город Ростов-на-Дону |
|
14 ноября 2013 г. |
дело N А53-14282/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 ноября 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 ноября 2013 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Гуденица Т.Г.,
судей О.Ю. Ефимовой, Н.В. Шимбаревой
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Коневой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Страховая компания "Союз" на решение Арбитражного суда Ростовской области
от 12.08.2013 по делу N А53-14282/2013, принятое судьей Ереминым Ф.Ф.
по заявлению открытого акционерного общества "Страховая компания "Союз"
к Службе Банка России по финансовым рынкам (правопреемник Федеральной службы по финансовым рынкам России)
о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Страховая компания "Союз" (далее - ОАО "СК "Союз") обратилось в арбитражный суд Ростовской области с заявлением к Федеральной службе по финансовым рынкам России (далее - ФСФР) о признании незаконным и отмене постановления от 10.06.2013 N 13-268/пн о привлечении ОАО "СК "Союз" к административной ответственности, предусмотренной статьей 19.7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 500 000 рублей.
Решением суда от 12.08.2013 в удовлетворении заявленных требований отказано. Решение мотивировано тем, что материалами дела подтверждается совершение обществом правонарушения.
Не согласившись с принятым судебным актом, ОАО "СК "Союз" обжаловало его в порядке, определенном главой 34 АПК РФ. В апелляционной жалобе общество просит отменить решение суда, ссылаясь на отсутствие у ОАО "СК "Союз" обязанности по представлению в надзорный орган консолидированной финансовой отчетности.
Определением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.10.2013 в соответствии со ст. 48 АПК РФ произведена замена заинтересованного лица по делу Федеральной службы по финансовым рынкам на Службу Банка России по финансовым рынкам. Рассмотрение дела отложено на 07.11.2013.
В судебное заседание 07.11.2013 не явились представители участвующих в деле лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
От Службы Банка России по финансовым рынкам в суд поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя службы.
В соответствии со ст. 156 АПК РФ суд рассматривает дело в отсутствие участвующих в деле лиц.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда.
Как следует из материалов дела, заместителем начальника Управления экономического анализа и контроля достоверности отчетности субъектов страхового дела Федеральной службы по финансовым рынкам в отношении ОАО "СК "Союз" составлен протокол об административном правонарушении от 29.05.2013 N 13-299/пр-ап по признакам правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 19.7.3 КоАП РФ.
В протоколе указано, что ОАО "СК "Союз" 15.05.2013 в 11:54:45 и в 11:55:38 в форме электронных документов, соответствующих формату файлов, представляемых в составе годовой консолидированной финансовой отчетности за 2012 год, представлена годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность страховой организации за 2012 год в составе Бухгалтерского баланса страховщика (форма N 1-страховщик), Отчета о финансовых результатах страховщика (форма N 2-страховщик), Отчет об изменениях капитала страховщика (форма N 3-страховщик), Отчет о движении денежных средств страховщика (форма N 4-старховщик), пояснений к бухгалтерскому балансу страховщика и отчету о финансовых результатах страховщика, аудиторского заключения, подтверждающего достоверность годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности страховой организации, составленной в соответствии с Российскими стандартами бухгалтерского учета. Указанная отчетность зарегистрирована в базе автоматической регистрации ФСФР "ВХОДЯЩИЕ 2013 ССД" 15.05.2013 N 13-484/осс-мсфо и N 13-483/осс-мсфо.
Представленная страховой организацией в ФСФР годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность за 2012 год не может рассматриваться в качестве годовой консолидированной бухгалтерской отчетности за 2012 год, составленной в соответствии с МСФО.
По мнению службы, в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 N 208-ФЗ "О консолидированной финансовой отчетности", постановлением Правительства РФ от 03.03.2012 N 179 "О представлении годовой консолидированной отчетности", приказом Минфина России от 25.11.2011 N 160н "О введении в действие Международных стандартов финансовой отчетности (далее - МСФО) и Разъяснений Международных стандартов финансовой отчетности" вне зависимости от наличия или отсутствия у страховой организации дочерних и (или) зависимых организаций, все страховые организации должны не позднее 120 дней после окончания года, за который составлена данная отчетность, то есть не позднее 30 апреля 2013 года, представить годовую консолидированную финансовую отчетность за 2012 год, составленную в соответствии с МСФО, в Федеральную службу по финансовым рынкам.
По состоянию на 01.05.2013 00.01 мин, а также на момент составления протокола годовая консолидированная финансовая отчетность за 2012 год, составленная в соответствии с МСФО, в форме электронных документов открытым акционерным обществом "Страховая компания "СОЮЗ" в Федеральную службу по финансовым рынкам не представлена.
Протокол составлен в отсутствие законного представителя ОАО "СК "СОЮЗ", извещенного надлежащим образом о времени и месте составления протокола.
По результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении заместителем руководителя Федеральной службы по финансовым рынкам вынесено постановление от 10.06.2013 N 13-268/пн о привлечении ОАО "СК "Союз" к административной ответственности, предусмотренной статьей 19.7.3 КоАП РФ в виде штрафа в размере 500 000 рублей.
Считая незаконным постановление о привлечении к административной ответственности, ОАО "СК "Союз" оспорило его в судебном порядке.
В соответствии с ч. 6 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Частью 2 статьи 211 АПК РФ определено, что арбитражный суд признает незаконным и отменяет оспариваемое решение административного органа, если это решение или порядок его принятия не соответствует закону либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением полномочий.
Согласно ст. 19.7.3 КоАП РФ (в редакции, действующей на момент вынесения постановления о привлечении к административной ответственности) непредставление или нарушение порядка либо сроков представления в федеральный орган исполнительной власти в области финансовых рынков или его территориальный орган отчетов, уведомлений и иной информации, предусмотренной законодательством и необходимой для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, либо представление информации не в полном объеме и (или) недостоверной информации, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок до одного года; на юридических лиц - от пятисот тысяч до семисот тысяч рублей.
В соответствии с пунктами 1 и 5.4.7.2 "Положения о Федеральной службе по финансовым рынкам", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29.08.2011 N 717, Федеральная служба по финансовым рынкам является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулировании, контролю и надзору в сфере страховой деятельности, деятельности товарных бирж, биржевых посредников и биржевых брокеров, обеспечению государственного контроля за соблюдением требований законодательства Российской Федерации о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком.
На основании изложенного ФСФР России осуществляло полномочия по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, контролировало соблюдение страхового законодательства субъектами страхового дела.
В соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 N 208-ФЗ "О консолидированной финансовой отчетности", начиная с отчетности за год, следующий за годом, в котором МСФО признаны для применения на территории Российской Федерации, страховые организации обязаны составлять и публиковать годовую консолидированную финансовую отчетность, а также представлять ее в Федеральную службу по финансовым рынкам в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2012 N 179 "О представлении годовой консолидированной финансовой отчетности".
МСФО введены в действие на территории Российской Федерации приказом Министерства финансов Российской Федерации от 25.11.2011 N 160н "О введении в действие Международных стандартов финансовой отчетности и Разъяснений Международных стандартов финансовой отчетности на территории Российской Федерации".
Согласно части 2 статьи 1 Закона N 208-ФЗ "О консолидированной финансовой отчетности" под консолидированной финансовой отчетностью понимается систематизированная информация, отражающая финансовое положение, финансовые результаты деятельности и изменения финансового положения организации, организаций и (или) иностранных организаций - группы организаций, определяемой в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности (далее - МСФО).
Международный стандарт финансовой отчетности (IFRS) 10 "Консолидированная финансовая отчетность", утвержденный приказом Минфина России от 18.07.2012 N 106н (приложение N 4) определяет следующие понятия:
Консолидированная финансовая отчетность - финансовая отчетность группы, в которой активы, обязательства, капитал, доход, расходы и потоки денежных средств материнского предприятия и его дочерних предприятий представлены как активы, обязательства, капитал, доход, расходы и потоки денежных средств единого субъекта экономической деятельности.
Группа - материнское предприятие и его дочерние предприятия.
Материнское предприятие - предприятие, которое контролирует одно или несколько предприятий.
В силу п. 4 стандарта консолидированную финансовую отчетность должно представлять предприятие, являющееся материнским предприятием.
Таким образом, исходя из положений Федерального закона N 208-ФЗ и Международных стандартов финансовой отчетности, обязанность по представлению консолидированной отчетности возложена на материнское предприятие, то есть предприятие, имеющее контроль над одним или несколькими другими предприятиями.
Отсутствие в приведенных нормативных актах исключений в отношении организаций, не имеющих дочерних и иных зависимых предприятий, автоматически не распространяет на такие организации обязанность по представлению консолидированной финансовой отчетности.
Иное толкование не отвечает законодательному регламентированию государственного контроля за деятельностью организаций, имеющих дочерние и иные зависимые организации.
Кроме того, на момент рассмотрения настоящего арбитражного дела на законодательном уровне дано дополнительное толкование вопроса представления консолидированной отчетности страховыми организациями, не имеющими дочерних и иных зависимых предприятий.
В соответствии с Федеральным законом от 23.07.2013 N 234-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации" статья 6 закона дополнена пунктом 9 следующего содержания:
в целях настоящего Закона страховой группой признается не являющееся юридическим лицом объединение юридических лиц, в котором одно юридическое лицо или несколько юридических лиц (далее - участники страховой группы) находятся под контролем либо значительным влиянием одной страховой организации (далее - головная страховая организация страховой группы).
Контроль и значительное влияние для определения участников страховой группы и головной страховой организации страховой группы определяются в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности, признанными на территории Российской Федерации.
В материалах дела отсутствуют доказательства наличия у ОАО "Страховая компания "СОЮЗ" дочерних и (или) иных зависимых организаций.
При таких обстоятельствах, на ОАО "Страховая компания "СОЮЗ" законодательством, в том числе Законом N 208-ФЗ, Международными стандартами финансовой отчетности и Законом об организации страхового дела не возложена обязанность по представлению в контрольный орган консолидированной финансовой отчетности.
С учетом изложенного, действия ОАО "СК "СОЮЗ" по непредставлению в Федеральную службу по финансовым рынкам (правопредшественник Службы Банка России по финансовым рынкам) консолидированной финансовой отчетности не образуют событие правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 19.7.3 КоАП РФ.
Соответственно у ФСФР отсутствовали правовые основания для привлечения ОАО "СК "Союз" к административной ответственности. Постановление от 10.06.2013 N 13-268/пн является незаконным и подлежит отмене на основании ст. 211 АПК РФ.
Решение суда от 12.08.2013 подлежит отмене на основании ст. 270 АПК РФ как принятое с нарушением норм материального права.
Уплаченная при обращении с апелляционной жалобой государственная пошлина в размере 2000 рублей подлежит возврату ОАО "СК "СОЮЗ" из федерального бюджета на основании ст. 333.40 НК РФ, поскольку в силу ст. 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 12 августа 2013 года по делу N А53-14282/2013 отменить.
Признать незаконным и отменить постановление Федеральной службы по финансовым рынкам от 10.06.2013 N 13-268/пн о привлечении ОАО "Страховая компания "Союз" к административной ответственности, предусмотренной статьей 19.7.3 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 500 000 рублей.
Возвратить открытому акционерному обществу "Страховая компания "Союз" из федерального бюджета 2000 рублей государственной пошлины, ошибочно уплаченной при обращении с апелляционной жалобой.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
Т.Г. Гуденица |
Судьи |
О.Ю. Ефимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-14282/2013
Истец: ОАО "Страховая компания "Союз", ОАО СК "СОЮЗ"
Ответчик: Федеральная служба по финансовым рынкам, Федеральная служба по финансовым рынкам России
Третье лицо: ЦБ РФ Служба Банка Росии по финансовым рынкам