город Ростов-на-Дону |
|
14 ноября 2013 г. |
дело N А32-8745/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 ноября 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 ноября 2013 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Смотровой Н.Н.
судей М.В. Соловьевой, С.С. Филимоновой
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Войцешко И.С.
при участии:
от заявителя: представитель не явился, уведомлен надлежащим образом,
от заинтересованного лица: представитель не явился, уведомлен надлежащим образом.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства природных ресурсов Краснодарского края
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 30.07.2013 по делу N А32-8745/2013
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Белстройинвест"
к заинтересованному лицу Министерству природных ресурсов Краснодарского края
о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении по ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ,
принятое в составе судьи Погорелова И.А.
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Белстройинвест" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Министерству природных ресурсов Краснодарского края (далее - министерство) о признании незаконным и отмене постановления от 05.03.13 N 1.13/216-3/1 о привлечении к административной ответственности по ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ.
Решением суда от 30.07.13 заявленные обществом требования удовлетворены. Судебный акт мотивирован малозначительностью вменённого обществу в вину правонарушения.
Не согласившись с принятым судебным актом, министерство подало в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции по делу отменить и принять по делу новый судебный акт. Жалоба мотивирована тем, что добровольное устранение обществом правонарушения не может являться обстоятельством, освобождающим от ответственности. Отсутствие негативных последствий также не может являться основанием для освобождения лица от ответственности.
Общество в отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, ссылаясь на его законность и обоснованность.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в соответствии с гл. 34 АПК РФ.
Участвующие в деле лица, надлежащим образом уведомленные о месте, дате и времени рассмотрения апелляционной жалобы своих представителей в судебное заседание не направили.
Учитывая изложенное, на основании ч.ч. 1, 3 ст. 156 АПК РФ суд рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителей участвующих в деле лиц.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, оценив доводы апелляционной жалобы, изучив отзыв на апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции пришёл к выводу о том, что решение арбитражного суда первой инстанции не подлежит отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, в период с 26.02.13 по 27.02.13 при проведении планового выездного мероприятия по вопросам соблюдения требований законодательства в области геологического изучения, рационального использования и охраны недр по адресу осуществления деятельности по добыче ПГС: Краснодарский край, Белореченский район, Родниковское сельское поселение, автодорога Белореченск - хутор Подгорный справа 1 км + 248 м (юридический адрес: 353236, Краснодарский край, северский район, п. Афипский, ул. Дорожная, д. 1), установлено, что основным видом деятельности общества является разработка гравийных и песчаных карьеров.
Среднесписочная численность работников по состоянию на 01.01.13 составляет 37 человек (справка, подписанная директором общества Тиминовым В.Л. о средней численности работников за предшествующий календарный год по форме КНД 1110018).
Проверкой установлено, что общество имеет лицензию на право пользования недрами КРД 80022 ТР от 04.06.07 (сроком действия до 04.06.24 согласно изменений, внесенных дополнительным соглашением к лицензии) с целевым назначением: разведка с последующей добычей песчано-гравийной смеси на Грушевом участке (месторождении).
За 2012 год предприятием добыто 49,009 тыс. куб.м. полезного ископаемого - песчано-гравийной смеси.
В ходе проведения проверки выявлены следующие нарушения: условий лицензии КРД 80022 ТР от 04.06.07, требований рабочего проекта разработки и рекультивации Грушевого песчано-гравийного месторождения в Белореченском районе 2008 года (технический проект разработки и рекультивации месторождения), требований плана развития горных работ на 2012 год по Грушевому месторождению песчано-гравийной смеси в Белореченском районе:
- согласно ст. 4 приложения N 1 к лицензии КРД 80022 ТР от 04.06.2007, владелец лицензии обязан в частности: добычу полезного ископаемого производить в соответствии с проектом разработки и согласованными в СКМУ Ростехнадзора планами развития горных работ. Согласно ст. 4 приложения N 2 к лицензии КРД 80022 ТР от 04.06.2007, предприятие на предоставленном горном отводе обязано в частности, обеспечить охрану разрабатываемого участка (месторождения) от затопления, обводнения и других факторов, снижающих качество полезного ископаемого и промышленную ценность месторождения или осложняющих его разработку. Согласно пункта 2.3.3. раздела 2.3 (горючие и смазочные материалы, запасные части) рабочего проекта разработки и рекультивации Грушевого песчано-гравийного месторождения в Белореченском районе 2008 года (технический проект разработки и рекультивации месторождения), складирование горюче-смазочных материалов и запасных частей на территории карьера не предусматривается по экономическим и экологическим причинам. Согласно подп. 6 п. 2.7.2. раздела 2.7. (мероприятия по охране окружающей среды и рациональному использованию недр) рабочего проекта разработки и рекультивации Грушевого песчано-гравийного месторождения в Белореченском районе 2008 года (технический проект разработки и рекультивации месторождения), одним из основных требований по рациональному использованию и охране недр является: предотвращение загрязнения недр при проведении работ, связанных с пользованием недр. Также, согласно ст. 14.1 и ст. 14.2 раздела 14 (мероприятия по охране окружающей среды и рациональному использованию недр) плана развития горных работ на 2012 год по Грушевому месторождению песчано-гравийной смеси в Белореченском районе, при производстве горных работ в карьере следует рассматривать следующие направления охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов, в частности: предотвращение недопустимого загрязнения земли, водоемов, атмосферы отходами, побочными продуктами; недопущение превышения установленных предельно-допустимых уровней загрязнения и воздействия. На каждом объекте работы машин должен быть организован сбор отработанных и заменяемых масел с последующей отправкой их на регенерацию. Слив масла на растительный, почвенный покров или в водные объекты запрещается. Складирование горюче смазочных материалов на карьере не предусматривается. Одной из основных функций комиссии по производственному контролю по охране недр на предприятии является, в частности: контроль за выполнением условий лицензии на пользование недрами, охране окружающей природной среды. Однако, на горном отводе предприятия находятся несанкционированные свалки бытового мусора и других отходов различного класса опасности на открытом грунте (полиэтиленовая пленка, пластиковая тара, ветошь, загрязненная нефтепродуктами, отходы картона, строительный мусор, отработанная транспортная лента, потерявшая свои потребительские свойства, отходы лома черных металлов, потерявших свои потребительские свойства, резиновые отходы, отходы пожарного шланга), а также имеются места несанкционированного розлива ГСМ от заправки используемой в производственном процессе техники предприятия.
Таким образом, обществом не соблюдаются вышеуказанные условия лицензии и требования рабочего проекта разработки и рекультивации Грушевого песчано-гравийного месторождения в Белореченском районе, требования плана развития горных работ на 2012 год по Грушевому месторождению песчано-гравийной смеси в Белореченском районе;
- согласно ст. 3 приложения N 1 к лицензии КРД 80022 ТР от 04.06.2007 (сроком действия до 04.06.2024 согласно изменений, внесенных дополнительным соглашением к лицензии) с целевым назначением: разведка с последующей добычей песчано-гравийной смеси на Грушевом участке (месторождении), годовой объем добычи составляет 150 тыс. куб.м. Значительное (_ 20 %) изменение уровня добычи должно быть согласовано с органами, предоставившими право пользования недрами. Согласно ст. 4 приложения N 1 к лицензии КРД 80022 ТР от 04.06.2007, владелец лицензии обязан в частности: добычу полезного ископаемого производить в соответствии с проектом разработки и согласованными в СКМУ Ростехнадзора планами развития горных работ. Аналогичные требования содержатся в ст. 1 приложения N 2 к лицензии КРД 80022 ТР от 04.06.2007. Также, согласно п. 4 ст. 2.7.2. раздела 2.7. (мероприятия по охране окружающей среды, использованию недр) рабочего проекта разработки и рекультивации Грушевого песчано-гравийного месторождения в Белореченском районе 2008 года (технический проект разработки и рекультивации месторождения), одним из основных требований по рациональному использованию и охране недр является обеспечение наиболее полного извлечения из недр запасов полезного ископаемого. Аналогичные требования содержатся в ст. 6.1 раздела 6 (производственная программа карьера, годовой план добычи) и в разделе 14 (мероприятия по охране окружающей среды и рациональному использованию недр) плана развития горных работ на 2012 год по Грушевому месторождению песчано-гравийной смеси в Белореченском районе. Однако, согласно представленных отчетов по формам: 2-ЛС, 5-ГР, 70-ТП годовая производительность за 2012 год у недропользователя составила 49,009 тыс. куб. м. (обьем добычи согласно лицензионных условий и плана развития горных работ на 2012 год 150 тыс. куб. м. в год), объем добычи меньше утвержденного. При этом в 2012 году уменьшение объемов не согласовано департаментом строительства Краснодарского края. Одной из основных задач по росту поступлений налоговых платежей в консолидированный бюджет Краснодарского края является в т.ч. и увеличение объемов добычи общераспространенных полезных ископаемых. Уменьшение объемов добычи недропользователем в 2012 году в одностороннем порядке привело к нерациональному пользованию недрами и снижению налоговых поступлений в бюджет края.
Таким образом, обществом не соблюдаются вышеуказанные условия лицензии и требования рабочего проекта разработки и рекультивации Грушевого песчано-гравийного месторождения в Белореченском районе, требования плана развития горных работ на 2012 год по Грушевому месторождению песчано-гравийной смеси в Белореченском районе;
- согласно ст. 8 приложения N 1 к лицензии КРД 80022 ТР от 04.06.2007 (сроком действия до 04.06.2024 согласно изменений, внесенных дополнительным соглашением к лицензии) с целевым назначением: разведка с последующей добычей песчано-гравийной смеси на Грушевом участке (месторождении), владелец лицензии обязан предоставлять в установленные сроки необходимые сведения в территориальный орган управления государственным фондом недр, территориальный фонд геологической информации, органы государственной статистики, органы государственной власти Краснодарского края. Аналогичные требования содержатся в п. 4 особых условий приложения N 5 к лицензии КРД 80022 ТР от 04.06.2007. Однако, предприятием сроки представления государственной отчетности не соблюдены: по форме отчетности 2-ЛС (сведения о выполнении условий пользования недрами при добыче твердых полезных ископаемых за 2012 год) сдана 04.02.2013 (тогда как срок сдачи до 20 января года следующего за отчетным, т.е. до 20.01.2013); по форме отчетности 70-тп (сведения об извлечении полезных ископаемых при добычи за 2012 год) сдана 04.02.2013 (тогда как срок сдачи до 25 января года следующего за отчетным, т.е. до 25.01.2013). Отчетность по форме 71-тп (сведения о комплексном использовании полезных ископаемых при обогащении и металлургическом переделе, вскрышных пород и отходов производства за 2012 год) не сдана.
Таким образом, обществом не соблюдаются вышеуказанные условия лицензии.
27.02.13 данные нарушения отражены в акте проверки N 1.13/216-1, составленном на основании распоряжения от 15.02.13 N 1.13/216, в присутствии директора общества Тиминова В.Л. и главного инженера Воловодовского А.И. Копия акта 27.02.13 вручена директору общества Тиминову В.Л., что подтверждается его росписью.
27.02.13 обществу направлено уведомление о вызове для дачи объяснений, составления протокола об административном правонарушении, на 28.02.13 к 09 час. 00 мин. находится лично, либо направить представителя по доверенности по адресу: Краснодарский край, Белореченский район, Родниковское сельское поселение, Автодорога Белореченск - хутор Подгорный справа 1 км + 248 м. Данное уведомление 27.02.2013 вручено директору общества Тиминову В.Л., что подтверждается его росписью.
28.02.13 по результатам проверки министерство составило в отношении общества протокол об административном правонарушении N 1.13/216-3 по признакам правонарушения, ответственность за которое установлена ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ. Протокол вынесен в присутствии директора общества Тиминова В.Л. В протоколе сделана отметка, что рассмотрение дела об административном правонарушении в отношении общества состоится 05.03.13 в 10 час. 20 мин., по адресу: 350020, Краснодарский край, г. Краснодар, ул. Красная, д. 180/1, 2 этаж, каб. 22. Копия протокола 28.02.13 вручена директору общества Тиминову В.Л., что подтверждается его росписью.
05.03.13 начальником управления государственного экологического надзора Мирошниковым С.С., в присутствии директора общества Тиминова В.Л., вынесено постановление N 1.13/216-3/1 по делу об административном правонарушении, в котором общество признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 320 000 рублей. Копия постановления 05.03.13 вручена директору общества Тиминову В.Л., что подтверждается его росписью.
Не согласившись с вынесенным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд.
Повторно изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции пришёл к выводу о том, что в действиях общества имеется состав вменённого ему в вину административного правонарушения ввиду следующего.
В соответствии с ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Согласно части 2 статьи 16 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", к видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду.
В соответствии с частью 1 статьи 34 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводстве природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
Статьей 39 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" предусмотрено, что юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, в том числе обеспечивать соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ.
Согласно статьи 51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 11 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах", предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.
В соответствии со статьей 22 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах", пользователь недр в частности обязан обеспечить: соблюдение требований законодательства, а также утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил) по технологии ведения работ, связанных с пользованием недрами; соблюдение требований технических проектов, планов и схем развития горных работ; безопасное ведение работ, связанных с пользованием недрами; соблюдение утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил), регламентирующих условия охраны недр, атмосферного воздуха, земель, лесов, водных объектов, а также зданий и сооружений от вредного влияния работ, связанных с пользованием недрами; представление геологической информации в федеральный и соответствующий территориальный фонды геологической информации; представление достоверных данных о разведанных, извлекаемых и оставляемых в недрах запасах полезных ископаемых, содержащихся в них компонентах, об использовании недр в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, в федеральный и соответствующий территориальный фонды геологической информации, в органы государственной статистики; выполнение условий, установленных лицензией.
Согласно статьи 23 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах", основными требованиями по рациональному использованию и охране недр в частности являются: обеспечение наиболее полного извлечения из недр запасов основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и попутных компонентов; достоверный учет извлекаемых и оставляемых в недрах запасов основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и попутных компонентов при разработке месторождений полезных ископаемых; охрана месторождений полезных ископаемых от затопления, обводнения, пожаров и других факторов, снижающих качество полезных ископаемых и промышленную ценность месторождений или осложняющих их разработку; предотвращение загрязнения недр при проведении работ, связанных с пользованием недрами.
Согласно пункта 31 Правил, строительство и эксплуатация объектов, ведение работ по добыче и первичной переработке полезных ископаемых геологических и маркшейдерских работ при отсутствии или с отступлениями от утвержденной в установленном порядке проектной документации не допускается.
В соответствии с пунктом 50 Правил, годовые планы горных работ, включая годовые планы развития горных работ и годовые программы работ (далее - годовой план), определяют направления развития горных работ, объемы добычи полезных ископаемых, производства геологоразведочных, рекультивационных, вскрышных, горно-подготовительных или подготовительных работ, обработки (подготовки) и переработки минерального сырья (при наличии перерабатывающих производств), иных работ, предусмотренных условиями лицензий на пользование недрами и проектной документацией, нормативы потерь полезных ископаемых при их добыче и нормативы потерь полезных ископаемых при переработке минерального сырья (при наличии перерабатывающих производств), а также мероприятия по охране недр, рациональному, комплексному использованию минерального сырья, безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами, предотвращению их вредного влияния на окружающую среду, здания и сооружения.
Согласно пункта 54 Правил, производство горных работ без согласованного с органами Госгортехнадзора России годового плана, а также с отступлениями от согласованного годового
плана не допускается.
Согласно пункта 146 Правил, при пользовании недрами обеспечиваются безопасность для жизни и здоровья населения, охрана зданий и сооружений, атмосферного воздуха, земель, лесов, вод, животного мира и других объектов окружающей среды.
В соответствии с пунктом 147 Правил, при пользовании недрами осуществляется систематический контроль за состоянием окружающей среды и за выполнением природоохранных мероприятий.
Согласно пункта 157 Правил, лица, виновные в нарушении Закона Российской Федерации "О недрах", в нарушениях утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил) по безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами, по охране недр и окружающей природной среды, в том числе нарушениях, ведущих к загрязнению недр и приводящих месторождение полезных ископаемых в состояние, непригодное для эксплуатации, несут уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также административную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Как верно установлено судом первой инстанции, в нарушение вышеуказанных норм юридическим лицом - обществом не были приняты все зависящие от него меры по соблюдению требований законодательства в области геологического изучения, рационального использования и охраны недр.
Изложенное свидетельствует о доказанности факта совершения обществом правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ.
Процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении не допущено.
Таким образом, административный орган доказал обстоятельства, послужившие основанием для привлечения общества к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ.
Однако, оценивая законность и обоснованность оспариваемого постановления от 05.03.13 N 1.13/216-3/1 о привлечении общества к административной ответственности в виде штрафа в размере 320 000 рублей, суд первой инстанции правильно учёл следующее.
Статьей 2.9 КоАП РФ предусмотрена возможность освобождения от административной ответственности при малозначительности административного правонарушения.
Согласно разъяснениям Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенным в пункте 18 Постановления от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" (далее - постановление Пленума N 10), при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
При квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного судам надлежит учитывать, что ст. 2.9 КоАП РФ не содержит оговорок о ее неприменении к каким-либо составам правонарушений, предусмотренным указанным Кодексом (пункт 18.1 постановления Пленума N 10).
В соответствии с абзацем 3 пункта 18.1 постановления Пленума N 10 квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 данного постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.
В данном случае, оценив представленные доказательства и обстоятельства совершенного правонарушения, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о возможности квалифицировать совершенное обществом правонарушение как малозначительное, освободить общество от административной ответственности в порядке ст. 2.9 КоАП РФ.
Оснований для переоценки вывода суда первой инстанции о малозначительности вменённого обществу в вину правонарушения у суда апелляционной инстанции не имеется.
В силу абзаца 2 пункта 17 постановления Пленума N 10, если малозначительность правонарушения будет установлена в ходе рассмотрения дела об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности, суд, руководствуясь частью 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, принимает решение о признании незаконным этого постановления и о его отмене.
Таким образом, оспариваемое постановление от 05.03.13 N 1.13/216-3/1 правильно признано судом первой инстанции незаконным и подлежащим отмене.
При таких обстоятельствах, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для удовлетворения апелляционной жалобы министерства и отмены решения суда первой инстанции.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 30.07.2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу оставить без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
Н.Н. Смотрова |
Судьи |
С.С. Филимонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-8745/2013
Истец: ООО "Белстройинвест"
Ответчик: министерство природных ресурсов Краснодарского края
Третье лицо: Министерство природных ресурсов КК