г. Москва |
|
18 ноября 2013 г. |
Дело N А40-56461/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 ноября 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 ноября 2013 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Мухина С.М.,
судей: |
Попова В.И., Яковлевой Л.Г., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Егуновым О.С. |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Муниципального унитарного предприятия "Жилищно-коммунальное хозяйство"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 19.08.2013 по делу N А40-56461/2013, принятое судьей Быковой Ю.Л. (шифр судьи 119-654),
по заявлению Муниципального унитарного предприятия "Жилищно-коммунальное хозяйство"
к Департаменту Росприроднадзора по Центральному федеральному округу
об обязании утвердить нормативы образования отходов и лимит их размещения
при участии:
от заявителя: |
Тюнникова Ю.А. по доверенности N 31/1-13 от 14.01.2013; |
от ответчика: |
Читанава И.О. по доверенности N 95 от 17.12.2012; |
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное унитарное предприятие "Жилищно-коммунальное хозяйство" (далее - МУП "ЖКХ", Предприятие) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением об обязании Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по ЦФО (далее - Департамент) установить нормативы образования отходов и лимитов на их размещение.
Решением от 19.08.2013 суд отказал в удовлетворении заявленных требований, сделав вывод об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, Предприятие в апелляционной жалобе просит решение суда первой инстанции отменить и заявленные требования удовлетворить по доводам изложенным в апелляционной жалобе.
Отзыв на апелляционную жалобу ответчиком не представлен.
В судебном заседании представитель заявителя доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, изложил свою позицию, указанную в апелляционной жалобе, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Представитель ответчика в судебном заседании поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласился ввиду их необоснованности, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы отказать, изложил свои доводы.
Проверив законность и обоснованность решения в соответствии со ст. ст. 266 и 268 АПК РФ, Девятый арбитражный апелляционный суд выслушав объяснения сторон, с учетом исследованных доказательств по делу и доводов апелляционной жалобы не находит оснований для отмены судебного акта по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, на основании приказа начальника Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы от 26.04.2013 N 1115-прN 1010 00421 государственными инспекторами г. Москвы по охране природы проведена внеплановая выездная проверка соблюдения требований законодательства в области охраны окружающей среды в отношении Муниципального унитарного предприятия "Жилищно-коммунальное хозяйство" по адресу: Московская область, Серпуховской район, вблизи д. Павловка, о чем составлен Акт проверки от 07.06.2013 N 1115.
В ходе проведения проверки было выявлено, что Предприятие имеет документ об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение на полигоне ТБО "Протвино" только до 2011 года включительно. Однако до настоящего времени Предприятие в нарушение ст. 18 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" осуществляет прием и размещение отходов в отсутствии лимита на размещение отходов, наличие которого является обязательным.
30.12.2011 в адрес МУП "ЖКХ" поступило уведомление об отказе в установлении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, которое утверждено приказом Департамента Росприроднадзора по ЦФО N 3697-ОО от 19.12.2011.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения заявителя в арбитражный суд.
Согласно ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Принимая оспариваемое решение, суд первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, полно и всесторонне исследовал имеющие значение для правильного рассмотрения дела обстоятельства, правильно применил и истолковал нормы материального и процессуального права и на их основании сделал обоснованный вывод об отсутствии совокупности необходимых условий для удовлетворения заявленных требований.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
В силу ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного правового акта недействительным необходимо наличие совокупности следующих условий: несоответствие оспариваемого ненормативного акта закону, а также нарушение им прав и охраняемых законом интересов заявителя.
Совокупность указанных обстоятельств при рассмотрении настоящего дела установлена, принимая во внимание, что оспариваемое уведомление ответчика не соответствует закону и нарушает права и охраняемых законом интересы заявителя.
В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования.
Согласно ч. 2 ст. 18 названного Закона лимиты на размещение отходов устанавливают в соответствии с нормативами предельно допустимых вредных воздействий на окружающую среду уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
Индивидуальные предприниматели и юридические лица, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ч. 3 ст. 18 Закона).
В соответствии с ч. 4 ст. 18 Закона порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов устанавливает федеральный орган исполнительной власти в области обращения с отходами.
Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение утвержден Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 25.02.2010 N 50.
Согласно п. п. 4, 5 указанного Порядка проекты нормативов образования отходов разрабатываются индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами на основании расчетов и имеющихся данных об удельном образовании отходов при производстве продукции, выполнении работ, оказании услуг.
Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение утверждаются территориальными органами Росприроднадзора на основании комплекта обосновывающих расчетов, материалов и документов - проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, разрабатываемого индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с методическими указаниями, утвержденными Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
Пунктом 7 Порядка установлен исчерпывающий перечень документов, необходимых для представления в территориальные органы Росприроднадзора с целью утверждения лимитов на размещение отходов. Согласно подпункту Б наряду с перечисленными в пункте 7 документами в территориальные органы Росприроднадзора предоставляется проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение" (приказ Ростехнадзора от 19.10.2007 N 703).
Уведомление об отказе в установлении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение было подготовлено по результатам рассмотрения проектной документации, разработанной в 2011 году.
Отказывая в установлении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение Департамент указал, что Проектная документация, представленная заявителем (включая Технический отчет по результатам расчета объемов остаточной вместимости полигона ТБО "Протвино") не содержит информации по объемам и видам отходов, поступившим на размещение в период с 2011 года по настоящее время.
Согласно п.10 "Порядка разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение", утвержденному Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 25.02.2010 N 50, основанием для отказа в утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение является наличие недостоверной информации в составе указанных заявления и документов.
Таким образом, требования МУП "ЖКХ" об обязании Департамента Росприроднадзора по ЦФО являются необоснованными и неподлежащими удовлетворению.
Вместе с тем, обязанность Заявителя доказать нарушение своих прав вытекает из части 1 статьи 4, части 1 статьи 65, части 1 статьи 198 и части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В силу действия статьи 4 АПК РФ, за судебной защитой в арбитражный суд может обратиться лицо, чьи права и законные интересы нарушены, а предъявление иска имеет цель восстановления нарушенного права.
В соответствии со статьей 65 АПК РФ, заявитель должен доказать факт несоответствие оспариваемого акта действующему законодательству и каким образом оспариваемый акт нарушает его права и законные интересы, а также в защиту и на восстановление каких прав предъявлены требования.
Кроме того, как правильно указал суд первой инстанции, заявителем пропущен срок на оспаривание действий ответчика.
Согласно статье 115 АПК РФ лица, участвующие в деле, утрачивают право на совершение процессуальных действий с истечением процессуальных сроков, установленных настоящим Кодексом или иным федеральным законом либо арбитражным судом.
Принимая во внимание, что срок подачи заявления в суд, установленный ч. 4 ст. 198 АПК РФ, пропущен заявителем, решение суда первой инстанции об отказе в удовлетворении заявленных МУП "ЖКХ" требований подлежит оставлению без изменения.
Учитывая сказанное, апелляционный суд полагает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 19.08.2013 по делу N А40-56461/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу- без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральный арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
С.М. Мухин |
Судьи |
В.И. Попов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-56461/2013
Истец: МУП "ЖКХ"
Ответчик: Департамент Росприроднадзора по Центральному федеральному округу
Третье лицо: Серпуховской городской суд Московской Области