г. Пермь |
|
06 декабря 2013 г. |
Дело N А50-11788/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 декабря 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 06 декабря 2013 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Никольской Е.О.
судей Дюкина В.Ю., Паньковой Г.Л.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Андреевской Е.И.,
при участии:
от истца - индивидуального предпринимателя Бартовой Татьяны Александровны: Мертехина О.П. (доверенность от 22.05.2013),
от ответчика - Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии": Зотова Т.А. (доверенность от 28.01.2013),
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика,
Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии",
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 25 сентября 2013 года
по делу N А50-11788/2013,
принятое судьей Батраковой Ю.В.,
по иску индивидуального предпринимателя Бартовой Татьяны Александровны (ОГРНИП 313591714800022, ИНН 591703057067)
к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Пермскому краю, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю
об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере равной его рыночной стоимости,
установил:
индивидуальный предприниматель Бартова Татьяна Александровна (далее - истец) обратилась в арбитражный суд Пермского края с исковым заявлением к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Пермскому краю, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю с требованием (с учетом уточнения) установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 59:24:3730102:0014 площадью 4767 кв. м, расположенного по адресу: Пермский край, Кунгурский район, 84 км автодороги "Пермь-Екатеринбург" (пост ГИБДД) по состоянию на 01.01.2011 года в размере его рыночной стоимости, а именно - в сумме 757 240 руб.
Решением арбитражного суда Пермского края от 25.09.2013 заявленные требования удовлетворены частично. Установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 59:24:3730102:0014, площадью 4767 кв. м, расположенного по адресу: Пермский край, Кунгурский район, 84 км автодороги "Пермь-Екатеринбург" (пост ГИБДД) в размере его рыночной стоимости, а именно - в сумме 757 240 руб. В удовлетворении заявленных требований к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю отказано.
Ответчик, Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", обжалует решение суда от 25.09.2013, просит решение отменить полностью и принять по делу новый судебный акт, отказав истцу в удовлетворении заявленных требований. В обоснование жалобы ссылается на то, что представленный истцом в материалы дела отчет об оценке не соответствует ни ст. 24.19. Закона об оценочной деятельности, ни разъяснениям Президиума ВАС РФ N 913/11 и выполнен на произвольную дату.
Истец представил возражения на апелляционную жалобу, в котором просит оставить обжалуемое решение суда без изменения.
В судебном заседании представитель ответчика доводы, изложенные в апелляционной жалобе, поддержала. Просит отменить решение суда первой инстанции и отказать в удовлетворении иска.
Представитель истца поддержала доводы, изложенные в письменных возражениях на жалобу. Решение суда считает законным и обоснованным.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, истцу на праве собственности принадлежит земельный участок для размещения объектов транспорта, земли промышленности, общей площадью 4767 кв.м с кадастровым номером 59:24:373 01 02:0014, расположенный по адресу: Пермский край, Кунгурский район, 84 км автодороги "Пермь-Екатеринбург" (пост ГИБДД), что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 29.03.2006 серии 59 БА 219693 (л.д. 12).
Как следует из кадастровой выписки о земельном участке от 01.03.2011 N 5924/201/11-1422, представленной в материалы дела, кадастровая стоимость земельного участка составляет 17 846 728,92 руб. (л.д. 11).
Указанная кадастровая стоимость спорного земельного участка была утверждена Постановлением Правительства Пермского края от 23.12.2010 N 1088-п "Об утверждении кадастровой стоимости земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения Пермского края по состоянию на 01 января 2011 года".
Полагая, что кадастровая стоимость земельного участка намного превышает его рыночную стоимость, установленную отчетом N 443-05/13 от 05.06.2013 об оценке земельного участка для размещения объектов транспорта, земли промышленности, общей площадью 4767 кв.м с кадастровым номером 59:24:373 01 02:0014, расположенный по адресу: Пермский край, Кунгурский район, 84 км автодороги "Пермь-Екатеринбург" (пост ГИБДД) по состоянию на 01.01.2011 в размере 757 240 руб., истец обратился в арбитражный суд с настоящим исковым заявлением.
Суд первой инстанции, учитывая отсутствие возражений ответчиков относительно данных, содержащихся в отчете об оценке N 443-05/13 от 05.06.2013, принимая во внимание отсутствие доказательств недостоверности названного отчета о рыночной стоимости земельного участка, счел подлежащим удовлетворению требование истца об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 59:24:3730102:0014 в размере его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2011 на основании представленного истцом отчета от 05.06.2013 N 443-05/13.
Суд апелляционной инстанции считает, что указанные выводы суда основаны на неправильном применении норм материального права, в связи с чем не могут быть признаны обоснованными.
Так, согласно ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации кадастровая стоимость земельного участка устанавливается для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Кодексом, федеральными законами. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии с п. 2 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных п. 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Статьей 12 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" предусмотрено, что итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
В целях упорядочения организации работ по государственной кадастровой оценке земель на территории Российской Федерации Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель.
В соответствии с п.п. 2, 4, 10 Правил (в редакции, действующей на дату проведения государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, расположенных в Пермском крае), государственная кадастровая оценка земель проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения, государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования, а ее результаты по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости (п. 5 Правил).
При рассмотрении требований об установлении судом размера кадастровой стоимости земельного участка подлежит применению п. 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ), согласно которому в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Федеральным законом от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 167-ФЗ), который вступил в силу со дня его официального опубликования - 26.07.2010, были внесены изменения в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности), в который была включена глава III.1 "Государственная кадастровая оценка", устанавливающая специальные правила о порядке определения кадастровой стоимости и рассмотрения споров о результатах ее определения.
Согласно ст. 24.19 Закона об оценочной деятельности результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в арбитражном суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости физическими лицами, юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии с ч.1 ст. 5 Федерального закона N 167-ФЗ положения указанного закона не применяются к государственной кадастровой оценке земель, договоры на проведение которой были заключены до истечения 60 дней после дня его официального опубликования и работы, по проведению которой не завершились в указанный срок.
Постановлением Правительства Пермского края от 23.12.2010 N 1088-п "Об утверждении кадастровой стоимости земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения Пермского края по состоянию на 1 января 2011 года" (далее - постановление N 1088-п) утверждена кадастровая стоимость спорного земельного участка в размере 12 925 434,76 рублей.
Таким образом, положения Федерального закона N 167-ФЗ не применяются к государственной кадастровой оценке земель, в результате которой постановлением N 1088-п была утверждена кадастровая стоимость земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения Пермского края.
С учетом правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, содержащейся в постановлении от 28.06.2011 N 913/11, при рассмотрении правоотношений, на которые действия Федерального закона N 167-ФЗ не распространяются, отчет об оценке должен быть выполнен на актуальную дату.
Кадастровая стоимость земельных участков в составе земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения Пермского края установлена не на момент утверждения результатов кадастровой оценки стоимости (01.01.2011), а по состоянию на 01.01.2009, что следует из титульного листа отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель промышленности и иного специального назначения в Пермском крае от 14.12.2009 и о чем было заявлено ответчиком при рассмотрении дела в суде первой инстанции (отзыв на иск - л.д. 35).
Таким образом, принимая во внимание требования федерального законодательства (ст. 24.19 Закона об оценочной деятельности), истцом в материалы дела должен был быть предоставлен отчет об определении рыночной стоимости земельного участка, составленный на дату установления кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 59:24:373 01 02:0014 - 01.01.2009.
Между тем истцом в обоснование заявленных требований представлен отчет по состоянию на 01.01.2011.
Установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости направлено прежде всего на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости. В связи с этим рыночная стоимость, которая подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости в качестве кадастровой, должна быть сопоставима с результатами массовой оценки и не может быть определена произвольно, на произвольную дату.
Закон об оценочной деятельности прямо не называет ту дату, которую следует считать датой установления кадастровой стоимости. Однако, принимая во внимание в совокупности положения главы III.1 Закона об оценочной деятельности, подзаконные акты, регулирующие порядок проведения кадастровой оценки, учитывая необходимость обеспечения соотносимости рыночной и кадастровой стоимостей и использования при определении рыночной стоимости показателей и данных (ценообразующих факторов) в отношении объекта, существовавших на тот же момент, на который они были использованы оценщиком, определившим кадастровую стоимость, истец, заявляющий требование о приведении кадастровой стоимости объекта в соответствие с рыночной стоимостью, должен доказать рыночную стоимость на ту же дату, которая использована оценщиком, осуществившим кадастровую оценку, в качестве даты оценки (дата, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость объектов недвижимости) и указана в вводной части отчета об определении кадастровой стоимости (приказ Минэкономразвития РФ от 29.07.2011 N 382 "Об утверждении требований к отчету об определении кадастровой стоимости") (постановление Президиума ВАС РФ N 10761/11 от 25.06.2013).
При таких обстоятельствах заявленные исковые требования не подлежат удовлетворению, поскольку согласно представленному истцом отчету кадастровая стоимость определена не по состоянию на 01.01.2009, а по состоянию на 01.01.2011, то есть не на актуальную дату.
С учетом изложенного решение от 25.09.2013 подлежит отмене в связи с неправильным применением норм материального права (п. 3 ч. 2 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Руководствуясь статьями 258, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Пермского края 25 сентября 2013 года по делу N А50-11788/2013 отменить.
В удовлетворении иска отказать.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий |
Е.О. Никольская |
Судьи |
В.Ю. Дюкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-11788/2013
Истец: ИП Бартова Татьяна Александровна
Ответчик: Управление Федеральной службы госрегистрации, кадастра и картографии по ПК, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии"
Хронология рассмотрения дела:
28.08.2014 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-13543/13
02.04.2014 Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-285/14
06.12.2013 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-13543/13
25.09.2013 Решение Арбитражного суда Пермского края N А50-11788/13