г. Санкт-Петербург |
|
22 ноября 2013 г. |
Дело N А56-31874/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 ноября 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 ноября 2013 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Будылевой М.В.
судей Горбачевой О.В., Семиглазова В.А.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Халиковой К.Н.
при участии:
от заявителя: Закоморный М.Н. по доверенности от 01.03.2013 N 7
от заинтересованного лица: Никитин П.С. по доверенности от 19.07.213 N 03-16/11454, Панин А.С. по доверенности от 30.01.2013 N 03-04/14047
от 3-го лица: не явились (извещены)
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-20104/2013) МИФНС России N 10 по Санкт-Петербургу на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 07.08.2013 по делу N А56-31874/2013 (судья С.В. Соколова), принятое
по заявлению ООО "Свежий продукт"
к МИФНС России N 10 по Санкт-Петербургу
3-и лица: ФКУ "Налог-Сервис" Федеральной налоговой службы, Управление Федерального казначейства по г. Санкт-Петербургу
о признании незаконным бездействия
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Свежий продукт" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области (далее - Арбитражный суд) с заявлением (уточненным в порядке ст. 49 АПК РФ) о признании незаконным бездействия Межрайонной ИФНС России N 10 по Санкт-Петербургу (далее - ответчик, Инспекция, налоговый орган), выразившегося в не возмещении на расчетный счет Общества налога на добавленную стоимость (далее - НДС) за 1-й квартал 2012 г. на сумму 35 782 683,00 руб. и не направлении поручения в Управление Федерального казначейства России по Санкт-Петербургу о перечислении на расчетный счет Общества НДС за 1-й квартал 2012 г. на сумму 35 782 683,00 руб., а также с требованием обязать Межрайонную ИФНС России N 10 по Санкт-Петербургу произвести возмещение НДС за 1-й квартал 2012 г. на сумму 35 782 683,00 руб. путем возврата на расчетный счет Общества.
В качестве третьих лиц не заявляющих самостоятельные требования были привлечены ФКУ "Налог-Сервис" ФНС и УФК по Санкт-Петербургу.
Решением от 07.08.2013 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Налоговый орган, не согласившись с решением суда первой инстанции, направил апелляционную жалобу, в которой, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права, просил судебный акт отменить, в удовлетворении требований отказать.
Податель жалобы в обоснование своей позиции ссылается на то, что документ в форме "поручения" не разработан Минфином РФ; согласно письму Минфина России от 18.12.2012 N Е Д-4-8/21578@ налоговый орган в порядке, предусмотренном пунктом 8 статьи 176 НК РФ, для возврата налогоплательщику суммы налога оформляет и направляет в территориальный орган Федерального казначейства поручение на возврат суммы налога в виде заявки на возврат; Инспекцией были предприняты все действия, направленные на возмещение НДС из бюджета в порядке статьи 176 НК РФ.
В судебном заседании представитель налогового органа поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, и настаивал на ее удовлетворении в полном объеме.
Представитель Общества с апелляционной жалобой не согласился по основаниям, изложенным в отзыве, просил судебный акт оставить без изменения, жалобу без удовлетворения.
Представители третьих лиц в судебное заседание не явились, о дате и месте рассмотрение дела извещены надлежащим образом. Согласно представленному отзыву ФКУ "Налог-Сервис" ФНС, поддерживает позицию инспекции и просит судебный акт отменить, удовлетворив апелляционную жалобу.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, 12 декабря 2012 г. Инспекцией были приняты решения о возврате НДС за 1-й квартал 2012 г.: N 13351 на сумму 19 975 939, 00 руб., N 13352 на сумму 15 806 744, 00 руб.
Заявка на возврат вышеназванных сумм была направлена Инспекцией в филиал ФКУ "Налог-Сервис" ФНС России в Санкт-Петербурге для передачи на исполнение в Управление Федерального казначейства по Санкт-Петербургу в порядке ст. 176 НК РФ.
Фактический возврат суммы налога на расчетный счет Общества произведен не был.
В обоснование не возврата налога Инспекция ссылается на то, что Следственным управлением УМВД России по Центральному району Санкт-Петербурга было возбуждено уголовное дело N 585176 в отношении неустановленных лиц.
В рамках уголовного дела N 585176 и на основании постановления о производстве выемки от 18.12.2012 в помещении Филиала ФКУ "Налог-Сервис" ФНС России в Санкт-Петер-бурге следователем Следственного управления УМВД России по Центральному району Санкт-Петербурга 18.12.2012 была произведена выемка файла с заявкой на возврат суммы 19 975 939, 00 руб. и 15 806 744, 00 руб., подлежащие перечислению ООО "Свежий продукт".
Постановление от 17.12.2012 о возбуждении уголовного дела N 585176 было обжаловано генеральным директором ООО "Свежий продукт" в Ленинском районном суде Санкт-Петербурга. Постановлением Ленинского районного суда Санкт-Петербурга от 19.03.2013 жалоба генерального директора ООО "Свежий продукт" о признании незаконным постановления от 17.12.2012 о возбуждении уголовного дела N 585176 оставлена без удовлетворения.
Апелляционным определением по делу N 3/10-32/13 от 30 апреля 2013 г., принятым Санкт-Петербургским городским судом, постановление Следственного Управления УМВД России по Центральному району Санкт-Петербурга от 17.12.2012 о возбуждении уголовного дела N 585176 в отношении ООО "Свежий продукт" отменено.
Следственным управлением УМВД России по Адмиралтейскому району Санкт-Петербурга 03.07.2013 в отношении неустановленного лица ООО "Свежий продукт" было возбуждено уголовное дело N 2299.
На основании постановления о производстве выемки от 18.07.2013 в помещении филиала ФКУ "Налог-Сервис" ФНС России в Санкт-Петербурге, следователем Следственного Управления УМВД России по Адмиралтейскому району Санкт-Петербурга 18.07.2013 была произведена выемка файла с заявкой на возврат сумм НДС в размерах 19 975 939 руб. и 15 806 744 руб., подлежащих перечислению на расчетный счет ООО "Свежий продукт".
Изучив материалы дела и выслушав объяснения представителей сторон, апелляционный суд не находит оснований для отмены либо изменения решения суда первой инстанции в связи со следующим.
В соответствии с пунктом 1 статьи 176 Налогового кодекса Российской Федерации в случае, если по итогам налогового периода сумма налоговых вычетов превышает общую сумму налога, исчисленную по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с подпунктами 1 - 3 пункта 1 статьи 146 настоящего Кодекса, полученная разница подлежит возмещению (зачету, возврату) налогоплательщику в соответствии с положениями настоящей статьи.
После представления налогоплательщиком налоговой декларации налоговый орган проверяет обоснованность суммы налога, заявленной к возмещению, при проведении камеральной налоговой проверки в порядке, установленном статьей 88 настоящего Кодекса.
В силу пункта 2 статьи 176 НК РФ по окончании проверки в течение семи дней налоговый орган обязан принять решение о возмещении соответствующих сумм, если при проведении камеральной налоговой проверки не были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах.
Согласно пункту 3 статьи 176 НК РФ в случае выявления нарушений законодательства о налогах и сборах в ходе проведения камеральной налоговой проверки уполномоченными должностными лицами налоговых органов должен быть составлен акт налоговой проверки в соответствии со статьей 100 настоящего Кодекса.
Акт и другие материалы камеральной налоговой проверки, в ходе которой были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах, а также представленные налогоплательщиком (его представителем) возражения должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, проводившего налоговую проверку, и решение по ним должно быть принято в соответствии со статьей 101 настоящего Кодекса.
По результатам рассмотрения материалов камеральной налоговой проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения либо об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Одновременно с этим решением принимается: решение о возмещении полностью суммы налога, заявленной к возмещению; решение об отказе в возмещении полностью суммы налога, заявленной к возмещению; решение о возмещении частично суммы налога, заявленной к возмещению, и решение об отказе в возмещении частично суммы налога, заявленной к возмещению.
В соответствии с пунктом 6 статьи 176 НК РФ при отсутствии у налогоплательщика недоимки по налогу, иным федеральным налогам, задолженности по соответствующим пеням и (или) штрафам, подлежащим уплате или взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, сумма налога, подлежащая возмещению по решению налогового органа, возвращается по заявлению налогоплательщика на указанный им банковский счет. При наличии письменного заявления налогоплательщика суммы, подлежащие возврату, могут быть направлены в счет уплаты предстоящих налоговых платежей по налогу или иным федеральным налогам.
В силу пункта 7 статьи 176 НК РФ решение о зачете (возврате) суммы налога принимается налоговым органом одновременно с вынесением решения о возмещении суммы налога (полностью или частично).
Согласно пункту 8 статьи 176 НК РФ поручение на возврат суммы налога, оформленное на основании решения о возврате, подлежит направлению налоговым органом в территориальный орган Федерального казначейства на следующий день после дня принятия налоговым органом этого решения.
Территориальный орган Федерального казначейства в течение пяти дней со дня получения указанного поручения осуществляет возврат налогоплательщику суммы налога в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации и в тот же срок уведомляет налоговый орган о дате возврата и сумме возвращенных налогоплательщику денежных средств.
В соответствии с пунктом 9 статьи 176 НК РФ налоговый орган обязан сообщить в письменной форме налогоплательщику о принятом решении о возмещении (полностью или частично), о принятом решении о зачете (возврате) суммы налога, подлежащей возмещению, или об отказе в возмещении в течение пяти дней со дня принятия соответствующего решения.
Указанное сообщение может быть передано руководителю организации, индивидуальному предпринимателю, их представителям лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату его получения.
Из положений статьи 176 НК РФ, определяющих основание и момент для принятия решения о возврате НДС, порядок начисления процентов и период просрочки исполнения обязанности по возврату, следует, что при соблюдении этой нормы возможность осуществления возврата налога не зависит напрямую от подачи налогоплательщиком заявления о возврате.
Из материалов дела следует, что налоговый орган принял решения о возврате Обществу НДС за 1-й квартал 2012 г. в сумме 35 782 683 руб.
В материалах дела отсутствуют сведения о наличии у Общества недоимок по налогам, сборам, пеням, штрафам, вследствие чего возврат налога не мог быть произведен налоговым органом.
Порядок возврата НДС установлен положениями ст. 176 НК РФ, а именно пунктом 8 названной статьи, из которого следует, что поручение на возврат суммы налога, оформленное на основании решения о возврате, подлежит направлению налоговым органом в территориальный орган Федерального казначейства на следующий день после принятия налоговым органом этого решения.
Таким образом, действующее налоговое законодательство обязывает налоговые органы направить поручение на возврат суммы налога непосредственно в орган Федерального казначейства на следующий день после принятия налоговым органом решения о возврате.
Налоговым органом в дело не был представлен реестр заявок на возврат, переданных в УФК по СПб, согласно которому заявка на возврат Обществу суммы налога была бы принята работником органа федерального казначейства.
При этом, направление в компетентный орган документа в форме "заявка на возврат" в силу прямого указания пункта 8 статьи 176 НК РФ не может быть приравнено к направлению поручения на возврат.
Пункт 8 статьи 176 НК РФ, исходя из его буквального толкования, предусматривает направление налоговым органом документа в виде поручения, а не файла и заявки, а ведомственные и подзаконные акты не могут изменять установленный статьей 176 НК РФ порядок возврата НДС.
Данная норма не содержит положений о возможности принявшего решение налогового органа перенаправить такое решение в ФКУ "Налог-Сервис" ФНС России в Санкт-Петербурге.
Регламент взаимодействия между налоговыми органами при осуществлении обмена с Управлением Федерального казначейства по Санкт-Петербургу N 04-06/349@, который предусматривает направление файлов в органы Федерального казначейства для исполнения через межрайонные инспекции по централизованной обработке данных, является не законодательством о налогах и сборах, а внутренним документом налоговых органов и не может изменять порядок возврата НДС, установленный ст. 176 НК РФ.
Как правильно указал суд первой инстанции, доводы налогового органа о том, что возврат налога не произведен в связи с выемкой следственным управлением электронного файла, что находится вне пределов компетенции Инспекции, а следовательно, не может быть квалифицировано как нарушение срока возврата налога, является не состоятельным, в связи с чем подлежит отклонению.
Факт изъятия следственными органами файла с заявкой на возврат Обществу НДС никаким образом не влияют на обязанность налогового органа по направлению в УФК по СПб поручения на возврат данной суммы налога.
Поскольку возврат НДС в порядке, регламентированном ст. 176 НК РФ, не осуществлен, а именно, Инспекцией принято только решение о возврате, но не направлено в соответствии с требованиями ст. 176 НК РФ в территориальный орган Федерального казначейства поручение на возврат, то требования Общества о признании незаконным спорного бездействия Инспекции и обязании устранить допущенные нарушения путем направления в УФК по СПб поручения на возврат из бюджета суммы НДС за 1 квартал 2012 в размере 35 782 683 руб. являются обоснованными и правомерно удовлетворены судом первой инстанции.
Принимая во внимание, что дело рассмотрено судом первой инстанции полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, выводы суда о применении норм права соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся доказательствам, у апелляционной инстанции не имеется правовых оснований для отмены принятого решения.
В апелляционной жалобе инспекция не приводит иных доводов, которые не были бы надлежащим образом оценены судом первой инстанции.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 07.08.2013 по делу N А56-31874/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
М.В. Будылева |
Судьи |
О.В. Горбачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-31874/2013
Истец: ООО "Свежий продукт"
Ответчик: Межрайонная ИФНС России N10 по Санкт-Петербургу
Третье лицо: Управление Федерального казначейства по г. Санкт-Петербургу, Федеральное казенное учреждение "Налог-Сервис" Федеральной налоговой службы
Хронология рассмотрения дела:
03.03.2014 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-11074/13
28.01.2014 Определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-11074/13
22.11.2013 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-20104/13
07.08.2013 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-31874/13