город Ростов-на-Дону |
|
28 ноября 2013 г. |
дело N А01-1927/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 ноября 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 ноября 2013 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Малыхиной М.Н.,
судей Авдониной О.Г., Попова А.А.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Куликовым Г.А.,
при участии: от истца: не явился, извещен,
от ответчика: не явился, извещен,
от третьих лиц: от Комитета Республики Адыгея по имущественным отношениям: Матыжев Х.А. (доверенность N 01-2 от 09.01.2013), от остальных не явились, извещены,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "КВАЗАР"
на решение Арбитражного суда Республики Адыгея от 16.01.2013 по делу N А01-1927/2012
по иску общества с ограниченной ответственностью "КВАЗАР"
к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы по государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Республике Адыгея
третьи лица: Кабинет Министров Республики Адыгея, Комитет Республики Адыгея по имущественным отношениям, администрация муниципального образования "Город Майкоп", Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Адыгея
о признании не подлежащими применению сведений о кадастровой стоимости земельного участка,
принятое в составе судьи Аутлевой Р.В.,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "КВАЗАР" обратилось в Арбитражный суд Республики Адыгея с иском к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы по государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Республике Адыгея о признании не подлежащими применению сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 01:08:0503005:37, площадью 52 844 кв. м, расположенного по адресу: г. Майкоп, ул. Промышленная, 28 А, в размере 124 665 337 рублей 28 копеек, установлении кадастровой стоимости вышеуказанного земельного участка, равной рыночной стоимости - 15 379 242 рублям 20 копейкам и о возложении обязанности на орган кадастрового учета в течение десяти дней с момента вступления судебного акта в законную силу внести указанные сведения в государственный кадастр недвижимости.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Кабинет Министров Республики Адыгея, Комитет Республики Адыгея по имущественным отношениям, администрация муниципального образования "Город Майкоп", Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Адыгея.
Решением суда от 16.01.2013 в удовлетворении исковых требований отказано.
Суд указал, что истец не выполнил процедур, предусмотренных административным регламентом, не обратился в соответствующий орган исполнительной власти, что им не отрицалось в ходе судебных разбирательств. Суд также указал, что у него отсутствуют основания для признания не подлежащей применению кадастровой стоимости земельного участка, равной 124665337 рублям 28 копейкам, поскольку вышеуказанная стоимость на момент принятия решения суда не является действующей. Кроме того, суд посчитал, что истцом избран ненадлежащий способ защиты права и пропущен срок исковой давности.
Не согласившись с указанным решением, истец обжаловал его в порядке, предусмотренном гл. 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, просил решение суда отменить.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что указание судом первой инстанции на пропуск срока исковой давности является неверным. Также истец указывает, что обращение в комиссию для оспаривания кадастровой стоимости участка не является обязательным.
В судебное заседание не явились представители истца, ответчика и третьих лиц (кроме Комитета Республики Адыгея по имущественным отношениям). Суд в порядке ст. 156 АПК РФ рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителей указанных лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.
Представитель третьего лица возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя третьего лица, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, обществу принадлежат на праве собственности: здание цеха по производству мебели, площадью 4 689,5 кв. м, кадастровый номер 01:08:05 03 005:0037:79:401:001:010416910:1000 (свидетельство о государственной регистрации права от 17.12.2011 серии 01-АА N 389846), основное строение, литер "Ю", площадью 2 037,5 кв. м, кадастровый номер 01:08:05 03 005:0037:79:401:001:010416910:2800 (свидетельство о государственной регистрации права от 17.12.2011 серии 01-АА N 389849), здание сборочного цеха, площадью 1 067,3 кв. м, кадастровый номер 01:08:0503 005:0037:79:401:001:010416910:01000 (свидетельство о государственной регистрации права от 17.12.2011 серии 01-АА N 389841), основное строение, площадью 512,4 кв. м, кадастровый номер 01:08:0503 005:0037:79:401:001:010416910:0300 (свидетельство о государственной регистрации права от 17.12.2011 серии 01-АА N 389848), мастерская литер "Ц", площадью 534,2 кв. м, кадастровый номер 01:08:05 03 005:0037:79:401:001:010416910:2203 (свидетельство о государственной регистрации права от 17.12.2011 серии 01-АА N 389844), основное здание, литер "П", площадью 304,3 кв. м, кадастровый номер 01:08:05 03 005:0037:79:401:001:010416910:1500 (свидетельство о государственной регистрации права от 17.12.2011 серии 01-АА N 389845), основное строение, литер "А1", площадью 624,9 кв. м, кадастровый номер 01:08:05 03 005:0037:79:401:001:010416910:0101 (свидетельство о государственной регистрации права от 17.12.2011 серии 01-АА N 389847), расположенные по адресу: Республика Адыгея, г. Майкоп, ул. Промышленная, 28а.
Согласно кадастровому паспорту земельного участка от 31.10.2008 спорный земельный участок отнесен к категории земель населенных пунктов, предназначен для размещения производственной базы. При этом его кадастровая стоимость составила 124 665 337 рублей 28 копеек.
21.09.2012 ООО "Агентство судебной экспертизы и технической инвентаризации "ЮНОНА" по заказу заявителя проведена оценка рыночной стоимости указанного земельного участка.
Согласно отчету рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 01:08:0503005:37 составила 15 379 242 рубля 20 копеек.
ООО "КВАЗАР" как собственник объектов недвижимости обратилось в суд с настоящим иском, полагая, что кадастровая стоимость земельного участка под объектами недвижимости, принадлежащими ему на праве собственности, не совпадает с его рыночной стоимостью.
Согласно части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального права Российской Федерации, статье 11 Гражданского кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
Статьей 24.19 Федерального закона N 135-ФЗ от 29.07.1998 "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" предусмотрена возможность оспаривания правообладателем или иными заинтересованными лицами результатов кадастровой оценки соответствующего земельного участка.
Действующее законодательство не связывает возможность проведения оценки объекта исключительно с наличием права собственности на этот объект.
Факт нахождения на спорном земельном участке объектов недвижимости, принадлежащих истцу на праве собственности, подтвержден материалами дела и сторонами не оспаривается. В данном случае, наличие у истца права собственности на расположенные на спорном земельном участке объекты недвижимости является достаточным основанием для реализации права на проведение оценки стоимости спорного земельного участка.
Учитывая, что кадастровая стоимость земельного участка применяется для целей определения размера платы за пользование землей, а также влияет на стоимость земельного участка при его выкупе в порядке статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, существенное расхождение данных о рыночной стоимости спорных земельных участков и их кадастровой стоимости нарушает права истца как владельца объектов недвижимости, расположенных на земельном участке, поскольку влечет за собой дополнительные расходы для истца.
Нарушенные права истца могут быть защищены лишь посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка.
В соответствии с п. 2 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных п. 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
В целях упорядочения организации работ по государственной кадастровой оценке земель на территории Российской Федерации Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель.
В соответствии с п. п. 2, 4, 10 указанных Правил, государственная кадастровая оценка земель проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения, государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования, а ее результаты по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости (п. 5 Правил).
По смыслу приведенных положений действующего законодательства, кадастровая стоимость по своей природе является рыночной стоимостью. Однако особенности ее определения при проведении государственной кадастровой оценки с помощью метода массовой оценки не обеспечивают ее точное соответствие реальной рыночной стоимости.
В связи с этим, пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Результаты определения кадастровой стоимости земельного участка могут быть оспорены в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости путем подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости. Основанием для подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости могут быть недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, а также установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Аналогичная правовая позиция изложена в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.06.2013 N 10761/11. Как указал Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, рыночная стоимость объекта должна быть доказана истцом на ту же дату, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость объекта недвижимости.
Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, содержащейся в Постановлении от 28.06.2011 N 913/11, положения гл. III. 1 "Государственная кадастровая оценка" Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ), а также предусмотренный механизм защиты прав на ранее возникшие правоотношения не распространяются.
При этом пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, как в прежней, так и в действующей редакции допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости. Таким образом, законодательство не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются. Права заявителя, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости, могут быть защищены лишь посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка. Такое требование подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка, для определения которой в случае необходимости судом в соответствии с правилами Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации назначается экспертиза.
Судом первой инстанции верно указано, что на момент принятия решения оспариваемая истцом кадастровая стоимость не являлась действующей.
Согласно пункту 454 Приложения N 1 к Приказу Комитета Республики Адыгея по имущественным отношениям от 28.12.2012 N 265, которым утверждены результаты кадастровой оценки земель населенных пунктов Республики Адыгея по состоянию на 01 января 2012 года, кадастровая стоимость спорного земельного участка составила 127 219 287 рублей 80 копеек.
Изменение кадастровой и рыночной стоимости за прошедший период законом не предусмотрено. Такие сведения не являются актуальными.
Учитывая, что установленная судом кадастровая стоимость в размере рыночной подлежит внесению в государственный кадастр на основании вступившего в законную силу судебного акта и перерасчет кадастровой стоимости ретроспективно не осуществляется, в случае если на момент вступления в законную силу судебного акта уполномоченным органом утверждены результаты новой кадастровой оценки земель, установленная судом по состоянию на дату предыдущей оценки кадастровая стоимость не может быть внесена в кадастр. В этом случае кадастровая стоимость в размере рыночной подлежит определению по состоянию на дату утверждения новой кадастровой оценки земель.
Спор, в результате которого устанавливается рыночная стоимость земельного участка, подлежащая внесению в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта, может возникнуть лишь в отношении актуальной кадастровой стоимости. В данном случае, возбужденный истцом спор в отношении установления кадастровой стоимости на 01.01.2008 касается кадастровой стоимости земельного участка, утратившей свое значение с 01.01.2012 в связи с установлением новый кадастровой стоимости. В процессе рассмотрения спора выяснилось, что истец обратился с требованием об изменении неактуальной кадастровой стоимости принадлежащего ему земельного участка. Обществом об уточнении исковых требований заявлено не было, доказательства рыночной стоимости земельного участка на дату новой кадастровой оценки не представлялись.
Однако, изменение сведений государственного кадастра недвижимости в отношении неактуальной (не содержащейся в настоящее время в кадастре) кадастровой стоимости технически невозможно и восстановлению каких-либо прав истца не приведет.
Истец вправе обратиться в суд с новым иском об оспаривании кадастровой стоимости земельного участка в размере 127 219 287 рублей 80 копеек и установлении кадастровой стоимости равной рыночной по состоянию на 01 января 2012 года.
При таких обстоятельствах, оснований к отмене решения суда первой инстанции не имеется. Установленного судом первой инстанции обстоятельства утверждения новой кадастровой стоимости спорного земельного участка достаточно для отказа в иске. Иные доводы апелляционной жалобы не имеют правового значения для разрешения спора.
Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено.
Судебные расходы, связанные с рассмотрением дела в арбитражном суде апелляционной инстанции, в соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на заявителя апелляционной жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Адыгея от 16.01.2013 по делу N А01-1927/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
М.Н. Малыхина |
Судьи |
О.Г. Авдонина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А01-1927/2012
Истец: ООО "КВАЗАР"
Ответчик: Филиал федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы по государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Адыгея
Третье лицо: Администрация Муниципального образования "Город Майкоп", Кабинет Министров Республики Адыгея, Комитет Республики Адыгея по имущественным отношениям, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Адыгея, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", Фисюк Сергей Дмитриевич (представитель ООО "Квазар")