г. Томск |
|
14 ноября 2013 г. |
Дело N А45-11902/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 ноября 2013 г.
Полный текст постановления изготовлен 14 ноября 2013 г.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Бородулиной И.И.
судей Музыкантовой М.Х., Скачковой О.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Мавлюкеевой А.М. с использованием средств аудиозаписи
при участии:
от заявителя: Смоляковой Е.В. по доверенности от 03.04.2013 (по 31.12.2013), Слепцова А.В. по доверенности от 20.05.2013 (по 31.12.2013),
от заинтересованного лица: Колчугиной Е.М. по доверенности от 09.10.2012 (по 22.01.2015), Шпигуновой Ю.М. по доверенности от 31.03.2011 (по 31.03.2014),
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Сибирскому федеральному округу
на решение Арбитражного суда Новосибирской области
от 10.09.2013 по делу N А45-11902/2013 (судья Рубекина И.А.)
по заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Сибирскому федеральному округу, г. Новосибирск (ИНН 5407268385, ОГРН 1045403211369)
к Открытому акционерному обществу междугородной и международной электрической связи "Ростелеком" в лице Новосибирского филиала макрорегионального филиала "Сибирь" открытого акционерного общества междугородной и международной электрической связи "Ростелеком" (ИНН 7707049388, ОГРН 1027700198767)
о привлечении к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Сибирскому-Федеральному округу (далее - Управление Роскомнадзора по Сибирскому-Федеральному округу) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением о привлечении Открытого акционерного общества междугородной и международной электрической связи "Ростелеком" в лице Новосибирского филиала макрорегионального филиала "Сибирь" Открытого акционерного общества междугородной и международной электрической связи "Ростелеком" (далее - ОАО "Ростелеком", общество) к административной ответственности за совершение правонарушения по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением от 10.09.2013 Арбитражного суда Новосибирской области в удовлетворении заявленного Управлением требования отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Управление Роскомнадзора по Сибирскому-Федеральному округу обратилось в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит состоявшийся судебный акт отменить.
В обоснование доводов жалобы ссылается на неправильное истолкование судом норм материального права, закрепленных в пунктах 8,22 Правил присоединения сетей электросвязи и их взаимодействия, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2005 N 161.
По мнению заявителя жалобы, судом принято решение о правах и обязанностях лица (Толмачева Д.Б.), не привлеченного к участию в деле.
Подробно доводы Управления Роскомнадзора по Сибирскому-Федеральному округу изложены в апелляционной жалобе.
В представленном отзыве ОАО "Ростелеком" просит оставить обжалуемое решение арбитражного суда без изменения, а апелляционную жалобу Управления Роскомнадзора по Сибирскому-Федеральному округу - без удовлетворения.
Представители лиц, участвующих в деле, в судебном заседании при рассмотрении дела в апелляционном порядке подтвердили позиции по делу, изложенные в апелляционной жалобе, отзыве к ней.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта Арбитражного суда Новосибирской области в порядке, установленном статьями 266, 268 АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, ОАО "Ростелеком" осуществляет деятельность по оказанию услуг местной телефонной связи на основании лицензии Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций N 86464 со сроком действия с 04.10.2002 до 27.01.2016 года, день начала оказания услуг 06.05.2011. Прилагаемые условия к указанной лицензии содержат обязательные требования к порядку осуществления деятельности общества при оказании услуг связи и являются неотъемлемой частью лицензии.
С целью рассмотрения поступившего обращения Толмачева Д.Б. (вх. от 30.04.2013 N 01-06-366) об отсутствии возможности установления соединений с абонентского номера (383) 301-16-34 на абонентские номера (383) 258-19-53, (383) 258-19-61, Управлением Роскомнадзора по Сибирскому-Федеральному округу в период с 17.05.2013 года по 14.06.2013 года проведена внеплановая проверка деятельности ОАО "Ростелеком" на предмет соблюдения им лицензионных требований, по результатам которой 14.06.2013 составлен акт N А-86464-54-02/0006 и протокол об административном правонарушении от 17.06.2013 N562-пр (том 1, листы дела 15-17,10).
В протоколе об административном правонарушении Управлением Роскомнадзора по Сибирскому-Федеральному округу указано на не обеспечение обществом предоставления абоненту сети местной телефонной связи ОАО "Ростелеком" в городе Новосибирске (абонентский номер (383) 301-16-34) местных телефонных соединений с пользовательским оборудованием, подключенным к сети местной телефонной связи ООО НПП "Сатурн Телеком" в г. Новосибирске (с абонентскими номерами (383) 258-19-53, (383) 258-19-61).
Управление Роскомнадзора по Сибирскому-Федеральному округу обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении ОАО "Ростелеком" к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции исходил из недоказанности Управлением Роскомнадзора по Сибирскому-Федеральному округу нарушений обществом лицензионных условий, отсутствия оснований для привлечения его к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Выводы суда первой инстанции являются правильными, соответствуют материалам дела и действующему законодательству.
В соответствии с частью 6 статьи 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), что влечет на юридических лиц наложение штрафа - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
Право юридического лица осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо получение лицензии, возникает с момента получения такой лицензии или в указанный в ней срок и прекращается по истечении срока ее действия, если иное не установлено законом или иными правовыми актами (абзац 2 пункта 3 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Как следует из пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ), лицензирование - деятельность лицензирующих органов по предоставлению, переоформлению лицензий, продлению срока действия лицензий в случае, если ограничение срока действия лицензий предусмотрено федеральными законами, осуществлению лицензионного контроля, приостановлению, возобновлению, прекращению действия и аннулированию лицензий, формированию и ведению реестра лицензий, формированию государственного информационного ресурса, а также по предоставлению в установленном порядке информации по вопросам лицензирования.
Лицензия - специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в форме электронного документа (пункт 2 статьи 3 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ).
Лицензируемый вид деятельности - вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации требуется получение лицензии в соответствии с настоящим Федеральным законом, в соответствии с федеральными законами, указанными в части 3 статьи 1 настоящего Федерального закона и регулирующими отношения в соответствующих сферах деятельности (пункт 3 статьи 3 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ).
Лицензионные требования - совокупность требований, которые установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и направлены на обеспечение достижения целей лицензирования (пункт 7 статьи 3 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ).
Как следует из пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ лицензионные требования устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
В силу пункта 2 статьи 8 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ лицензионные требования включают в себя требования к созданию юридических лиц и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей в соответствующих сферах деятельности, установленные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и направленные на обеспечение достижения целей лицензирования, в том числе требование, предусмотренное частью 5 настоящей статьи.
К лицензионным требованиям не могут быть отнесены требования о соблюдении законодательства Российской Федерации в соответствующей сфере деятельности в целом, требования законодательства Российской Федерации, соблюдение которых является обязанностью любого хозяйствующего субъекта, а также требования к конкретным видам и объему выпускаемой или планируемой к выпуску продукции (пункт 4 статьи 8 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ).
Как следует из пункта 1 статьи 9 названного закона, лицензия предоставляется на каждый вид деятельности, указанный в части 1 статьи 12 настоящего Федерального закона.
Юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, получившие лицензию, вправе осуществлять деятельность, на которую предоставлена лицензия, на всей территории Российской Федерации со дня, следующего за днем принятия решения о предоставлении лицензии (пункт 2 статьи 9 указанного закона).
Таким образом, нарушение лицензионных требований, которое создает состав прав, предусмотренных статьей 14.1 КоАП РФ, это не любое нарушение права. При этом лицензионные требования для каждого лицензионного вида прописаны в специальном законе.
В соответствии с пунктом 36 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ оказание услуг связи подлежит лицензированию.
В силу пункта 1 статьи 29 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" (далее - Федеральный закон от 07.07.2003 N 126-ФЗ) деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по возмездному оказанию услуг связи осуществляется только на основании лицензии на осуществление деятельности в области оказания услуг связи.
Перечень наименований услуг связи, вносимых в лицензии, и соответствующие перечни лицензионных условий устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 46 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ оператор связи обязан оказывать пользователям услугами связи услуги связи в соответствии с законодательством Российской Федерации, национальными стандартами, техническими нормами и правилами, лицензией, а также договором об оказании услуг связи.
Во исполнение указанной нормы Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.02.2005 N 87 утвержден Перечень лицензионных условий осуществления деятельности в области оказания услуг местной телефонной связи, за исключением услуг местной телефонной связи с использованием таксофонов и средств коллективного доступа.
Одним из лицензионных условий осуществления деятельности в области оказания услуг местной телефонной связи, за исключением услуг местной телефонной связи с использованием таксофонов и средств коллективного доступа, является оказание услуг в соответствии с правилами оказания услуг связи, утвержденными Правительством Российской Федерации (пункт 5 раздела I Перечня).
В соответствии с подпунктом "а" пункта 59 Правил оказания услуг связи, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 18.05.2005 N 310 (далее - Правила N310), оператор связи обязан оказывать абоненту и (или) пользователю услуги телефонной связи в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, настоящими Правилами, лицензией и договором.
Как следует и условий лицензии (подпункт "а" пункта 4), общество обязано обеспечить абоненту доступ к сети связи лицензиата.
В соответствии с пунктом 2 Правил N 310 местное телефонное соединение - телефонное соединение между пользовательским оборудованием, подключенным к сети местной телефонной связи и размещенным в пределах территории одного и того же муниципального образования.
В силу пунктов 2 и 4 Правил присоединения сетей электросвязи и их взаимодействия, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 28.03.2005 N 161 (далее - Правила присоединения), сеть местной телефонной связи определяется географически в пределах обслуживаемой территории и ресурса нумерации.
Согласно пункту 23 статьи 2 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ под ресурсом нумерации понимается совокупность или часть вариантов нумерации, которые возможно использовать в сетях связи. Оказание услуг связи операторами связи осуществляется на основании соответствующих лицензий в пределах указанных в них территорий и с использованием нумерации, присвоенной каждой сети связи в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в области связи.
Данный порядок определяется Правилами распределения и использования ресурсов нумерации единой сети электросвязи Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 13.07.2004 N 350 (далее - Правила распределения ресурсов нумерации).
В соответствии с пунктом 15 Правил распределения ресурсов нумерации, использование ресурса нумерации, не выделенного в установленном порядке, не допускается.
Согласно пункту 2 Правил N 310, зона обслуживания сети местной телефонной связи оператора связи - совокупность зон обслуживания всех узлов связи сети местной телефонной связи одного и того же оператора связи.
В соответствии с условиями лицензии N 86464 (пункт 4), лицензиат обязан обеспечить предоставление абоненту местных телефонных соединений, при этом в данной лицензии не указано, что местные телефонные соединения должны обеспечиваться на весь ресурс нумерации, выделенный Федеральным агентством связи (далее - ФАС) всем существующим операторам связи. Поскольку лицензия выдана оператору связи ОАО "Ростелеком" данное условие распространяется на ресурс нумерации ОАО "Ростелеком".
Поскольку пунктом 2 Правил N 310 под сетью местной телефонной связи понимается сеть связи конкретного (одного и того же) оператора, оказывающего услугу связи, а не сеть связи общего пользования в целом, а под обязанностью оператора обеспечивать предоставление абонентам местных телефонных соединений в рамках выданной лицензии следует понимать оказание оператором услуг местной телефонной связи в пределах своей сети местной телефонной связи, суд первой инстанции пришел правильному выводу, что такая обязанность перед своими абонентами обществом исполняется.
Телефонные соединения (пропуск трафика) осуществляются в результате организованного взаимодействия сетей связи операторов. В соответствии с пунктом 8 Правил присоединения, пунктом 1 статьи 18 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ, присоединение сетей электросвязи и их взаимодействие осуществляются на основании заключенных операторами связи договоров о присоединении сетей электросвязи.
На основании изложенного, вывод суда об отсутствии у оператора связи обязанности по пропуску трафика, не предусмотренного условиями договора о присоединении сетей связи, соответствует вышеперечисленным нормам права и обстоятельствам дела.
Так, судом установлено, что между ОАО "Ростелеком" и ООО НПП "Сатурн Телеком" отсутствует договор о присоединении, соответственно, и основания пропуска трафика с ресурса нумерации ОАО "Ростелеком" на ресурс нумерации ООО НПП "Сатурн Телеком" отсутствуют.
С учетом изложенного, у ОАО "Ростелеком" отсутствуют основания и обязанность направлять трафик на ресурс нумерации, не выделенный ему в соответствующем порядке; на ресурс, выделенный другому оператору, без наличия соответствующего договора с данным оператором.
Соответственно, вывод Управления о нарушении обществом лицензионных условий является необоснованным.
Несостоятелен довод заявителя апелляционной жалобы о том, что судебный акт по делу нарушают права и законные интересы лиц, не привлеченных к участию в деле. Протокол об административном правонарушении Управлением Роскомнадзора по Сибирскому-Федеральному округу составлен в отношении прав и обязанностей ОАО "Ростелеком", из его содержания не следует, что Толмачев Д.Б. признан потерпевшим по делу, соответственно, суд, отказывая Управлению Роскомнадзора по Сибирскому-Федеральному округу в привлечении общества к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ при отсутствии на то законных оснований, не затрагивают права и законные интересы иных лиц, в том числе Толмачева Д.Б.
При изложенных обстоятельствах, выводы суда об отсутствии основания для привлечения ОАО "Ростелеком" к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ, являются правильными.
Иные доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы, содержащиеся в обжалуемом решении суда первой инстанции, а выражают лишь несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены законно принятого судебного акта.
При изложенных обстоятельствах, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
По правилам, предусмотренным частью 4 статьи 208 АПК РФ, апелляционная жалоба на решение суда по делу о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Новосибирской области от 10.09.2013 года по делу N А45-11902/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Сибирскому федеральному округу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
И.И. Бородулина |
Судьи |
М.Х. Музыкантова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А45-11902/2013
Истец: Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Новосибирской области, Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Сибирскому федеральному округу
Ответчик: ОАО "Ростелеком"