г. Пермь |
|
11 ноября 2013 г. |
Дело N А71-5076/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 ноября 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 11 ноября 2013 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Риб Л.Х.,
судей Васевой Е.Е., Варакса Н.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Калашниковой Е.С.
при участии:
от заявителя (общество с ограниченной ответственностью "ЛУКОЙЛ-Пермнефтепродукт" (ОГРН 1025900508215, ИНН 5902182943): Ермаков В.В., паспорт, доверенность от 13.01.2011; Урошлев С.В., паспорт, доверенность от 13.01.2011; Евдокимовский В.В., паспорт, доверенность от 04.09.2013;
от заинтересованного лица (Главное управление МЧС России по Удмуртской Республике) (ОГРН 1041800279014, ИНН 1831100790): не явились;
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя общества с ограниченной ответственностью "ЛУКОЙЛ-Пермнефтепродукт"
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики
от 22 августа 2013 года
по делу N А71-5076/2013,
принятое судьей Коковихиной Т.С.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ЛУКОЙЛ-Пермнефтепродукт"
к Главному управлению МЧС России по Удмуртской Республике
о признании предписания недействительным,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "ЛУКОЙЛ-Пермнефтепродукт" (далее - ООО "ЛУКОЙЛ-Пермнефтепродукт", общество) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании недействительным предписания Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Удмуртской Республике (далее - ГУ МЧС России по УР, административный орган) от 28.02.2013 N 1/4/1-3 по устранению нарушений в области защиты от чрезвычайных ситуаций.
Решением арбитражного суда от 22 августа 2013 года (резолютивная часть решения объявлена 15 августа 2013 года) требования общества удовлетворены частично. Признан недействительным пункт 3 оспариваемого предписания, в удовлетворении остальной части требований отказано. Арбитражный суд обязал заинтересованное лицо устранить допущенные нарушения прав и интересов заявителя.
Не согласившись с принятым по делу решением, заявитель обжаловал судебный акт в апелляционном порядке, в жалобе просит решение суда отменить в части отказа в удовлетворении требований, вынести по делу новый судебный акт об удовлетворении требований в полном объеме.
В обоснование апелляционной жалобы ее подателем приведены доводы о том, что на созданное обществом нештатное аварийно-техническое формирование не распространяются требования Федерального закона от 22.08.1995 N 151-ФЗ "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей", поэтому у общества отсутствует обязанность по аттестации указанного подразделения, при этом исполнение обществом п. 1 предписания не означает признание обществом факта создания формирования в соответствии с требованиями вышеуказанного Федерального закона и приказа МЧС России от 23.12.2005 N 999 "Об утверждении порядка создания нештатных аварийно-спасательных подразделений". Созданное обществом нештатное аварийно-техническое формирование призвано выполнять не аварийно-спасательные, а иные неотложные работы при возникновении аварийных (чрезвычайных) ситуаций, то есть подразделение выполняет вспомогательные функции при работе других аварийно-спасательных служб.
Податель жалобы полагает, что у него отсутствует необходимость создавать собственное аварийно-спасательное формирование, укомплектовывать его аттестованными спасателями, так этого требует Федеральный закон от 22.08.1995 N 151-ФЗ, поскольку обществом заключен договор с профессиональной аварийно-спасательной службой. Предписание нарушает права и законные интересы общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, возлагая на него дополнительные обязанности, которые требуют отвлечение трудовых и финансовых ресурсов.
Представители заявителя в судебном заседании апелляционного суда на доводах жалобы настаивали.
Заинтересованное лицо возражает против доводов жалобы по мотивам, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу, просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Заинтересованное лицо, надлежащим образом уведомленное о времени и месте судебного разбирательства, в суд апелляционной инстанции представителей не направило, что не является препятствием для рассмотрения дела в его отсутствие на основании п. 3 ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в части отказа в удовлетворении требований при отсутствии возражений сторон.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения от 28.01.2013 в период с 14.02.2013 по 28.02.2013 ГУ МЧС России по УР проведена плановая выездная проверка в отношении ООО "ЛУКОЙЛ-Пермнефтепродукт", в ходе которой были выявлены нарушения требований, предусмотренных подп. "в", "д" ст. 14 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера"; ч. 1, 2 ст. 9 Федерального закона от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне"; ч.1 ст.7, ст.5, п.1 ст.6, п.1 ст.12 Федерального закона от 22.08.1995 N151-ФЗ "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей"; ст.10 Федерального закона от 21.07.1997 N116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектах"; п. 4, 6 приказа МЧС России от 23.12.2005 N 999 "Об утверждении порядка создания нештатных аварийно-спасательных формирований"; п. 2, 12 постановления Правительства РФ от 22.12.2011 N1091 "О некоторых вопросах аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателей"; п. 19 постановления Правительства РФ от 30.12.2003 N794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций".
По результатам проверки составлен акт от 28.02.2013 (л.д. 118-121), ООО "ЛУКОЙЛ-Пермнефтепродукт" выдано предписание N 1/4/1-3 от 28.02.2013 по устранению нарушений требований в области защиты от чрезвычайных ситуаций.
В предписании отражены следующие нарушения: 1. Состав, структура и оснащение нештатного аварийно-технического формирования, определенного руководителем, не согласован с ГУ МЧС России по УР; 2. Созданное аварийно-техническое формирование не аттестовано в установленном порядке; 3. План гражданской обороны и защиты населения не согласован с соответствующими органами местного самоуправления. Мероприятия по устранению нарушений, указанных в предписании необходимо провести в срок до 1.02.2014 (л.д.12-19).
Полагая, что предписание не соответствует требованиям законодательства, необоснованно возлагает на общество дополнительные обязанности, препятствует осуществлению хозяйственной деятельности, общество обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями.
При рассмотрении дела суд пришел к выводу о соответствии п. 1, 2 предписания положениям законодательства, в связи с чем отказал в удовлетворении требований в данной части. В отношении п. 3 предписания судом принята во внимание позиция заинтересованного лица о наличии оснований для исключения данного пункта из предписания.
В части удовлетворения требований (по п. 3 предписания) решение суда первой инстанции не обжалуется, апелляционным судом не проверяется.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзыва на жалобу, заслушав представителей заявителя по делу, проверив правильность применения и соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не установил оснований для отмены решения суда и удовлетворения жалобы.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными (ч. 2 ст. 201 АПК РФ).
Таким образом, в силу приведенных норм ненормативный правовой акт может быть признан недействительным при наличии одновременно двух условий: если он не соответствует закону или иному правовому акту и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ст. 10 Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" в целях обеспечения готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана, в том числе, заключать с профессиональными аварийно-спасательными службами или с профессиональными аварийно-спасательными формированиями договоры на обслуживание, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, создавать собственные профессиональные аварийно-спасательные службы или профессиональные аварийно-спасательные формирования, а также нештатные аварийно-спасательные формирования из числа работников.
В соответствии с ч. 2 ст. 9 Федерального закона "О гражданской обороне" организации, имеющие потенциально опасные производственные объекты и эксплуатирующие их, а также имеющие важное оборонное и экономическое значение или представляющие высокую степень опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время, создают нештатные аварийно-спасательные формирования в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, и поддерживают их в состоянии постоянной готовности.
Частью 3 ст. 7 Федерального закона от 22.08.1995 N 151-ФЗ "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей" (далее - Федеральный закон N 151-ФЗ) установлено, что нештатные аварийно-спасательные формирования создаются организациями из числа своих работников в обязательном порядке, если это предусмотрено законодательством Российской Федерации, или по решению администраций организаций в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 4 Правил организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2002 N 240 организации, имеющие опасные производственные объекты, обязаны, в том числе, создавать собственные формирования (подразделения) для ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, проводить аттестацию указанных формирований в соответствии с законодательством Российской Федерации, оснащать их специальными техническими средствами или заключать договоры с профессиональными аварийно-спасательными формированиями (службами), выполняющими работы по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, имеющими соответствующие лицензии и (или) аттестованными в установленном порядке.
Порядок создания нештатных аварийно-спасательных формирований утвержден Приказом МЧС РФ от 23.12.2005 N 999 (далее - Порядок).
Согласно п. 4 Порядка нештатные аварийно-спасательные формирования создаются организациями, имеющими потенциально опасные производственные объекты и эксплуатирующими их, а также имеющими важное оборонное и экономическое значение или представляющими высокую степень опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время, и другими организациями из числа своих работников.
В п. 6 Порядка указано, что состав, структура и оснащение нештатных аварийно-спасательных формирований определяются руководителями организаций в соответствии с настоящим Порядком и с учетом методических рекомендаций по созданию, подготовке, оснащению и применению нештатных аварийно-спасательных формирований, разрабатываемыми МЧС России, исходя из задач гражданской обороны и защиты населения, и согласовываются с территориальными органами МЧС России - органами, специально уполномоченными решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 12 Федерального закона N 151-ФЗ все аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные формирования подлежат аттестации в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
Аналогичное требование изложено в п. 1 Положения о проведении аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2011 N 1091.
Аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные формирования, не прошедшие аттестацию или не подтвердившие в ходе проверок свою готовность к реагированию на чрезвычайные ситуации и проведению работ по их ликвидации, к обслуживанию организаций по договору не допускаются и к проведению аварийно-спасательных работ не привлекаются (ч. 2 ст. 12 Федерального закона N 151-ФЗ).
Из совокупного анализа вышеуказанных правовых норм следует, что созданное организацией, эксплуатирующей опасные производственные объекты, нештатное аварийно-спасательное подразделение подлежит аттестации в порядке, установленном нормативными актами.
ООО "ЛУКОЙЛ-Пермнефтепродукт" в лице Удмуртского филиала отнесено к организациям, эксплуатирующим потенциально-опасные объекты, соответственно общество обязано создать лично или заключить договор с аттестованным аварийно-спасательным формированием.
При этом, исходя из вышеуказанных норм права, наличие договора с аттестованным аварийно-спасательным формированием не исключает возможность создания организацией собственного нештатного аварийно-спасательного подразделения, которое должно быть аттестовано в установленном порядке.
Между тем, созданные обществом на основании приказов N 11 от 25.01.2012, N 2 от 11.01.2012 (л.д.79-89) на Ижевской и Глазовской нефтебазах для проведения работ по ликвидации возможных аварийных и чрезвычайных ситуаций нештатные аварийно-технические формирования, включающие аварийно-техническое звено, звено пожаротушения, санитарный пост, не аттестованы в порядке, установленном нормативными актами.
Таким образом, содержащееся в пункте 2 оспариваемого предписания требование о необходимости аттестации в установленном порядке созданных на предприятии нештатных аварийно-технических формирований, соответствует требованиям указанных выше нормативных актов.
Доводы заявителя апелляционной жалобы о том, что созданные в обществе нештатные аварийно-технические формирования не предназначены для проведения аварийно-спасательных работ, в связи с чем требование об аттестации подразделения является незаконным, подлежат отклонению по следующим основаниям.
В приказах общества о создании нештатных аварийно-технических формирований, Положении о нештатных аварийно-технических формированиях (л.д. 76) в качестве правового основания содержатся ссылки непосредственно на нормативные акты, регламентирующие порядок создания и организацию деятельности аварийно-спасательных формирований, а именно, Федеральный закон "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", приказ МЧС России от 23.12.2005 N 999 "Об утверждении Порядка создания нештатных аварийно-спасательных формированиях".
Положение о нештатных аварийно-технических формированиях разработано обществом с целью проведения первоочередных аварийно-технических работ, первоочередного жизнеобеспечения персонала, пострадавшего при возникновении аварийной/чрезвычайной ситуации на объекте, а также при ведении военных действий или вследствие этих действий; участия в ликвидации последствий аварийных, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также ликвидации последствий, вызванных террористическими актами на объекте общества, что соответствует задачам аварийно-спасательных служб, сформулированным в ст. 6 Федерального закона N 151-ФЗ.
Исходя из п. 13 Порядка создания нештатных аварийно-спасательных формирований нештатные аварийно-спасательные формирования по предназначению могут быть аварийно-техническими.
Таким образом, нештатное аварийно-техническое (по предназначению) формирование создано ООО "ЛУКОЙЛ-Пермнефтепродукт" с целью организации и проведения первоочередных работ по ликвидации возможных аварийных, чрезвычайных ситуаций на объектах общества в мирное и военное время, в связи с чем подлежит аттестации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Ссылки заявителя жалобы на договор с профессиональной аварийно-спасательной службой подлежат отклонению, поскольку наличие договора с аттестованным аварийно-спасательным формированием не исключает возможность создания организацией собственного нештатного аварийно-спасательного подразделения.
Доводы жалобы по п. 1 предписания апелляционным судом рассмотрены и отклонены, поскольку изложенное в указанном пункте требование о согласовании состава, структуры и оснащения аварийно-технического формирования обществом на момент выдачи предписания не были выполнены.
С учетом вышеприведенных выводов арбитражного суда о статусе созданного обществом нештатного аварийно-технического формирования требования, изложенное в п. 1 предписания является обоснованным.
Таким образом, арбитражный суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении требований о признании недействительным оспариваемого предписания в части пунктов 1 и 2.
При этом фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции в полном объеме на основе доказательств, оценка которым дана судом по правилам ст. 71 АПК РФ. Оснований для переоценки апелляционный суд не усматривает.
При изложенных обстоятельствах, принимая их в совокупности, оспариваемый судебный акт отмене, а апелляционная жалоба удовлетворению - не подлежат.
Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 22 августа 2013 года по делу N А71-5076/2013 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ЛУКОЙЛ-Пермнефтепродукт" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Председательствующий |
Л.Х.Риб |
Судьи |
Е.Е.Васева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А71-5076/2013
Истец: ООО "ЛУКОЙЛ-Пермнефтепродукт"
Ответчик: Главное управления МЧС России по Удмуртской Республике, Управление надзорной деятельности ГУ МЧС России по УР