г. Санкт-Петербург |
|
13 ноября 2013 г. |
Дело N А26-2509/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 ноября 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 ноября 2013 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Л.В.Зотеевой
судей О.И.Есиповой, Л.А.Шульги
при ведении протокола судебного заседания: Е.С.Федосеевой
при участии:
от истца (заявителя): не явился (извещен)
от ответчика (должника): не явился (извещен)
от третьих лиц: не явились (извещены)
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-18340/2013) Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 03.07.2013 по делу N А26-2509/2013 (судья Подкопаев А.В.), принятое
по иску (заявлению) Государственного казенного учреждения Республики Карелия "Государственное юридическое бюро Республики Карелия"
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия
третьи лица: Администрация Петрозаводского городского округа, филиал Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Карелия
о признании решения о приостановлении государственной регистрации незаконным
установил:
Государственное казенное учреждение Республики Карелия "Государственное юридическое бюро Республики Карелия" (ОГРН 1051000135416; место нахождения: Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Луначарского, д. 13а) (далее - Учреждение, Госюрбюро Республики Карелия) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия (ОГРН1041000051784; место нахождения: Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Красная, д. 31) (далее - Управление Росреестра) о приостановлении государственной регистрации на 1 месяц права аренды части помещения N 69 площадью 69,4 кв.м, расположенного на первом этаже жилого здания по адресу: г. Петрозаводск, ул. Свердлова д. 23/ул. Кирова, д. 9, а также об обязании Управление Росреестра провести государственную регистрацию права аренды указанного помещения.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Администрация Петрозаводского городского округа и филиал Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Карелия.
Решением суда от 03.07.2013 заявленные Учреждением требования удовлетворены в полном объеме. Дополнительным решением от 31.07.2013 суд первой инстанции распределил судебные расходы по делу.
В апелляционной жалобе Управление Росреестра просит решение суда от 03.07.2013 отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных Учреждением требований. Податель жалобы ссылается на то, что в силу пункта 3 статьи 26 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество" (далее - Закон N 122-ФЗ) если в аренду сдается здание, сооружение, помещения в них или части помещений, к договору аренды недвижимого имущества, представляемому на государственную регистрацию прав, прилагается кадастровые паспорта соответственно здания, сооружения и помещения с указанием размера арендуемой площади. Как указывает податель жалобы, кадастровый паспорт помещения с указанием размера арендуемой площади Учреждением на государственную регистрацию представлен не был. Кроме того, податель жалобы указывает на то, что в настоящее время сведения государственного кадастра недвижимости не содержат информации о нежилом помещении N 69 площадью 69.4 кв.м, расположенном на первом этаже здания по адресу: г. Петрозаводск, ул. Свердлова д. 23, в связи с чем совершение регистрационных действий в отношении данного объекта недвижимости противоречит положениям пункта 1.2 статьи 20 Закона N 122-ФЗ.
Лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом, в судебное заседание своих представителей не направили. Госюрбюро Республики Карелия представило в суд отзыв на апелляционную жалобу, в котором просило решение суда от 03.07.2013 оставить без изменения.
В соответствии с частью 3 статьи 156, частью 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверена в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, 04.03.2013 между Администрацией Петрозаводского городского округа (арендодатель) и Госюрбюро Республики Карелия (арендатор) заключен договор аренды N 05 муниципального имущества Петрозаводского городского округа, согласно которому арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду нежилые помещения общей площадью 69,4 кв.м, расположенные на первом этаже жилого здания по адресу: г. Петрозаводск, ул. Свердлова, д. 23/ул. Кирова, д. 9, в соответствии с выкопировкой из технического паспорта для ведения деятельности учреждения. Срок действия договора с 21 февраля 2013 года по 28 февраля 2018 года (л.д.16-20).
04.03.2013 Госюрбюро Республики Карелия обратилось в Управление Росреестра с заявлением о государственной регистрации прав на недвижимое имущество, представив вместе с заявлением договор аренды N 05 от 04.03.2013 с приложениями (л.д.14).
Управление Росреестра от 18.03.2013 N 01/023/2013-441 сообщило о приостановлении государственной регистрации договора аренды помещения, расположенного по адресу: Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Свердлова, д. 23, пом. 69, на основании пункта 3 статьи 26 Закона N 122-ФЗ, в связи с непредставлением заявителем кадастрового паспорта на арендуемый объект с указанием размера арендуемой по договору площади (л.д.13).
Считая приостановление государственной регистрации прав аренды незаконным, Госюрбюро Республики Карелия обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Исследовав материалы дела, оценив довод апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены решения суда от 03.07.2013 и удовлетворения апелляционной жалобы Управления Росреестра в связи со следующим.
В соответствии с пунктом 1 статьи 26 Закона N 122-ФЗ государственная регистрация аренды недвижимого имущества проводится посредством государственной регистрации договора аренды этого недвижимого имущества.
С заявлением о государственной регистрации договора аренды недвижимого имущества может обратиться одна из сторон договора аренды недвижимого имущества (пункт 2 статьи 26 Закона N 122-ФЗ).
В соответствии с абзацем 10 пункта 1 статьи 20 Закона N 122-ФЗ одним из оснований для отказа в государственной регистрации прав является непредставление документов, необходимых в соответствии с данным Законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя.
При этом в силу пункта 1 статьи 19 Закона N 122-ФЗ государственная регистрация прав приостанавливается государственным регистратором при возникновении у него сомнений в наличии оснований для государственной регистрации прав, в подлинности представленных документов или достоверности указанных в них сведений, а также в случае непредставления документов (сведений, содержащихся в них), запрашиваемых органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, по межведомственным запросам.
Согласно пункту 3 статьи 26 Закона N 122-ФЗ в том случае, если в аренду сдаются здание, сооружение, помещения в них или части помещений, к договору аренды недвижимого имущества, представляемому на государственную регистрацию прав, прилагаются кадастровые паспорта соответственно здания, сооружения и помещения с указанием размера арендуемой площади.
В соответствии с пунктом 10 статьи 33 Закона N 122-ФЗ до 1 января 2013 года обязательным приложением к документам, необходимым для осуществления по установленным пунктом 1 статьи 17 настоящего Федерального закона основаниям государственной регистрации прав на здание, сооружение, помещение или объект незавершенного строительства, является кадастровый паспорт такого объекта недвижимого имущества. Представление кадастрового паспорта такого объекта недвижимого имущества не требуется, если кадастровый паспорт, план такого объекта недвижимого имущества или иной документ, предусмотренный настоящим Федеральным законом и содержащий описание такого объекта недвижимого имущества, ранее уже представлялся и был помещен в соответствующее дело правоустанавливающих документов.
В соответствии с пунктом 11 статьи 33 Закона N 122-ФЗ после 1 января 2013 года кадастровый паспорт здания, сооружения, помещения или объекта незавершенного строительства является обязательным приложением к документам, необходимым для осуществления по установленным пунктом 1 статьи 17 настоящего Федерального закона основаниям государственной регистрации прав на такой объект недвижимого имущества, только в случае, если сведения о таком объекте недвижимого имущества отсутствуют в государственном кадастре недвижимости.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, кадастровый паспорт помещения N 69, расположенного в г. Петрозаводске, ул. Свердлова д. 23, был изготовлен ГУП РК РГЦ "Недвижимость" 03 декабря 2010 года и имелся у Управления (данное обстоятельство Управлением не отрицается).
Ссылки Управления Росреестра (в обоснование решения о приостановлении регистрации права аренды) на непредставление Учреждением кадастрового паспорта помещения с указанием арендуемой площади (части арендуемого помещения) обоснованно отклонены судом первой инстанции.
Согласно пункту 4 статьи 14 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон N 221-ФЗ) кадастровый паспорт объекта недвижимости представляет собой выписку из государственного кадастра недвижимости, сведения в который по смыслу пункта 3 статьи 1 данного Закона вносятся на основании государственного кадастрового учета.
В соответствии с частью 1 статьи 16 Закона N 221-ФЗ кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10 - 21 части 2 статьи 7 Закона N 221-ФЗ сведений об объекте недвижимости.
Таким образом, как обоснованно указал суд первой инстанции, передача в аренду части нежилого помещения не ведет к изменению характеристик такого объекта, подлежащих учету в государственном кадастре недвижимости.
Как разъяснено в пункте 9 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды", разрешая споры об оспаривании отказа в государственной регистрации названных договоров аренды, судам необходимо учитывать, что по смыслу пунктов 2 и 3 статьи 26 и пункта 10 статьи 33 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" представление на государственную регистрацию договора аренды кадастрового паспорта на обременяемое арендой недвижимое имущество необходимо лишь в случае, если такой паспорт ранее не был помещен в соответствующее дело правоустанавливающих документов. Если права на указанные недвижимые вещи (земельные участки, здания, сооружения, помещения) ранее были зарегистрированы за арендодателем, на государственную регистрацию договора аренды может быть представлен подписанный сторонами документ, содержащий графическое и/или текстуальное описание той части недвижимой вещи, пользование которой будет осуществляться арендатором (в том числе с учетом данных, содержащихся в кадастровом паспорте соответствующей недвижимой вещи). Если из этого описания следует, что предмет договора аренды согласован сторонами, то отказ в регистрации договора аренды по причине непредставления кадастрового паспорта на объект аренды может быть признан судом незаконным.
Из материалов дела следует, что в договоре аренды N 5 от 04.03.2013 представленном на государственную регистрацию, в приложениях N 1 (акт приема-передачи нежилого помещения) и N 2 (выкопировка из технического паспорта - план 1 этажа) содержатся данные, позволяющие определенно установить имущество, передаваемое арендатору в качестве объекта аренды в виде части помещения (в приложении N 2 на плане выделена часть помещения, передаваемая в аренду, с указанием всех площадей).
Таким образом, поскольку кадастровый паспорт первичного объекта - помещения N 69, расположенного в г. Петрозаводске, ул. Свердлова д. 23, ранее уже предоставлялся в Управление, а в договоре аренды N 05 от 04.03.2013, представленном на государственную регистрацию, стороны указали данные, позволяющие идентифицировать объект аренды (приложена выкопировка из технического паспорта), суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что приостановление в данном случае государственной регистрации права аренды части помещения N 69 площадью 69,4 кв.м, расположенного на первом этаже жилого здания по адресу: г. Петрозаводск, ул. Свердлова д. 23/ул. Кирова, д. 9, не соответствует действующему законодательству и нарушает права заявителя, в связи с чем правомерно удовлетворил заявленные Учреждением требования.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права судом первой инстанции не допущено, в связи с чем основания для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда отсутствуют.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 03 июля 2013 года по делу N А26-2509/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.В. Зотеева |
Судьи |
О.И. Есипова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А26-2509/2013
Истец: Государственное казенное учреждение Республики Карелия "Государственное юридическое бюро Республики Карелия"
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия
Третье лицо: Администрация Петрозаводского городского округа, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата"Федеральной службы гос. регистрации, кадастра, картографии по РК