город Ростов-на-Дону |
|
12 ноября 2013 г. |
дело N А32-6512/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 ноября 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 ноября 2013 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Филимоновой С.С.,
судей Ефимовой О.Ю., Соловьевой М.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Манджиевым П.С.,
при участии:
от заявителя: представитель Радюкова Т.Д., доверенность от 01.05.2013;
от Министерства обороны РФ: представитель по доверенности от 28.11.2012 N 207/893д Мещерякова Ольга Васильевна;
от иных лиц, участвующих в деле: представители не явились, извещены надлежащим образом;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации города Сочи и департамента архитектуры, строительства и благоустройства администрации города Сочи на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 23.07.2013 по делу N А32-6512/2013, принятое судьёй Тарасенко А.А., по заявлению открытого акционерного общества "Главное управление обустройства войск" к администрации города Сочи, муниципальному бюджетному учреждению "Центр геоинформационных технологий", департаменту архитектуры, строительства и благоустройства администрации города Сочи, при участии третьих лиц: департамента Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних Олимпийских игр 2014 года; Министерства обороны Российской Федерации; Федерального казенного учреждения ДСД "Черноморье"; государственной корпорации "Олимпстрой"; Территориального управления Росимущества в Краснодарском крае о признании незаконным отказа в утверждении схемы расположения земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
ОАО "Главное управление обустройства войск" (далее - заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением к администрации г. Сочи ( далее - администрация), департаменту архитектуры, строительства и благоустройства администрации г. Сочи (далее - департамент), МБУ г. Сочи "Центр геоинформационных технологий" (далее - учреждение) о признании незаконным отказа от 24.12.2012 N 21-01-10/39212 в утверждении схемы расположения земельного участка и обязании утвердить схему расположения земельного участка, расположенного по адресу: г. Сочи, Курортный проспект, 95-в, площадью 3 408 кв.м. Требования мотивированы противоправностью отказа в утверждении схемы расположения земельного участка.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 23.07.2013 признано незаконным бездействие администрации г. Сочи, выразившееся в уклонении от утверждения схемы границ земельного участка площадью 3 408 кв. м, расположенного по адресу г. Сочи, Курортный проспект, д. 95в, на кадастровом плане или кадастровой карте территории. Суд обязал администрацию г. Сочи в течение десяти дней с даты вступления в законную силу настоящего решения суда утвердить схему границ земельного участка площадью 3 408 кв. м, расположенного по адресу г. Сочи, Курортный проспект, д. 95в, на кадастровом плане или кадастровой карте территории, подготовленную МУП г. Сочи "Муниципальный институт генплана" по заказу ОАО "Главное управление обустройства войск" (без указания даты изготовления) и согласованную 28.08.2012 директором департамента архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации г.Сочи. С администрации г. Сочи в пользу ОАО "Главное управление обустройства войск" взысканы судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 2 000 рублей. В удовлетворении остальной части заявленных требований, в том числе требований к департаменту архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации г.Сочи, МБУ г.Сочи "Центр геоинформационных технологий" отказано.
Судебный акт мотивирован тем, что заявитель является собственником недвижимого имущества, расположенного на спорном земельном участке; в соответствии с пунктом 1 статьи 36 Земельного кодекса РФ имеют исключительное право на приватизацию или приобретение права аренды земельного участка. Заявитель обратился к заинтересованному лицу с приложением полного перечня документов. Ссылка администрации о невозможности утверждения схемы границ земельного участка ввиду нахождения в зоне строительства олимпийских объектов признан судом необоснованной, поскольку спорное правоотношение на данной стадии не затрагивает вопросы разрешенного вида использования земельного участка, его гражданского оборота, необходимость земельного участка для эксплуатации объектов недвижимости заявителя никем не оспаривается. В удовлетворении требований к департаменту архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации г.Сочи, МБУ г.Сочи "Центр геоинформационных технологий" отказано на том оснований, что отказ учреждения прав заявителя не нарушает и не может нарушать, так как в силу п. 1.3 Регламента учреждение не осуществляет властных функций, а только регистрирует заявления, рассматривает представленные документы, подготавливает проект постановления и схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Соответствующее должностное лицо департамента архитектуры строительства и благоустройства администрации г. Сочи утвердило (согласовало) схему размещения земельного участка (л.д.4).
Не согласившись с принятым судебным актом, администрация города Сочи и департамент архитектуры, строительства и благоустройства администрации города Сочи обратились в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в корой просят отменить решение, сославшись на то, что спорный земельный участок входит в границы земельного участка, на котором предполагается расположение олимпийских объектов. В связи с этим заявители жалобы полагают, что действия заявителя, направленные на оформление прав на земельный участок под размещение иных объектов недвижимости после утверждения документации по планировке территории для размещения олимпийских объектов, являются неправомерными.
Департамент Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних Олимпийских игр 2014 года в отзыве на апелляционную жалобу поддержал позицию органа местного самоуправления в полном объеме.
Государственная корпорация "Олимпстрой" в своем отзыве также указала, что спорный земельный участок входит в границы земельного участка, на котором предполагается расположение олимпийских объектов, полагает, что судебным актом по данному делу не затрагиваются её права и законные интересы, просит рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие её представителя.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представители заявителя и МО РФ в судебном заседании с доводами апелляционной жалобы не согласились.
Представители других лиц, участвующих в деле, в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом. Согласно части 3 статьи 156 АПК РФ суд рассматривает апелляционную жалобу в их отсутствие.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришёл к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Согласно материалам дела заявитель является собственником недвижимого имущества, расположенного на спорном земельном участке: гараж с административными помещениями площадью 600,3 кв.м (Литер В), уборная площадью 12,15 кв.м (Литер Г), сарай площадью 16,8 кв.м (Литер Г5), сварочный пост площадью 2,5 кв.м (Литер Г3), баня площадью 13,9 кв.м ( Литер Г4), сарай площадью 14 кв.м (Г1), навес площадью 30 кв.м (Литер Г2), мощение бетонное площадью 1 537 кв.м.
Заявитель обратился в администрацию с заявлением от 11.12.2012 о выдаче утвержденной схемы расположения земельного участка по адресу г.Сочи, Курортный проспект, 95-в, на кадастровом плане территории в соответствии со схемой границ земельного участка ориентировочной площадью 3 408 кв.м.
Письмом от 24.12.2012 N 21-01-10/39212 заявителю в выдаче утвержденной схемы расположения земельного участка отказано.
Причиной отказа послужило включение земельного участка, проект которого подлежит утверждению, в границы земельного участка объекта программы строительства олимпийских объектов.
Указанное послужило основанием для обращения в суд с заявлением по настоящему делу.
Удовлетворяя требования о признании незаконным бездействия администрации г. Сочи, выразившегося в уклонении от утверждения схемы границ земельного участка, суд первой инстанции правомерно и обоснованно исходил из следующего.
Пунктом 1 ст.36 ЗК РФ закреплено, что лица, имеющие в собственности здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, если иное не установлено федеральными законами, имеют исключительное право на приватизацию или приобретение права аренды таких земельных участков.
Исключительный характер права на приобретение земельного участка означает, что никто, кроме собственника здания, строения, сооружения, не имеет права на приобретение в собственность или аренду земельного участка, занятого этим зданием, строением, сооружением (п. 5 постановления Пленума ВАС РФ от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства").
Согласно п. 5 ст. 36 ЗК РФ для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, имеющие в собственности здания, строения и сооружения, обращаются в орган государственной власти, уполномоченный на распоряжение земельным участком, с заявлением о приобретении прав на него с приложением кадастрового паспорта участка. Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по нормативно-правовому регулированию земельных отношений.
В соответствии с п. 6 ст. 36 ЗК РФ орган государственной власти, уполномоченный на предоставление земельных участков, в месячный срок со дня поступления заявления о приобретении прав на земельный участок принимает решение о предоставлении участка в аренду и в месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка в аренду осуществляет подготовку проекта договора аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Пунктом 7 ст. 36 ЗК РФ закреплено, что в случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения предусмотренного ст. 29 ЗК РФ исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Согласно п. 2.4.2 Административного регламента по предоставлению администрацией города Сочи муниципальной услуги "Выдача утвержденной схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории", утв. постановлением администрации города Сочи от 14.02.2011 N 205 (Регламент), к заявлению на получение указанной муниципальной услуги прикладываются: копия документа, удостоверяющего личность (для физических лиц); копия свидетельства о государственной регистрации юридического лица или предпринимателя, заверенная в установленном порядке; оригинал выписки из Единого государственного реестра юридических лиц, выданной не позднее тридцати дней до даты подачи заявления; копия документа, подтверждающего полномочия руководителя юридического лица, заверенную в установленном порядке; нотариально заверенные копии правоудостоверяющих документов на объекты недвижимости, расположенные на земельном участке, либо оригинал выписки из ЕГРП - при наличии объектов; копия правоустанавливающих и правоудостоверяющих документов на земельный участок - при их наличии; справку градостроительной базы данных и дежурного плана города Сочи, выполненную с учетом сведений кадастрового плана соответствующей территории на актуальной топооснове; расчет минимальной площади земельного участка; технический паспорт (кадастровый паспорт) на объекты недвижимости, расположенные на земельном участке.
При наличии объектов: справку о присвоении (подтверждении) адреса объекта недвижимости (при наличии объекта на земельном участке), выданную Управлением архитектуры и градостроительства администрации города Сочи; кадастровый план соответствующей территории; схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории, подготовленную на актуальной топооснове М 1:500 по поручению Управления архитектуры и градостроительства администрации города Сочи и согласованную начальником Управления (далее также - схема).
Как установлено судом и не оспаривается участвующим в деле лицами, заявитель обратился к заинтересованному лицу с приложением полного перечня документов (л.д. 14, том 1), предусмотренного п. 2.4.2 Регламента.
При этом 28.08.2012 департамент согласовал схему размещения спорного участка.
При таких обстоятельствах требования заявителя являются правомерными, в связи с чем обоснованно удовлетворены судом первой инстанции.
Ссылка администрации на невозможность утверждения схемы границ земельного участка ввиду нахождения в зоне строительства олимпийских объектов являлась предметом рассмотрения суда первой инстанции, которым правомерно указано на следующее.
Согласно п. 10. ст. 14 Федерального Закона N 310 -ФЗ "Об организации и проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Параолимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменении в отдельные законодательные акты РФ" (далее - Олимпийский закон) разрешенный вид использования земельных участков, которые предназначены для размещения олимпийских объектов в соответствии с решением, предусмотренным ч. 8 настоящей статьи, или документацией по планировке территории для размещения олимпийских объектов (далее - земельные участки, предназначенные для размещения олимпийских объектов), определяется в соответствии с указанными документами. Разрешенный вид использования земельных участков, предназначенных для размещения олимпийских объектов, считается установленным или измененным со дня принятия решения, предусмотренного ч.8 настоящей статьи, или утверждения документации по планировке территории для размещения олимпийских объектов.
Пунктом 9 статьи 16 ФЗ от 01.12.2007 указанного закона предусмотрено, что со дня утверждения документации по планировке территории для размещения олимпийских объектов и до 01.01.2015 земельные участки, предназначенные для строительства олимпийских объектов, не подлежат отчуждению из государственной и муниципальной собственности, за исключением земельных участков, указанных в ч. 6.2 настоящей статьи.
Таким образом, положениями вышеуказанного закона установлен временный запрет на отчуждение из государственной и муниципальной собственности земельных участков, предназначенных для размещения для размещения олимпийских объектов.
Согласно материалам дела спорный земельный участок согласно документации по планировке территории входит в границы земельного участка, на котором предполагается расположение олимпийских объектов.
Однако по настоящему делу предметом спора является отказ в утверждении проекта границ земельного участка, вопрос об отчуждении земельного участка в собственность заявителя предметом настоящего дела не является.
В этой связи суд обоснованно указал, что спорное правоотношение на данной стадии не затрагивает вопросы разрешенного вида использования земельного участка, его гражданского оборота, поскольку необходимость земельного участка для эксплуатации объектов недвижимости заявителя никем не оспаривается.
Вопросы установления надлежащего вида разрешенного использования земельного участка, возможность его отчуждения, возникают на стадии постановки земельного участка на кадастровый учет согласно правилам ФЗ от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" и при рассмотрении заявления собственника строений о выкупе земельного участка.
При этом суд правомерно указал, что положения вышеназванного закона не запрещают предоставление такого земельного участка в аренду.
При таких обстоятельствах требования заявителя правомерны и обоснованны.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии со статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены обжалуемого судебного акта, не установлено.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, в связи с чем апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 23.07.2013 по делу N А32-6512/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
С.С. Филимонова |
Судьи |
О.Ю. Ефимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-6512/2013
Истец: ОАО "Главное управление обустроиства войск", ОАО "Главное управление обустройства войск", ООО "Исток"
Ответчик: Администрация г. Сочи, Администрация города Сочи, МИФНС N 22 по Ростовской области
Третье лицо: "ГК Олимпстрой", Департамент архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации города Сочи, Департамент архитектуры, строительства и благоустройства администрации города Сочи, Департамент КК по реализации полномочий при подготовке зимних олимпийских игр 2014 года, Департамент Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних Олимпийских игр 2014, МБУ центр геоинформационных технологий, Министерство обороны Российской Федерации, Министерство обороны РФ, Муниципальное бюджетное учреждение "Центр геоинформационных технологий", ОАО ГУ Обустройства войск - филиал 56 хозрасчетный участок, Территориальное управление Росимущества в Краснодарском крае, Федеральное казенное учреждение ДСД "Черноморье", ФКУ ДСД "Черноморье"
Хронология рассмотрения дела:
31.01.2014 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-8709/13
15.11.2013 Определение Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-7979/13
12.11.2013 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-15130/13
23.07.2013 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-6512/13