г. Самара |
|
06 декабря 2013 г. |
Дело N А72-8343/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена: 02 декабря 2013 г.
Постановление в полном объеме изготовлено: 06 декабря 2013 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Кузнецова В.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Новиковой С.А.,
с участием:
от заявителя - извещен, не явился,
от ответчика - извещен, не явился,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело
по апелляционной жалобе индивидуального предпринимателя Безрукова Владимира Петровича
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 07 октября 2013 г.
по делу N А72-8343/2013 (судья Корастелев В.А.),
принятое в порядке упрощенного производства
по заявлению индивидуального предпринимателя Безрукова Владимира Петровича (ИНН 732400161491, ОГРН 304730608300032), р.п. Базарный Сызган, Ульяновская обл.,
к Министерству лесного хозяйства, природопользования и экологии Ульяновской области, г. Ульяновск,
об отмене постановления,
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Безруков Владимир Петрович (далее заявитель) обратился в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением к Министерству лесного хозяйства, природопользования и экологии Ульяновской области (далее административный орган) об обжаловании постановления от 21.02.2013 г. N 07-09/13 о привлечении заявителя к административной ответственности, предусмотренной ст. 8.2 КоАП РФ в виде штрафа в размере 30 000 руб., и о снижении суммы штрафа.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 07 октября 2013 г. по делу N А72-8343/2013 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Заявитель в апелляционной жалобе просит отменить решение суда первой инстанции.
Административный орган отзыв на апелляционную жалобу не представил.
Дело рассмотрено в отсутствие заявителя и ответчика, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Проверив материалы дела, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, арбитражный апелляционный суд считает решение арбитражного суда первой инстанции законным и обоснованным по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 04.02.2013 года в результате проведенной прокуратурой Базарносызганского района Ульяновской области проверки установлено нарушение ИП Безруковым В.П. в ходе осуществления предпринимательской деятельности в сфере розничной торговли продовольственными товарами в магазине "Катюша", расположенном по адресу: Ульяновская область, р.п. Базарный Сызган, ул. Кооперативная, д.5, экологических требований при обращении с отходами.
В ходе деятельности предпринимателем производится размещение и хранение образующихся отходов от хозяйственной деятельности (использованная бумажная, полиэтиленовая, стеклянная, жестяная тара, мусор от уборки помещения, использованные лампочки и т.д.) сброшенные загрязняющие вещества с поверхностного стока (дождевые и талые воды) с территории магазина. В нарушение требований законодательства предприниматель не проводит расчеты платы за негативное воздействие на окружающую природную среду, отсутствует проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение; не ведется первичный учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных о других лиц, а также размещенных отходов.
По результатам проверки постановлением прокуратуры Базарносызганского района Ульяновской области от 04.02.2013 года в присутствии предпринимателя возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ.
Постановлением от 21.02.2013 года N 07-09/13 заявитель привлечен к административной ответственности в виде штрафа в сумме 30 000 руб. по ст. 8.2 КоАП РФ за нарушение природоохранного законодательства.
Как указано в постановлении, от деятельности ИП Безрукова В.П. образуются отходы I-V классов опасности, однако лица, ответственного за охрану окружающей среды и обеспечению экологической безопасности обращению с отходами у заявителя не имеется. Предприниматель специальной подготовки в указанной области не имеет, не подтверждено отнесение отходов к конкретному классу опасности, отсутствуют паспорта на отходы, их учет не ведется.
В силу п. 6 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Министерство лесного хозяйства, природопользования и экологии Ульяновской области, согласно Положению о Министерстве, утвержденному Постановлением Правительства Ульяновской области от 14.12.2012 года N 594-П, является исполнительным органом государственной власти Ульяновской области, созданным в целях выполнения на её территории установленных законодательством задач, функций и полномочий в сфере лесного хозяйства, природопользования и охраны окружающей среды, охраны и использования объектов животного мира и водных биологических ресурсов, реализации системы мер, направленных на предотвращение, выявление и пресечение нарушений законодательства в сфере охраны окружающей среды, обеспечение соблюдения субъектами хозяйственной и иной деятельности требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в сфере окружающей среды, а также органом, осуществляющим лицензирование отдельных видов деятельности на территории Ульяновской области (п. 1.1 Положения). Министерство вправе рассматривать дела об административных правонарушениях в сфере охраны окружающей среды и природопользования, отнесенных в соответствии с законодательством к компетенции Министерства, а также применять административные наказания, предусмотренные КоАП РФ (п. 3.1 Положения). Также указанные полномочия предусмотрены ст. 23.29 КоАП РФ.
В соответствии со ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" и норм, установленных статьями 18 и 19 Федерального закона от 24.06.1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производств и потребления" индивидуальные предприниматели и юридические лица в области обращения с отходами, разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных отходов.
Исходя из норм статей 15 и 16 Федерального закона от 24.06.1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производств и потребления" лица, которые допущены к обращению с отходами I-IV классов опасности, обязаны иметь профессиональную подготовку, подтверждающуюся свидетельствами на право работы с отходами. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I-IV классов опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности. На отходы I-IV классов опасности должен быть составлен паспорт. Порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается законодательством РФ.
На основании ст. 8.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами, что влечет наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Целью данной статьи является обеспечение административно-правовыми средствами установленного порядка при обращении с веществами и отходами на разных стадиях их существования, предотвращение негативного воздействия их на окружающую среду.
Факт нарушений законодательства в сфере охраны окружающей среды при осуществлении предпринимательской деятельности, заявителем по существу не оспаривается и полностью подтверждается доказательствами, собранными по делу прокуратурой и административным органом.
Процессуальных нарушений, которые могли бы повлечь признание оспариваемого постановления о назначении административного наказания незаконным, судом при рассмотрении заявления не установлено. Срок давности привлечения к административной ответственности при вынесении оспариваемого постановления административным органом соблюден.
Согласно части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Виновность индивидуального предпринимателя Безрукова Владимира Петровича в содеянном установлена правомерно.
Исключительных обстоятельств для признания в содеянном малозначительности по материалам дела не усматривается. Нарушение требований законодательства в сфере охраны окружающей среды, при обращении с отходами производства и потребления создает угрозу законодательно закрепленному приоритету охраны природы. По указанному правонарушению существует угроза охраняемым общественным отношениям и заключается в пренебрежительном отношении предпринимателя к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права.
Заявителю назначено соответствующее закону наказание в минимальной сумме штрафа, предусмотренной санкцией ст. 8.2 КоАП РФ, с учетом всех юридически значимых обстоятельств дела. Правовых оснований для снижения размера штрафа ниже предела предусмотренной законом санкции не имеется.
Решение арбитражного суда первой инстанции является законным и обоснованным, а поэтому его следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст.ст. 268-271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 07 октября 2013 г. по делу N А72-8343/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
В.В. Кузнецов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А72-8343/2013
Истец: Безруков Владимир Петрович
Ответчик: Министерство лесного хозяйства природопользования и экологии по Ульяновской области, Министерство лесного хозяйства Саратовской области