Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 25 ноября 2013 г. N 11АП-19068/13
г. Самара |
|
25 ноября 2013 г. |
Дело N А55-1995/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 ноября 2013 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 25 ноября 2013 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Рогалевой Е.М.,
судей Бажана П.В., Холодной С.Т.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Прокофьевым В.Н.,
с участием:
от общества с ограниченной ответственностью "Рынок-Агро" - Желудова Т.В. по доверенности от 22.04.2013 г., Сеньков С.С. по доверенности от 30.07.2013 г.;
от Мэрии городского округа Тольятти - Володина И.А. по доверенности от 29.12.2012 г. N 12295/1;
от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Самарской области - извещен, не явился;
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционной жалобе ООО "Рынок-Агро"
на решение Арбитражного суда Самарской области от 03.06.2013 по делу N А55-1995/2013 (судья Мальцев Н.А.),
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Рынок-Агро" (ИНН 6321032132, ОГРН 1026302005058), г.Тольятти Самарской области,
к Мэрии городского округа Тольятти, г.Тольятти Самарской области,
с участием в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Самарской области, г.Самара,
об оспаривании постановления об отказе в переоформлении и продлении срока действия разрешения на право организации рынка,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Рынок-Агро" обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к Мэрии г.о. Тольятти о признании незаконным постановления N 3760-П/1 от 28.12.2012 и обязании устранить допущенные нарушения путем вынесения решения о переоформлении типа рынка на сельскохозяйственный и продлении срока действия разрешения на право организации рынка по адресу: г. Тольятти, 16 квартал Автозаводского района, северо-восточнее ТЦ по ул.Тополиной, 46 по 31.12.2014.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 03.06.2013 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с выводами суда, общество с ограниченной ответственностью "Рынок-Агро" подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, жалобу - удовлетворить, вынести по делу новый судебный акт, которым признать незаконным постановление Мэрии г. о. Тольятти N 3760-п/1 от 28.12.2012 г. и обязать мэрию г. о. Тольятти устранить допущенные нарушения путем вынесения решения о переоформлении типа рынка на сельскохозяйственный и продлении срока действия разрешения на право организации рынка по адресу: г. Тольятти, 16 квартал Автозаводского района, по ул. Тополиной, 46 по 31.12.2014 г.
В апелляционной жалобе указывает, что постановление не соответствует нормам 271-ФЗ, и нарушает права Заявителя на изменение типа рынка и продление разрешения на право его организации, препятствует в осуществлении предпринимательской деятельности.
По мнению подателя жалобы, суд первой инстанции необоснованно сослался на установление иными судебными актами, принятыми по спорам между ООО УК "Рынок-Агро" и мэрией г. о. Тольятти, что в ходе реорганизации Заявителя в виде выделения (согласно разделительного баланса) право аренды земельного участка перешло к его правопреемнику (ООО УК "Рынок-Агро"), поскольку переход права, на который было указано в разделительном балансе, на практике осуществлен так и не был.
Ни ООО "Рынок-Агро", ни ООО УК "Рынок-Агро", ни мэрия г. о. Тольятти за регистрацией перехода права и внесением изменений в сведения ЕГРП не обращались. Право аренды земельного участка осталось у Заявителя, что подтверждается представленной в материалы дела выпиской из ЕГРП.
Податель жалобы также указывает, что согласно Инструкции о внесении изменений в план организации рынков на территории Самарской области, утвержденной Приказом Министерства строительства и ЖКХ Самарской области N 163 от 15.10.2007 г. изменения в План вносятся на основании письменного обращения администрации (мэрии) городского округа.
По мнению подателя жалобы, именно мэрия должна была обеспечить соответствие плана, однако этого не сделала.
В судебном заседании представитель общества с ограниченной ответственностью "Рынок-Агро" доводы апелляционной жалобы поддержали.
Представитель Мэрии городского округа Тольятти считает решение суда законным и обоснованным по доводам, изложенным в отзыве.
Третье лицо в судебное заседание не явилось, о дне и времени рассмотрения дела извещено надлежащим образом.
В соответствии со ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрение дела проводится в отсутствие представителя третьего лица.
Проверив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
11.12.2012 Общество с ограниченной ответственностью "Рынок-Агро" обратилось в Мэрию городского округа Тольятти (далее - Мэрия) с заявлением об изменении типа рынка, расположенного по адресу: г. Тольятти, 16 квартал Автозаводского района, северо-восточнее ТЦ по ул.Тополиной, 46 на сельскохозяйственный и продлении срока действия разрешения по 31.12.2014.
Ранее Обществу с ограниченной ответственностью "Рынок-Агро" (ОГРН 1026302005058) выдавались разрешения N 8 от 08.06.2007 сроком действия с 07.07.2008 по 31.05.2008 (л.д. 8) и разрешение N 8/2, сроком действия с 29 июля 2008 года по 31 декабря 2009 (л.д.9).
В соответствии с договором аренды N 2053 от 29.12.2000 (л.д.5-6) между заявителем и Администрацией Автозаводского района г. Тольятти Обществу с ограниченной ответственностью "Рынок-Агро", был предоставлен земельный участок с кадастровым номером 63:09:01 01 035:у15 площадью 265 кв.м., расположенный по адресу г. Тольятти 1 16 квартал по ул.Тополиной.
Постановлением Мэрии городского округа Тольятти от N 3760-п/1 от 28.12.2012 в продлении разрешения заявителю было отказано со ссылкой на отсутствие прав на объект недвижимости и несоответствие типа рынка плану розничных рынков на территории Самарской области, что и послужило поводом для обращения в арбитражный суд.
При принятии решения об отказе в удовлетворении заявленных обществом требований о признании указанного постановления мэрии незаконным суд первой инстанции правомерно исходил из следующих обстоятельств.
Согласно пункту 1 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2006 N 271-ФЗ "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 271 -ФЗ) рынок организуется в соответствии с планом, предусматривающим организацию рынков на территории субъекта Российской Федерации и утвержденным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с архитектурными, градостроительными и строительными нормами и правилами, с проектами планировки и благоустройства территории субъекта Российской Федерации и территории муниципального образования и с учетом потребностей субъекта Российской Федерации в рынках того или иного типа.
Согласно пункту 1 статьи 9 Федерального закона N 271-ФЗ срок действия разрешения по его окончании может быть продлен по заявлению юридического лица. Разрешение может быть переоформлено только в случае реорганизации юридического лица в форме преобразования, изменения его наименования или типа рынка. Продление срока действия разрешения, его переоформление осуществляются в соответствии с требованиями статьи 6 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 2 статьи 6 Федерального закона решение о предоставлении разрешения на право организации розничного рынка (далее - разрешение) принимается на основании плана. Несоответствие места расположения объекта или объектов недвижимости, принадлежащих заявителю, который предполагается организовать, плану, является основанием для отказа в предоставлении разрешения. Данная норма также закреплена в подпункте 2 пункта 6 Правил выдачи разрешений на право организации розничного рынка, утвержденных постановлением Правительства РФ от 10.03.2007 N 148.
Законом Самарской области от 31.05.2007 N 41-ГД "об организации розничных рынков на территории Самарской области" установлено, что план разрабатывается на основании предложений органов местного самоуправления Самарской области и утверждается органом исполнительной власти Самарской области, осуществляющим управление и обеспечивающим реализацию государственной политики в сфере строительного комплекса, жилищно-коммунального хозяйства и градостроительной деятельности на территории Самарской области.
01.06.2007 Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области утвердило Приказ N 49 "Об утверждении плана организации розничных рынков на территории Самарской области", который был составлен на основании данных, предоставленных органами местного самоуправления муниципальных образований, включенных в данный план.
В указанном плане организации розничных рынков N 49, универсальный рынок, расположенный по адресу, указанному в заявлении о продлении срока действия общества, подлежит ликвидации в срок до 01 января 2010 года.
Изменение заявленного типа рынка и продление действия рассматриваемого разрешения на его организацию планом организации розничных рынков на территории Самарской области не предусмотрено.
В подпункте 1 пункта 1 статьи 7 Федерального закона N 271 -ФЗ определено, что заявителю может быть отказано в предоставлении разрешения, в том числе, в случае несоответствия типа рынка, который предполагается организовать, плану, указанному в статье 4 настоящего Федерального закона. Изложенное подтверждает, что оспариваемый по делу отказ основан на приведенных нормах закона.
Судом верно отмечено в решении, что в рамках данного дела не рассматривается правомерность действий (бездействия) мэрии по внесению соответствующих изменений в план организации розничных рынков N 49.
Судом первой инстанции правильно отклонена ссылка общества на имеющиеся в материалах дела разрешения N 8 и N 8/2, ранее выданные ООО "Рынок-Агро", поскольку срок действия последнего разрешения истек 31 декабря 2009, то есть почти за три года до обращения Общества с ограниченной ответственностью "Рынок-Агро" в Мэрию городского округа Тольятти с рассматриваемым заявлением (11.12.2012).
В подпункте 1 пункта 1 статьи 7 Федерального закона N 271 -ФЗ определено, что заявителю может быть отказано в предоставлении разрешения, в том числе, в связи с отсутствием права на объект или объекты недвижимости в пределах территории, на которой предполагается организовать рынок.
Судом правильно отмечено в решении, что продление срока действия разрешения на право организации розничного рынка осуществляется органом местного самоуправления на условиях, предъявляемых для получения такого разрешения. Многочисленными судебными актами, принятыми по спорам между ООО УК "Рынок-Агро" и Мэрией городского округа Тольятти, установлено, что в декабре 2008 года произошла реорганизация Общества с ограниченной ответственностью "Рынок-Агро" (ОГРН 1026302005058) в форме выделения из него Общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Рынок-Агро" (ОГРН 1086320030697) - по делам N А55-13781/2011, N А55-13782/2011, N А55-13785/2011.
В частности, в рамках судебного дела N А55-13783/2011 установлено, что согласно разделительному балансу Обществом с ограниченной ответственностью "Рынок-Агро" (ОГРН 1026302005058) передано Обществу с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Рынок-Агро" (ОГРН 1086320030697) право аренды по договору аренды N 2053 от 29.12.2000.
С учетом этого судом сделан правильный вывод о том, что при таких обстоятельствах Мэрия в соответствии с положениями пункта 1 статьи 9 Федерального закона N 271 -ФЗ правомерно отказала заявителю в продлении и переоформлении разрешения на право организации розничного рынка и, в соответствии с положениями ст. 201 АПК РФ, отказал в удовлетворении заявленных обществом требований.
Доводы подателя жалобы отклоняются апелляционным судом в связи со следующим.
ООО "Рынок-Агро", обращаясь в мэрию городского округа Тольятти с заявлением о продлении срока действия разрешения на право организации рынка, не представило документы, подтверждающие право на объект или объекты недвижимости.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 7 Закона отсутствие права на объект или объекты недвижимости в пределах территории, на которой предполагается организовать рынок, является одним из оснований для отказа в предоставлении разрешения на право организации рынка.
При этом довод заявителя о том, что представив договор аренды земельного участка, он тем самым подтвердил наличие и принадлежность объектов недвижимости в пределах территории рынка, не может быть принят во внимание. В законе говорится именно об объектах недвижимости, расположенных на территории, в пределах которой предполагается организация рынка (ч. 3 ст. 4 Закона).
Кроме того, из ООО "Рынок-Агро" в порядке реорганизации в форме выделения образовалось ООО УК "Рынок-Агро", которому согласно разделительному балансу переданы права по договору аренды земельного участка. Таким образом, ООО "Рынок-Агро" не обладает правом пользования на земельный участок.
Вывод заявителя о том, что в связи с тем, что переход права на земельный участок по договору аренды от ООО "Рынок-Агро" к ООО УК "Рынок-Агро" не был зарегистрирован в Росреестре, то он "на практике осуществлен не был", является несостоятельным, так как пунктом 11 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 16.02.2001 N 59 "Обзор практики разрешения споров, связанных с применением Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" установлено, что договор аренды, возобновленный на неопределенный срок, в государственной регистрации не нуждается. В связи с тем, что переход прав по договору аренды должен совершаться в той же форме, что и договор, то соглашение к договору (о переходе прав к иному лицу), возобновленному на неопределенный срок, не подлежит регистрации.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 7 Закона несоответствие типа рынка, который предполагается организовать, плану организации розничных рынков на территории Самарской области (далее - План) также является основанием для отказа в предоставлении разрешения на право организации рынка.
Довод заявителя о том, что "обеспечить соответствие Плана" является обязанностью органа местного самоуправления, не подтверждается действующим законодательством.
Изменения в План действительно вносятся по заявлению уполномоченного органа администрации (мэрии) городского округа, однако для включения розничных рынков в План к заявлению Уполномоченного органа, в том числе прикладываются: пояснительная записка с обоснованием потребности в рынке и краткой характеристикой района и площадки для строительства (места расположения) предполагаемого рынка, данными, о типе рынка; правоустанавливающие документы на земельный участок, здания и сооружения рынка, заявленного на включение в План, акт технического обследования на здания и сооружения рынка по форме приложения N 1. Данные акта технического обследования принимаются к рассмотрению в течение 48 месяцев со дня проведения технического обследования.
В связи с тем, что ООО "Рынок-Агро" не были предоставлены соответствующие документы, у мэрии городского округа Тольятти не было оснований направлять заявление в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области для внесения изменений в План. Кроме того, при рассмотрении заявления о выдаче разрешения на организацию розничного рынка, изменения в План уже должны быть внесены.
В Плане организации розничных рынков на территории Самарской области, утвержденном Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 01.06.2007 N 49, рынок, с заявлением о продлении срока действия которого обратилось ООО "Рынок-Агро", отсутствует, что также не позволило мэрии принять решение о продлении срока действия разрешения на организацию розничного рынка.
С учетом изложенного оснований для отмены решения суда не имеется.
Также позиция суда по рассматриваемому вопросу подтверждается сложившейся судебной практикой - постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.09.2013 г. по делу N А55-1994/2013.
Судебные расходы между лицами, участвующими в деле, распределяются в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 101, 110, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 03.06.2013 по делу N А55-1995/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.М. Рогалева |
Судьи |
П.В. Бажан |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.