г. Челябинск |
|
27 ноября 2013 г. |
Дело N А76-20986/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 ноября 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 ноября 2013 г.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Рачкова В.В.,
судей Логиновских Л.Л., Махровой Н.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Шпикалевой М.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства финансов Российской Федерации на решение Арбитражного суда Челябинской области от 28.08.2013 по делу N А76-20986/2012 (судья Сафронов М.И.)
В заседании приняли участие представители:
Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Челябинской области - Пыталева Е.В. (доверенность N 688 от 05.09.2013),
Министерства финансов Российской Федерации - Белова Е.Ю. (доверенность от 11.01.2013 N 69-12/08-11-72),
Управления Федерального казначейства по Челябинской области - Белова Е.Ю. (доверенность от 03.02.2012 N 69-12/08-11-634)
Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Ленинского района - 4" (далее - истец, ООО "УК Ленинского района - 4") обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с исковым заявлением к Российской Федерации в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Челябинской области (далее - Управление) о взыскании неосновательного обогащения в сумме 45 552 руб. 88 коп.
Определениями Арбитражного суда Челябинской области от 28.01.2013, 28.02.2013 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Владимирской области (далее - Управление по г. Владимир), Министерство финансов Российской Федерации (далее - Минфин РФ), Управление федерального казначейства по Челябинской области (далее - УФК по Челябинской области) и Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (далее - Росимущество) (л.д. 128-131, 160-163 т. 4).
Определением Арбитражного суда Челябинской области от 29.05.2013 по ходатайству истца к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство финансов Российской Федерации (л.д. 81-84 т. 5).
До принятия решения по существу спора истцом было заявлено и судом в порядке, предусмотренном статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, удовлетворено ходатайство об уточнении исковых требований, согласно которому истец просил взыскать неосновательное обогащение с Министерства Финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации и с Российской Федерации в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Челябинской области (л.д. 115 т. 5).
Решением арбитражного суда первой инстанции от 28.08.2013 удовлетворены исковые требования ООО "УК Ленинского района - 4" к Министерству финансов Российской Федерации, в удовлетворении остальных требований отказано.
В апелляционной жалобе Министерство финансов Российской Федерации просило решение суда отменить и отказать в удовлетворении исковых требований к нему.
В обоснование доводов апелляционной жалобы Министерство финансов Российской Федерации сослалось на то, что надлежащим ответчиком по делу является Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Челябинской области.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом; в судебное заседание истец и третьи лица Федеральное агентство по управлению государственным имуществом и Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Владимирской области не явились. С учетом мнения ответчиков и третьего лица в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие истца и не явившихся третьих лиц.
В судебном заседании представитель Министерства финансов Российской Федерации и Управления Федерального казначейства по Челябинской области поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, а представитель Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Челябинской области возражал на доводы апелляционной жалобы, ссылаясь на законность и обоснованность решения, просил оставить его без изменения.
В соответствии с частью 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие возражений лиц, участвующих в деле, решение пересматривается арбитражным апелляционным судом в обжалуемой ответчиком части.
Как следует из материалов дела, общие собрания собственников помещений в многоквартирных жилых домах по адресу: г. Челябинск, ул. Дзержинского, д. 125, проведенные в форме заочного голосования 26.04.2007 и 05.08.2010, что подтверждается протоколами общего собрания собственников помещений (л. д. 20-21, т. 1), приняли решения: выбрать способ управления многоквартирным домом управляющей организацией; выбрана управляющая организация ООО "Управляющая компания Ленинского района-4"; утверждены условия договора управления многоквартирным домом.
01.01.2008 истец заключил договор подряда N 246 на содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома с ООО "ИНВИС" (подрядчик) (л.д. 49-67, т. 1), предметом которого является оказание услуг и выполнение работ по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества по спорному помещению.
ООО "ИНВИС" исполнило свои обязательства по договору надлежащим образом, что подтверждается сметами и актами (л.д. 68-175 т. 1) в спорный период.
01.01.2008 истец (заказчик) заключил договор подряда N 244 на содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома с ООО "ИНВИС РЭУ-1" (подрядчик) с приложениями (л.д. 1-20, т. 2), предметом которого является оказание услуг и выполнение работ по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества по спорному помещению.
Во исполнение условий договора ООО "ИНВИС РЭУ-1" оказывало услуги, о чём представлены в дело сметы и акты (л.д. 21, 23-26, 28-29, 32-42, 44-51, 56-109 т. 2).
01.01.2008 истец (заказчик) заключил договор подряда N 233 с ООО "ИНВИС" (подрядчик) (л.д. 110-115 т. 2), предметом которого является оказание услуг и выполнение работ по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества по спорному помещению.
ООО "ИНВИС" исполнило обязательства по договору, что подтверждается сметами и актами (л. д. 116-129 т. 2, л. д. 1-42 т. 3) за спорный период.
01.11.2008 истец (заказчик) заключил договор N 12 по комплексному обслуживанию, ремонту лифтов и систем лифтовой диспетчерской связи и сигнализации (ЛДСС) с ООО "Эталон" (исполнитель) (л.д. 43-52 т. 3), предметом которого, является комплекс работ по комплексному техническому обслуживанию, ремонту лифтов и лифтовой диспетчерской связи и сигнализации.
01.11.2008 истцом (заказчик) заключен договор N 63 на обслуживание внутренних газопроводов и газоиспользующего оборудования с ООО "Газэнергосервис" (исполнитель) (л.д. 53-68 т. 3), предметом которого, является техническое обслуживание внутренних газопроводов и газоиспользующего оборудования.
Истец в свою очередь оплатил оказанные ООО "ИНВИС", ООО "ИНВИС РЭУ-1", ООО "Эталон", ООО "Газэнергосервис" услуги, что подтверждается платежными поручениями (л.д. 87-150 т. 3, л.д. 1-112 т. 4).
Собственником нежилого помещения общей площадью 299,7 кв.м., расположенного в жилом доме по адресу: г. Челябинск, ул. Дзержинского, д. 125, является Российская Федерация, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним N 01/290/2012-170 от 26.10.2012 (л.д. 12 т. 1), свидетельством о государственной регистрации права собственности от 28.09.2011 Серии 74-АГ N 573825 (л.д. 154 т. 4).
Как следует из материалов дела, в соответствии с распоряжением Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Челябинской области от 27.12.2010 N 476-р, с учетом распоряжения от 23.08.2011 N 351-р спорный объект недвижимости передан из государственной казны РФ на праве хозяйственного ведения Федеральному государственному унитарному предприятию "Ресурс" (л.д. 11-16 т. 5).
При этом, право хозяйственного ведения на помещение общей площадью 299,7 кв. м., расположенного в жилом доме по адресу: ул. Дзержинского, 125, зарегистрировано 28.09.2011- то есть, после спорного искового периода.
Судом установлено, что в период с 01.10.2009 по 26.12.2010 в отношении помещения общей площадью 299,7 кв.м., расположенного в жилом доме по адресу: ул. Дзержинского, 125, истец (управляющая компания) оказывал услуги по содержанию и текущему ремонту общедомового имущества.
Ссылаясь на то, что обязанность по внесению платы за оказанные услуги не исполнена, истец обратился в арбитражный суд. В качестве нормативного правового обоснования исковых требований указал ст.ст. 210, 249, 1102, 1105 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Удовлетворяя исковые требования в части требований к Министерству финансов Российской Федерации, суд первой инстанции указал на то, что для исполнения судебных актов по искам к Российской Федерации о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) государственных органов Российской Федерации или их должностных лиц, в том числе по иным искам о взыскании денежных средств за счет казны Российской Федерации (за исключением судебных актов о взыскании денежных средств в порядке субсидиарной ответственности главных распорядителей средств федерального бюджета), документы, указанные в пункте 2 статьи 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, направляются для исполнения в Министерство финансов Российской Федерации (п. 1 ст. 242.2 названного Кодекса).
Данные выводы суда первой инстанции являются правильными, основаны на материалах дела и требованиях закона.
Наличие задолженности по оплате услуг истца по содержанию и ремонту общего имущества дома ответчик в апелляционной жалобе не оспаривает, ссылается на то, что Министерство финансов Российской Федерации не является надлежащим ответчиком по делу.
Факт нахождения данного помещения в федеральной собственности подтверждается имеющимися в материалах дела доказательствами, сторонами не оспаривается. В связи с этим вывод суда первой инстанции о том, что бремя содержания спорных помещений и общего имущества в указанном многоквартирном доме лежит на Российской Федерации, соответствует фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам.
В силу п. 1 ст. 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Согласно п. 3 ст. 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель средств федерального бюджета выступает в суде соответственно от имени Российской Федерации в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации.
Для исполнения судебных актов по искам к Российской Федерации о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) государственных органов Российской Федерации или их должностных лиц, в том числе по иным искам о взыскании денежных средств за счет казны Российской Федерации (за исключением судебных актов о взыскании денежных средств в порядке субсидиарной ответственности главных распорядителей средств федерального бюджета), документы, указанные в п. 2 ст. 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, направляются для исполнения в Министерство финансов Российской Федерации (п. 1 ст. 242.2 названного Кодекса).
С учетом п. 1 ст. 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Порядка организации работы в Министерстве финансов Российской Федерации по исполнению судебных актов о взыскании денежных средств по искам к Российской Федерации в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 15.08.2006 N 271, отсутствие у заявителя апелляционной жалобы полномочий на распоряжение спорным имуществом не имеет решающего правового значения для исполнения судебного акта, предполагающего взыскание денежных средств за счет казны Российской Федерации.
В связи с этим суд апелляционной инстанции полагает указанное Министерством финансов Российской Федерации нарушение недостаточным основанием для отмены обжалуемого судебного акта, а соответствующий довод подателя жалобы отклоняется.
Суд апелляционной инстанции также полагает несостоятельным довод Министерства финансов Российской Федерации о неисполнимости судебного акта, вынесенного по настоящему делу. Указание данного ответчика в качестве должника в исполнительном листе не препятствует исполнению принятого по настоящему делу судебного акта в установленном порядке.
С учетом того, что факт оказания управляющей компанией услуг по содержанию и текущему ремонту общего имущества в спорных многоквартирных домах в порядке, установленном ч. 1 ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не опровергнут; представленный ею расчет стоимости данных услуг проверен судом и признан правильным, право хозяйственного ведения Федерального государственного унитарного предприятия "Ресурс" в отношении указанного помещения в течение спорного периода не было зарегистрировано в соответствии с Законом о государственной регистрации прав на недвижимое имущество, исковые требования удовлетворены правомерно за счет казны Российской Федерации.
Таким образом, при вынесении обжалуемого судебного акта арбитражный суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно исследовал все представленные сторонами по делу доказательства, дал им надлежащую оценку и правильно применил нормы материального права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
При указанных обстоятельствах решение суда первой инстанции не подлежит отмене, а апелляционная жалоба - удовлетворению.
Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 28.08.2013 по делу N А76-20986/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства финансов Российской Федерации - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
В.В. Рачков |
Судьи |
Л.Л. Логиновских |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А76-20986/2012
Истец: ООО "Управляющая компания Ленинского района - 4"
Ответчик: Министерство финансов РФ, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Челябинской области
Третье лицо: Министерство финансов Российской Федерации, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Владимирской области, Управление Федерального казначейства по Челябинской области, Федеральное агенство по управлению государственным имуществом г. Москва, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом
Хронология рассмотрения дела:
25.04.2014 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-5165/14
16.04.2014 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-5165/14
05.03.2014 Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-280/14
27.11.2013 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-11705/13
28.08.2013 Решение Арбитражного суда Челябинской области N А76-20986/12