город Ростов-на-Дону |
|
02 декабря 2013 г. |
дело N А32-17806/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 ноября 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 02 декабря 2013 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Соловьевой М.В.,
судей Смотровой Н.Н., Сурмаляна Г.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Мальцевым А.В.,
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "МариоТек": представитель по доверенности от 27.02.13, Давыгора С.Н., удостоверение N 1941.
от Управления Федеральной миграционной службы России по Краснодарскому краю: представитель не явился.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной миграционной службы России по Краснодарскому краю на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 01.10.2013 по делу N А32-17806/2013, принятое судьей Бутченко Ю.В., по заявлению общества с ограниченной ответственностью "МариоТек" к Управлению Федеральной миграционной службы России по Краснодарскому краю
о признании незаконным и отмене постановления от 23.05.2013 по административному делу N 505996 о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в сумме 250 000 руб., о признании незаконным и отмене постановления от 23.05.2013 по административному делу N 505998 о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в сумме 250 000 руб., о признании незаконным и отмене постановления от 23.05.2013 по административному делу N 505999 о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в сумме 250 000 руб.,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "МариоТек" (далее - ООО "МариоТек", общество, заявитель) обратилось с заявлением к Управлению Федеральной миграционной службы России по Краснодарскому краю (далее - управление, административный орган) о признании незаконными и отмене: постановления от 23.05.2013 по административному делу N 505996 о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в сумме 250 000 руб.,постановления от 23.05.2013 по административному делу N 505998 о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в сумме 250 000 руб., постановления от 23.05.2013 по административному делу N 505999 о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в сумме 250 000 руб.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 01.10.2013 заявленные требования удовлетворены. Судебный акт мотивирован тем, что административным органом нарушен установленный законом порядок привлечения к административной ответственности.
Не согласившись с принятым судебным актом, административный орган обратился в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение, сославшись на то, что Управлением процессуальных нарушений при производстве по делам об административных правонарушениях допущено не было. Постановления по делам об административных правонарушениях в отношении общества составлены в полном соответствии со ст. 29.10 КоАП РФ.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель ООО "МариоТек" поддержал доводы отзыва в полном объеме.
Управление Федеральной миграционной службы России по Краснодарскому краю представителя в судебное заседание не направил; о месте его и времени извещен надлежащим образом. В соответствии с частью 3 статьи 156 АПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает жалобу в отсутствие представителя административного органа.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришёл к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела 20.03.2013 сотрудниками управления проведена проверка миграционного контроля на строительном объекте "Комплекс зданий и сооружений ГУ "Санаторий Салют", на строительной площадке с прилегающей территорией для производства строительно - монтажных работ и выявило, что общество привлекло к осуществлению трудовой деятельности без разрешения на работу в Российской Федерации граждан Республики Узбекистана Мухаммадиева Муроджона 06.02.1992 г.р., Абдирахмонова Элбека 04.07.1993 г.р., Каримова Лазизбека 11.11.1990г.р., которые осуществляли трудовую деятельность в качестве разнорабочих. В соответствии с договором субподряда от 20.12.2011 N 599 работы на данном объекте выполняются ООО "МариоТек".
По результатам проверки в отношении указанных иностранных граждан 20.03.2013 составлены протоколы N 505663, 505665, 505658 об административном правонарушении и вынесены постановления о привлечении к административной ответственности по ст. 18.10 КоАП РФ, у иностранных граждан отобраны объяснения от 20.03.2013.
21.03.2013 по факту незаконного осуществления названными гражданами Республики Узбекистан трудовой деятельности при отсутствии соответствующего разрешения на работу, административным органом вынесены определения о возбуждении дел об административном правонарушении и проведении административного расследования по ч. 1 ст. 18.15 КоАП РФ.
19.04.2013 по результатам проведенных расследований, по выявленным признакам административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества составлены протоколы N 505996, N 505998 и N505999 об административном правонарушении.
По результатам рассмотрения административных дел, управлением вынесены постановление от 23.05.2013 по административному делу N 505996 о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в сумме 250 000 руб., постановление от 23.05.2013 по административному делу N 505998 о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в сумме 250 000 руб., постановление от 23.05.2013 по административному делу N 505999 о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в сумме 250 000 руб.
Не согласившись с постановлениями административного органа, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Частью 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации определено, что арбитражный суд признает незаконным и отменяет оспариваемое решение административного органа, если это решение или порядок его принятия не соответствует закону либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением полномочий.
В соответствии с частью 1 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства при отсутствии у этих иностранного гражданина или лица без гражданства разрешения на работу либо патента, если такие разрешение либо патент требуются в соответствии с федеральным законом влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот пятидесяти тысяч до восьмисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Согласно примечанию к данной статье в целях указанной статьи под привлечением к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства понимается допуск в какой-либо форме к выполнению работ или оказанию услуг либо иное использование труда иностранного гражданина или лица без гражданства.
В силу примечания к статье 18.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за административные правонарушения, предусмотренные настоящей статьей и иными статьями настоящей главы, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в связи с осуществлением ими указанной деятельности несут административную ответственность как юридические лица, за исключением случаев, если в соответствующих статьях настоящей главы установлены специальные правила об административной ответственности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, отличающиеся от правил об административной ответственности юридических лиц.
В соответствии с абзацем вторым пункта 4 статьи 13 Федерального закона от 25.07.2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" работодатель и заказчик работ (услуг) имеют право привлекать и использовать иностранных работников только при наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников. Иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность только при наличии разрешения на работу. Перечень категорий иностранных граждан, на которых вышеназванные положения не распространяются, закреплен указанной нормой Закона.
В силу статьи 2 Федерального закона от 25.07.2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" разрешение на работу - документ, подтверждающий право иностранного работника на временное осуществление на территории Российской Федерации трудовой деятельности или право иностранного гражданина, зарегистрированного в Российской Федерации в качестве индивидуального предпринимателя, на осуществление предпринимательской деятельности.
Согласно пункту 9 статьи 13.1 Федерального закона от 25.07.2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" работодатели или заказчики работ (услуг), привлекающие и использующие для осуществления трудовой деятельности иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и имеющих разрешение на работу, обязаны уведомлять территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции и орган исполнительной власти, ведающий вопросами занятости населения в соответствующем субъекте Российской Федерации, о заключении и расторжении трудовых договоров или гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг) с иностранными работниками, а также о предоставлении им отпусков без сохранения заработной платы продолжительностью более одного календарного месяца в течение года. Форма и порядок подачи указанного уведомления устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с частью 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
В силу статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными доказательствами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Из материалов дела видно, что 20.03.2013 сотрудниками управления проведена проверка миграционного контроля на строительном объекте "Комплекс зданий и сооружений ГУ "Санаторий Салют", на строительной площадке с прилегающей территорией для производства строительно - монтажных работ и выявило, что общество привлекло к осуществлению трудовой деятельности без разрешения на работу в Российской Федерации граждан Республики Узбекистана Мухаммадиева Муроджона 06.02.1992 г.р., Абдирахмонова Элбека 04.07.1993 г.р., Каримова Лазизбека 11.11.1990г.р., которые осуществляли трудовую деятельность в качестве разнорабочих. В соответствии с договором субподряда от 20.12.2011 N 599 работы на данном объекте выполняются ООО "МариоТек".
По результатам проверки в отношении указанных иностранных граждан 20.03.2013 составлены протоколы N 505663, 505665, 505658 об административном правонарушении и вынесены постановления о привлечении к административной ответственности по ст. 18.10 КоАП РФ, у иностранных граждан отобраны объяснения от 20.03.2013.
Однако, факт непосредственного (фактического) выполнения кем-либо из трех иностранных граждан работ в пользу общества не был установлен и зафиксирован. Управление не представило в суд доказательств того, что кто-либо из трех иностранных граждан на дату проведения проверки (20.03.2013)выполнял какую-либо работу в пользу общества на строительной площадке общества.
Кроме того в материалы дела обществом представлены копии трудовых договоров от 30.03.2012 N 31-И с Мухаммадиевым Муроджоном 06.02.1992 г.р., от 30.03.2012 N 11-И с Абдирахмоновым Элбеком 04.07.1993 г.р, от 30.03.2012 N 26-И с Каримовым Лазизбеком 11.11.1990г.р., а также разрешения на работу данных иностранных граждан.
Представитель общества в суде апелляционной инстанции пояснил, что на момент проведения управлением проверки соблюдения обществом миграционного законодательства 20.03.2013 общество прекратило трудовые отношения с иностранными гражданами, поскольку трудовые договоры и разрешения на работу данных граждан прекратили действие 16.03.2013.
При таких обстоятельствах факт проживание трех иностранных граждан в бытовке на момент проверки не может быть приравнен к факту их трудовой деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП Российской Федерации административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое названным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В силу части 1 статьи 1.6 КоАП Российской Федерации лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Частью 4 ст. 1.5 КоАП РФ установлено, что неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Из системного толкования приведенных выше норм КоАП РФ, определяющих общие предпосылки и условия привлечения к административной ответственности следует, что вывод административного органа о совершении лицом административного правонарушения должен базироваться на доказательствах, объективно и безусловно подтверждающих факт совершения соответствующим лицом вменяемого ему в вину правонарушения.
Проанализировав имеющиеся в материалах дела доказательства, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что управление не представило доказательств безусловно подтверждающих факт совершения обществом вменяемого ему административного правонарушения, что в силу ч. 4 ст. 1.5 КоАП РФ исключает возможность привлечения общества к административной ответственности.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что административный орган не доказал факт привлечения обществом к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранных граждан при отсутствии у них разрешения на работу.
Кроме того судом первой инстанции правильно установлено, что административным органом нарушена процедура рассмотрения материалов дела об административном правонарушении.
Пунктом 4.1 статьи 28.2 КоАП РФ установлено, что в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.
В силу ч. 2 ст. 25.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Из анализа указанных норм следует, что протокол об административном правонарушении составляется с участием законного представителя юридического лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица протокол может быть составлен лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени его составления и если от него не поступило ходатайство об отложении данного процессуального действия либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения. В соответствии с пунктом 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" при выявлении в ходе рассмотрения дела факта составления протокола в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, суду надлежит выяснить, было ли данному лицу сообщено о дате и времени составления протокола.
В пункте 17 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 N 2 указано, что положения статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, регламентирующие порядок составления протокола об административном правонарушении, предоставляют ряд гарантий защиты прав лицам, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении.
Более того, названным пунктом Постановления Пленума ВАС РФ указывалось, что суду при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности необходимо проверять соблюдение положений статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, направленных на защиту прав лиц, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, имея в виду, что их нарушение может являться основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого решения административного органа (часть 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В пункте 24 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснено, что при рассмотрении дел об оспаривании решений (постановлений) административных органов о привлечении к административной ответственности судам следует проверить, были ли приняты административным органом необходимые и достаточные меры для извещения лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, либо его законного представителя о составлении протокола об административном правонарушении в целях обеспечения возможности воспользоваться правами, предусмотренными статьей 28.2 КоАП РФ.
В целях КоАП РФ законными представителями юридического лица являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица (часть 2 статьи 25.4 КоАП РФ).
Указанный перечень законных представителей юридического лица является закрытым. В связи с этим судам необходимо учитывать, что представитель юридического лица, действующий на основании доверенности, в том числе руководитель его филиала или подразделения, законным представителем не является. Поэтому его извещение не может рассматриваться как извещение законного представителя.
Вместе с тем Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях допускает возможность участия в рассмотрении дела об административном правонарушении лица, действующего на основании доверенности, выданной надлежаще извещенным законным представителем, в качестве защитника. Такие лица допускаются к участию в производстве по делу об административном правонарушении с момента составления протокола об административном правонарушении и пользуются всеми процессуальными правами лица, в отношении которого ведется такое производство, включая предусмотренное частью 4 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях право на представление объяснений и замечаний по содержанию протокола.
Суду при рассмотрении дел об административных правонарушениях следует учитывать, что доказательством надлежащего извещения законного представителя юридического лица о составлении протокола может служить выданная им доверенность на участие в конкретном административном деле.
В силу пункта 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Из материалов дела видно, что протоколы об административных правонарушениях от 19.04.2013 N 505996, N 505998 и N505999, составлены в отсутствии законного представителя ООО "МариоТек" директора Марусова Н.Ю.
В материалы дела не представлены административным органом доказательства надлежащего извещения законного представителя общества о времени и месте составления протоколов об административных правонарушениях 19.04.2013, направлении в адрес общества уведомлений о данных процессуальных действиях, как и доказательства назначения даты и времени составления протоколов об административных правонарушениях на 19.04.2013.
Данные протоколы составлены в присутствии представителя общества Паниной В.В., действующей по доверенности от 21.03.2013, имеющей общий характер и в которой отсутствует указание и полномочия на возможность данного представителя участвовать при производстве по делам об административных правонарушениях.
Таким образом, доказательств надлежащего извещения законного представителя общества о времени и месте составления протоколов об административных правонарушениях суду не представлено.
Доказательств направления (вручения) телеграмм и иных уведомлений по юридическому адресу общества о времени и месте составления протоколов об административных правонарушениях или извещения иным способом законного представителя общества материалы дела не содержат и административным органом не представлено.
При таких обстоятельствах и учитывая срок привлечения к ответственности по части 1 статьи 18.15 КоАП РФ, то есть у административного органа было достаточно времени для надлежащего извещения законного представителя общества о процессуальных действиях, назначенных на 19.04.2013, суд пришел к выводу о том, что управлением не приняты необходимые и достаточные меры для извещения лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, либо его законного представителя о составлении протокола об административном правонарушении в целях обеспечения возможности воспользоваться правами, предусмотренными статьей 28.2 КоАП РФ.
Названное нарушение процедуры привлечения к административной ответственности заявителя носит существенный характер, возможность устранения данных недостатков отсутствует.
С учетом изложенного, судом первой инстанции постановления от 23.05.2013 N 505996, N 505998, N 505999 по делу об административном правонарушении, обосновано, признаны незаконными и отменены как вынесенные с нарушением положений КоАП РФ, предусматривающих обязательность обеспечения привлекаемому к ответственности лицу возможности участия в рассмотрении материалов дела об административном правонарушении.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 01.10.2013 по делу N А32-17806/2013 оставить без изменения. Апелляционную жалобу без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
М.В. Соловьева |
Судьи |
Н.Н. Смотрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-17806/2013
Истец: ООО "МариоТек"
Ответчик: управление федеральной миграционной службы России по Краснодарскому краю
Третье лицо: Управление федеральной миграционной службы