г. Тула |
|
6 декабря 2013 г. |
Дело N А62-3306/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04.12.2013.
Постановление изготовлено в полном объеме 06.12.2013.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Тимашковой Е.Н., судей Капустиной Л.А. и Тучковой О.Г., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Радченко Е.А., в отсутствие представителей истца - индивидуального предпринимателя Лукашова Виктора Владимировича (ОГРН 312673220700070; ИНН 673001030082), ответчика - Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (ОГРН 1027700485757, ИНН 7705401340) и третьих лиц: управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Смоленской области (ОГРН 1046758340507; ИНН 6730055050), администрации Смоленской области, территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Смоленской области, извещенных о времени и месте судебного заседания, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Лукашова Виктора Владимировича на решение Арбитражного суда Смоленской области от 27.09.2013 по делу N А62-3306/2013 (судья Ткаченко В.А.), установил следующее.
Индивидуальный предприниматель Лукашев Виктор Владимирович (далее - истец, предприниматель) обратился в Арбитражный суд Смоленской области к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" со следующими исковыми требованиями:
- определить кадастровую стоимость земельного участка площадью 1764 кв. м с кадастровым номером 67:27:0031515:19, расположенного в пос. Тихвинка города Смоленска в размере его рыночной стоимости соответствующей 1 401 тыс. рублей;
- обязать федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" внести в сведения государственного кадастра объектов недвижимости изменения в отношении земельного участка площадью 1764 кв. м с кадастровым номером 67:27:0031515:19, расположенного в пос. Тихвинка города Смоленска, указав кадастровую стоимость в размере рыночной соответствующей 1 401 тыс. рублей.
К участию в деле, в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, привлечены управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Смоленской области, администрация Смоленской области, территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Смоленской области.
Решением Арбитражного суда Смоленской области от 20.09.2013 в удовлетворении исковых требований отказано. Судебный акт мотивирован тем, что поскольку дата определения рыночной стоимости земельного участка, на которую составлен представленный истцом отчет об оценке, является несопоставимой с датой определения кадастровой стоимости испрашиваемого земельного участка и указанные стоимости не могут являться сравнимыми в связи с тем, что кадастровая и индивидуальная рыночная оценка определенного участка изменяются во времени, оснований для пересмотра кадастровой стоимости не имеется.
Не согласившись с решением суда, предприниматель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, ссылаясь на то, что ему, как собственнику объекта недвижимости, расположенного на испрашиваемом земельному участке, принадлежит исключительное право на приобретение в собственность данного земельного участка, в связи с чем он является заинтересованным лицом. Также указывает на то, что суд необоснованно не принял во внимание отчет оценщика N 186/Н-12 по состоянию на 25.12.2012, так как вопрос о том, на какую дату необходимо устанавливать рыночную стоимость, является неопределенным.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда не подлежит отмене по следующим основаниям.
Как усматривается из материалов дела, предпринимателю на основании договора купли-продажи недвижимого имущества от 28.02.2013 принадлежит объект недвижимости: арочный склад, общей площадью 501, 5 кв. м, находящийся по адресу: г. Смоленск, пос. Тихвинка, 25-Б, расположенный на земельном участке с кадастровым номером 67:27:0031515:19.
Поскольку указанный участок находится в федеральной собственности, истец обратился в территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Смоленской области с заявлением о предоставлении указанного земельного участка в собственность за плату.
В ответ на указанное заявление территориальное управление письмом от 28.05.2013 N 02-3687/БА сообщило предпринимателю о том, что предоставление испрашиваемого земельного участка в собственность осуществляется по цене равной его кадастровой стоимости, которая составляет 27 414 129 рублей 96 копеек.
Полагая, что кадастровая стоимость испрашиваемого земельного участка необоснованно завышена и существенно превышает его рыночную стоимость, которая согласно представленному истцом отчету об оценке N 186/Н-12 по состоянию на 25.12.2012 составляла 1 401 тыс. рублей, предприниматель обратился в арбитражный суд с иском.
Рассматривая дело по существу и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что поскольку дата определения рыночной стоимости земельного участка, на которую составлен представленный истцом отчет об оценке, является несопоставимой с датой определения кадастровой стоимости испрашиваемого земельного участка и указанные стоимости не могут являться сравнимыми в связи с тем, что кадастровая и индивидуальная рыночная оценка определенного участка изменяются во времени, оснований для пересмотра кадастровой стоимости не имеется.
Суд апелляционной инстанции соглашается с таким выводом по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Согласно Федеральному стандарту оценки "Определение кадастровой стоимости (ФСО N 4)", утвержденному приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 22.10.2010 N 508, под кадастровой стоимостью понимается установленная в процессе государственной кадастровой оценки рыночная стоимость объекта недвижимости, определенная методами массовой оценки, или, при невозможности определения рыночной стоимости методами массовой оценки, рыночная стоимость, определенная индивидуально для конкретного объекта недвижимости в соответствии с законодательством об оценочной деятельности.
В соответствии со статьей 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации установлен Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 года N 316.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (пункт 3 статьи 66 ЗК РФ).
Федеральным законом от 22.07.2010 N 167-ФЗ были внесены изменения в Федеральный закон от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", в который была включена глава III.1. "Государственная кадастровая оценка", устанавливающая специальные правила о порядке определения кадастровой стоимости и рассмотрения споров о результатах ее определения.
В соответствии со статьей 24.19. Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 135-ФЗ) результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости физическими лицами, юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц.
Основаниями для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости являются:
- недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости;
- установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
К заявлению о пересмотре кадастровой стоимости прилагаются:
- кадастровый паспорт объекта недвижимости;
- нотариально заверенная копия правоустанавливающего или правоудостоверяющего документа на объект недвижимости в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается лицом, обладающим правом на объект недвижимости;
- отчет в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости;
- положительное экспертное заключение, подготовленное экспертом или экспертами саморегулируемой организации оценщиков, членом которой является оценщик, составивший отчет, о соответствии отчета об оценке рыночной стоимости объекта оценки требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям настоящего Федерального закона, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, требованиям стандартов и правил оценочной деятельности такой саморегулируемой организации оценщиков в случаях, установленных уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, в типовых требованиях к порядку создания и работы комиссии.
В случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости было подано на основании установления в отчете рыночной стоимости объекта недвижимости, комиссия принимает решение об определении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости.
Таким образом, установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости направлено, прежде всего, на уточнение кадастровой стоимости, полученной методами массовой оценки, без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости. В связи с этим рыночная стоимость, которая подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости в качестве кадастровой, не может быть определена произвольно, на произвольную дату.
В связи с этим статьей 24.19 Закона N 135-ФЗ определено, что в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость; основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Кроме того, следует учитывать, что основанием для пересмотра кадастровой стоимости служит то обстоятельство, что в процессе государственной кадастровой оценки не удалось установить действительную рыночную стоимость земельного участка, при этом истец должен доказать данный факт, что возможно только путем сравнения кадастровой и рыночной стоимостей. В связи с тем, что рыночные цены на земельные участки, исходя из которых проводится и кадастровая и индивидуальная рыночная оценка определенного участка, изменяются во времени, сопоставимыми, сравнимыми результаты таких оценок будут тогда, когда стоимость участка и в том, и в другом случае, определена на одну и ту же дату.
В соответствии со статьей 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться в арбитражном суде иными доказательствами.
Как усматривается из материалов дела, постановлением администрации Смоленской области от 21.10.2008 N 584 были утверждены результаты государственной кадастровой оценки по состоянию на 01.01.2007 земель населенных пунктов Смоленской области.
Данное постановление было опубликовано для всеобщего сведения в официальных изданиях "Смоленская газета", "Вестник Смоленской областной Думы и Администрации Смоленской области" в 2008 году (вступило в силу с 01.01.2009).
Согласно кадастровому паспорту испрашиваемого земельного участка от 24.04.2013 N 6700/301/2013-88604 кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 67:27:0031515:19 составляет 27 414 129 рублей 96 копеек.
В свою очередь, истцом представлен отчет N 186/Н-12 об определении рыночной стоимости данного земельного участка, которая составила 1 401 тыс. рублей.
При этом, как установлено судом, отчет N 186/Н-12 был составлен по состоянию на 25.12.2012, в то время как кадастровая стоимость земельного участка определена по состоянию на 01.01.2007.
С учетом того, что дата определения рыночной стоимости земельного участка является несопоставимой с датой определения кадастровой стоимости земельного участка и указанные стоимости не могут являться сравнимыми в связи с тем, что кадастровая и индивидуальная рыночная оценка определенного участка, изменяются во времени, суд первой инстанции правомерно признал данный документ ненадлежащим доказательством.
Довод апелляционной жалобы о том, что суд первой инстанции необоснованно не принял в качестве доказательства, подтверждающего рыночную стоимость испрашиваемого земельного участка, справку ООО Консалтинговая компания "ГосСтандартОценка" (т. 2, л. 10) о том, что рыночная стоимость земельного участка за период с 01.01.2007 по 25.12.2012 изменилась не более чем на 30 %, отклоняется судом.
Исходя из правовой позиции Президиума ВАС РФ, изложенной в постановлении от 28.06.2011 N 913/11, требование об установлении в отношении арендуемого земельного участка иного удельного показателя кадастровой стоимости и иной кадастровой стоимости, предъявленное к органу кадастрового учета, осуществляющему, в том числе и функции по государственной кадастровой оценке, подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка, для определения которой, в случае необходимости, судом в соответствии с правилами Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации назначается экспертиза.
Статьей 17.1 Закона N 135-ФЗ для целей настоящего Федерального закона под экспертизой отчета понимаются действия эксперта или экспертов саморегулируемой организации оценщиков в целях проверки отчета, подписанного оценщиком или оценщиками, являющимися членами данной саморегулируемой организации.
Результатом экспертизы отчета является положительное или отрицательное экспертное заключение, подготовленное экспертом или экспертами саморегулируемой организации оценщиков.
Виды экспертизы, порядок ее проведения, требования к экспертному заключению и порядку его утверждения устанавливаются федеральным стандартом оценки.
В случае, если экспертиза отчета является обязательной и отчет составлен оценщиками, являющимися членами разных саморегулируемых организаций оценщиков, экспертиза указанного отчета проводится во всех саморегулируемых организациях оценщиков, членами которых являются оценщики, составившие указанный отчет.
Между тем, как установлено судом, представленная истцом справка не отвечает критериям отчета об оценке рыночной стоимости земельного участка, выводы, изложенные в справке, не подкреплены соответствующими расчетами и аргументами, а также методы и выводы оценщика не прошли соответствующую экспертизу.
Довод жалобы о неопределенности вопроса о том, на какую дату необходимо устанавливать рыночную стоимость земельного участка, отклоняется судом, поскольку из буквального толкования статьи 24.19 Закона N 135-ФЗ следует, что в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Суд апелляционной инстанции соглашается с доводом жалобы о том, что предприниматель обладает правом на предъявление иска об оспаривании кадастровой стоимости.
В соответствии со статьей 24.19 Закона N 135-ФЗ результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости физическими лицами, юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц.
В данном случае истец, являясь собственником объекта недвижимости, расположенном на испрашиваемом земельном участке, имеет преимущественное право на приобретение в собственность данного земельного участка, в связи с чем, по мнению апелляционного суда, является заинтересованным лицом в смысле статьи 24.19 Закона N 135-ФЗ.
Вместе с тем указанное обстоятельство не привело к принятию судом неправильного решения, поскольку основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований явилось несоответствие даты определения рыночной стоимости земельного участка дате определения кадастровой стоимости.
Иных доводов, способных повлечь за собой отмену обжалуемого судебного акта, апелляционная жалоба не содержит.
Принимая во внимание, что фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора по существу, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, им дана надлежащая правовая оценка, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения оспариваемого судебного акта.
Неправильного применения судом норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены принятого судебного акта, судом второй инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции является законным и обоснованным.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Смоленской области от 27.09.2013 по делу N А62-3306/2013 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.Н. Тимашкова |
Судьи |
Л.А. Капустина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А62-3306/2013
Истец: ИП Лукашов Виктор Владимирович
Ответчик: ФГБУ "Федеральная Кадастровая палата Росреестра", ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (ОГРН 1027700485757, ИНН 7705401340)
Третье лицо: Администрация города Смоленска, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Смоленской области, Управление Росреестра по Смоленской области, Правовой Департамент Смоленской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Смоленской области