Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 18 марта 2008 г. N КА-А40/1850-08
(извлечение)
Резолютивная часть постановления объявлена 13 марта 2008 г.
Закрытое акционерное общество "Завод по ремонту электроподвижного состава" (далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной ИФНС России N 48 по г. Москве (далее-налоговый орган, инспекция) от 20.02.2007 г. N 19-30/32 "Об отказе (частично) в возмещении сумм налога на добавленную стоимость" в части отказа в возмещении НДС за октябрь 2006 г. в сумме 1 270 641 руб., а также предложения внести необходимые исправления в регистры бухгалтерского учета.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 25.09.2007 г., оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 11.12.2007 года, заявление удовлетворено.
Законность судебных актов проверена в порядке ст.ст. 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в связи с кассационной жалобой инспекции, в которой налоговый орган просит решение и постановление отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать, ссылаясь на нарушение судами норм материального права.
В судебном заседании представитель налогового органа поддержал доводы кассационной жалобы, представитель общества возражал против ее удовлетворения и просил оставить судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.
Совещаясь на месте, суд определил: приобщить отзыв на кассационную жалобу к материалам дела.
Выслушав представителей сторон по делу, исследовав материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, Федеральный арбитражный суд Московского округа не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 20.11.2006 года заявитель представил в налоговый орган налоговую декларацию по НДС за октябрь 2006 года по налоговой ставке 0 процентов, а также пакет документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ.
Решением налогового органа от 20.02.2007 г. N 19-30/32, вынесенным по материалам камеральной налоговой проверки, обществу отказано в возмещении сумм налога на добавленную стоимость за октябрь 2006 года в размере 1270 641 руб., признано необоснованным применение налоговой ставки 0% по НДС за октябрь 2006 г. в сумме 16 847 098 руб., возмещен НДС за октябрь 2006 г. в сумме 1270 641 руб., а также предложено внести необходимые исправления в регистры бухгалтерского учета.
Не согласившись с принятым решением, общество обратилось в арбитражный суд с вышеуказанным заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что заявителем выполнены предусмотренные ст.ст. 164, 165, 171, 172 НК РФ условия применения налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов, и представленными в налоговый орган и в материалы дела документами, оформленными в соответствии с требованиями законодательства, подтверждается факт экспорта товара, поступления выручки, уплата НДС поставщикам в заявленной к возмещению сумме.
Инспекцией не оспаривается полнота и надлежащее оформление представленных документов.
Суд кассационной инстанции полагает, что судебными инстанциями при рассмотрении спора правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, полно, всесторонне и объективно исследованы представленные доказательства в их совокупности и взаимной связи, с учетом доводов и возражений, приводимых сторонами, и сделаны правильные выводы, соответствующие фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основанные на правильном применении норм материального права.
В силу положений пункта 7 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации, а также в соответствии с Определением Конституционного суда Российской Федерации N 138-О от 25.07.2001 г. в сфере налоговых правоотношений действует презумпция добросовестности налогоплательщика.
Обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о недобросовестности налогоплательщика, возложена на налоговый орган.
Налоговый орган не представил доказательств получения заявителем необоснованной выгоды, деятельности общества без должной осмотрительности и осторожности, а также осуществления действий, связанных с получением налоговой выгоды, преимущественно с контрагентами, не выполняющими свои налоговые обязанности.
В ходе рассмотрения дела судами установлено наличие у общества хозяйственных отношений с большим количеством контрагентов.
Закупленные у различных организаций товары и материалы экспортированы, что подтверждается материалами проверки, и налоговым органом не оспаривается.
Суды установили, что поставщиками заявителя ООО "Строй Мереди: ан", ООО "Интелсистема XXI", ООО "Промэнергосбыт", ООО "Гарант Трейд" отчетность в налоговый орган сдавалась, в том числе не "нулевые" декларации.
Судами установлено, что инспекция не исследовала вопрос о движении финансовых потоков на счетах поставщиков в банках, что подтвердило бы факт исполнения поставщиками общества обязанности по уплате НДС в бюджет.
С учетом Определения Конституционного суда Российской Федерации от 16.10.2003 N 329-О , согласно которому толкование статьи 57 Конституции Российской Федерации в системной связи с другими положениями Конституции РФ не позволяет сделать вывод, что налогоплательщик несет ответственность за действия всех организаций, участвующих в многостадийном процессе уплаты и перечисления налогов в бюджет, и по смыслу положения, содержащегося в п. 7 ст. 3 НК РФ, в сфере налоговых правоотношений действует принцип добросовестности, суды пришли к правильному выводу об отсутствии законодательно закрепленных оснований для привлечения общества к налоговой ответственности, принятия оспариваемого решения.
Кроме того, как указано в п. 10 Постановления Пленума ВАС РФ от 12.10.06 N 53 "Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды", факт нарушения контрагентом налогоплательщика своих налоговых обязанностей сам по себе не является доказательством получения налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды. Налоговая выгода может быть признана необоснованной, если налоговым органом будет доказано, что налогоплательщик действовал без должной осмотрительности и осторожности и ему должно было быть известно о нарушениях, допущенных контрагентом, в частности, в силу отношений взаимозависимости или аффилированности налогоплательщика с контрагентом.
Таких доказательств налоговым органом не приводится.
Таким образом, судебными инстанциями правильно применены нормы материального права, выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам делай представленным доказательствам.
Нарушений норм процессуального права не установлено.
Оснований для отмены принятых по делу судебных актов не имеется. В соответствии с п. 47 ст. 2 и п. 1 ст. 7 ФЗ от 27.07.2006 г. N 137-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования" с 01.01.2007 г. признан утратившим силу п. 5 ст. 333.40 Кодекса, согласно которому при принятии судом решения полностью или частично не в пользу государственных органов (органов местного самоуправления) возврат заявителю уплаченной государственной пошлины производился из бюджета.
Таким образом, с 01.01.2007 г. подлежит применению общий порядок распределения судебных расходов, предусмотренный главой 9 АПК РФ, и уплаченная заявителем госпошлина в соответствии с ч. 1 ст. 110 АПК РФ взыскивается в его пользу непосредственно с государственного органа (органа местного самоуправления) как стороны по делу, то есть в данном случае с налогового органа.
Аналогичная правовая позиция изложена в пункте 5 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.03.2007 г. N 117 "Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации.
С учетом вышеизложенного, на основании ст. 333.21 НК РФ, с учетом правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Информационном письме от 13.03.2007 N 117 "Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 Налогового кодекса РФ", госпошлина в размере госпошлина в размере 2 000 руб., понесенные обществом при обращении в Арбитражный суд г. Москвы, а также в размере 1000 руб. за подачу апелляционной жалобы правомерно взыскана с налогового органа.
По тем же основаниям подлежит взысканию с налогового органа и госпошлина за подачу и рассмотрение кассационной жалобы.
Руководствуясь ст.ст. 110, 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Московского округа постановил:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 25 сентября 2007 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 11 декабря 2007 года по делу N А40-30048/07-129-201 оставить без изменения, кассационную жалобу МИ ФНС России N 48 по г. Москве - без удовлетворения.
Взыскать с МИФНС России N 48 по г. Москве в доходы федерального бюджета госпошлину 1000 рублей по кассационной жалобе.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 18 марта 2008 г. N КА-А40/1850-08
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании