г.Москва |
|
25 ноября 2013 г. |
N А40-18531/13 |
Резолютивная часть постановления 18.11.2013.
Постановление в полном объеме изготовлено 25.11.2013.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Пронниковой Е.В.,
судей: |
Москвиной Л.А., Цымбаренко И.Б., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Артюковой О.А., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ИП Романова Романа Александровича
на решение Арбитражного суда г.Москвы от 17 июля 2013 года
по делу N А40-18531/13, принятое судьей Уточкиным И.Н.,
по заявлению ИП Романова Романа Александровича
к Департамента городского имущества г.Москвы,
третьи лица: 1) ЗАО "АКМАЛЕНД", 2) Москомархитектура,
о признании незаконным бездействия,
при участии:
от заявителя: |
Дроздов М.Ю. по дов. от 15.05.2013; |
от ответчика: |
Бондаренко Г.Е. по дов от 27.02.2013 N ДГИ-Д-130/13; |
от третьих лиц: |
1) Смирнова М.Ю. по дов. от 10.05.2012, 2) Сергеева О.А. по дов. от 30.10.2012 N 001-03-800/12; |
УСТАНОВИЛ:
Решением Арбитражного суда г.Москвы от 17.07.2013, принятым по настоящему делу, оставлено без удовлетворения заявление ИП Романова Романа Александровича о признании незаконным бездействия Департамента городского имущества г.Москвы, выразившегося в неисполнении обязанности по формированию земельного участка по адресу: г.Москва, ул.Удальцова, вл.60, утверждении схемы размещения земельного участка на кадастровой карте, а также по заключению договора долгосрочной аренды с заявителем под эксплуатацию принадлежащего ему объекта недвижимости и обязании ответчика устранить допущенные нарушения прав заявителя.
При принятии решения суд первой инстанции исходил из того, что факт незаконного бездействия ответчика материалами дела не подтвержден.
Не согласившись с данным решением суда первой инстанции, заявитель в апелляционной жалобе просит его отменить, считая, что судом неправильно применены нормы материального права, а выводы суда не соответствуют имеющимся в материалах дела доказательствам. Считает, что судом неправомерно не применены нормы материального права, подлежащие применению, - п.п.4, 6 ст.11.2 Земельного кодекса РФ. Полагает, что оспариваемое бездействие ответчика является незаконным и нарушает права и законные интересы Предпринимателя.
В судебном заседании представитель Департамента городского имущества города Москвы просил оставить решение суда без изменения, считая его законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представители третьих лиц в судебном заседании поддержали решение суда первой инстанции и позицию, изложенную представителем ответчика, просили оставить решение суда без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, исследовав имеющиеся в деле доказательства, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, поддержавших в судебном заседании свои доводы и требования, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта, исходя из нижеследующего.
Как усматривается из материалов дела, ИП Романову Р.А. принадлежат на праве собственности объекты недвижимости: нежилое помещение общей площадью 1236,8 кв.м., номера на поэтажном плане: антресоль цокольного а, помещение 1 - комната 1; помещение II - комната 1; цокольный - комнаты al, а2, аЗ, А, а, Б, В, Г; помещение III - комнаты с 4 по 12; помещение IV - комната 2; этаж 1- комнаты В1, А, а, б, Б, В, Г; помещение VI - комнаты с 1 по 19; этаж 2 - комнаты А, Б, В; помещение II - комната 1; нежилое помещение общей площадью 201,2 кв.м., номера на поэтажном плане: цокольный, помещение III - комнаты с 1 по 3; помещение IV - комната 1. Адрес объекта: г.Москва, ул.Удальцова, д.60, что подтверждается соответствующими свидетельствами о государственной регистрации права.
Названные помещения расположены в пристройке, являющейся частью гаражного комплекса, расположенного на земельном участке по адресу г.Москва, ул.Удальцова, вл. 60 с кадастровым номером 77:07:0013005:52 площадью 5486 кв.м., на который оформлен договор аренды от 29.11.2002 N М-07-022501 с множественностью лиц на стороне арендатора, в число которых входит заявитель.
Здание гаражного комплекса и пристройка к нему расположены в пределах границ земельного участка с кадастровым номером 77:07:0013005:52.
На основании ст.36 ЗК РФ заявитель обратился в службу "Одного окна" с заявлением об утверждении схемы размещения земельного участка на кадастровой карте, а также о заключении с ним договора аренды земельного участка с кадастровым номером 77:07:0013005:86 для эксплуатации указанных помещений.
Письмом от 19.11.2012 N 33-1-27207/12-(0)-1 Департамент городского имущества г.Москвы сообщил заявителю, что поскольку находящиеся в собственности заявителя помещения расположены в здании на земельном участке с кадастровым номером 77:07:0013005:52, на который заключен договор аренды от 29.11.2002 N М-07-022501 с множественностью лиц на стороне арендатора, для формирования нового единого участка в соответствии с п.1 ст.450 ГК РФ и п.4 ст.11.2 ЗК РФ требуется в письменной форме согласие всех землепользователей участка, в том числе - ЗАО "АКМАЛЭНД".
Полагая, что бездействие ответчика не соответствует требованиям закона и нарушает его права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности, индивидуальный предприниматель Романов Р.А. обратился в суд с указанными выше требованиями.
Апелляционный суд считает правомерным вывод суда первой инстанции о необходимости отказа в удовлетворении заявленных Предпринимателем требований.
Исходя из предмета заявленных Предпринимателем требований, настоящий спор подлежит рассмотрению по правилам Главы 24 АПК РФ.
Согласно ч.1 ст.198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с ч.4 ст.200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания действия (бездействия) госоргана незаконным необходимо установить наличие совокупности следующих условий: несоответствие оспариваемого действия (бездействия) закону и нарушение им прав и законных интересов заявителя.
Совокупности указанных обстоятельств при рассмотрении настоящего дела не установлено.
Незаконное бездействие представляет собой несовершение в установленные сроки органом, осуществляющим публичные полномочия, действий, отнесенных к его компетенции, при наличии условий, в связи с которыми возникает обязанность совершить эти действия.
Порядок и условия приобретения прав на земельные участки лицами, являющимися собственниками зданий, строений, сооружений, установлены ст.36 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с п.1 ст.36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений.
Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами.
Согласно п.5 ст.36 ЗК РФ для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок.
Статьей 29 ЗК РФ предусмотрено, что предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
В силу п.2 ст.10 ЗК РФ управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности города Москвы, осуществляет субъект РФ - г.Москва
Согласно ст.ст.3, 4 Закона города Москвы от 19.12.2007 N 48 "О землепользовании в городе Москве" решения о предоставлении земельных участков из земель, находящихся в собственности города Москвы, принимаются Правительством Москвы или уполномоченным им органом исполнительной власти города Москвы и являются основанием для оформления правоустанавливающих документов на землю. При этом правомочия собственника земельных участков от имени города Москвы осуществляют Правительство Москвы и уполномоченный им орган исполнительной власти города Москвы в соответствии с установленным порядком управления и распоряжения землями города Москвы.
В соответствии с п.1 Положения о Департаменте земельных ресурсов города Москвы, утвержденного Постановлением Правительства Москвы от 11.03.2011 N 65-ПП (действовавшим на момент обращения заявителя в Департамент), Департамент земельных ресурсов города Москвы являлся функциональным органом исполнительной власти города Москвы, осуществляющим функции по разработке и реализации государственной политики в сфере управления и распоряжения земельными участками, находящимися в собственности города Москвы, и земельными участками, находящимися на территории города Москвы, государственная собственность на которые не разграничена, использования, охраны и учета земель на территории города Москвы, функции по предоставлению государственных услуг и по управлению государственным имуществом в установленной сфере деятельности.
В силу п.5.1 Положения Департамент в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами города Москвы, иными правовыми актами города Москвы принимает (изменяет, отменяет) правовые акты, решения о предоставлении в установленном порядке в собственность, аренду, безвозмездное срочное пользование, постоянное (бессрочное) пользование земельных участков, находящихся в собственности города Москвы, и земельных участков, находящихся на территории города Москвы, государственная собственность на которые не разграничена, правообладателям расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений для целей эксплуатации объектов капитального строительства, об установлении права ограниченного пользования указанными земельными участками.
Таким образом, в рассматриваемый период Департамент земельных ресурсов г.Москвы являлся органом, уполномоченным на решение вопросов о предоставлении в установленном порядке в собственность, аренду, безвозмездное срочное пользование, постоянное (бессрочное) пользование земельных участков, находящихся в собственности города Москвы, и земельных участков, находящихся на территории города Москвы, государственная собственность на которые не разграничена.
Вместе с тем в настоящем случае имеющиеся в материалах дела документы свидетельствуют об отсутствии оспариваемого бездействия Департамента, на наличие которого указывает заявитель.
Согласно представленным в материалы дела доказательствам, участок под эксплуатацию здания, в котором расположены принадлежащие заявителю помещения, сформирован и поставлен на кадастровый учет.
В соответствии со ст.11.1 ЗК РФ земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.
При этом п.1 ст.11.2 ЗК РФ предусмотрено, что земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности; образование земельных участков допускается при наличии в письменной форме согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки.
Согласно части 4 статьи 11.2 ЗК РФ (которая, вопреки доводам апелляционной жалобы, применена судом в данном случае правомерно) образование земельных участков допускается при наличии в письменной форме согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки. Не требуется такое согласие на образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных государственным или муниципальным унитарным предприятиям, государственным или муниципальным учреждениям, а также в случаях, указанных в пункте 6 настоящей статьи (согласно которому образование земельных участков может быть осуществлено на основании решения суда в обязательном порядке независимо от согласия собственников, землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки).
Таким образом, приведенная норма Кодекса прямо устанавливает возможность образования земельных участков только при наличии письменного согласия землепользователей участков, из которых при разделе (объединении, перераспределении, выделе) образуются земельные участки.
Соответственно, формирование земельного участка под эксплуатацию принадлежащего заявителю недвижимого имущества возможно в силу закона при наличии согласия всех арендаторов земельного участка 77:07:0013005:52.
Согласно пункту 2.24.2 Административного регламента предоставления государственной услуги г.Москвы "Предоставление земельных участков в аренду правообладателя зданий, строений, сооружений, расположенных на земельных участках", утвержденного Постановлением Правительства Москвы от 15.05.2012 N 199-ПП (на который ссылается Департамент в ответе на обращение заявителя от 04.12.2012), в предоставлении государственной услуги Департаментом может быть отказано в случае невозможности предоставления государственной услуги по основаниям, предусмотренным федеральными законами.
При таких обстоятельствах в настоящем случае Департаментом правомерно не совершены действия по формированию испрашиваемого земельного участка в отсутствие необходимого согласия всех арендаторов земельного участка, на котором расположен объект недвижимого имущества.
Учитывая сказанное, вывод суда первой инстанции о необходимости отказа в удовлетворении заявленных Предпринимателем требований правомерен.
Иные доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда, положенные в основу решения, и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного решения.
Принимая во внимание изложенное, апелляционный суд полагает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 17 июля 2013 года по делу N А40-18531/13 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
Е.В.Пронникова |
Судьи |
И.Б.Цымбаренко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-18531/2013
Истец: ИП Романов Роман Александрович
Ответчик: Департамент гордского имущества г. Москвы, Департамент земельных ресурсов г. Москвы
Третье лицо: ЗАО "АКМАЛЭНД", Комитет по архитектуре и градостроительству г. Москвы, Комитет по архитектуре и градостроительству города Москвы