г. Санкт-Петербург |
|
15 ноября 2013 г. |
Дело N А56-39186/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 ноября 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 ноября 2013 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Л.В.Зотеевой
судей О.И.Есиповой, Л.А.Шульги
при ведении протокола судебного заседания: Е.С.Федосеевой
при участии:
от истца (заявителя): предст. Шпачев Е.В. - доверенность от 09.01.2013
от ответчика (должника): предст. Полунина М.А. - доверенность от 25.12.2012
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-20190/2013) общества с ограниченной ответственностью "Струйные технологии и строительство" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 02.09.2013 по делу N А56-39186/2013 (судья Семенова И.С.), принятое
по иску (заявлению) общества с ограниченной ответственностью "Струйные технологии и строительство"
к Государственной административно-технической инспекции Правительства Санкт-Петербурга
о признании незаконным и отмене постановления от 26.06.2013 N 2366
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Струйные технологии и строительство" (ОГРН 1027802723321; место нахождения: г. Санкт-Петербург, ул. Днепропетровская, д. 14, лит. Б; далее - ООО "СТИС", Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Государственной административно-технической инспекции Правительства Санкт-Петербурга (далее - ГАТИ, административный орган) от 26.06.2013 N 2366 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 34121 от 04.06.2013. Указанным постановлением ООО "СТИС" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 43-1 Закона Санкт-Петербурга от 31.05.2010 N 273-70 "Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге" (далее - Закон N 273-70).
Решением суда от 02.09.2013 оспариваемое постановление признано незаконным и отменено в части назначения наказания, суд назначил Обществу наказание в виде административного штрафа в размере 500000 рублей.
В апелляционной жалобе ООО "СТИС" просит решение от 02.09.2013 отменить и принять по делу новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, суд первой инстанции не принял во внимание, что в оспариваемом постановлении содержится неправильная квалификация допущенного Обществом правонарушения. По мнению подателя жалобы, пункт 1 статьи 43-1 Закона N 273-70 применяется только относительно административных правонарушений порядка временных ограничения или прекращения движения транспортных средств по автомобильным дорогам в Санкт-Петербурге, установленных Правительством Санкт-Петербурга. Ответственность за нарушение Правил производства земляных, строительных и ремонтных работ, связанных с благоустройством территорий Санкт-Петербурга, утвержденных распоряжением ГАТИ от 22.01.2008 N 4 (несоблюдение пункта 3.2.21 которых вменено заявителю), установлена пунктом 3 статьи 14 Закона N 273-70. Кроме того, податель жалобы ссылается на то, что производство по делу об административном правонарушении производилось с нарушением требований статьи 28.2 КоАП РФ (указанное в протоколе об административном правонарушении время совершения правонарушения - 01.05.2013 не соответствует действительности).
В судебном заседании представитель ООО "СТИС" поддержал доводы апелляционной жалобы. Представитель ГАТИ возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в письменном отзыве.
Законность и обоснованность обжалуемого решения суда проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, 01.06.2013 должностным лицом ГАТИ по адресу: Санкт-Петербург, Пироговская набережная съезд с Гренадерского моста на Пироговскую набережную от М.Сампсониевского пр. до ул. Фокина выявлен факт прекращения движения транспортных средств после окончания срока действия распоряжения ГАТИ от 18.01.2013 N 27-ЗД (срок истек 28.05.2013), о чем должностным лицом ГАТИ в присутствии понятых составлен протокол осмотра территории от 01.06.2013 и фототаблица (л.д.86-88).
04.06.2013 означенная территория повторно осмотрена должностным лицом ГАТИ в присутствии представителя Общества Назырова Н.М. (доверенность от 16.11.2012) и двух понятых, по результатам осмотра составлен протокол осмотра территории от 04.06.2013, в котором также зафиксирован факт прекращения движения транспортных средств на вышеуказанном участке после окончания срока действия распоряжения ГАТИ от 18.01.2013 N 27-ЗД (л.д.80-82).
По факту выявленного нарушения уполномоченным должностным лицом ГАТИ 04.06.2013 в отношении Общества составлен протокол N 34121 об административном правонарушении, ответственность за которое установлена пунктом 1 статьи 43-1 Закона N 273-70 (л.д.77).
Постановлением от 26.06.2013 N 2366 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 34121 от 04.06.2013 ООО "СТИС" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 43-1 Закона N 273-70, и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 700000 рублей. Указанным постановлением Обществу вменено нарушение требований пункта 3.2.21 Правил производства земляных, строительных и ремонтных работ, связанных с благоустройством территорий Санкт-Петербурга, утвержденных распоряжением ГАТИ от 22.01.2008 N 4, пункта 1.6 Порядка осуществления временных ограничения или прекращения движения транспортных средств по автомобильным дорогам регионального значения в Санкт-Петербурге, утвержденного постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 27.03.2012 N 272; административное правонарушение выразилось в нарушении порядка временного прекращения движения транспортных средств на участке автомобильной дороги при производстве работ по ордеру ГАТИ NУ-351 от 19.02.2010 при отсутствии распоряжения о прекращении движения транспортных средств.
Полагая привлечение к административной ответственности незаконным, Общество обжаловало постановление ГАТИ в арбитражном суде.
Суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях Общества состава вмененного административного правонарушения, не установил нарушения процедуры привлечения к административной ответственности, однако посчитал необоснованным назначенное Обществу наказание и снизил размер штрафа до 500000 рублей.
Исследовав материалы дела, выслушав и оценив доводы представителей сторон, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены решения суда от 02.09.2013 и удовлетворения апелляционной жалобы Общества в связи со следующим.
Пунктом 1 статьи 43-1 Закона N 273-70 предусмотрена административная ответственность за нарушение порядка временных ограничения или прекращения движения транспортных средств по автомобильным дорогам в Санкт-Петербурге, установленного Правительством Санкт-Петербурга, за исключением административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Порядок осуществления временных ограничения или прекращения движения транспортных средств по автомобильным дорогам регионального значения в Санкт-Петербурге утвержден постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 27.03.2012 N 272 (далее - Порядок N 272)
В силу пункта 16.1 Порядка N 272 в целях обеспечения безопасности дорожного движения в Санкт-Петербурге запрещается устанавливать временные ограничения или прекращения движения транспортных средств по автомобильным дорогам регионального значения в Санкт-Петербурге в нарушение настоящего Порядка.
В соответствии с пунктом 1.6 Порядка N 272 временные ограничение или прекращение движения транспортных средств, предусмотренные в пунктах 1.1.1 (при реконструкции, капитальном ремонте и ремонте автомобильных дорог) и 1.2.6 (при установлении временных ограждений и(или) временных объектов, в том числе строительных площадок, зон производства работ, строительных лесов для ремонта фасадов зданий, на автомобильных дорогах, а также при производстве земляных работ при прокладке, ремонте инженерных сетей (коммуникаций) и сооружений) настоящего Порядка, устанавливаются Государственной административно-технической инспекцией (ГАТИ) путем принятия акта об ограничении или прекращении движения.
Пунктом 4 постановления Правительства Санкт-Петербурга от 27.03.2012 N 272 Комитету по транспортно-транзитной политике и Государственной административно-технической инспекции предписано разработать и утвердить порядки принятия решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств по автомобильным дорогам регионального значения в Санкт-Петербурге, приема и рассмотрения заявок о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств по автомобильным дорогам регионального значения в Санкт-Петербурге в пределах своей компетенции, установленной настоящим постановлением.
Таким образом, Правительством Санкт-Петербурга (постановление от 27.03.2012 N 272) установлен порядок временных ограничения или прекращения движения транспортных средств по автомобильным дорогам в Санкт-Петербурге, а полномочия по разработке порядка приема и рассмотрения заявок и принятия решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств переданы в том числе ГАТИ (в пределах компетенции установленной Порядком N 272).
Во исполнение пункта 4 постановления Правительства Санкт-Петербурга от 27.03.2012 N 272 Государственной административно-технической инспекцией разработан Порядок принятия решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств по автомобильным дорогам регионального значения в Санкт-Петербурге, приема и рассмотрения заявок о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств по автомобильным дорогам регионального значения в Санкт-Петербурге, утвержденный распоряжением ГАТИ от 03.05.2012 N 4 (далее - Порядок N 4)
В силу пункта 2 Порядка N 4 настоящий Порядок распространяется на случаи ограничения движения или прекращения движения при реконструкции, капитальном ремонте и ремонте автомобильных дорог регионального значения в Санкт-Петербурге, а также при установлении временных ограждений и(или) временных объектов (в том числе строительных площадок, зон производства работ, строительных лесов для ремонта фасадов зданий) на автомобильных дорогах регионального значения в Санкт-Петербурге, а также при производстве земляных работ при прокладке, ремонте инженерных сетей (коммуникаций) и сооружений.
Согласно пункту 4 Порядка N 4 введение ограничения движения и (или) прекращения движения осуществляется на основании распоряжения ГАТИ по основаниям, предусмотренным в пункте 2 настоящего Порядка.
При этом в соответствии с пунктом 3.2.21 Правил производства земляных, строительных и ремонтных работ, связанных с благоустройством территорий Санкт-Петербурга, утвержденных распоряжением ГАТИ от 22.01.2008 N 4 (далее - Правила N4), производитель работ обязан получить распоряжение ГАТИ о временном ограничении (временном прекращении) движения транспортных средств по автомобильным дорогам Санкт-Петербурга при необходимости такого ограничения (прекращения), а также соблюдать порядок и сроки временного ограничения (временного прекращения) движения транспортных средств по автомобильным дорогам Санкт-Петербурга в соответствии с распоряжением ГАТИ.
В соответствии с пунктом 6 Порядка N 4 распоряжение ГАТИ о введении ограничения движения или прекращения движения принимается на основании заявки с указанием планируемых работ, сроков начала и окончания периодов ограничения движения или прекращения движения, названий автомобильных дорог (участков автомобильных дорог), на которых планируется ограничение движения или прекращение движения (далее - заявка), схемы организации дорожного движения, согласованной в рамках межведомственного взаимодействия с УГИБДД ГУ МВД России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области, Комитетом по транспорту, ГКУ "ДОДД", разрешения на строительство или ордера на производство земляных, строительных и ремонтных работ, связанных с благоустройством территорий Санкт-Петербурга (при производстве работ, требующих получения ордера).
Согласно пункту 7 Порядка N 4 заявка с приложением схемы организации дорожного движения представляется в ГАТИ не позднее 15 рабочих дней до планируемой даты начала ограничения движения или прекращения движения.
ГАТИ в течение 12 рабочих дней после регистрации заявки рассматривает ее и принимает решение об ограничении движения или прекращении движения либо об отказе в ограничении движения или прекращении движения. При этом возможность и сроки временного ограничения или временного прекращения движения транспортных средств на период производства работ определяются ГАТИ в соответствии с представленными документами, строительными нормами и правилами, требованиями техники безопасности, действующими правилами эксплуатации городского пассажирского транспорта, правилами дорожного движения, другими нормативными документами, с учетом назначения и важности объекта, класса и категории автомобильной дороги, существующей и перспективной транспортной ситуации конкретного административного района Санкт-Петербурга и города в целом, планируемых или производимых в данное время других работ на рассматриваемой автомобильной дороге.
Как усматривается из материалов дела, ООО "СТИС" является производителем работ в соответствии с ордером ГАТИ от 19.02.2010 N У-351 на "Временное ограждение бытового городка и складирования материалов у шахты N 423А по адресу: Санкт-Петербург, Пироговская набережная от М.Сампсониевского пр. до ул. Фокина.
В целях организации дорожного движения при производстве работ по установке временного ограждения ГАТИ вынесено распоряжение N 27-ЗД от 18.01.2013 о временном прекращении движения транспортных средств на участке дороги по адресу: Санкт-Петербург, Пироговская набережная съезд с Гренадерского моста на Пироговскую набережную от М.Сампсониевского пр. до ул. Фокина на срок с 28.01.2013 по 27.05.2013.
Следовательно, исходя из вышеприведенных норм, Общество должно было по истечении срока, установленного распоряжением ГАТИ, снять ограничение (прекращение) движения либо получить новое распоряжение в соответствии с Порядком N 4.
Факт нарушения Обществом порядка временного прекращения движения транспортных средств на участке автомобильной дороги при производстве работ по ордеру ГАТИ N У-351 от 19.02.2010 подтверждается материалами дела (протоколами осмотра территорий от 01.06.2013 и 04.06.2013 с фотоматериалами, протоколом об административном правонарушении от 04.06.2013 N 34121) и Обществом не оспаривается.
Из материалов дела усматривается, что ограничение движения на съезде с Гренадерского моста на Пироговскую набережную от М. Сампсониевского пр. до ул. Фокина не снято после истечения срока распоряжения ГАТИ от 18.01.2013 N 27-ЗД. Новое распоряжение ГАТИ на прекращение движения на указанном участке Обществом не получено. Заявка на получение распоряжения ГАТИ об ограничении движения была подана Обществом только 20.05.2013, то есть с нарушением установленного пунктом 7 Порядка N 4 срока.
04.06.2013 ГАТИ оформлен отказ в выдаче распоряжение на ограничение движения связи с тем, что УГИБДД и СПб ГКУ "Дирекция по организации дорожного движения" в порядке межведомственного взаимодействия отказали в согласовании заявки.
Таким образом, введение ограничения (прекращение) движения при отсутствии распоряжения ГАТИ, а также по истечении установленных распоряжением ГАТИ N 27-ЗД от 18.01.2013 сроков, является нарушением пункта 3.2.21 Правил N 4, Порядка N 4 и, соответственно, Порядка осуществления временных ограничения или прекращения движения транспортных средств по автомобильным дорогам регионального значения в Санкт-Петербурге, утвержденного постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 27.03.2012 N 272 (пунктов 1.6 и 16).
Учитывая изложенное, вмененное Обществу нарушение правильно квалифицировано административным органом по пункту 1 статьи 43-1 Закона N 273-70 как нарушение порядка временных ограничения или прекращения движения транспортных средств по автомобильным дорогам в Санкт-Петербурге, установленного Правительством Санкт-Петербурга.
Доказательства невозможности соблюдения Обществом требований законодательства в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить, равно как и доказательства принятия Обществом необходимых и своевременных мер, направленных на недопущение правонарушения (получение соответствующего разрешения или снятие ограничения или прекращения движения) при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалы дела не представлены. Как установлено судом первой инстанции, заявка на временное ограничение (прекращение) дорожного движения на спорном участке дороги была подана Обществом с нарушением сроков, предусмотренных Порядком N 4, что не может быть признано необходимой и достаточной мерой соблюдения требований законодательства. Как было установлено выше, заявка Обществом подана 20.05.2013, при этом срок действия распоряжения от 18.01.2013 N 27- ЗД истекал 28.05.2013, а в соответствии с пунктом 7 Порядка N 4 заявка должна быть подана за 15 рабочих дней до даты планируемого прекращения движения и рассматривается ГАТИ в течение 12 рабочих дней.
Изложенные обстоятельства свидетельствуют о наличии вины Общества во вменяемом правонарушении применительно к части 2 статьи 2.1 КоАП РФ.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о доказанности административным органом наличия в действиях Общества состава вмененного ему правонарушения, ответственность за которое предусмотрена пунктом 1 статьи 43-1 Закона N 273-70.
Судом также не установлено существенных нарушений процедуры привлечения заявителя к административной ответственности, влекущих безусловную отмену оспариваемого постановления.
В силу пункта 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных КоАП РФ, является основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа (часть 2 статьи 211 АПК РФ) при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело. Существенный характер нарушений определяется исходя из последствий, которые данными нарушениями вызваны, и возможности устранения этих последствий при рассмотрении дела.
Как следует из материалов дела, Общество было надлежащим образом извещено о времени и месте проведения 04.06.2013 осмотра территории и составления протокола об административном правонарушении (л.д.84-85), а также о рассмотрении 26.06.2013 материалов дела об административном правонарушении (л.д.72-74); представитель Общества присутствовал при проведении осмотра территории, составлении протокола об и рассмотрении материалов административного дела.
Допущенная в протоколе об административном правонарушении от 04.06.2013 N 34121 опечатка в дате совершения (обнаружения) административного правонарушения (указано 01.05.2013, в то время как правонарушение выявлено 01.06.2013) не является существенным нарушением процедуры привлечения к ответственности и безусловным основанием для признания оспариваемого постановления незаконным. Указанная опечатка не повлекла каких-либо нарушений прав лица, привлекаемого к административной ответственности, и не могла ввести в заблуждение относительно существа вмененного Обществу нарушения и даты его совершения (выявления), поскольку из материалов административного дела видно, что правонарушение обнаружено должностным лицом ГАТИ в ходе осмотра 01.06.2013. Кроме того в оспариваемом постановлении дата обнаружения правонарушения указана правильно - 01.06.2013.
Оспариваемое постановление вынесено административным органом в пределах срока, установленного статьей 4.5 КоАП РФ.
Суд первой инстанции, исходя из конкретных обстоятельств дела, посчитал возможным изменить оспариваемое постановление в части назначения наказания и снизил размер штрафа до 500000 рублей (минимальная санкция, установленная частью 1 статьи 43-1 Закона N 273-70). По мнению суда апелляционной инстанции, назначенное судом первой инстанции в данном случае наказание соответствует тяжести совершенного правонарушения и обеспечивает достижение целей административного наказания, предусмотренных частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права судом первой инстанции не допущено, в связи с чем оснований для удовлетворения апелляционной жалобы ООО "СТИС" и отмены решения суда от 02.09.2013 не имеется.
Государственная пошлина в размере 2000 рублей, уплаченная ООО "СТИС" при подаче апелляционной жалобы платежным поручением N 4661 от 05.09.2013, подлежит возврату подателю жалобы из федерального бюджета, поскольку в силу части 4 статьи 208 АПК РФ, части 5 статьи 30.2 КоАП РФ, пункта 13 Постановления Пленума ВАС РФ от 27.01.2003 N 2 взимание государственной пошлины по данной категории дел, в том числе при подаче апелляционной жалобы, не предусмотрено.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 02 сентября 2013 года по делу N А56-39186/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Струйные технологии и строительство" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Струйные технологии и строительство" из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину по апелляционной жалобе в размере 2000 рублей.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.В. Зотеева |
Судьи |
О.И. Есипова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-39186/2013
Истец: ООО "Струйные технологии и строительство"
Ответчик: Государственная административно-техническая инспекция Правительства Санкт-Петербурга
Хронология рассмотрения дела:
21.02.2014 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-10764/13
15.11.2013 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-20190/13
02.09.2013 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-39186/13