Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 7 марта 2008 г. N КА-А40/1297-08
(извлечение)
Резолютивная часть постановления объявлена 3 марта 2008 г.
Открытое акционерное общество "КОМСТАР - Объединённые ТелеСистемы" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании незаконными решений Межрегиональной инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 7 от 16.02.2007 N 21/15-23 "Об отказе в возмещении сумм НДС", от 16.02.2007 N 23/15-24 "Об отказе в привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения" в части вывода по пункту 2, 3 резолютивной части.
Решением от 17.09.2007 Арбитражного суда г. Москвы, оставленным без изменения постановлением от 03.12.2007 Девятого арбитражного апелляционного суда, заявленные требования удовлетворены. Удовлетворяя требования заявителя, суды исходили из того, что решения налогового органа в оспариваемой части не соответствуют налоговому законодательству и нарушают права и охраняемые законом интересы заявителя.
Законность и обоснованность судебных актов проверена в порядке ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с кассационной жалобой налогового органа, в которой он просил решение суда первой инстанции и постановление апелляционной инстанции отменить. По мнению налогового органа, у налогоплательщика отсутствует право на применение налоговых вычетов и получение возмещения при налогообложении по налоговой ставке 0 процентов за налоговый период октябрь 2006 года, так как в нарушение Постановления Правительства Российской Федерации от 30.12.2000 N 1033 "О применении нулевой ставки по налогу на добавленную стоимость при реализации товаров (работ, услуг) для официального использования иностранным дипломатическим и приравненными к ним представительствами или для личного использования дипломатическим или административно-техническим персоналом этих представительств, включая проживающих вместе с ними членов их семей", поскольку до 31.10.2006 не представлены копии платежных документов и приходных кассовых ордеров, подтверждающих фактическое перечисление денежных средств в оплату за услуги, оказанные в октябре 2006 года дипломатическим консульствам.
В судебном заседании представитель Инспекции поддержал доводы кассационной жалобы, представитель ОАО "КОМСТАР - Объединённые ТелеСистемы" в отзыве на кассационную жалобу возражал против ее удовлетворения по мотивам, изложенным в судебных актах.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 287 Арбитражного процессуального кодекса РФ по результатам рассмотрения кассационной жалобы арбитражный суд кассационной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции и (или) постановление суда апелляционной инстанции полностью или в части и, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт, если фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены арбитражным судом первой и апелляционной инстанций на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, но этим судом неправильно применена норма права.
Судами первой и апелляционной инстанций на основании полного и всестороннего исследования содержащихся в материалах дела документов установлены имеющие значение для дела обстоятельства, в связи с чем оснований для переоценки обстоятельств, оцененных судами первой и апелляционной инстанций, и отмены судебных актов не имеется.
Удовлетворяя заявленные требования, суды обоснованно исходил из того, что соответствии с подпунктом 7 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса РФ налогообложение производится по ставке 0 процентов при реализации товаров (работ, услуг) для официального использования иностранными дипломатическими и приравненными к ним представительствами или для личного пользования дипломатического или административно-технического персонала этих представительств, включая проживающих вместе с ними членов их семей.
Реализация товаров (работ, услуг), указанных в настоящем подпункте, подлежит налогообложению по ставке 0 процентов в случаях, если законодательством соответствующего иностранного государства установлен аналогичный порядок в отношении дипломатических или приравненных к ним представительств Российской Федерации, дипломатического и административно-технического персонала этих представительств (включая проживающих вместе с ними членов их семей), либо такая норма предусмотрена в международном договоре Российской Федерации. Перечень иностранных государств, в отношении представительств которых применяются нормы настоящего подпункта, определяется федеральным органом исполнительной власти в сфере международных отношений совместно с Министерством финансов Российской Федерации.
Порядок применения настоящего подпункта устанавливается Правительством Российской Федерации. В целях реализации данного положения Правительством Российской Федерации было принято Постановление от 30.12.2000 N 1033 (совместно с Правилами) "О применении нулевой ставки по налогу на добавленную стоимость при реализации товаров (работ, услуг) для официального использования иностранным дипломатическим и приравненными к ним представительствами или для личного использования дипломатическим или административно-техническим персоналом этих представительств, включая проживающих вместе с ними членов их семей".
Согласно пункту 4 названных Правил организация или индивидуальный предприниматель, реализующие товары (работы, услуги) для официального использования иностранными дипломатическими и приравненными к ним представительствами, выставляют иностранным дипломатическим и приравненным к ним представительствам счета-фактуры с указанием нулевой налоговой ставки.
Указанные счета-фактуры с пометкой "Для дипломатических нужд" выставляются при наличии: договора, заключенного с дипломатическим представительством на поставку товаров (работ, услуг), включающего спецификацию поставляемых товаров (работ, услуг) с указанием их стоимости; официального письма дипломатического представительства (за подписью главы представительства или лица, его замещающего, заверенного печатью этого представительства) с указанием наименования, адреса организации или фамилии, имени, отчества и места жительства индивидуального предпринимателя, реализующих товары (работы, услуги), подтверждающего, что данные товары (работы, услуги) предназначены для официального использования дипломатическим представительствам.
В соответствии с пунктом 5 Правил организация или индивидуальный предприниматель, реализующие товары (работы, услуги) для официального использования иностранными дипломатическими и приравненными к ним представительствами, для подтверждения обоснованности применения нулевой налоговой ставки представляют в налоговые органы документы (их копии, заверенные в установленном порядке), указанные в пункте 4 настоящих Правил, а также:
заверенные в установленном порядке копии платежного документа и приходного кассового ордера, подтверждающих фактическое перечисление дипломатическим или приравненным к ним представительствам денежных средств в оплату соответствующих товаров (работ, услуг);
счет-фактуру (копию счета-фактуры, заверенную в установленном порядке), выписанный дипломатическому или приравненному к нему представительству, в котором указано, что товар (работа, услуга) был реализован с применением нулевой налоговой ставки.
Как установлено судами, фактическое оказание услуг связи иностранным посольствам в октябре 2006 года и оплата этих услуг подтверждены необходимыми документами, представленными в налоговый орган к налоговой декларации по налоговой ставке 0 процентов по налогу на добавленную стоимость за октябрь 2006 года. Данное положение не опровергалось инспекцией. Следовательно, условия, при наличии которых налогоплательщик вправе рассчитывать на налоговую выгоду, им выполнены.
Доводы кассационной жалобы о том, что на момент определения налоговой базы у заявителя отсутствовал полный пакет документов, подтверждающих обоснованность применения налоговой ставки 0 процентов при реализации услуг (в данном случае оплата за услуги произведена не в октябре, а в ноябре 2006 года), поэтому операции подлежат налогообложению по ставке 18 процентов, не основан на нормах налогового законодательства.
Суды установили, что представленные в налоговый орган платежные документы подтверждают фактическое перечисление посольствами денежных средств в оплату соответствующих услуг, что не отрицается налоговым органом.
Довод налоговой инспекции о том, что после того как организацией собран полный пакет документов, она имеет право подать декларацию по ставке 0%, суд кассационной инстанции не принимает по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 174 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан подать декларацию по ставке 0% не позднее 20-го числа следующего за налоговым периодом месяца и какой-либо отсрочки для подачи налоговой декларации и сбора пакета документов для операций по реализации услуг для нужд посольств и приравненных к ним иностранных представительств налоговым законодательством не предусмотрено, следовательно, существует прямо установленная законодательством обязанность подачи декларации не позднее 20-го числа следующего за налоговым периодом месяца.
Порядок, устанавливающий возможность подтверждения ставки 0 процентов на основании ст. 165 Налогового кодекса Российской Федерации, не применяется в отношении операций, предусмотренных п.п. 7 п. 1 ст. 164 Кодекса.
Таким образом, у налогового органа отсутствовали правовые основания для отказа налогоплательщику в применении ставки 0 процентов по налогу на добавленную стоимость и соответствующих вычетов в спорном налоговом периоде.
Учитывая, что налоговый орган не представил доказательств уплаты госпошлины за подачу кассационной жалобы, государственная пошлина подлежит взысканию с налогового органа в доход федерального бюджета в размере 1000 руб. на основании ст. 333.21 НК РФ, с учетом правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Информационном письме от 13.03.2007 N 117 "Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации".
Руководствуясь ст.ст. 284, 287-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Московского округа постановил:
решение от 17 сентября 2007 г. Арбитражного суда города Москвы и постановление от 3 декабря 2007 г. Девятого арбитражного апелляционного суда по делу N А40-23308/07-14-95 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрегиональной Инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 7 без удовлетворения.
Взыскать с Межрегиональной Инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 7 в доход федерального бюджета госпошлину по кассационной жалобе в размере 1000 (одна тысяча) руб.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 7 марта 2008 г. N КА-А40/1297-08
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании