г. Саратов |
|
26 ноября 2013 г. |
Дело N А12-18705/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена "19" ноября 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен "26" ноября 2013 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Веряскиной С.Г.,
судей: Акимовой М.А., Луговского Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шепелевым С.В.,
при участии в заседании:
от открытого акционерного общества "Палласовкамежрайгаз" - Сидельников Н.Е. по доверенности от 28.10.2013,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Палласовкамежрайгаз" (Волгоградская область, г. Палласовка)
на решение арбитражного суда Волгоградской области от "25" сентября 2013 года по делу N А12-18705/2013 (судья Романов С.П.)
по заявлению открытого акционерного общества "Палласовкамежрайгаз" (Волгоградская область, г. Палласовка)
к Нижне-Волжскому Управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (г. Волгоград)
об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности
заинтересованное лицо: открытое акционерное общество "Волгоградоблгаз"
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Палласовкамежрайгаз" (далее заявитель, общество, ОАО "Палласовкамежрайгаз") обратилось в арбитражный суд Волгоградской области с заявлением к Нижне - Волжскому Управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее Ростехнадзор, административный орган) об оспаривании постановления N 13/77-13-П от 18.07.2013 г. о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 200000 руб.
Решением арбитражного суда Волгоградской области от "25" сентября 2013 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
ОАО "Палласовкамежрайгаз", не согласившись с вынесенным судебным актом, обратилось в апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе. В апелляционной жалобе обществом приведены доводы по пунктам постановления о привлечении к административной ответственности, по которым судом первой инстанции был сделан вывод о наличии в действиях общества нарушений требований промышленной безопасности.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству и назначении дела к судебному разбирательству размещена на сайте суда в сети Интернет 22 октября 2013 года.
В соответствии с ч. 3 ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд рассматривает апелляционную жалобу без участия представителей Нижне-Волжского Управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, открытого акционерного общества "Волгоградоблгаз", надлежащим образом извещенных о времени и месте проведения судебного заседания.
Исследовав материалы дела, выслушав представителя общества, проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, по результатам проведенной плановой выездной проверки деятельности ОАО "Палласовкамежрайгаз", постановлением Нижне - Волжского Управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору N 13/77-13-П от 18.07.2013 г. общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 9.1 КоАП России.
В частности, в ходе проверки было установлено неисполнение заявителем требований ст. 9, 11 Федерального закона от 21.07.1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных промышленных объектов" (далее Закон N 116-ФЗ) и иных нормативных актов.
Не согласившись с вынесенным постановлением административного органа, общество обратилось в суд с вышеизложенными требованиями.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд исходил из того, что факт административного правонарушения и вина общества в его совершении установлены и подтверждены материалами дела, в частности по нарушениям, указанным в пунктах 3, 4, 5, 6, 8, 9, 10 и 12 оспариваемого постановления, наказание назначено в пределах санкции, предусмотренной ч. 1 ст. 9. 1 КоАП РФ Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, процессуальных нарушений при привлечении к административной ответственности не выявлено.
Апелляционный суд считает выводы суда первой инстанции правомерными по следующим основаниям.
Частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ установлена ответственность за нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов.
Согласно ст. ст. 1, 3 Федерального закона от 21.07.1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (далее - Закон N 116-ФЗ) требования промышленной безопасности - это условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в данном Федеральном законе, других федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, а также в нормативных технических документах, которые принимаются в установленном порядке и соблюдение которых обеспечивает промышленную безопасность - состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий.
Организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также нормативных технических документов в области промышленной безопасности; допускать к работе на опасном производственном объекте лиц, удовлетворяющих соответствующим квалификационным требованиям и не имеющих медицинских противопоказаний к указанной работе; обеспечивать проведение подготовки и аттестации работников в области промышленной безопасности; иметь на опасном производственном объекте нормативные правовые акты и нормативные технические документы, устанавливающие правила ведения работ на опасном производственном объекте; организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности (ч. 1 ст. 9 Закона N 116-ФЗ).
В соответствии со ст. 11 Закона N 116-ФЗ организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности в соответствии с требованиями, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации. Сведения об организации производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности и о работниках, уполномоченных на его осуществление, представляются в федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности, или в его территориальный орган.
В рассматриваемом случае, из акта проверки N 13/108-13 от 24.06.2013 г. и оспариваемого постановления следует, что ОАО "Палласовкамежрайгаз" эксплуатирует опасные производственные объекты - сеть газоснабжения, которые в соответствии со свидетельством от 08.05.2009 г. N А39-00629 зарегистрированы в государственном реестре.
Как следует из материалов дела, пунктом 3 оспариваемого постановления обществу вменяется в вину нарушение ч. 1 ст. 9 Закона N 116-ФЗ, п. 10 "Правил об организации и осуществлении производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте", утв. Постановлением РФ от 10.03.1999 г. N 263, выраженное в том, что должностной инструкцией от 01.10.12г. главного инженера ОАО "Палласовкамежрайгаз" не определены обязанности по осуществлению производственного контроля;
В соответствии с п. 10 Правил N 263, обязанности и права работника, ответственного за осуществление производственного контроля, определяются в положении о производственном контроле, утверждаемом руководителем эксплуатирующей организации, а также в должностной инструкции и заключаемом с этим работником договоре (контракте).
В п. 11 Правил N 263 перечислены обязанности работника, ответственного за осуществление производственного контроля.
Пунктами 2.5, 2.6 Положения о производственном контроле ОАО "Палласовкамежрайгаз" установлено, что функции лица, ответственного за осуществление производственного контроля возлагаются на главного инженера, а его права и обязанности определены в настоящем Положении и должностной инструкции.
Согласно п. 3.18 должностной инструкции главного инженера, утвержденной 01.10.2012 г., он обязан организовать выполнение производственного контроля за состоянием промышленной безопасности, условий и охраны труда.
Таким образом, п. 3.18 должностной инструкции не содержит указание на конкретные права и обязанности, возлагаемые на должностное лицо в связи с осуществлением возложенных на него функций, в том числе, перечисленные в п. 11 Правил N 263.
Административным органом также установлено, что обществом не проводятся заседания третьего этапа производственного контроля (ежемесячно до 25 числа с оформлением протокола), чем нарушены ч. 1 ст. 11 Закона N 116-ФЗ, п. п. 3, 4 "Правил об организации и осуществлении производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте", утв. Постановлением РФ от 10.03.1999 г. N 263, п. 3.12.4. "Положения о производственном контроле за соблюдением требований промышленной безопасности на опасных производственных объектах в ОАО "Палласовкамежрайгаз", утвержденного исполнительным директором ОАО "Палласовкамежрайгаз" от 05.07.2010 г., согласованного с Волжским отделом НВУ Ростехнадзора 08.07.2010 г. (пункт 4 постановления).
Согласно п. 1 Правил N 263 в редакции, действовавшей на момент проведения проверки, они разработаны в соответствии со статьей 11 Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", устанавливают порядок организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности, обязательный для выполнения всеми юридическими лицами независимо от организационно-правовой формы, осуществляющими эксплуатацию опасных производственных объектов (далее соответственно именуются - производственный контроль, эксплуатирующая организация), а также федеральными органами исполнительной власти и Российской академией наук, имеющими подведомственные опасные производственные объекты, и регулируют отношения в этой сфере деятельности.
Требования промышленной безопасности включают в себя условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах, а также в нормативных технических документах, которые принимаются в установленном порядке и соблюдение которых обеспечивает промышленную безопасность (п. 2 Правил N 263).
Каждая эксплуатирующая организация на основании настоящих Правил разрабатывает положение о производственном контроле с учетом профиля производственного объекта.
Положение о производственном контроле утверждается руководителем эксплуатирующей организации при обязательном согласовании с территориальными органами Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, а в отношении эксплуатирующих организаций, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, которым в установленном порядке предоставлено право осуществлять в пределах своих полномочий отдельные функции нормативно-правового регулирования, специальные разрешительные, контрольные или надзорные функции в области промышленной безопасности, - также с этими федеральными органами исполнительной власти (п. 2 Правил N 263).
Из приведенных норм следует, что соблюдение требований Положения о производственном контроле является обязательным.
Согласно п. 3.12.4 Положения о производственном контроле ОАО "Палласовкамежрайгаз", утвержденного исполнительным директором ОАО "Палласовкамежрайгаз" от 05.07.2010 г. и согласованного с Волжским отделом НВУ Ростехнадзора 08.07.2010 г., результаты проверок третьего этапа контроля обсуждаются на заседаниях, проводимых до 25 числа текущего месяца с оформлением протоколов.
В рассматриваемом случае, протоколы, подтверждающие факт проведения ежемесячных проверок обществом при проведении проверки не представлены.
Указанный факт подтвержден в письме исполнительного директора ОАО "Палласовкамежрайгаз" Литвинова А.В. от 11.07.2013 г., направленном в Ростехнадзор в качестве пояснения по результатам составленного акта проверки от 24.06.2013 г.
В нарушение ч. 1 ст. 11 Закона N 116-ФЗ, п. 3.2. "Положения о производственном контроле за соблюдением требований промышленной безопасности на опасных производственных объектах в ОАО "Палласовкамежрайгаз", утвержденного исполнительным директором ОАО "Палласовкамежрайгаз" 05.07.2010 г., согласованного с Волжским отделом НВУ Ростехнадзора 08.07.2010 г. обществом не соблюдается периодичность проверки промышленной безопасности в подразделениях - один раз в месяц. Отсутствуют записи о проверках в журнале "Производственного контроля" службы СПГ в январе и феврале 2013 г., первая запись 19.03.2013 г. (пункт 5 постановления).
Пунктом 3.2 Положения о производственном контроле ОАО "Палласовкамежрайгаз" предусмотрены три этапа производственного контроля, при этом начальник ПТО один раз в месяц проверяет состояние промышленной безопасности и охраны труда на рабочих местах участка.
В ходе проверки установлено, что в январе и феврале 2013 г. указаннае проверка не проводилась и была проведена лишь в марте 2013 г., в подтверждение чего представлена копия соответствующего журнала.
Указанный факт подтвержден в письме исполнительного директора ОАО "Палласовкамежрайгаз" Литвинова А.В. от 11.07.2013 г., направленном в Ростехнадзор в качестве пояснения по результатам составленного акта проверки от 24.06.2013 г., в котором указано, что замечание принято к сведению В настоящее время периодичность проверки промышленной безопасности в структурных подразделениях осуществляется в соответствии с "Положением об организации и осуществлении производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте ОАО "Палласовкамежрайгаз" (т. 3 л.д. 62).
В нарушение ч. 1 ст. 9 Закона N 116-ФЗ, подп. "ж" п. 5 "Положения о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности, утвержденного постановлением Правительства РФ от 10.06.2013 г., п. 12. гл. III "Положения об организации работы по подготовке и аттестации специалистов организаций, поднадзорных Федеральной Службе по экологическому, технологическому и атомному надзору", утвержденного Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 29.01.2007 г. N 37 не обеспечена своевременная (не позднее 1 месяца с момента назначения на должность) аттестация исполняющего обязанности исполнительного директора ОАО "Палласовкамежрайгаз" по промышленной безопасности, назначенного на должность 05.04.2013 г. (приказ N 184 от 04.04.2013 г.), договор N ПБ-195 от 07.05.2013 г. на проведение предаттестационной подготовки заключен 07.05.2013 г., аттестован 30.05.2013 г., то есть, через 2 месяца с момента назначения на должность (пункт 6 постановления).
В соответствии с п. 3 Правил N 263 каждая эксплуатирующая организация на основании названных Правил разрабатывает положение о производственном контроле с учетом профиля производственного объекта.
Ответственность за организацию и осуществление производственного контроля несут руководитель эксплуатирующей организации и лица, на которых возложены такие обязанности в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 5 Правил N 263).
В силу п. 3 Положения об организации работы по подготовке и аттестации специалистов организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденного Приказом Ростехнадзора от 29.01. 2007 г. N 37 подготовка и аттестация специалистов по вопросам безопасности проводится в объеме, соответствующем должностным обязанностям.
Первичная аттестация специалистов проводится не позднее одного месяца: при назначении на должность; при переводе на другую работу, если при осуществлении должностных обязанностей на этой работе требуется проведение аттестации; при переходе из одной организации в другую (п. 12 указанного Положения).
Приказом N 18р от 04.04.2013 г. исполнение обязанностей директора ОАО "Палласовкамежрайгаз" возложено на Литвинова А.В.
В нарушение приведенных выше норм указанное должностное лицо не прошло аттестацию в установленные сроки, подтверждением чему является договор на обучение от 07.05.2013 г. N ПБ-195, заключенный обществом с ООО "Нижневолжский центр обучения".
В нарушение ч. 1 ст. 9 Закона N 116-ФЗ, подп. "е" п. 5 "Положения о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности, утвержденого постановлением Правительства РФ от 10.07. 2013 г. N 492, п. 27 гл. III "Положения об организации обучения и проверки знаний рабочих организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору", утвержденного Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 29.01.2007 г. N 37 допуск к самостоятельной работе рабочих основных специальностей организации, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, после проведения периодической проверки знаний производственных инструкций (раз в 12 месяцев) не оформлен приказом по организации (пункт 8 постановления).
Вместе с тем, п. 1 ст. 9 Закона N 116-ФЗ подп. "е" п. 5 Положения о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.05.2012 г. N 454 (далее Положение N 454), организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности и допускать к работе на опасном производственном объекте лиц, удовлетворяющих соответствующим квалификационным требованиям и не имеющих медицинских противопоказаний к указанной работе.
Согласно п. 26 Положения об организации обучения и проверки знаний рабочих организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденного Приказом от 29.01.2007 г.
N 37, в организациях, указанных в пункте 2 настоящего Положения, разрабатываются и утверждаются в порядке, установленном в этих организациях, производственные инструкции и/или инструкции для конкретных профессий. Указанные инструкции находятся на рабочих местах и выдаются под роспись рабочим, для которых обязательно знание этих инструкций. Перед допуском к самостоятельной работе после инструктажа по безопасности рабочие проходят проверку знаний инструкций.
Проверка знаний проводится в комиссии организации или подразделения организации, состав комиссии определяется приказом по организации. Процедура проверки знаний, оформление результатов проверки знаний проводится в порядке, установленном в организации. Рабочему, успешно прошедшему проверку знаний, выдается удостоверение на право самостоятельной работы.
Рабочие периодически проходят проверку знаний производственных инструкций и/или инструкций для конкретных профессий не реже одного раза в 12 месяцев.
Допуск к самостоятельной работе оформляется приказом по организации (п. 27 Положения).
В рассматриваемом случае в ходе проверки установлено, что указанные требования обществом не соблюдены.
Административным органом также установлено нарушение ч. 1 ст. 9 Закона N 116-ФЗ, п. 5.4.7 "Правил безопасности систем газораспределения и газопотребления" (ПБ 12-529-03), утвержденных постановлением Госгортехнадзора России от 18.03.2003 г. N 9, выразившееся в том, что после ремонта механических повреждений стальных газопроводов, со смещением со своего местоположения, не проводились проверки физическим методом контроля двух ближайших сварных стыков в обе стороны от места повреждения. Акты технического расследования причин аварий и инцидентов ОАО "Палласовкамежрайгаз" от 17.07.2012 г. поврежден газопровод упавшим деревом по ул. Юбилейная г. Палласовка; 01.08.2012 г. сбита автотранспортом опора арочного перехода и поврежден сам газопровод по ул. Безымянная п. Красный Октябрь; 17.08.2012 г. сбита автотранспортом опора арочного перехода и поврежден сам газопровод на пл. Ленина г. Палласовка (пункт 9 постановления).
Согласно п. 5.4.7 Правил безопасности систем газораспределения и газопотребления, утвержденных Постановлением Госгортехнадзора РФ от 18.03.2003 г. N 9, при механическом повреждении стального газопровода со смещением со своего местоположения два ближайших сварных стыка в обе стороны от повреждения должны быть проверены физическим методом контроля.
Из актов технического расследования причин аварий и инцидентов от 17.07.2012 г., 01.08.2012 г., 17.08.2012 г. следует, что в ходе эксплуатации был поврежден газопровод, принадлежащий обществу.
Вместе с тем, доказательства соблюдения требований п. 5.4.7 Правил при проведении проверки инспектору не были представлены.
В нарушение ч. 1 ст. 9 Закона N 116-ФЗ, "Правила об организации и осуществлении производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте", утвержденные Постановлением Правительства РФ от 10.03.1999 г. N 263, подп. "з" п. 11, "Положение о производственном контроле за соблюдением требований промышленной безопасности на опасных производственных объектах в ОАО "Палласовкамежрайгаз"" от 05.07.2010 г., согласованное с Волжским отделом НВУ Ростехнадзора 08.07.2010 г. обществом не проводится анализ причин возникновения аварий и инцидентов на опасных производственных объектах.
В соответствии с п. 4.3 Положения о производственном контроле ОАО "Палласовкамежрайгаз", работники, ответственные за осуществление производственного контроля обязаны, в том числе, проводить анализ причин аварий и инцидентов на опасных производственных объектах ОАО "Палласовкамежрайгаз" и осуществлять хранение документации по их учету (пункт 10 постановления).
Общество в ходе проверки доказательства подтверждающие соблюдение указанных требований не представило.
Доводов о несогласии с нарушениями, установленными указанным пунктом, апелляционная жалоба общества не содержит.
В нарушение ч. 1 ст. 9 Закона N 116-ФЗ, п. п. 5.3.16; 5.3.26; 5.8.13 "Правил безопасности систем газораспределения и газопотребления" (ПБ 12-529-03), утвержденных постановлением Госгортехнадзора России от 18.03.03 г. N 9 обществом не проводится приборное обследование состояния изоляционного покрытия подземных газопроводов (не реже 1 раза в 5 лет). Не представлены акты, составленные по результатам приборного технического обследования:
-Г-138, газопровод высокого давления к ГРП N 9 с/з Палласовский Dy-76 мм, L-704,5 п.м, акт последнего обследования от 27.06.1997 г.;
-Г-118, газопровод высокого давления к ГРП N 4 ул. Коммунистическая - ул. Маяковского Dy-114 мм, L-97,3 п.м, акт последнего обследования от 23.07.2000 г.;
-Г-25, газопровод высокого давления с/з Калинина г. Палласовка Dy-114 мм, L-688,5 п.м, акт последнего обследования от 01.08.2002 г.;
-Г-5, газопровод высокого давления г. Палласовка ул. Коммунистическая - ул. Цементная Dy-108 мм, L-913 п.м, акт последнего обследования в сентябре 2007 г.;
-Г-7, газопровод высокого давления г. Палласовка ул. Шолохова Dy-108 мм, L-817 п.м, Dy- 89 мм, L-554,5 п.м, акт последнего обследования от 03.09.1997 г.;
-Г-20, газопровод высокого давления г. Палласовка ул. Красноармейская Dy-89 мм, L-77 п.м, акт последнего обследования от 11.09.2005 г.;
Г-133 газопровод высокого давления к котельной СОШ N 14 г. Палласовка Dy-108 мм, L-111 п.м, Dy-102 мм, L-86,5 п.м, акт от 10.04.2006 г. (пункт 12 постановления).
В соответствии с п. п. 5.3.16, 5.3.26 Правил безопасности систем газораспределения и газопотребления, утвержденных Постановлением Госгортехнадзора РФ от 18.03.2003 г. N 9, наружные газопроводы подвергаются периодическому приборному обследованию, включающему: выявление мест повреждений изоляционного покрытия, утечек газа - для стальных газопроводов, выявление мест утечек газа - для полиэтиленовых. Периодическое приборное обследование технического состояния наружных газопроводов для определения мест повреждения изоляционных покрытий и наличия утечек газа должно проводиться не реже 1 раза в 5 лет для надземных и подземных, в том числе переходов через несудоходные водные преграды для стальных газопроводов, кроме смонтированных методом направленного бурения.
По результатам приборного технического обследования должен составляться акт.
Согласно п. 5.8.13 Правил, приборное обследование состояния изоляционного покрытия газопроводов должно производиться не реже 1 раза в 5 лет.
В ходе проверки установлен факт несоблюдения указанных требований.
В соответствии с частью 1 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В материалы дела обществом не представлены доказательства, позволяющие сделать вывод о том, что им были приняты все необходимые и достаточные меры, направленные на исполнение указанных требований.
Следовательно, вина ОАО "Палласовкамежрайгаз" в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9. 1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административным органом установлена и доказана.
Судом первой инстанции правомерно признаны несостоятельными доводы общества о нарушении при проведении проверки положений Закона N 294-ФЗ.
Согласно подп. 15 ч. 4 ст. 1 Закона N 294-ФЗ, при осуществлении, в том числе, федерального государственного надзора в области промышленной безопасности, особенности организации и проведения проверок в части, касающейся вида, предмета, оснований проведения проверок, сроков и периодичности их проведения, уведомлений о проведении внеплановых выездных проверок и согласования проведения внеплановых выездных проверок с органами прокуратуры, могут устанавливаться другими федеральными законами.
Правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов определены Законом N 116-ФЗ.
В соответствии с п. 3 ст. 16 Закона N 116-ФЗ к отношениям, связанным с осуществлением федерального государственного надзора в области промышленной безопасности, организацией и проведением проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, применяются положения Закона о защите прав юридических лиц с учетом особенностей организации и проведения проверок, установленных п. п. 4 - 10 ст.16 Закона о промышленной безопасности.
Пунктами 1 и 2 части 1 статьи 17 Закона N 294-ФЗ установлено, что в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу с указанием сроков их устранения и принять меры по контролю за устранением выявленных нарушений.
Согласно ч. 4 ст. 12 Закона N 294-ФЗ, выездная проверка начинается с предъявления служебного удостоверения должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, обязательного ознакомления руководителя или иного должностного лица проверяемого лица с распоряжением или приказом о назначении выездной проверки и с полномочиями проводящих выездную проверку лиц, а также с целями, задачами, основаниями проведения выездной проверки, видами и объемом мероприятий по контролю, составом экспертов, представителями экспертных организаций, привлекаемых к выездной проверке, со сроками и с условиями ее проведения.
Как следует из материалов дела, 10.07.2002 г. между ОАО "Палласовкамежрайгаз" (управляемое общество) и ОАО "Волгоградоблгаз" (управляющая организация), заключен договор N 13 о передаче полномочий исполнительного органа общества, в соответствии с условиями которого (п. 1.1) управляющей компании переданы полномочия исполнительного органа общества в порядке и на условиях, оговоренных настоящим договором.
Согласно п. 5.2 договора, по доверенности, выданной генеральным директором управляющей организации могут действовать работники управляемого общества.
В соответствии с п. 5.3 договора, на подпись генерального директора управляющей организации на доверенностях, если он действует от имени управляемого общества, проставляется печать управляемого общества.
Пунктом 5.4 договора предусмотрено, что отдельные функции управляющей организации могут быть переданы исполнительному директору управляемого общества на основании и в пределах доверенности, выданной генеральным директором управляющей организации. Указанные положения зафиксированы и в п. 5.5 договора.
В рассматриваемом случае, в доверенности N юр-691/13 от 05.04.2013 г., выданной исполняющему обязанности директора ОАО "Палласовкамежрайгаз" Литвинову А.В., назначенному на должность приказом N 18р от 04.04.2013 г., указано на наделение его полномочиями по представлению интересов общества в административных, государственных и иных учреждениях и осуществлять текущее руководство обществом (п. п. 2, 3).
Названная доверенность выдана директором ОАО "Волгоградоблгаз" Гаркушиной С.В.
При этом, доверенность не содержит указаний на наличие ограничений и возможность участия в проверках лишь в специально оговоренных случаях, в том числе, проводимых в порядке, установленном Законом N 294-ФЗ и Законом N 116-ФЗ.
Какие-либо возражения, в том числе, связанные с порядком его уведомления и проведения проверки, а также отсутствия надлежащих полномочий на участие в ее проведении, сам Литвинов А.В. проверяющим не заявил.
Кроме того КоАП РФ не содержит указаний на обязательность административного органа извещения управляющих организаций, в связи с чем, такая обязанность лежит непосредственно на лице, назначенном на должность руководителя управляемого общества в целях осуществления его текущей деятельности.
Таким образом, не уведомление управляющей организации является предпринимательским риском и может свидетельствовать лишь о ненадлежащем исполнении руководителя управляемого общества возложенных на него обязанностей, но не о нарушении административным органом норм Кодекса.
Порядок привлечения общества к административной ответственности проверен судами обеих инстанций, нарушений не установлено.
При определении меры наказания административным органом учтены все обстоятельства, перечисленные в статьях 4.1., 4.2. и 4.3. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, влияющие на размер наказания, и в качестве меры избран минимальный размер штрафа в пределах санкции, предусмотренной частью 1 ст. 9.1 КоАП РФ, в минимальном размере. Мера наказания соразмерна совершенному деянию.
На основании изложенного апелляционная инстанция считает, что по делу принято законное и обоснованное решение, оснований для отмены которого не имеется. Выводы суда по данному делу основаны на установленных обстоятельствах и имеющихся в деле доказательствах при правильном применении норм материального и процессуального права. Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся фактически к повторению утверждений исследованных и правомерно отклоненных судом первой инстанции, не могут служить основаниями для отмены обжалуемого решения.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение арбитражного суда Волгоградской области от "25" сентября 2013 года по делу N А12-18705/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Палласовкамежрайгаз" без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.Г. Веряскина |
Судьи |
М.А. Акимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-18705/2013
Истец: ОАО "Палласовкамежрайгаз"
Ответчик: Нижне-Волжское управление Ростехнадзора
Третье лицо: ОАО "Волгоградоблгаз"