г. Москва |
|
27 ноября 2013 г. |
Дело N А40-82318/13 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 ноября 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 ноября 2013 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Мухина С.М.,
судей: |
Поташовой Ж.В., Яковлевой Л.Г., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Егуновым О.С., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Некоммерческой организации "Негосударственный пенсионный фонд ОБЪЕДИНЕННЫЙ ПРОФСОЮЗНЫЙ"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 11.09.2013 по делу N А40-82318/2013, принятое судьей Быковой Ю.Л. (119-814)
по заявлению Некоммерческой организацией "Негосударственный пенсионный фонд ОБЪЕДИНЕННЫЙ ПРОФСОЮЗНЫЙ" (ОГРН 1037739428870)
к Банку России
3-е лицо: НПФ "Авиаполис" (ОГРН 1037700025703)
о признании незаконным действие,
при участии:
от заявителя: |
Теплова С.Ю. по доверенности от 22.05.2013; |
от ответчика: |
Бородкина О.О. по доверенности N 352 от 02.09.2013; |
от третьего лица: |
не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
Некоммерческая организация "Негосударственный пенсионный фонд ОБЪЕДИНЕННЫЙ ПРОФСОЮЗНЫЙ" (далее - заявитель, Фонд) обратилось в Арбитражный суд г.Москвы с заявлением о признании незаконными действий ФСФР России по отказу в принятии решения о согласовании передачи заявителем обязанности по выплате назначенных государственных пенсий и средств пенсионных резервов в Негосударственный пенсионный фонд "Авиаполис" и обязании принять такое решение.
Судом первой инстанции на основании ст. 48 АПК РФ произведена процессуальная замена ФСФР России на Банк России.
Решением от 11.09.2013 Арбитражный суд г. Москвы отказал в удовлетворении заявленных требований, мотивировав принятый судебный акт тем, что действия ответчика соответствуют действующему законодательству и не нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Не согласившись с принятым решением, заявитель обратился в Девятый арбитражный апелляционной суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. В обоснование доводов апелляционной жалобы заявитель указывает на тот факт, что он является платежеспособным по своим пенсионных обязательствам; судом сделан неправильный вывод относительно срока для представления документов в ФСФР России для согласования передачи обязанности по выплате назначенных негосударственных пенсий и средств пенсионеров;.
В представленном письменном отзыве на апелляционную жалобу в порядке ст. 262 АПК РФ ответчик просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы отказать. Указал на необоснованность доводов апелляционной жалобы.
Письменный отзыв на апелляционную жалобу в порядке ст. 262 АПК РФ третье лицо в суд апелляционной инстанции не представило.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы апелляционной жалобы, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и не обоснованным по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Представитель ответчика поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласился, считает жалобу необоснованной, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать.
Третье лицо, будучи уведомленным надлежащим образом о дате, времени и месте судебного разбирательства, своего представителя в судебное заседание не направило, в связи с чем апелляционная жалоба рассмотрена в порядке, предусмотренном ст. 156 АПК РФ, в отсутствие представителя организации.
Принимая во внимание положения ч. 6 ст. 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, п. п. 4 - 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17 февраля 2011 года N 12 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27 июля 2010 года N 228-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации" суд апелляционной инстанции также полагает необходимым обратить внимание на то, что информация о принятии апелляционной жалобы к производству вместе с соответствующим файлом размещена на официальном сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (http://kad.arbitr.ru/).
Законность и обоснованность принятого решения проверены апелляционной инстанцией в порядке ст.ст. 266, 268 АПК РФ.
Изучив все представленные в деле доказательства, выслушав представителей сторон, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы, исходя из следующего.
В соответствии со ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 34 Федерального закона от 07.05.1998 N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах" (далее - Закон о НПФ) Банк России с 01.09.2013 осуществляет лицензирование деятельности по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию, а также осуществляет контроль и надзор за соблюдением установленных лицензионных требований и условий негосударственными пенсионными фондами.
Согласно статье 34.1 Закона о НПФ при выявлении нарушений требований федеральных законов или принятых в соответствии с ними нормативных правовых актов Российской Федерации, в соответствии с которыми осуществляется деятельность фонда на основании лицензии, Банк России вправе своим предписанием запретить фонду проведение всех или части операций, применить иные меры ответственности, установленные Законом о НПФ, а в случаях, предусмотренных Законом о НПФ, аннулировать у него лицензию и назначить в фонд временную администрацию.
Приказом ФСФР России от 26.06.2012 N 12-1578/пз-и "Об аннулировании лицензии на осуществление деятельности негосударственного пенсионного фонда по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию, выданной Некоммерческой организации "Негосударственный пенсионный фонд "ОБЪЕДИНЕННЫЙ ПРОФСОЮЗНЫЙ" лицензия Фонда аннулирована в связи с неоднократным в течение года неисполнением Фондом предписаний ФСФР России от 29.02.2012 N 12-ЕК-04/7792 и от 27.04.2012 N 12-АС-04/18741 об устранении нарушений законодательства Российской Федерации.
Указанный Приказ ФСФР России от 26.06.2012 N 12-1578/пз-и Фондом в судебном порядке не обжаловался.
Процедура и последовательность действий Фонда и лицензирующего органа в случае аннулировании лицензии регламентированы Законом о НПФ.
Согласно пункту 18 статьи 7.2 Закона о НПФ до истечения восьми месяцев со дня вступления в силу решения уполномоченного федерального органа об аннулировании лицензии фонд обязан представить в уполномоченный федеральный орган следующие документы:
-документы, подтверждающие передачу обязанности по выплате назначенных негосударственных пенсий и средств пенсионных резервов другому фонду для исполнения указанной обязанности;
-документы, подтверждающие прекращение действия пенсионных договоров, а также документы, подтверждающие передачу выкупных сумм другому фонду, выплату выкупных сумм или их передачу в счет уплаты страховых премий по договорам страхования пенсий со страховыми организациями;
- аудиторское и актуарное заключения;
- бухгалтерскую (финансовую) отчетность с отметкой налогового органа на ближайшую отчетную дату ко дню истечения шести месяцев со дня вступления в силу решения об аннулировании лицензии.
В связи с тем, что лицензия Фонда аннулирована 26.06.2012, Фонд указанные выше документы обязан был представить в срок до 27.02.2013.
Однако по состоянию на 27.02.2013 Фондом не представлены документы, предусмотренные пунктом 18 статьи 7.2 Закона о НПФ.
ФСФР России во исполнение требований статьи 7.2 Закона о НПФ письмом от 28.02.2013 N 13-СХ-02/6480 у Фонда были запрошены документы в целях проверки достаточности средств пенсионных резервов для исполнения Фондом обязательств перед его вкладчиками и (или) участниками, а также перед иными кредиторами, требования которых подлежат удовлетворению за счет средств пенсионных резервов. Документы необходимо было представить в течение 3 рабочих дней с даты получения запроса (в том числе посредством факсимильной связи).
Однако документы в отношении передачи Фондом обязанности по выплате назначенных негосударственных пенсий и средств пенсионных резервов для исполнения указанной обязанности другому негосударственному пенсионному фонду (исх. от 15.03.2013 N 1/05-20) поступили в ФСФР России только 20.03.2013.
В соответствии с пунктом 16 статьи 7.2 Закона о НПФ передача обязанности по выплате назначенных негосударственных пенсий и средств пенсионных резервов для исполнения указанной обязанности другому фонду возможна при одновременном соблюдении следующих условий:
-средств пенсионных резервов достаточно для исполнения фондом обязательств перед вкладчиками и (или) участниками фонда, а также перед иными кредиторами, требования которых подлежат удовлетворению за счет указанных средств;
-со дня вступления в силу решения лицензирующего органа об аннулировании лицензии прошло не более восьми месяцев.
При этом указанная передача возможна исключительно по согласованию с ФСФР России (Банком России).
По результатам рассмотрения представленных Фондом документов, а также документов, поступивших от ООО "Специализированная депозитарная компания "Гарант" (далее - Специализированный депозитарий) ФСФР России было установлено, что представленное Фондом актуарное заключение на 30.09.2012 содержит сведения о покрытии обязательств Фонда по негосударственному пенсионному обеспечению средствами пенсионных резервов Фонда менее чем на 50 процентов, при этом актуарное заключение не учитывает направление Фондом в феврале 2013 года средств пенсионных резервов на формирование имущества для обеспечения уставной деятельности, документы от Фонда поступили по истечении восьмимесячного срока после даты аннулирования лицензии.
Принимая во внимание указанные обстоятельства, ФСФР России сообщила Фонду (письмо от 03.04.2013 N 13-СХ-02/11583) о невозможности согласовать передачу Фондом обязанности по выплате назначенных негосударственных пенсий и средств пенсионных резервов для исполнения указанной обязанности другому фонду.
Довод Заявителя о том, что письмо от 03.04.2013 N 13-СХ-02/11583 не содержало основания отказа в принятии решения о согласовании передачи Фондом обязанности по выплате назначенных негосударственных пенсий и средств пенсионных резервов является несостоятельным, поскольку в указанном письме Фонду разъяснялись обстоятельства, послужившие основанием для указанного отказа, и приведены выше.
Суд первой инстанции обоснованно сделал вывод о том, что предусмотренный пунктом 18 статьи 7.2 Закона о НПФ срок по передаче пенсионных резервов является пресекательным. Закон о НПФ не предусматривает случаев и оснований для продления или изменения указанного срока. Нарушение указанного срока в соответствии с пунктом 19 статьи 7.2 Закона о НПФ является основанием для обращения в суд с заявлением о ликвидации Фонда.
Таким образом, поскольку документы Заявителя поступили за пределами данного срока, то есть после 27.02.2013 и при этом были выявлены нарушения требований Закона о НПФ со стороны Фонда, ФСФР России не имела правовых оснований согласовать передачу обязанности по выплате назначенных негосударственных пенсий и средств пенсионных резервов для исполнения указанной обязанности другому фонду.
Согласно статье 26 Закона о НПФ контроль за распоряжением имуществом, составляющим пенсионные резервы, за соблюдением фондами ограничений на размещение средств пенсионных резервов, правил размещения средств пенсионных резервов, состава и структуры пенсионных резервов, которые установлены законодательными и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации осуществляется специализированным депозитарием фонда на основании договора об оказании услуг специализированного депозитария. О нарушениях, выявленных при осуществлении указанного контроля, специализированный депозитарий фонда обязан сообщать в ФСФР России (Банк России), фонд и соответствующую управляющую компанию не позднее одного рабочего дня, следующего за днем их выявления.
В соответствии с пунктом 12 статьи 7.2 Закона о НПФ с даты, когда фонд узнал или должен был узнать об аннулировании у него лицензии, он не вправе распоряжаться пенсионными резервами иначе чем в порядке, установленном настоящей статьей.
Вывод о нарушении Фондом указанного требования, а также о недостаточности средств пенсионных резервов для исполнения Фондом обязательств перед вкладчиками и участниками был сделан на основании сведений, представленных Специализированный депозитарием.
Согласно отчету Специализированного депозитария (уведомления от 28.02.2013 N 668, от 28.02.2013 N 669 и от 01.03.2013 N 681), Фонд нарушил требований законодательства Российской Федерации, а именно:
-подпункта "а" пункта 31 Правил размещения средств пенсионных резервов негосударственных пенсионных фондов и контроля за их размещением, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 01.02.2007 N 63, (18.02.2013 Фонд в соответствии с Протоколом заседания Совет Фонда от 14.02.2013 осуществил безвозмездное отчуждение пенсионных резервов в размере 4 640 284, 11 руб.);
-пункта 12 статьи 7.2 Закона о НПФ (Фонд 30.10.2012 и 29.01.2013 осуществил списание с расчетного счета денежных средств на нужды обеспечения уставной деятельности, без наличия последних на счете, повлекшее уменьшение средств пенсионных резервов);
- пункта 13 статьи 7.2 Закона о НПФ (Фонд после факта аннулирования лицензии 18.02.2013 направил на формирование имущества, предназначенного для обеспечения уставной деятельности Фонда доход, полученный от размещения средств пенсионных резервов в 2007 - 2009 годах в размере 406 040, 38 руб.).
На основании изложенного следует сделать вывод о том, что Фонд после даты аннулирования лицензии, в нарушение требований статьи 7.2 Закона о НПФ распоряжался пенсионными резервами в порядке, не предусмотренном законодательством, что повлекло уменьшение средств пенсионных резервов.
Согласно Перечню имущества, составляющего пенсионные резервы Фонда, представленного на запрос ФСФР России от 28.02.2013 N 13-СХ-02/6482 Специализированным депозитарием (письмо 04.03.2013 N 693) у Фонда выявлено наличие пенсионных резервов, находящихся на основании договора доверительного управления в ООО "УК "ВИКА", лицензия которого аннулирована приказом ФСФР России от 28.09.2010.
Кроме того, выявлены нарушения по составу и структуре пенсионных резервов, а именно:
-в пенсионные резервы Фонда включены ценные бумаги, не допущенные к торгам российскими организаторами торговли на рынке ценных бумаг (пункт 6 Правил размещения средств пенсионных резервов негосударственных пенсионных фондов и контроля за их размещением, утвержденных постановлением Правительства РФ от 01.02.2007 N 63 (далее - Правила размещения);
-в пенсионные резервы Фонда включены ценные бумаги с нарушением требования подпункта "л" пункта 13 Правил размещения, согласно которому доля ценных бумаг одного эмитента, за исключением государственных ценных бумаг Российской Федерации, государственных ценных бумаг субъектов Российской Федерации и акций акционерных инвестиционных фондов, может составлять не более 15 процентов пенсионных резервов.
В пенсионные резервы Фонда включены также векселя по балансовой стоимости на 22 584 597 руб. (рыночная оценка равна нулю), что является нарушением пункта 6 Правил размещения, поскольку векселя не относятся к активам, подлежащим к включению в пенсионные резервы негосударственного пенсионного фонда.
Согласно представленному Фондом Актуарному заключению о деятельности Фонда на 30.09.2012, составленному Соломатиной Л.Е. 27.12.2012, сумма обязательств Фонда по негосударственному пенсионному обеспечению с учетом кредиторской задолженности (73 218 тыс. руб.) больше актуарной стоимости средств пенсионных резервов (37 028 тыс. руб.) на 36 190 тыс. руб.
Таким образом, 51 % пенсионных обязательств Фонда должны быть компенсированы за счет активов, составляющих имущество, предназначенное для обеспечения уставной деятельности Фонда, размер которого на отчетную дату составляет 40 420 тыс. руб.
Однако следует учесть, что в состав имущества для обеспечения уставной деятельности Фонда включена дебиторская задолженность ООО "ВИКА-Брокер" на сумму 31 300 тыс. руб. (при общей сумме активов по имуществу для обеспечения уставной деятельности 40 420 тыс. руб.). Приказом ФСФР России от 07.06.2012 N 12-1445/пз-и лицензии профессионального участника рынка ценных бумаг, выданные ООО "ВИКА-Брокер" аннулированы.
Таким образом, дебиторская задолженность составляет основу (более 75 %) имущества для обеспечения уставной деятельности Фонда.
Как правильно было установлено судом первой инстанции дебиторская задолженность ООО "ВИКА-Брокер" является сомнительной, и, следовательно, труднореализуемой.
Следует также отметить, что актуарием сделан вывод о высоком риске неисполнения обязательств Фонда по негосударственному пенсионному обеспечению в связи с недостаточностью активов по пенсионным резервам, а также чрезмерно большой доли активов, покрываемых имуществом, предназначенным для обеспечения уставной деятельности Фонда.
Кроме того, Актуарное заключение сделано без учета направления Фондом в октябре 2012 - феврале 2013 средств пенсионных резервов на цели, не предусмотренные Законом о НПФ, поскольку было составлено на 30.09.2012.
Довод апелляционной жалобы Заявителя о том, что суд не учел положительное актуарное заключение, а также возможность надлежащим образом исполнить передачу обязанности по выплате назначенных негосударственных пенсий и средств пенсионных резервов другому фонду не может быть принят во внимание в связи со следующим.
Согласно представленному Фондом 20.03.2013 договору в НПФ "Авиаполис" подлежат передаче обязанность по выплате назначенных негосударственных пенсий и средства пенсионных резервов.
При этом недостающие пенсионные резервы Фонд предлагает компенсировать за счет имущества, предназначенного для обеспечения уставной деятельности Фонда. Однако следует учесть, что имущество, предназначенное для обеспечения уставной деятельности, передаче в другой фонд не подлежит. Поскольку Фонд не осуществил перевод имущества, предназначенного для обеспечения уставной деятельности в пенсионные резервы, не представляется возможным сделать вывод об обеспечении покрытия обязательств Фонда перед вкладчиками и участниками средствами пенсионных резервов.
Таким образом, перевод обязательств по выплате назначенных негосударственных пенсий необеспеченных при этом пенсионными резервами в другой фонд противоречит требованиям статьи 7.2 Закона о НПФ.
В соответствии с пунктом 19 статьи 7.2 Закона о НПФ в случае неполучения документов, предусмотренных пунктом 18 указанной статьи, в течение восьми месяцев со дня вступления в силу решения об аннулировании лицензии, уполномоченный федеральный орган обязан обратиться в суд с требованием о ликвидации фонда.
Фондом также не исполнена обязанность, предусмотренная пунктом 20 статьи 7.2 Закона о НПФ, согласно которой фонд в течение восьми месяцев с даты аннулирования лицензии вносит в устав изменения, касающиеся наименования фонда и положений о предмете и целях его деятельности.
Согласно статье 119 Гражданского кодекса Российской Федерации, статье 18 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" Фонд может быть ликвидирован если цели фонда не могут быть достигнуты, а необходимые изменения целей фонда не могут быть произведены.
Таким образом, поскольку у Фонда отсутствует право на осуществление исключительного вида деятельности в связи с аннулированием лицензии, цели Фонда не могут быть достигнуты, при этом в течение срока, установленного пунктом 20 статьи 7.2 Закона о НПФ, изменения, касающиеся наименования фонда, положений о предмете и целях деятельности, Фондом не произведены.
Исходя из вышесказанного, суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал обстоятельства дела, что установлено при рассмотрении спора и в апелляционном суде, поскольку в обоснование жалобы ее податель указывает доводы, которые были предметом рассмотрения в суде первой инстанции и получили надлежащую оценку в судебном решении.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, в том числе, связанные с толкованием норм материального права, признаются коллегией несостоятельными, не опровергают выводы суда первой инстанции и не свидетельствуют о наличии оснований для отмены принятого по делу судебного акта.
Таким образом, апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, поскольку оно принято по представленному и рассмотренному заявлению, с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства.
Нарушений, предусмотренных ч. 4 ст. 270 АПК РФ, являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, судебной коллегией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 11.09.2013 по делу N А40-82318/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу- без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральный арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
С.М. Мухин |
Судьи |
Л.Г. Яковлева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-82318/2013
Истец: НО "Негосударственный пенсионный фонд "Объединенный Профсоюзный"
Ответчик: Банк России, Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР России)
Третье лицо: НО "НПФ "Авиаполис", НО Негосударственный пенсионный фонд Авиаполис