г. Томск |
|
20 ноября 2013 г. |
Дело N А67-3862/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 ноября 2013 года.
Текст постановления изготовлен в полном объеме 20 ноября 2013 года
Постановление изготовлено в полном объеме 20 ноября 2013 года.
председательствующего Журавлевой В.А.
судей: Колупаевой Л.А., Усаниной Н.А.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Кузнецовой Ю.В.
с участием в заседании: без участия
рассмотрев в судебном заседании
апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Томская продовольственная компания" на решение Арбитражного суда Томской области от 27 сентября 2013 года по делу N А67-3862/2013 (судья И.Н. Сенникова)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Томская продовольственная компания" (ИНН 7021024982, ОГРН 1027000874504)
к Сибирскому управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор)
об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Томская продовольственная компания" (далее - заявитель, ООО "ТПК", Общество) обратилось в Арбитражный суд Томской области с заявлением к Сибирскому управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - заинтересованное лицо, Ростехнадзор, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 11.06.2013 N 34-ГС-2013-64/юл о назначении административного наказания.
Решением суда от 27.09.2013 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда, Общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель приводит доводы об отсутствии в действиях ООО "ТПК" состава вмененного административного нарушения, поскольку Общество не осуществляет эксплуатацию объекта, не является владельцем опасного производственного объекта - газопровода, в связи с чем полагает, что заявитель не должен заключать договор обязательного страхования гражданской ответственности. Кроме того, Общество указывает на отсутствие в газопроводе газа, наличия каких-либо договоров на транспортировку газа с участием заявителя; судом не учтено того, что ООО "ТПК" после завершения строительства не вводила газопровод в эксплуатацию, не ставила на учет объект в государственный реестр опасных объектов.
Более подробно доводы изложены в апелляционной жалобе.
В судебное заседание апелляционной инстанции стороны не явились, будучи извещенными надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
В соответствии со статьей 156 АПК РФ суд рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие не явившихся лиц.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив в соответствии со статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда первой инстанции, апелляционная инстанция приходит к следующим выводам.
Из материалов дела следует и установлено судом первой инстанции, должностными лицами Управления Ростехнадзора на основании распоряжения от 03.04.2013 N 340-Т, согласованного с прокуратурой Томской области, с 05.04.2013 по 07.05.2013 проведена внеплановая выездная проверка ООО "ТПК" на предмет выполнения требований законодательства в области промышленной безопасности.
В ходе проверки выявлены нарушения требований законодательства в области промышленной безопасности, что отражено в акте проверки от 07.05.2013 N 34-ГС-2013/210.
По результатам проверки составлен протокол об административном правонарушении N 34-ГС-2013-64/юл от 28.05.2013, на основании которого вынесено постановление N 34-ГС-2013-64/юл от 11.06.2013 о привлечении Общества к административной ответственности, предусмотренной статьей 9.19 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 400 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, Общество обратилось в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, принимая обжалуемое решение, пришел к выводам о наличии в действиях Общества состава вменяемого ему административного правонарушения и об отсутствии нарушений порядка привлечения Общества к административной ответственности.
Арбитражный апелляционный суд считает решение суда законным и обоснованным, при этом исходит из следующего.
В соответствии со статьей 9.19 КоАП РФ установлена административная ответственность за эксплуатацию опасного объекта, за исключением ввода в эксплуатацию опасного объекта, в случае отсутствия договора обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте.
Объективной стороной данного административного правонарушения является эксплуатация опасного объекта в отсутствие договора обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте.
Согласно части 1 статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (далее - Закон N116-ФЗ) организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также нормативных технических документов в области промышленной безопасности, иметь лицензию на осуществление конкретного вида деятельности в области промышленной безопасности, подлежащего лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу статьи 2 Закона N 116-ФЗ и приложения N 1 к Закону N 116-ФЗ к категории опасных производственных объектов относятся, в том числе объекты, объекты, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются воспламеняющиеся вещества: газы, которые при нормальном давлении и в смеси с воздухом становятся воспламеняющимися и температура кипения которых при нормальном давлении составляет 20 градусов Цельсия или ниже; жидкости, газы, пыли, способные самовозгораться, а также возгораться от источника зажигания и самостоятельно гореть после его удаления (приложение N 1 подпункты "а", "в").
В силу статьи 15 Закона N 116-ФЗ обязательное страхование гражданской ответственности за причинение вреда в результате аварии или инцидента на опасном производственном объекте осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте.
Основные понятия, используемые в целях Федерального закона от 27.07.2010 года N 225-ФЗ, приведены в его статье 2, а именно:
- владелец опасного объекта - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, владеющие опасным объектом на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании и осуществляющие эксплуатацию опасного объекта (пункт 4);
- эксплуатация опасного объекта - ввод опасного объекта в эксплуатацию, использование, техническое обслуживание, консервация, ликвидация опасного объекта, а также изготовление, монтаж, наладка, обслуживание и ремонт технических устройств, применяемых на опасном объекте (пункт 5).
Согласно статье 4 Федерального закона от 27.07.2010 года N 225-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте" владелец опасного объекта обязан на условиях и в порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом, за свой счет страховать в качестве страхователя имущественные интересы, связанные с обязанностью возместить вред, причиненный потерпевшим, путем заключения договора обязательного страхования со страховщиком в течение всего срока эксплуатации опасного объекта.
В случае нарушения предусмотренных настоящим Федеральным законом требований об обязательном страховании владельцы опасных объектов и их должностные лица несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 10 ФЗ N 225-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте" договор обязательного страхования заключается в отношении каждого опасного объекта на срок не менее чем один год. Документом, подтверждающим заключение договора обязательного страхования, является страховой полис установленного образца.
Вместе с тем, в ходе проведенной проверки установлено, что опасный производственный объект эксплуатируется Обществом в отсутствие заключенного договора обязательного страхования гражданской ответственности.
Доказательств наличия страхового полиса на проверенный опасный объект заявителем не представлено.
Исследовав в порядке статьи 71 АПК РФ имеющиеся в материалах дела доказательства, в том числе акт проверки от 07.05.2013 N 34-ГС-2013/210, информацию ООО "Газпром Газораспределение Томск" о транспортировке газа, договоры на техническое, аварийно-диспетчерское обслуживание и ремонт с ОАО "Томскоблгаз", деловую переписку ОАО "Томскоблгаз" с приложениями, протокол об административном правонарушении от 28.05.2013, иные доказательства, с учетом конкретных обстоятельств дела, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что опасный производственный объект - "Газопровод высокого давления к котельной ООО "Томская продовольственная компания по адресу: г. Томск, ул. Героев Чубаровцев, 6, стр. 6" на момент проведения проверки эксплуатируется Обществом в отсутствие заключенного договора обязательного страхования гражданской ответственности.
Доводы Общества о том, что заявитель не осуществляет эксплуатацию опасного производственного объекта, транспортировка газа не осуществляется, не основаны на материалах дела, в связи с чем отклоняются апелляционной инстанцией как необоснованные.
Судом первой инстанции учтено, вступившее в законную силу постановление Ленинского районного суда г. Томска от 01.07.2013 по делу N 5-168/13, которым установлен факт эксплуатации Обществом газопровода высокого давления к котельной, расположенного по адресу: г. Томск, ул. Героев Чубаровцев, 6, стр. 6 с многочисленными нарушениями требований промышленной безопасности (ч. 3 ст. 69 АПК РФ).
Кроме того, в письме прокурору Ленинского района города Томска от 14.08.2013, Общество подтверждает, что газопровод сдан в эксплуатацию 06.10.2008 и эксплуатировался в течение 5 лет (том 1 л.д. 132).
В своей апелляционной жалобе заявитель указывает на то, что проверенный объект не находится в реестре опасных производственных объектов и не введен в эксплуатацию, не оформлено право собственности, в связи с чем отсутствует обязанность по страхованию гражданской ответственности Общества. Данный довод Общества отклоняется судом.
Материалами дела полностью подтверждено, что по своему технологическому содержанию проверенный объект относится к опасным в силу прямого указания в законе. Более того, факт эксплуатации объекта и его опасность также подтверждена исполнением договоров на техническое обслуживание, аварийно-диспетчерское обслуживание и ремонт (журнал обхода трассы газопровода, письмом N 994 от 12.09.2013).
Доказательств, подтверждающих передачу всех правомочий собственника - владение, пользование, распоряжение иным лицам заявителем, материалы дела не содержат.
Поскольку материалами дела подтверждается и не опровергнут Обществом факт осуществления деятельности по эксплуатации опасного производственного объекта, к которому относится "Газопровод высокого давления к котельной ООО "Томская продовольственная компания по адресу: г. Томск, ул. Героев Чубаровцев, 6, стр. 6", в отсутствие заключенного договора обязательного страхования гражданской ответственности за причинение вреда в результате аварии на опасном производственном объекте, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что Общество в данном случае является лицом, ответственным за соблюдение норм и правил при осуществлении эксплуатации опасных производственных объектов, соответственно, субъектом данного правонарушения. Вывод суда о доказанности факта совершенного именно Обществом административного правонарушения, предусмотренного вышеназванной нормой КоАП РФ, является правомерным.
Неисполнение владельцем опасных производственных объектов обязанности по включению объекта в реестр является самостоятельным нарушением правил эксплуатации опасных производственных объектов. Однако неисполнение указанной обязанности по включению в реестр, не может служить основанием для неисполнения иной обязанности - по заключению договора.
При таких обстоятельствах арбитражный апелляционный суд приходит к выводу о наличии в действиях Общества объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного статьей 9.19 КоАП РФ.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Обществом не представлено доказательств наличия объективных обстоятельств, препятствующих соблюдению требований законодательства в области эксплуатации опасных производственных объектов.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии в действиях Общества состава вменяемого ему административного правонарушения.
Нарушений порядка привлечения общества к административной ответственности судами первой и апелляционной инстанций не установлено. Наказание в виде административного штрафа в размере 400 000 рублей назначено Обществу по правилам статьи 4.1 КоАП РФ с учетом характера и обстоятельств совершенного правонарушения, в пределах санкции, предусмотренной статьей 9.19 КоАП РФ.
Оснований для квалификации совершенного Обществом административного правонарушения в качестве малозначительного не имеется.
Возможность или невозможность квалификации деяния в качестве малозначительного не может быть установлена абстрактно, исходя из сформулированной в КоАП РФ конструкции состава административного правонарушения, за совершение которого установлена ответственность.
Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.
Каких-либо исключительных обстоятельств, свидетельствующих о малозначительности совершенного Обществом административного правонарушения, не приведено.
С учетом изложенного при вынесении решения судом первой инстанции всесторонне и полно исследованы материалы дела, дана надлежащая правовая оценка доказательствам, применены нормы материального права, подлежащие применению, не допущено нарушений норм процессуального права.
Оснований для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьей 156, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Томской области от 27 сентября 2013 года по делу N А67-3862/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
В.А. Журавлева |
Судьи |
Л.А. Колупаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А67-3862/2013
Истец: ООО "Томская продовольственная компания"
Ответчик: Западно-Сибирское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору