,
по заявлениям Министерства социального развития Пермского края, Государственного автономного учреждения "Пермский краевой фонд социальной поддержки населения"
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю
третьи лица: общество с ограниченной ответственностью "Знак", Федеральное государственное унитарное предприятие "Почта России", Правительство Пермского края
о признании недействительными решения и предписания,
установил:
Министерство социального развития Пермского края обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании недействительным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - антимонопольный орган) от 01.04.2013 по делу N 1043-12-а и предписания от 01.04.2013 N 1043-12-а, выданного Министерству социального развития Пермского края.
Государственное автономное учреждение "Пермский краевой фонд поддержки населения" (далее - учреждение) также обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании недействительным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 01.04.2013 по делу N 1043-12-а и предписания от 01.04.2013 N 1043-12-а, выданного учреждению.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "Знак" (далее - ООО "Знак"), федеральное государственное унитарное предприятие "Почта России" (далее - ФГУП "Почта России"), Правительство Пермского края.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 23.08.2013 заявленные требования удовлетворены, признаны недействительными решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 01.04.2013 по делу N 1043-12-а и предписания от 01.04.2013 N 1043-12-а, выданные Министерству социального развития Пермского края и государственному автономному учреждению "Пермский краевой фонд поддержки населения" как не соответствующие Федеральному закону от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Не согласившись с принятым решением, Управление Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование жалобы антимонопольный орган указывает на то, что в рассматриваемом случае учреждение, выполняя государственное задание, само никому никаких услуг не оказывает, а исполняет роль по передаче хозяйствующим субъектам денежных средств от Министерства социального развития Пермского края за изготовление бланков проездных документов. Антимонопольный орган полагает, что исполнение государственного задания автономными учреждениями возможно исключительно им, без привлечения сторонних организаций к его выполнению.
По мнению антимонопольного органа, в результате действий Министерства социального развития Пермского края и учреждения оказание населению государственных услуг фактически осуществлялось ООО "Знак" и ФГУП "Почта России" за счет бюджетных средств. При этом такое право ООО "Знак" и ФГУП "Почта России" получили в обход установленных процедур.
Антимонопольный орган ссылается также на то, что ООО "Знак" предоставлены преимущественные условия осуществления деятельности на рынке полиграфической деятельности, поскольку договор с указанным обществом заключен без проведения торгов, что лишило возможности иные печатные издания оказать услуги по изготовлению социальных проездных документов. В судебном заседании представители антимонопольного органа доводы апелляционной жалобы поддержали.
ГАУ "Пермский краевой фонд социальной поддержки населения" в отзыве просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, указывает на то, что государственно-властное полномочие по организации предоставления мер социальной поддержки ему не передавалось, учреждение создано в целях реализации полномочий исполнительных органов государственной власти Пермского края по осуществлению мероприятий, направленных на социальную защиту отдельных категорий населения Пермского края. Для достижения указанных целей учреждение предоставляет государственную услугу по обеспечению изготовления и реализации социальных проездных документов гражданам, постоянно проживающим в Пермском крае и получающим меры социальной помощи; законодательством Пермского края обеспечение населения социальными проездными документами (далее - СПД) отнесено к мерам социальной поддержки отдельных категорий населения Пермского края. В связи с этим полагает, что обеспечение изготовления и реализации СПД является государственной услугой, предоставляемой учреждением населению Пермского края. По мнению учреждения, антимонопольным не доказано, в чем заключается вмененное учреждению создание преимущественных условий осуществления деятельности ООО "Знак" и препятствие в осуществлении деятельности иным хозяйствующим субъектам. Кроме того, учреждение указывает на неисполнимость предписания антимонопольного органа. Представитель ГАУ "Пермский краевой фонд социальной поддержки населения" в судебном заседании поддержал доводы отзыва.
Правительство Пермского края в отзыве просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, полагает, что наделение учреждения функциями по организации предоставления мер социальной поддержки отдельных категорий граждан Пермского края не противоречит действующему законодательству и не является нарушением ч. 3 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции). Представитель Правительства Пермского края в судебном заседании доводы отзыва поддержал.
ФГУП "Почта России" в письменном отзыве просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, указывает на то, что в силу положения ст. 2 Федерального закона "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", а также ст. 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации реализация социальных проездных документов является государственной услугой; привлечение автономным учреждением третьих лиц для выполнения государственного задания в целях оказания государственных услуг действующим законодательством не запрещено; автономные учреждения не могут выступать государственными заказчиками на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд. Представитель ФГУП "Почта России" в судебном заседании доводы жалобы поддержал.
Министерство социального развития Пермского края отзыв на апелляционную жалобу не представило, его представитель в судебном заседании против удовлетворения апелляционной жалобы возражал, решение суда считает законным и обоснованным, оснований для его отмены не усматривает.
ООО "Знак" отзыв на апелляционную жалобу не представило, его представитель в судебное заседание не явился, что в силу ч. 2 ст. 200 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела в его отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Управление Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю, рассмотрев представленную Министерством транспорта Пермского края информацию, возбудило по собственной инициативе дело N 1043-12-а по признакам нарушения Правительством Пермского края, Министерством социального развития Пермского края, ГАУ "Пермский краевой фонд социальной поддержки населения" ч. 1, 3 ст. 15 Закона о защите конкуренции.
По результатам рассмотрения дела N 1043-12-а антимонопольным органом принято решение от 01.04.2013, которым признан факт нарушения Министерством социального развития Пермского края и ГАУ "Пермский краевой фонд социальной поддержки населения" ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции, выразившегося в создании ООО "Знак" преимущественных условий деятельности, а также необоснованном препятствовании осуществлению деятельности иным хозяйствующим субъектам, путем утверждения и выдачи государственного задания на оказание государственной услуги "Изготовление и реализация социального проездного документа, осуществление функций заказчика по организации обеспечения социальными проездными документами" (п. 3, 5.2.2, 5.2.3 раздела 2 Государственного задания (приложение 3 к Приказу Министерства социального развития Пермского края от 19.12.2011 N СЭД-33-01-02-345), а также подписания договора о предоставлении субсидий от 18.01.2012 N 5 (в части п. 2.2.2, 2.3.1), что впоследствии позволило заключить с ООО "Знак" контракт поставки N 65 без проведения процедур, предусмотренных Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", что приводит или может привести к ограничению, устранению недопущению конкуренции на рынке оказания услуг изготовления (поставки) печатной продукции;
признан факт нарушения Министерством социального развития Пермского края и ГАУ "Пермский краевой фонд социальной поддержки населения" ч. 3 ст. 15 Закона о защите конкуренции, выразившегося:
в наделении хозяйствующего субъекта (ГАУ) функциями и правами органа государственной власти субъекта РФ (Министерства) по организации предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, а также по организации и проведению мероприятий по размещению заказов на поставку товаров, выполнение работ оказание услуг для нужд Министерства социального развития Пермского края, его территориальных органов и иных подведомственных организаций и заключении соответствующих государственных контрактов путем утверждения государственного задания на оказание государственной услуги "Изготовление и реализация социального проездного документа, осуществление функций заказчика по организации обеспечения социальными проездными документами" (п. 5.2.1, 5.2.2, 5.2.3, 5.2.4, 5.2.5, 5.2.6, 5.2.7 Государственного задания раздела 2 Государственного задания (приложение 3 к Приказу Министерства социального развития Пермского края от 19.12.2011 N СЭД-33-01-02-345), а также подписания договора о предоставлении субсидий от 18.01.2012 N 5 (в части п. 2.2.2, 2.3.1);
в совмещении ГАУ "Пермский краевой фонд социальной поддержки населения" функций хозяйствующего субъекта с функциями органа государственной власти субъекта РФ (Министерства) по организации предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, а также по организации и проведению мероприятий по размещению заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд Министерства, его территориальных органов и иных подведомственных организаций и заключению соответствующих государственных контрактов, в том числе путем заключения 26.12.2011 с ООО "Знак" контракта поставки N 65, а также 12.12.2011 с ФГУП "Почта России" договора комиссии 17393.
На основании указанного решения Министерству социального развития Пермского края выдано предписание от 01.04.2013 N 1043-12-а о прекращении в срок до 06.05.2013 нарушения ч. 1, 3 ст. 15 Закона о защите конкуренции, а именно: в рамках имеющихся полномочий, в соответствии с действующим законодательством РФ и с учетом выявленного нарушения внести изменения в выданные ГАУ "Пермский краевой фонд социальной поддержки населения" государственные задания на оказание государственных услуг по изготовлению и реализации социального проездного документа (приказы Министерства от 19.12.2011 N СЭД-33-01-02-345, от 13.12.2012 N СЭД-33-01-02-518) изменения, исключающие наделение ГАУ "Пермский краевой фонд социальной поддержки населения" функциями и правами органов государственной власти Пермского края.
В адрес ГАУ "Пермский краевой фонд социальной поддержки населения" также направлено предписание о прекращении нарушения ч. 1, 3 ст. 15 Закона о защите конкуренции, а именно: рамках имеющихся полномочий, в соответствии с действующим законодательством РФ и с учетом выявленного нарушения принять исчерпывающие меры для исполнения государственного задания на оказание государственной услуги "Изготовление и реализация социального проездного документа, осуществление функций заказчика по организации обеспечения социальными проездными документами" в строгом соответствии с требованиями действующего антимонопольного законодательства, в том числе ч. 1, 3 ст. 15 Закона о защите конкуренции.
Не согласившись с указанным решением и предписаниями, Министерство социального развития Пермского края и ГАУ "Пермский краевой фонд социальной поддержки населения" обратились в арбитражный суд с соответствующими заявлениями.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из неправомерности выводов антимонопольного органа о нарушении Министерством социального развития Пермского края, ГАУ "Пермский краевой фонд социальной поддержки населения" ч. 1,3 ст. 15 Закона о защите конкуренции.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из системного толкования ч. 1 ст. 198, ст. 201 АПК РФ следует, что для признания недействительным ненормативного правового акта необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушения данным актом прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного акта закону или иному нормативному правовому акту возлагается на орган, принявший этот акт (ч. 5 ст. 200 АПК РФ).
В соответствии с ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
Закрепленный приведенной нормой запрет распространяется прежде всего на акты и действия органов власти в сфере публично-правовых отношений в целях предупреждения их негативного вмешательства в конкурентную среду посредством использования административных (волевых) инструментов.
В силу ч. 3 ст. 15 Закона о защите конкуренции запрещается совмещение функций федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, иных органов власти, органов местного самоуправления и функций хозяйствующих субъектов, за исключением случаев, установленных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, а также наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами указанных органов, в том числе функциями и правами органов государственного контроля и надзора, если иное не установлено Федеральным законом от 01.12.2007 N 317-ФЗ "О Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" и Федеральным законом от 30.10.2007 N 238-ФЗ "О Государственной корпорации по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта".
Согласно разъяснениям Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, данным в п. 8 постановления от 30.06.2008 N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства", при рассмотрении дел, связанных с нарушением ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции, антимонопольный орган должен доказать, что оспариваемые акты органов власти, действия (бездействие) приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
При этом в каждом конкретном случае для квалификации нарушения антимонопольного законодательства применительно к ст. 15 Закона о защите конкуренции обязательно установление фактических обстоятельств, подтверждающих действительные либо возможные последствия в виде ограничения конкуренции, создания определенных преимуществ и дискриминации на определенном товарном рынке, а также выявление причинной связи между принятым актом и (или) совершенными действиями и наступившими последствиями. В учетом изложенного констатация тех или иных действий органов государственной власти, препятствующих осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, не может рассматриваться как необходимое и достаточное основание для признания соответствующих органов нарушившими требования ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции.
Из оспариваемого решения антимонопольного органа следует, что нарушение ч. 3 ст. 15 Закона о защите конкуренции он усматривает в наделении ГАУ "Пермский краевой фонд социальной поддержки населения" функциями и правами Министерства социального развития Пермского края по организации предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, а также по организации и проведению мероприятий по размещению заказов на поставку товаров, выполнение работ оказание услуг для нужд Министерства социального развития Пермского края, его территориальных органов и иных подведомственных организаций и заключении соответствующих государственных контрактов путем утверждения государственного задания на оказание государственной услуги "Изготовление и реализация социального проездного документа, осуществление функций заказчика по организации обеспечения социальными проездными документами" (п. 5.2.1, 5.2.2, 5.2.3, 5.2.4, 5.2.5, 5.2.6, 5.2.7 Государственного задания раздела 2 Государственного задания (приложение 3 к Приказу Министерства социального развития Пермского края от 19.12.2011 N СЭД-33-01-02-345), а также подписания договора о предоставлении субсидий от 18.01.2012 N 5 (в части п. 2.2.2, 2.3.1);
в совмещении ГАУ "Пермский краевой фонд социальной поддержки населения" функций хозяйствующего субъекта с функциями Министерства социального развития Пермского края по организации предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, а также по организации и проведению мероприятий по размещению заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд Министерства, его территориальных органов и иных подведомственных организаций и заключению соответствующих государственных контрактов, в том числе путем заключения 26.12.2011 с ООО "Знак" контракта поставки N 65, а также 12.12.2011 с ФГУП "Почта России" договора комиссии 17393.
Нарушение ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган усматривает в создании ООО "Знак" преимущественных условий деятельности, а также необоснованном препятствовании осуществлению деятельности иным хозяйствующим субъектам, путем утверждения и выдачи государственного задания на оказание государственной услуги "Изготовление и реализация социального проездного документа, осуществление функций заказчика по организации обеспечения социальными проездными документами" (п. 3, 5.2.2, 5.2.3 раздела 2 Государственного задания (приложение 3 к Приказу Министерства социального развития Пермского края от 19.12.2011 N СЭД-33-01-02-345), а также подписания договора о предоставлении субсидий от 18.01.2012 N 5 (в части п. 2.2.2, 2.3.1), что впоследствии позволило заключить с ООО "Знак" контракт поставки N 65 без проведения процедур, предусмотренных Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", что приводит или может привести к ограничению, устранению недопущению конкуренции на рынке оказания услуг изготовления (поставки) печатной продукции.
В соответствии с п. 3 ст. 26.11 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" в целях осуществления полномочий, указанных в ст. 26.2 и п. 2 ст. 26.3 (за исключением полномочий, указанных в подпунктах 8.1, 11.1, 42.1, 42.2, 49.2, 55.1, 56, 57, 61, 72) настоящего Федерального закона, могут создаваться государственные унитарные предприятия субъекта Российской Федерации, государственные учреждения субъекта Российской Федерации и другие организации. Функции и полномочия учредителя в отношении указанных предприятий, учреждений и организаций осуществляют уполномоченные органы государственной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" автономным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах в случаях, установленных федеральными законами (в том числе при проведении мероприятий по работе с детьми и молодежью в указанных сферах).
Автономное учреждение осуществляет деятельность, ради которой оно создано в соответствии с заданиями учредителя (п. 2 ст. 4 названного Закона).
Таким образом, государственные автономные учреждения могут быть созданы субъектами Российской Федерации исключительно в целях осуществления полномочий органов государственной власти.
Социальная поддержка и социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов, граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также детей-сирот, безнадзорных детей, детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях), социальной поддержки ветеранов труда, лиц, проработавших в тылу в период Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов, семей, имеющих детей (в том числе многодетных семей, одиноких родителей), жертв политических репрессий, малоимущих граждан, в том числе за счет предоставления субвенций местным бюджетам для выплаты пособий на оплату проезда на общественном транспорте, иных социальных пособий, а также для возмещения расходов муниципальных образований в связи с предоставлением законами субъекта Российской Федерации льгот отдельным категориям граждан, в том числе льгот по оплате услуг связи, организация предоставления гражданам субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, отнесены к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, установленным Конституцией Российской Федерации.
Распоряжением Правительства Пермского края от 20.08.2008 N 92-рп создано ГАУ "Пермский краевой фонд социальной поддержки населения", функции учредителя возложены на Министерство социального развития Пермского края.
Основной целью деятельности учреждения в соответствии с п. 1 Приложения N 1 к распоряжению Правительства Пермского края от 20.08.2008 N 92-рп является осуществление мероприятий, направленных на социальную поддержку отдельных категорий населения Пермского края.
Для достижения вышеуказанной цели учреждение осуществляет, в том числе предоставление услуг по обеспечению изготовления и реализации социальных проездных документов гражданам, постоянно проживающим в Пермском крае и получающим меры социальной поддержки из средств федерального, краевого и местных бюджетов, и выполнение функций главного оператора, осуществляющего перечисление денежных средств, полученных от реализации социальных проездных документов (т. 2 л.д. 55-59).
Аналогичные положения закреплены и в уставе учреждения (т. 2 л.д. 40-54).
Приказом Министерства социального развития Пермского края от 19.12.2011 N СЭД-33-01-02-345 утверждено государственное задание учреждения на 2012 - 2014 годы, в пункте 5.2 которого перечислены виды деятельности, осуществляемые учреждением для достижения целей по осуществлению мероприятий, направленных на социальную защиту отдельных категорий граждан при предоставлении услуг по обеспечению изготовления социального проездного документа гражданам, постоянно проживающим в Пермском крае и получающим меры социальной поддержки, установленные федеральным законодательством и законодательством Пермского края (т. 2 л.д. 25-31).
Пунктами 5,2,1, 5.2.2, 5.2.3, 5.2.4, 5.2.5, 5.2.6, 5.2.7 государственного задания установлено, что в целях его исполнения (оказания государственной услуги) учреждение: разрабатывает форму СПД; заключает договоры в соответствии с законодательством о размещении заказов на изготовление СПД; обеспечивает изготовление СПД всех видов в необходимом для обеспечения граждан количестве путем заключения и надлежащего исполнения договора изготовление СПД; заключает договор с Управлением Федеральной почтовой связи Пермского края - филиалами Федерального государственного унитарного предприятия "Почта России" на реализацию гражданам СПД до наступления календарного месяца, в котором действует СПД, и обеспечивает надлежащее исполнение указанного договора; обеспечивает УФПС СПД в количестве, необходимом для обеспечения ими граждан на территории Пермского края, своевременно перечисляет УФПС вознаграждение за реализацию СПД; заключает договоры с органами местного самоуправления Пермского края, в которых осуществляются городские пассажирские перевозки и транспортными организациями или их представителями на перевозку граждан по СПД и своевременно перечисляет им денежные средства, полученные от реализации СПД; в соответствии с действующим законодательством направляет отчет о распределении доходов от реализации СПД.
18.01.2012 между Министерством социального развития Пермского края (заказчик) и ГАУ "Пермский краевой фонд социальной поддержки населения" (исполнитель) заключен договор N 5 о предоставлении субсидий, в соответствии с п. 2.2.2 которого исполнитель имеет право привлекать к реализации государственного задания третьих лиц, а заказчик обязан обеспечить финансирование на выполнение государственного задания, финансирование осуществляется в соответствии с приложением N 2 к договору путем предоставления субсидии на 2012-2014 годы.
Приложением 2 к указанному договору предусмотрено выделение бюджетных средств (субсидии) на изготовление и реализацию СПД, осуществление функций заказчика по организации обеспечения социальными проездными документами в размере 5130,9 тыс.руб. в 2012 г., 5135,9 тыс.руб. в 2013 г., 5155,9 тыс.руб. в 2014 г.
Во исполнение государственного задания 12.12.2011 между ГАУ "Пермский краевой фонд социальной поддержки населения" (комитент) и ФГУП "Почта России" (комиссионер) заключен договор комиссии 17393, согласно условиям которого комиссионер принимает на себя обязанность по реализации на территории Пермского края СПД на проезд в общественном транспорте городского и пригородного сообщения, а комитент обязуется выплатить комиссионеру вознаграждение за оказанные услуги.
26.12.2011 между ГАУ "Пермский краевой фонд социальной поддержки населения" (заказчик) и ООО "Знак" (поставщик) заключен контракт поставки N 65, согласно условиям которого поставщик обязался изготовить и поставить бланки социальных проездных документов на 2012-2014 годы, а заказчик обязался принять продукцию и оплатить ее.
По мнению антимонопольного органа, исполняя государственное задание, учреждение ни одному из физических лиц самостоятельно никаких государственных услуг не оказывает. Учреждение, определяя бланк проездного документа, конкретных изготовителей (поставщиков) СПД, заключая договор на их реализацию и передавая проездные документы от поставщика комиссионеру, а также распределяя денежные средства от продажи СПД между перевозчиками и т.п., фактически выступает организатором предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, тогда как данные функции, в силу п. 3.1.2 Положения о Министерстве социального развития Пермского края, утвержденного постановлением Правительства Пермского края от 24.07.2006 N 7-п, возложены на Министерство.
Антимонопольным органом также сделан вывод о наделении учреждения правами государственного заказчика, поскольку контракт поставки от 26.12.2011 N 65 обеспечивается за счет средств бюджета субъекта РФ и необходим для осуществления функций и полномочий субъекта РФ по социальной поддержке отдельных категорий граждан. Поскольку учреждение имеет право вести предпринимательскую и иную не запрещенную действующим законодательством деятельность для достижения уставных целей (п. 2.6 устава), антимонопольный орган считает, что в данном случае имеет место наделение, хозяйствующего субъекта функциями и правами органа государственной власти Пермского края - Министерства социального развития Пермского края.
Поскольку государственные автономные учреждения могут быть созданы субъектами Российской Федерации исключительно в целях осуществления полномочий органов государственной власти, создание ГАУ "Пермский краевой фонд социальной поддержки населения" в целях осуществления мероприятий в сфере социальной поддержки отдельных категорий населения Пермского края не противоречит нормам Федерального закона "Об автономных учреждениях".
При этом положения пунктов 5.2.1, 5.2.2, 5.2.3, 5.2.4, 5.2.5, 5.2.6, 5.2.7 государственного задания, пунктов 2.2.2, 2.3.1 договора от 18.01.2012 N 5 о предоставлении субсидий направлены на определение перечня видов деятельности, осуществляемых учреждением в целях реализации полномочий Министерства социального развития Пермского края, в соответствии со ст. 2, 4 Федерального закона "Об автономных учреждениях", следовательно, учреждение функциями и правами органа государственной власти субъекта Российской Федерации не наделялось.
Как верно указал суд первой инстанции, действующим законодательством привлечение автономными учреждениями третьих лиц для выполнения государственного задания не запрещено.
Поэтому тот факт, что непосредственное изготовление СПД и их реализацию осуществляют ООО "Знак" и ФГУП "Почта России", не свидетельствует о нарушении Закона о защите конкуренции.
Анализ статей 69, 69.1, 69.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, п. 1 ст. 2, п. 3 ст. 4 Федерального закона "Об автономных учреждениях" позволяет сделать вывод, что автономное учреждение может быть создано для выполнения работ и оказания государственных услуг юридическим или физическим лицам. Указанные работы (услуги) являются полномочиями органов государственной власти.
Создание автономного учреждения для выполнения работ (оказания услуг) для субъектов Российской Федерации Федеральным законом "Об автономных учреждениях" не предусмотрено. Указанные работы (услуги) являются муниципальной нуждой и финансирование их выполнения осуществляется в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд". Выделение субсидий на эти цели муниципальному автономному учреждению ни Федеральным законом "Об автономных учреждениях", ни Бюджетным кодексом Российской Федерации не предусмотрено.
Суд первой инстанции, проанализировав положения Закона Пермской области от 02.10.2000 N 1147-167 "О социальной поддержке пенсионеров, имеющих большой страховой стаж", Закона Пермской области от 30.11.2004 N 1830-388 "О социальной поддержке отдельных категорий населения Пермской области", Закона Пермского края от 09.11.2010 N 700-ПК "О распространении действия отдельных положений Закона Пермской области "О социальной поддержке отдельных категорий населения Пермской области" на граждан, оказание мер социальной поддержки которым относится к ведению Российской Федерации", пришел к обоснованному выводу о том, что лица, получающие государственную услугу, определены в них достаточно полно и точно, приобретение СПД производится при предъявлении паспорта и документа о праве на меры социальной поддержки, что равноценно обращению за получением государственной услуги.
В связи с чем выводы антимонопольного органа об отсутствии получателей рассматриваемой государственной услуги и необходимости проведения конкурсных процедур в соответствии с Федеральным законом "О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" являются необоснованными.
Таким образом, нарушение ч. 1, 3 ст. 15 Закона о защите конкуренции в действиях Министерства социального развития Пермского края, ГАУ "Пермский краевой фонд социальной поддержки населения" антимонопольным органом не доказано.
Основной довод антимонопольного органа о том, что учреждение создано исключительно с целью устранения необходимости выполнять процедуры, предусмотренные законом N 94-ФЗ, материалами дела не подтверждается. Учреждение оказывает услуги населению, нуждающемуся в социальной поддержке за счет средств бюджета, выполняя соответствующее задание. Привлечение иных лиц к выполнению указанной услуги законодательством не запрещено.
Иные доводы антимонопольного органа, приведенные в апелляционной жалобе, выводов суда первой инстанции не опровергают, а выражают несогласие с ними. При этом фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции в полном объеме на основе доказательств, оцененных в соответствии с правилами, определенными ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Оснований для переоценки установленных судом первой инстанции обстоятельств и имеющихся в материалах дела доказательств суд апелляционной инстанции не усматривает.
С учетом изложенного, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным. Судом апелляционной инстанции не установлены нарушения норм материального или процессуального права, которые в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации могли бы повлечь изменение или отмену решения суда первой инстанции.
В соответствии со ст. 333.37 НК РФ Управление Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю освобождено от уплаты государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 23 августа 2013 года по делу N А50-9461/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий |
Е.Е.Васева |
Судьи |
Е.Ю.Муравьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-9461/2013
Истец: Государственное автономное учреждение "Пермский краевой фонд социальной поддержки населения", Министерство социального развития Пермского края
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю, УФАС по ПК
Третье лицо: ГАУ "Пермский краевой фонд социальной поддержки населения", ООО "Знак", Правительство Пермского края, ФГУП "Почта России", Федеральная антимонопольная служба по Пермскому краю