г. Москва |
|
14 ноября 2013 г. |
Дело N А41-27715/13 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 ноября 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 ноября 2013 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Шевченко Е.Е.,
судей Виткаловой Е.Н., Немчиновой М.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Масаевым З.Х.,
при участии в заседании:
от Управления Пенсионного фонда Российской Федерации N 17 по г. Москве и Московской области - Костиной Н.В. (представителя по доверенности от 09.01.2013 N 2);
от общества с ограниченной ответственностью "ТрансПроект" - Бурцева А.А. (представителя по доверенности от 14.01.2013 N 0200/3),
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации N 17 по г. Москве и Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 05.09.2013 по делу N А41-27715/13, принятое судьей Юдиной М.А.,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "ТрансПроект" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением о признании недействительными решения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации N 17 по г. Москве и Московской области (далее - пенсионный фонд) от 06.06.2013 N 109 в части взыскания штрафа в размере 1 112 398 рублей 44 копеек путем уменьшения суммы штрафа до 70 000 рублей и решения от 19.06.2013 N 060 017 13 РК 0020190 в части взыскания штрафа в размере 686 255 рублей 03 копеек путем уменьшения суммы штрафа до 30 000 рублей.
Решением Арбитражного суда Московской области от 05.09.2013 требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе пенсионный фонд просит решение суда первой инстанции отменить, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, неправильное применение норм права, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленного требования. Представитель пенсионного фонда в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель общества в судебном заседании возражали против доводов апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве на нее, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Изучив апелляционную жалобу, отзыв на нее, материалы дела, выслушав представителей участвующих в деле лиц, суд апелляционной инстанции с учетом требований статьи 71 АПК РФ установил следующие обстоятельства.
Пенсионный фонд 17.05.2013 составил акт N 109 об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушении законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования и 06.06.2013 принял решение N 109 о привлечении общества к ответственности за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, предусмотренной частью 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон об индивидуальном (персонифицированном) учете) за совершение правонарушения, а именно: непредставление индивидуальных сведений по отчету за 1 квартал 2013 года в установленный срок в виде взыскания штрафа в размере 1 112 398 рублей 44 копеек.
Пенсионный фонд 19.06.2013 на основании акта камеральной проверки от 17.05.2013 N 06001730017095 принял решение N 060 017 13 РК 0020190 о привлечении общества к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах, предусмотренной пунктом 1 статьи 46 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон о страховых взносах) за непредставление страховых взносов в установленный Законом о страховых взносах срок расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам в размере 685 255 рублей 03 копеек, обществу начислены пени по страховым взносам в общей сумме 236 302 рублей и предложено уплатить недоимку по страховым взносам в размере 2 568 669 рублей 98 копеек.
Удовлетворяя требования общества, суд первой инстанции признал их обоснованными.
Проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению ввиду следующего.
Согласно пункту 9 статьи 15 Закона о страховых взносах плательщики страховых взносов ежеквартально представляют в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту своего учета следующую отчетность:
1) не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации - расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в фонды обязательного медицинского страхования. Форма расчета и порядок ее заполнения утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования. Вместе с расчетом по начисленным и уплаченным страховым взносам, предусмотренным настоящим пунктом, плательщик представляет сведения о каждом работающем у него застрахованном лице, установленные в соответствии с Законом об индивидуальном (персонифицированном) учете;
2) не позднее 15-го числа календарного месяца, следующего за отчетным периодом, в территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации - расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в Фонд социального страхования Российской Федерации, а также по расходам на выплату обязательного страхового обеспечения по указанному виду обязательного социального страхования, произведенным в счет уплаты этих страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации, по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.
Согласно статье 3 Закона об индивидуальном (персонифицированном) учете целями индивидуального (персонифицированного) учета являются создание условий для назначения пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица, обеспечение достоверных сведений о стаже и заработке (доходе), определяющих размер пенсии при ее назначении, развитии, заинтересованности застрахованных лиц в уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьей 11 Закона об индивидуальном (персонифицированном) учете страхователь ежеквартально не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, представляет сведения о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы).
Из материалов усматривается, что расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования плательщиками страховых взносов, производящих выплаты или иные вознаграждения физическим лицам, а также сведения по персонифицированному учету за 1 квартал 2013 года представлены обществом с нарушением указанных норм. Доказательств обратного обществом не представлено.
В соответствии с пунктом 1 статьи 46 Закона о страховых взносах непредставление плательщиком страховых взносов в установленный Законом о страховых взносах срок расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту учета при отсутствии признаков правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 46 Закона о страховых взносах, влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов суммы страховых взносов, подлежащей уплате (доплате) на основе этого расчета, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для его представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 100 рублей.
Согласно пункту 3 статьи 17 Закона об индивидуальном (персонифицированном) учете за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям, в том числе физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, применяются финансовые санкции в виде 10 процентов причитающихся за отчетный год платежей в пенсионный фонд Российской Федерации.
Факт совершения правонарушения обществом не оспаривается, в связи с чем пенсионный фонд правомерно квалифицировал действия общества по несвоевременному представлению расчета по пункту 1 статьи 46 Закона о страховых взносах и пункту 3 статьи 17 Закона об индивидуальном (персонифицированном) учете.
Сумма штрафа в соответствии с этими нормами, как указывает пенсионный фонд, в частично оспариваемых решениях составляет 1 112 398 рублей 44 копеек (по решению от 06.06.2013 N 109) и 685 255 рублей 03 копеек (по решению от 19.06.2013 N 060 017 13 РК 0020190).
Вместе с тем, назначая штрафы в указанном размере, пенсионный фонд не учел положения Закона о страховых взносах и указания Конституционного Суда Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 39 Закона о страховых взносах акт проверки и другие материалы проверки, в ходе которой были выявлены нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах, а также представленные проверяемым лицом (его уполномоченным представителем) письменные возражения по указанному акту должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов, проводившего проверку, и вынести по ним решение.
Согласно пункту 4 части 6 этой же статьи Закона о страховых взносах в ходе рассмотрения материалов проверки руководитель (заместитель руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов выявляет обстоятельства, исключающие вину лица в совершении правонарушения, предусмотренного Законом, либо обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение правонарушения, предусмотренного Законом.
Согласно части 4 статьи 44 Закона о страховых взносах обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение правонарушения, устанавливаются судом или органом контроля за уплатой страховых взносов, рассматривающим дело, и учитываются при привлечении к указанной ответственности.
В силу части 1 статьи 44 Закона о страховых взносах обстоятельствами, смягчающими ответственность за совершение правонарушения, признаются: 1) совершение правонарушения вследствие стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств; 2) совершение правонарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости; 3) тяжелое материальное положение физического лица, привлекаемого к ответственности за совершение правонарушения; 4) иные обстоятельства, которые судом или органом контроля за уплатой страховых взносов, рассматривающим дело, могут быть признаны смягчающими ответственность.
Конституционный Суд Российской Федерации в постановлениях от 11.03.1998 N 8-П, от 12.05.1998 N 14-П, от 15.07.1999 N 11-П указал на то, что санкции должны отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям справедливости и соразмерности; принцип соразмерности, выражающий требования справедливости, предполагает установление публично-правовой ответственности лишь за виновное деяние и ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, компенсационного характера применяемых санкций, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств.
Из необходимости учитывать при назначении финансовой санкции, предусмотренной статьей 17 Закона об индивидуальном учете, обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность (в виде применения данной санкции), исходят арбитражные суды по другим делам (в частности, постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 28.11.2011 по делу N А41-42789/10, постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.04.2011 по делу N А72-9012/2010: Определением Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.08.2011 N ВАС-10191/11 отказано в передаче данного дела в Президиум для пересмотра в порядке надзора названного постановления апелляционного суда).
Ввиду указанных положений законодательства и указаний Конституционного Суда Российской Федерации пенсионный фонд обязан был при назначении обществу штрафов разрешить вопрос о наличии обстоятельств, смягчающих и отягчающих ответственность общества, и в случае установления таких обстоятельств учесть их при определении размера назначаемых обществу штрафов.
В данном же случае пенсионный фонд не исследовал обстоятельств, ни смягчающих, ни отягчающих ответственность общества.
Разрешая данный вопрос, суд первой инстанции правильно установил, что в действиях общества отсутствуют обстоятельства, отягчающие ответственность, и, напротив, имеются обстоятельства, смягчающие ответственность.
Общество совершило указанные правонарушения впервые, в связи с техническими проблемами, о чем составлен акт от 16.05.2013.
Просрочка в предоставлении сведений составляет всего один день, поскольку сведения при сроке их представления до 15.05.2013, представлены 16.05.2013.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции, исходя из принципа справедливости и соразмерности наказания последствиям допущенного нарушения, правомерно снизил размер подлежащих взысканию штрафов.
Суд первой инстанции также обоснованно указал на отсутствие негативных последствий для бюджета ввиду того, что общество представило в пенсионный фонд расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования плательщиками страховых взносов, производящих выплаты или иные вознаграждения физическим лицам, а также сведения по персонифицированному учету за 1 квартал 2013 года, страховые взносы уплачены в полном объеме, что не оспаривается пенсионный фондом.
Оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции не усматривается.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 05.09.2013 по делу N А41-27715/13 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.Е. Шевченко |
Судьи |
Е.Н. Виткалова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-27715/2013
Истец: ООО "ТрансПроект"
Ответчик: ГУ УПФ РФ N 17 по Москве и Московской области
Третье лицо: ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации N 17 по г. Москве и Московской области