3 декабря 2013 г. |
Дело N А27-10468/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 ноября 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 3 декабря 2013 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Л.Е. Лобановой
судей О.Б. Нагишевой
М.Ю. Кайгородовой
при ведении протокола судебного заседания помощником Захаренко С.Г.
без участия сторон
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Комитета по управлению государственным имуществом Кемеровской области
на решение Арбитражного суда Кемеровской области от 23 сентября 2013 года
по делу N А27-10468/2013 (судья Петракова С.Е.)
по иску ООО "Дилекс", г. Кемерово (ОГРН 1074205025300)
к Комитету по управлению государственным имуществом Кемеровской области, г. Кемерово (ОГРН 1024200702569)
о признании недействительным Приложения N 1 к договору аренды земельного участка в части размера арендной платы
установил:
ООО "Дилекс" обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с исковым заявлением к Комитету по управлению государственным имуществом Кемеровской области о признании недействительным (ничтожным) Приложения N 1 к договору аренды земельного участка от 4 марта 2013 года N 02-03-с/13 в части определения размера арендной платы, внесении изменений в Приложение N 1 к договору аренды земельного участка от 4 марта 2013 года N 02-03-с/13, изложив его в следующей редакции: абзац, начиная со слов "Согласно п.2.13_.." и заканчивая словами "количество периодов внесения арендной платы в год" заменить абзацем следующего содержания "Размер арендной платы составляет 2 % от кадастровой стоимости земельного участка в год".
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 23 сентября 2013 года по делу N А27-10468/2013 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда от 23 сентября 2013 года, Комитет по управлению государственным имуществом Кемеровской области обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований. В жалобе заявитель ссылается на то, что положения Федерального закона "О введение в действие Земельного кодекса РФ" от 25.10.2001 N 137-ФЗ не устанавливает критерии, способы определения размера арендной платы, этот вопрос решается органами государственной власти субъектов РФ в зависимости от социально-экономического положения города, специфики рынка и других факторов. Считает, что Правительством РФ определяются только общие начала определения арендной платы. В Постановлении Правительства РФ от 16.07.2009 N582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности РФ" приняты основные принципы, которыми необходимо руководствоваться органам исполнительной власти и местного самоуправления при определении арендной платы. Указанные принципы были положены в основу при разработке постановления Коллегии Администрации Кемеровской области N62. Ссылку суда на Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.04.2012 N15837/11 считает необоснованной, поскольку указанное постановление лишает субъекта РФ полномочий прямо установленных Конституцией Российской Федерации, а именно на установление порядка определения размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.
ООО "Дилекс" в отзыве на апелляционную жалобу просит обжалуемое решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на то, что стоимость аренды муниципальной (государственной) земли относится к категории нормативно регулируемых цен, что согласуется с позицией, высказанной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.02.2010 г. N 12404/09. Считает обоснованной ссылку суда на позицию Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенную в Постановлении Президиума ВАС РФ от 17.04.2012 N 15837/11 по делу N А47-7623/2010, размер арендной платы за земельные участки, относящиеся к публичной собственности не может быть выше ставок, установленных Постановлением N 582.
Стороны в судебное заседание полномочных представителей не направили, о времени его проведения надлежаще уведомлены. Апелляционный суд считает возможным на основании частей 2, 3 и 5 статьи 156 АПК РФ рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствии указанных лиц.
Исследовав материалы дела, проверив в соответствии со статьей 268 АПК РФ законность и обоснованность решения Арбитражного суда Кемеровской области от 23 сентября 2013 года по делу N А27-10468/2013, суд апелляционной инстанции считает апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Как следует из материалов дела, 4 марта 2013 года между Комитетом по управлению государственным имуществом Кемеровской области (арендодатель) и ООО "Дилекс" (арендатор) заключен договор аренды земельного участка N 02-03-с/13, в соответствии с которым арендодатель предоставил, а арендатор принял в возмездное владение и пользование земельный участок из земель населенных пунктов, расположенный по адресу: г. Кемерово, Центральный район, 400 м. северо-восточнее пересечения просп. Притомского и ул. Терешковой, площадью 1700 кв.м., с кадастровым номером 42:24:0201001:1879, разрешенное использование - для строительства автомойки туннельного типа.
По условиям пункта 2.1 договора срок действия договора аренды установлен с момента заключения договора по 31 января 2014 года. Условия договора применяются к отношениям сторон, возникшим с начала фактического использования арендатором земельного участка - с 19.02.2013 г.
Арендатор самостоятельно ежемесячно до 10 числа месяца перечисляет арендную плату на расчетный счет органа федерального казначейства. Размер арендной платы и платы за фактическое использование земельного участка определяется в порядке, указанном в Протоколе определения величины арендной платы (пункт 3.1 и 3.2 договора).
Установив, что стоимость арендной платы превышает максимальный размер арендной платы, установленный действующим законодательством, истец обратился с иском в арбитражный суд.
Согласно статье 168 ГК РФ сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.
В соответствии со статьей 180 ГК РФ недействительность части сделки не влечет недействительности прочих ее частей, если можно предположить, что сделка была совершена и без включения недействительной ее части.
По смыслу части 4 статьи 421 и части 1 статьи 424 ГК РФ, условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.
В пункте 3 статьи 56 ЗК РФ установлено, что стоимость аренды государственной (муниципальной) земли относится к категории регулируемых цен, а потому арендная плата за пользование таким объектом должна определяться с учетом применимой в соответствии с действующим законодательством ставки арендной платы на условиях, предусмотренных договором аренды.
Поскольку ставки арендной платы являются регулируемыми ценами, стороны обязаны руководствоваться предписанным размером арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, и не вправе применять другой размер арендной платы.
Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Во исполнение требований статей 22 и 65 Земельного кодекса Правительством Российской Федерации принято Постановление от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации", в соответствии с которым к основным принципам определения арендной платы, подлежащим применению ко всем публичным землям на территории Российской Федерации, отнесены принципы экономической обоснованности, предсказуемости и предельной простоты расчета, запрета необоснованных предпочтений, учета необходимости поддержки социально значимых видов деятельности, а также недопущения ухудшения положения лиц, ранее переоформивших право постоянного (бессрочного) пользования землей.
Учитывая единство экономического пространства и правовой системы Российской Федерации, нашедшие свое отражение в Постановлении N 582 принципы являются общеобязательными при определении арендной платы за находящуюся в публичной собственности землю для всех случаев, когда размер этой платы определяется не по результатам торгов и не предписан федеральным законом, а согласно его требованиям подлежит установлению соответствующими компетентными органами в качестве регулируемой цены.
Согласно принципу экономической обоснованности арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель и вида разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования цен и предоставления субсидий для организаций, осуществляющих деятельность на таком земельном участке.
Учитывая единство экономического пространства и правовой системы Российской Федерации, нашедшие свое отражение в Постановлении Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 принципы являются общеобязательными при определении арендной платы за находящуюся в публичной собственности землю для всех случаев, когда размер этой платы определяется не по результатам торгов и не предписан федеральным законом, а согласно его требованиям подлежит установлению соответствующими компетентными органами в качестве регулируемой цены.
Применительно к статье 12 ГК РФ и статье 13 АПК РФ суд вправе давать оценку нормативным актам публичных образований, регламентирующим размеры арендной платы за соответствующие земельные участки, с точки зрения их соответствия этим принципам и ориентирам и при рассмотрении гражданско-правовых споров, вытекающих из договоров аренды таких земельных участков.
Данная правовая позиция определена в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.01.2012 N 10034/11и обязательна для применения при рассмотрении арбитражными судами споров со сходными правоотношениями.
В соответствии с абзацем 2 подпункта "д" пункта 3 Правил определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, утвержденных Постановлением N 582, установлено, что в случае, если земельный участок предоставлен в аренду для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта, арендная ставка рассчитывается в размере 2% от кадастровой стоимости земельного участка.
Расчет размер арендной платы, установленный в Приложении N 1 к договору аренды земельного участка от 4 марта 2013 года N 02-03-с/13, был произведен на основании отчета об оценке рыночной стоимости арендной платы. С учетом предоставления земельного участка истцу в аренду для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта (автомойки туннельного типа), суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о ничтожности Приложения N 1 к договору аренды земельного участка от 4 марта 2013 года N 02-03-с/13 в части определения размера арендной платы в связи с несоответствием требованиям действующего законодательства и наличие оснований для внесения изменений в договор аренды N 02-03-с/13 от 4 марта 2013 года для приведения заключенного договора в соответствие с действующим законодательством.
В силу того, что регулирование арендной платы за земельные участки осуществляется в нормативном порядке, принятие уполномоченными органами государственной власти и местного самоуправления нормативных правовых актов, изменяющих нормативно установленные ставки арендной платы или методику их расчета, влечет изменение условий договоров аренды таких земельных участков независимо от воли сторон договоров аренды и без внесения в текст договоров подобных изменений.
Данные выводы согласуются с позицией Постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 17.04.2012 N 15837/11.
Ответчик считает несостоятельной ссылку суда на данное Постановление Президиума ВАС РФ, между тем, выводы, содержащиеся в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ, обязательны для исполнения всеми арбитражными судами при рассмотрении аналогичных дел (абзац 3 статьи 16 Федерального конституционного закона от 28.04.1995 N 1-ФКЗ "Об арбитражных судах в Российской Федерации").
Таким образом, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Решение Арбитражного суда Кемеровской области от 23 сентября 2013 года по делу N А27-10468/2013 принято судом на основании фактических обстоятельств дела существовавших на момент рассмотрения дела и правильном применении норм права, в связи с чем, оснований для его отмены не имеется.
Нарушения норм материального и процессуального права, которые в силу статьи 270 АПК РФ могли бы повлечь изменение или отмену решения судом апелляционной инстанции не установлены.
Расходы по госпошлине по правилам статьи 110 АПК РФ относятся на подателя жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 110, 271 АПК РФ, суд апелляционной инстанции
постановил:
решение Арбитражного суда Кемеровской области от 23 сентября 2013 года по делу N А27-10468/2013 оставить без изменений, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в двухмесячный срок.
Председательствующий |
Л.Е. Лобанова |
Судьи |
О.Б. Нагишева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-10468/2013
Истец: ООО "Дилекс"
Ответчик: Комитет по управлению государственным имуществом Кемеровской области