г. Томск |
|
29 марта 2013 г. |
Дело N А27-13806/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 марта 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 марта 2013 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд
в составе: председательствующего Ходыревой Л.Е.
судей: Журавлевой В.А., Усаниной Н.А.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Есиповым А.С.
при участии: без участия (извещены)
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу
Управления Федеральной службы в сфере природопользования по Кемеровской области
на решение Арбитражного суда Кемеровской области
от 31 января 2013 года по делу N А27-13806/2012 (судья Тимошенко Л.С.)
по заявлению открытого акционерного общества "Северо-Кузбасская энергетическая компания" к Управлению Федеральной службы в сфере природопользования по Кемеровской области
об оспаривании предписаний от 10.04.2012 г. N N ВЗН-083/26 и ВЗН-083/18
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Северо-Кузбасская энергетическая компания" (далее - ОАО "СКЭК", Общество) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о признании недействительными предписаний Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Кемеровской области (далее - Управление Росприроднадзора по Кемеровской области, Управление) от 10.04.2012 г. N N ВЗН-083/26 и ВЗН-083/18.
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 31 января 2013 г. требования Общества удовлетворены.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Управление Росприроднадзора по Кемеровской области обратилось в суд апелляционной инстанции с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, ссылаясь на установленную законодательством обязанность Общества осуществлять оценку запасов подземных вод; п.7.1 лицензионного соглашения является отсылочным; указание в основании выдачи предписаний норм закона, которые носят общий и отсылочный характер не может нарушать права и законные интересы юридического лица, не выполняющего публично-правовую обязанность.
Более подробно доводы Управления изложены в апелляционной жалобе.
Общество в отзыве на апелляционную жалобу просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на то, что в п.7.1 лицензионных соглашений отсутствует обязанность общества представить геологический отчет о результатах эксплуатации водозабора на участках недр с подсчетом запасов подземных вод, в том числе, ссылаясь на вступивший в законную силу судебный акт по делу N А27-13808/2012, согласно которому заявленные Обществом требования о признании незаконным аналогичного предписания по другому участку удовлетворены.
Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства (суд апелляционной инстанции располагает сведениями о получении адресатами направленной копии судебного акта (ч. 1 ст. 123 АПК РФ)), в том числе публично, путем размещения информации о дате и времени слушания дела на интернет-сайте суда, в судебное заседание апелляционной инстанции не явились. Управление Росприроднадзора извещением от 12.03.2013 года просит рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие своего представителя.
В порядке ч.3 ст. 156 АПК РФ суд считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие сторон.
Проверив материалы дела в порядке статьи 268 АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены решения Арбитражного суда Кемеровской области от 31.01.2013 года.
Как следует из материалов дела, на основании приказа Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 15.02.2012 084-кн Управлением в период с 05.03.2012 по 30.03.2012 проведена плановая выездная проверка соблюдения требований законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды в отношении ОАО "СКЭК" при осуществлении производственной деятельности при ведении подземных горных работ на участке недр: "Пугачевский водозабор" Пугачевского месторождения в рамках лицензии КЕМ 01446 ВЭ и "Ягуновский водозабор" в рамках лицензии КЕМ 01447 ВЭ (г. Кемерово), а также на участке недр "Каменский" в рамках лицензии КЕМ 01437 ВЭ, "Березовский" в рамках лицензии КЕМ 01438 ВЭ, "Южный" в рамках лицензии КЕМ 01439 ВЭ, "Станция Барзас" и "Бойлерная" в рамках лицензии КЕМ 01435 ВЭ, и других объектах ОАО "СКЭК".
По результатам проведенной проверки Управлением был составлен акт проверки от 10.04.2012 N ВЗН-083 и вынесены предписания по устранению выявленных нарушений при проведении работ по геологическому изучению, использованию и охране недр, а также по соблюдению условий лицензии на пользование недрами.
Посчитав указанные предписания незаконными и нарушающими его права и законные интересы, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлениями об их оспаривании.
Удовлетворяя требования Общества, суд первой инстанции пришел к выводу о недоказанности Росприроднадзором факта нарушения Обществом п.7.1 лицензии, в связи с чем, отсутствии правовых оснований для принятия оспариваемых предписаний.
Оценив в совокупности представленные доказательства, суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции, считая их обоснованными.
Согласно предписанию N ВЗН-083/26 ОАО "СКЭК" обязано представить в Управление Кузбасснедра геологический отчет о результатах эксплуатации водозабора на участке "Станция Барзас" и "Бойлерная" с подсчетом запасов подземных вод со сроком исполнения 15.09.2012 г.
Предписанием N ВЗН-083/18 ОАО "СКЭК" обязано совершить те же самые действия в отношении водозабора на участке "Березовский" с подсчетом запасов подземных вод со сроком исполнения 01.06.2013 г.
Пунктом 7.1 лицензионного соглашения, являющегося приложением к лицензии КЕМ 01435 ВЭ, выданной 02.06.2009 г. ОАО "СКЭК" (участок недр "Станция Барзас" и "Бойлерная"), а также аналогичному пункту лицензионного соглашения, являющегося приложением к лицензии КЕМ 01438 ВЭ, выданной 02.06.2009 г. ОАО "СКЭК" (участок недр "Березовский"), установлена обязанность недропользователя выполнять требования по рациональному использованию и охране недр в соответствии со статьей 23 Закона Российской Федерации "О недрах" и статьей 92 Водного кодекса Российской Федерации, соблюдать условия и требования, установленные в нормативных документах, касающихся условий недропользования и в настоящей лицензии.
Согласно пункту 10 части 2 статьи 22 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 г. N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон "О недрах"), на который ссылается в своих предписаниях Росприроднадзор в качестве правового обоснования их вынесения, пользователь недр обязан обеспечить выполнение условий, установленных лицензией или соглашением о разделе продукции, своевременное и правильное внесение платежей за пользование недрами. Т.е. данное основание носит общий характер и прямо не относится к конкретно выявленному нарушению.
Согласно пункту 151 "Правил охраны недр", утвержденных постановлением Госгортехнадзора РФ от 06.06.2003 N 71 (ред. от 30.06.2009), который является вторым правовым основанием для вынесения предписания, в пределах горного отвода обеспечиваются гидрогеологические наблюдения и контроль за состоянием подземных и поверхностных вод. Данные действия не вменяются Обществу в предписании.
Таким образом, правовым основанием для вынесения предписания является нарушение пункта 7.1 условий вышеназванных лицензий.
В силу пункта 1 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.12.2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" и пункта 59 Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по исполнению государственной функции по осуществлению государственного контроля за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 03.12.2007 г. N 319 (действовавшего на момент проведения проверки и выдачи предписания), в случае выявления при проведении проверки нарушений обязательных требований должностные лица органа государственного контроля (надзора), проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения.
Как установлено судом, пункт 7.1 лицензионных соглашений не содержит условий об обязанности недропользователя по представлению в Управление Кузбасснедра геологического отчета о результатах эксплуатации водозабора на участке "Южный" с подсчетом подземных вод.
Сведений о нарушении условий, так, как они установлены пунктом 7.1 лицензии КЕМ 01435 ВЭ и КЕМ 01438 ВЭ, акт проверки не содержит.
Управление Росприроднадзора не установило факт нарушения указанного пункта, а также не установило, что пунктом 7.1 предусмотрены обязанность по проведению оценки запасов подземных вод и по предоставлению соответствующего отчета.
Следовательно, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу об отсутствии у Управления правовых оснований для выдачи оспариваемых предписаний.
Ссылка в апелляционной жалобе на общий и отсылочный характер норм, указанных в предписании и в законах, не могут быть приняты судом апелляционной инстанции, исходя из буквального толкования оснований выдачи оспариваемых предписаний, которым является пункт 7.1 условий лицензий, из акта проверки также следует, что речь идет о невыполнении, прежде всего, условий вышеназванных лицензий.
Пункт 7.1 содержит обязанность недропользователя по рациональному использованию недр в соответствии со статьей 23 Закона "О недрах".
В соответствии со статьей 23 Закона "О недрах", основными требованиями по рациональному использованию и охране недр являются: 1) соблюдение установленного законодательством порядка предоставления недр в пользование и недопущение самовольного пользования недрами; 2) обеспечение полноты геологического изучения, рационального комплексного использования и охраны недр; 3) проведение опережающего геологического изучения недр, обеспечивающего достоверную оценку запасов полезных ископаемых или свойств участка недр, предоставленного в пользование в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых; 4) проведение государственной экспертизы и государственный учет запасов полезных ископаемых, а также участков недр, используемых в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых; 5) обеспечение наиболее полного извлечения из недр запасов основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и попутных компонентов; 6) достоверный учет извлекаемых и оставляемых в недрах запасов основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и попутных компонентов при разработке месторождений полезных ископаемых; 7) охрана месторождений полезных ископаемых от затопления, обводнения, пожаров и других факторов, снижающих качество полезных ископаемых и промышленную ценность месторождений или осложняющих их разработку; 8) предотвращение загрязнения недр при проведении работ, связанных с пользованием недрами, особенно при подземном хранении нефти, газа или иных веществ и материалов, захоронении вредных веществ и отходов производства, сбросе сточных вод; 9) соблюдение установленного порядка консервации и ликвидации предприятий по добыче полезных ископаемых и подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых; 10) предупреждение самовольной застройки площадей залегания полезных ископаемых и соблюдение установленного порядка использования этих площадей в иных целях; 11) предотвращение размещения отходов производства и потребления на водосборных площадях подземных водных объектов и в местах залегания подземных вод, которые используются для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения или промышленного водоснабжения либо резервирование которых осуществлено в качестве источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.
Вместе с тем, в силу статьи 29 Закона "О недрах" в целях создания условий для рационального комплексного использования недр, определения платы за пользование недрами, границ участков недр, предоставляемых в пользование, запасы полезных ископаемых разведанных месторождений подлежат государственной экспертизе.
Предоставление недр в пользование для добычи полезных ископаемых разрешается только после проведения государственной экспертизы их запасов.
Таким образом, разрабатываемые участки недр не могли быть предоставлены Обществу без проведения государственной экспертизы запасов, что подразумевает ее наличие. При этом, согласно п.3 Приказа Минприроды РФ от 14.07.2009 N 207, государственный учет запасов полезных ископаемых возложен на Федеральное агентство по недропользованию (Роснедра), которое осуществляет данную государственную функцию.
Доводу апелляционной жалобы о непрохождении Обществом государственной экспертизы судом первой инстанции дана надлежащая оценка с учетом не принятия ссылки Управления Росприроднадзора на письмо Кузбасснедра от 23.04.2012 г. N 13-4/1329, в котором указано, что подземные воды на участках недр "Станция Барзас" и "Березовский" не проходили государственной экспертизы и государственного учета, поскольку пункт 7.1 лицензий КЕМ 01435 ВЭ и КЕМ 01438 ВЭ не устанавливают указанных условий.
Суд апелляционной инстанции поддерживает обоснованные выводы суда первой инстанции с учетом того, что требования, излагаемые в предписании, должны быть определенными, относимыми и исполнимыми.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы, проверенные судом апелляционной инстанции, не свидетельствуют о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права, направлены на переоценку выводов суда первой инстанции, в силу чего, не являются основаниями для отмены по существу правильно принятого судом первой инстанции решения.
При изложенных обстоятельствах, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Кемеровской области от 31 января 2013 года по делу N А27-13806/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
Л.Е. Ходырева |
Судьи |
В.А. Журавлева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-13806/2012
Истец: ОАО "Северо-Кузбасская энергетическая компания", ОАО "СКЭК"
Ответчик: Управление Росприроднадзора по КО, Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Кемеровской области
Хронология рассмотрения дела:
07.05.2014 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-2117/13
19.12.2013 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-1689/13
06.06.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-2117/13
29.03.2013 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-1689/13
31.01.2013 Решение Арбитражного суда Кемеровской области N А27-13806/12