г. Пермь |
|
13 ноября 2013 г. |
Дело N А71-3306/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 ноября 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 13 ноября 2013 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Сафоновой С. Н.
судей Варакса Н.В., Риб Л.Х.
при ведении протокола судебного заседания Кожевниковой К.В.
при участии:
от истца ООО "Партнер" г. Глазов (ОГРН 1021801096778, ИНН 1829013934)
-Варанкин Н.П. по доверенности от 01.02.2013,
от ответчика Казенное учреждение Удмуртской Республики "Безопасность дорожного движения Удмуртской Республики" (ОГРН 1051801769360, ИНН1833035803)- Нуруллина Р.Н. по доверенности от 21.01.2013, Логинова Е.П. по доверенности от 12.04.2013,
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
Ответчика Казенное учреждение Удмуртской Республики "Безопасность дорожного движения Удмуртской Республики"
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 15 августа 2013 года по делу N А71-3306/2013,принятое судьей Кудрявцевым М.Н.
по иску ООО "Партнер" г. Глазов
к Казенному учреждению Удмуртской Республики "Безопасность дорожного движения Удмуртской Республики"
о признании акта недействительным
установил:
ООО "Партнер" обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании акта от 09.01.2013 N 383, принятого Казенным учреждением Удмуртской Республики "Безопасность дорожного движения Удмуртской Республики", недействительным.
Решением суда от 15.08.2013 требование удовлетворено.
Не согласившись с решением суда, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой указывает на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела. Ссылается на доказанность нарушения водителем транспортного средства Лялиным А.С.- отсутствие при перевозке тяжеловесных грузов специального разрешения 09.01.2013- и отсутствие сведений о заключении договора аренды транспортного средства между обществом и индивидуальным предпринимателем Варанкиным.
Представители учреждения доводы апелляционной жалобы поддержали.
Представитель общества с апелляционной жалобой не согласен по мотивам, изложенным в письменном отзыве.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что 09.01.2013 сотрудниками поста весового контроля ПВК-2 БУ УР "БДД УР" на 16 километре дороги Ижевск-Сарапул было произведено контрольное взвешивание транспортного средства Вольво ФН Трак 4Х2 г/н Н 760 ВО 18 с полуприцепом Кроне СДП 27 г/н АК 1503 18, под управлением водителя Лялина А.С. Собственником транспортных средств является ООО "Партнер".
В связи с установлением факта превышения установленных ограничений по общей массе и нагрузке на оси автомобиля, составлен акт N 383 от 09.01.2013, согласно которому транспортное средство при нормативной массе 38,00 тонн имело фактическую массу 38,66 тонны, осевые нагрузки: на третью ось - 8,28 тонны при допустимой нагрузке 7,50 тонны, на четвертую ось - 8,03 тонны при допустимой нагрузке 7,50 тонны, на пятую ось - 8,64 тонны при допустимой нагрузке 7,50 тонны, при этом специального разрешения у водителя не было и рассчитан размер вреда в сумме 11 609 рублей.
Несогласие общества с указанным актом послужило поводом для обращения в суд с соответствующим заявлением.
Суд при рассмотрении спора исходил из невыполнения обязанности ответчика по доказыванию обстоятельств дела (ст.200 АПК РФ), требование удовлетворил полностью.
Выводы суда являются правильными, поскольку основаны на полном и всестороннем исследовании всех обстоятельств дела, нормы материального права применены верно.
Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог, в том числе на платной основе, и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 257-ФЗ).
Согласно п. 11, п. 13 ст. 11 Закона N 257-ФЗ установление порядка возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, порядка определения размера такого вреда, порядка выдачи специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортных средств, осуществляющих перевозки опасных и(или) тяжеловесных грузов, и транспортных средств, осуществляющих перевозки крупногабаритных грузов, порядка осуществления весового и габаритного контроля, в том числе организации пунктов весового и габаритного контроля, и порядка определения постоянно действующих маршрутов транспортных средств, осуществляющих перевозки опасных, тяжеловесных и(или) крупногабаритных грузов, отнесено к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности.
В соответствии с п. 1 ст. 62 Закона N 257-ФЗ со дня вступления в силу Закона N 257-ФЗ и до приведения в соответствие с настоящим Федеральным законом других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности, указанные федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации применяются в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.09.1995 N 962 "О взимании платы с владельцев или пользователей автомобильного транспорта, перевозящего тяжеловесные грузы, при проезде по автомобильным дорогам общего пользования" в целях компенсации ущерба, наносимого автомобильным транспортом, перевозящим тяжеловесные грузы по автомобильным дорогам, с 01.01.1996 введена плата с владельцев или пользователей автомобильного транспорта, перевозящего тяжеловесные грузы по федеральным дорогам.
Одновременно органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано ввести взимание платы с владельцев или пользователей автомобильного транспорта, перевозящего тяжеловесные грузы по сети дорог субъектов Российской Федерации, и организовать службы весового контроля.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.11.2009 N 934 утверждены Правила возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов.
В соответствии с п. 3 указанных Правил осуществление расчета, начисление и взимание платы в счет возмещения вреда организуется Федеральным дорожным агентством, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, владельцами частных автомобильных дорог в отношении соответственно участков автомобильных дорог федерального значения, участков автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, участков автомобильных дорог местного значения, участков частных автомобильных дорог, по которым проходит маршрут движения транспортного средства.
Во исполнение указанных норм прав Правительством Удмуртской Республики издано Постановление от 26.04.2010 N 137 "Об определении размера вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, при движении таких транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования регионального и межмуниципального значения", которым предусмотрено взимание платы с владельцев автотранспорта с применением показатели размера вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, при движении таких транспортных средств по автомобильным дорогам федерального значения, установленные Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.11.2009 N 934 "О возмещении вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам Российской Федерации".
Согласно Уставу Государственного Учреждения Удмуртской Республики "Безопасность дорожного движения", утвержденному приказом Министерства транспорта и дорожного хозяйства Удмуртской Республики" от 14.05.2010 N 77, одной из функций Учреждения является осуществление весового контроля транспортных средств, осуществляющих перевозки тяжеловесных грузов, а также транспортных средств, общая масса которых или нагрузка на каждую ось превышает нормативные параметры, установленные предприятием-изготовителем, при проезде по автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения Удмуртской Республики и искусственным сооружениям на них в соответствии с категорией дорог.
Кроме того, Учреждение организует осуществление расчета, начисления и взимания платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, при движении таких транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования регионального и межмуниципального значения.
Таким образом, Учреждение является уполномоченным на проведение проверки соблюдения пользователями автомобильных дорог Удмуртской Республики регионального и межмуниципального значения весовых и габаритных параметров транспортных средств, на осуществление расчета, начисления и взимания платы в счет возмещения вреда в отношении указанных автомобильных дорог, то есть организацией, наделенной публичными полномочиями, действия которой могут быть оспорены в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обязанность по доказыванию законности ненормативного акта лежит на учреждении (ст.200 АПК РФ).
Согласно п. 1, 3 ст. 31 Закона N 257-ФЗ движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и(или) крупногабаритных грузов, допускается при наличии специального разрешения, выдаваемого в соответствии с положениями данной статьи. Для получения специального разрешения требуется: согласование маршрута транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и(или) крупногабаритных грузов; возмещение владельцем транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных грузов вреда, причиняемого таким транспортным средством.
Таким образом, действующим законодательством установлена обязанность владельцев транспортных средств по возмещению вреда, причиняемого транспортным средством при перевозке тяжеловесных грузов.
Факт отсутствия у водителя транспортного средства, принадлежащего на праве собственности обществу, специального разрешения установлен проверяющими и не оспаривается сторонами.
Вместе с тем вывод суда первой инстанции о нарушении ответчиком обязанности по доказыванию размера ущерба является обоснованным, расчет спорной суммы не датализирован, разъяснений по нему не дано ни в суде первой инстанции, ни в апелляционной инстанции.
Является также правильным вывод суда о неустановлении ответчиком лица, ответственного за сумму ущерба.
Как следует из материалов дела (л.д.120), между обществом и индивидуальным предпринимателем Варанкиным в 2012 году заключен договор аренды указанного транспортного средства. Поскольку особенностей по ответственности сторон договор аренды не предусматривает, то на основании ст. 644-646 ГК РФ основные расходы по содержанию и эксплуатации, в том числе и уплате платежей за специальное разрешение и ущерб, возникший в связи с отсутствием разрешения, должен нести арендатор, как владелец транспортного средства, на что также указано в п.2 Положения, а не собственник, как указано в оспариваемом акте.
Таким образом, выводы суда являются правильными, требования ст.200 АПК РФ учреждением не выполнены, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 104, 110, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 15 августа 2013 года по делу N А71-3306/2013 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Председательствующий |
С.Н.Сафонова |
Судьи |
Н.В.Варакса |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А71-3306/2013
Истец: ООО "Партнер" г. Глазов
Ответчик: Казенное учреждение Удмуртской Республики "Безопасность дорожного движения Удмуртской Республики"
Хронология рассмотрения дела:
24.12.2014 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-12130/13
27.10.2014 Определение Арбитражного суда Удмуртской Республики N А71-3306/13
25.09.2014 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-12130/13
13.11.2013 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-12130/13
15.08.2013 Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики N А71-3306/13