г. Москва |
|
05 декабря 2013 г. |
Дело N А41-46182/12 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 ноября 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 декабря 2013 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бархатова В.Ю.,
судей Виткаловой Е.Н., Немчиновой М.А.,
при ведении протокола судебного заседания Ибрагимовым Э.А.,
при участии в заседании:
от заявителя: Зайцев О.А., доверенность от 12.11.2012 N ТЭМ-7-12-58,
от заинтересованного лица: не явился, извещен,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу администрации муниципального образования Люберецкий муниципальный район Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 24.05.2013 по делу N А41-46182/12, принятое судьей Федуловой Л.В., по заявлению открытого акционерного общества "Трансэлектромонтаж" (ОГРН 1027739249515;
ИНН 7701024958) к администрации муниципального образования Люберецкий муниципальный район Московской области об оспаривании решения и обязании осуществить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Трансэлектромонтаж" (далее - общество, заявитель, ОАО "Трансэлектромонтаж") обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к администрации муниципального образования Люберецкий муниципальный район Московской области (далее - администрация, заинтересованное лицо), в котором просит:
- признать незаконным решение администрации, оформленное письмом от 12.07.2012 исх. N 3487/1-1-14, об отказе в рассмотрении вопроса о предоставлении ОАО "Трансэлектромонтаж" земельного участка с кадастровым номером 50:22:0010110:120 площадью 23 710 кв.м, расположенного по адресу: Московская область, г. Люберцы, ст.Люберцы-2, в собственность;
- обязать администрацию в месячный срок с даты вступления в законную силу решения суда подготовить и направить ОАО "Трансэлектромонтаж" проект договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 50:22:0010110:120 площадью 23 710 кв.м, расположенного по адресу: Московская область, г. Люберцы, ст. Люберцы-2, с предложением о его заключении.
Решением Арбитражного суда Московской области от 24.05.2013 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с указанным решением, администрация обратилась в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит судебный акт отменить, ссылаясь на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, и неправильное применение норм права.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, ОАО "Трансэлектромонтаж" является собственником следующих объектов недвижимости: сооружение - склад, назначение: нежилое, площадь застройки 300 кв.м, лит. Г8 (свидетельство о государственной регистрации права от 13.01.2012 серии 50 АГ N 217078), сооружение - склад, назначение: нежилое, площадь застройки 432 кв.м, лит. Г2 (свидетельство о государственной регистрации права от 13.01.2012 серии 50 АГ N 217106), сооружение - бетонный забор, назначение: нежилое, протяженность 877, 63 м (свидетельство о государственной регистрации права от 13.03.2012 серии 50 АГ N 295082), сооружение - разгрузочно-погрузочная стоянка, назначение: нежилое, протяженность, площадь застройки 28 890 м, лит. I (свидетельство о государственной регистрации права от 27.01.2012 серии 50 АГ N 218349), здание склада с железнодорожной платформой с шарнирной установкой, назначение: нежилое, 1-этажный (подземных этажей - 0), общая площадь 495, 7 кв.м, Лит. Д, 1,2,3 (свидетельство о государственной регистрации права от 27.01.2012 серии 50 АГ N 218459), сооружение - гараж, назначение: нежилое, площадь застройки 341, 3 кв.м, лит. Г (свидетельство о государственной регистрации права от 13.01.2012 серии 50 АГ N 217107).
Указанные объекты недвижимости расположены на земельном участке площадью 23 710 кв.м с кадастровым номером 50:22:0010110:120, расположенном по адресу: Московская область, г, Люберцы, ст. Люберцы-2.
В порядке статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс РФ) общество 21.06.2012 обратилось в администрацию с заявлением (исх.N 21.06.2012/юр-1, л.д. 8-9) о предоставлении данного земельного участка в собственность по льготной цене - 2, 5 % от кадастровой стоимости земельного участка.
Письмом от 12.07.2012 исх. N 3487/1-1-14 (л.д. 10) обществу отказано в предоставлении испрашиваемого земельного участка по причине наличия у ОАО "Трансэлектромонтаж" задолженности по договору аренды данного земельного участка.
Не согласившись с отказом администрации, общество обратилось с настоящим заявлением в Арбитражный суд Московской области.
Удовлетворяя заявленные требования, арбитражный суд первой инстанции исходил из того, что заявитель, имеет законное право на приобретение в собственность арендуемого им земельного участка с кадастровым номером 50:22:0010110:120. При этом указанное администрацией основание не входит в перечень оснований для отказа, установленный пунктом 4 статьи 28 Земельного кодекса РФ.
Обжалуя решение суда первой инстанции, администрация, ссылаясь на пункт 3.1 статьи 12 Закона Московской области от 07.06.1996 N 23/96-ОЗ "О регулировании земельных отношений в Московской области" (далее - Закон Московской области от 07.06.1996 N 23/96-ОЗ), пункт 1 постановления Правительства Московской области от 02.05.2012 N 639/16 "Об установлении цены продажи земельных участков, находящихся в собственности Московской области или государственная собственность на которые не разграничена, гражданам и юридическим лицам, имеющим в собственности здания, строения, сооружения, расположенные на таких земельных участках" (далее - постановление Правительства Московской области от 02.05.2012 N 639/16), указывает, что с 01.07.2012 к спорному земельному участку применяется ставка - пятнадцать процентов его кадастровой стоимости.
Администрация в судебное заседание апелляционного суда своего представителя не направила, извещена надлежащим образом о дате, времени и месте судебного разбирательства.
Представитель общества против удовлетворения апелляционной жалобы возражал, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Выслушав представителя заявителя, изучив материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы в связи со следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании решений и действий органов, осуществляющих публичные полномочия, арбитражный суд осуществляет проверку оспариваемых решений и действий и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, наличие полномочий у органа или лица, которые совершили оспариваемые действия, а также устанавливает, нарушают ли оспариваемые решения и действия права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 1 статьи 36 Земельного кодекса РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с названным Кодексом.
Если иное не установлено федеральным законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретения права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий строений сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены Кодексом, федеральными законами.
В соответствии с пунктом 5 статьи 36 Земельного кодекса РФ перечень документов прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставление дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.
Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, утвержден приказом Минэкономразвития России от 13.09.2011 N 475 (далее - Перечень).
Оценив представленные в материалы дела доказательства, апелляционным судом установлено, что заявителем представлены в администрацию все необходимые документы, указанные в Перечне, что не оспаривается администрацией. Однако администрацией отказано в предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 50:22:0010110:120 площадью 23 710 кв.м со ссылкой на то, что у ОАО "Трансэлектромонтаж" имеется задолженность по договору аренды данного земельного участка.
Отказ в выкупе земельного участка не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законом.
В соответствии с пунктом 4 статьи 28 Земельного кодекса РФ не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.
Как правильно указано судом первой инстанции, указанное администрацией основание (наличие задолженности по договору аренды) не входит в перечень оснований для отказа, установленный пунктом 4 статьи 28 Земельного кодекса РФ.
Установив, что испрашиваемый земельный участок не ограничен в обороте, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о незаконности оспариваемого отказа администрации и обязал заинтересованное лицо принять решение о предоставлении земельного участка.
Довод администрации о том, что с 01.07.2012 к спорному земельному участку применяется ставка - пятнадцать процентов его кадастровой стоимости, не может быть принят апелляционным судом.
В соответствии с письмом Минэкономразвития России от 21.12.2011 N ОГ-Д23-2560 "О рассмотрении обращения" лица, подавшие заявление о приобретении земельных участков по льготной цене в установленный законом срок, будут иметь право на его приобретение по цене, действовавшей на момент подачи заявления.
В рассматриваемом случае с заявлением о предоставлении в собственность спорного земельного участка ОАО "Трансэлектромонтаж" обратилось в администрацию 21.06.2012.
Таким образом, порядок определения цены (стоимости) вышеуказанного земельного участка должен определяться в соответствии с положениями статьи 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие земельного кодекса РФ", согласно которой до 01.07.2012 осуществляется продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности:
- коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были отчуждены из государственной или муниципальной собственности, в том числе в случае, если на таких земельных участках возведены или реконструированы здания, строения, сооружения;
- коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были возведены на таких земельных участках вместо разрушенных или снесенных и ранее отчужденных из государственной или муниципальной собственности зданий, строений, сооружений;
- юридическим лицам, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, при переоформлении ими права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками;
- гражданам и некоммерческим организациям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если право собственности указанных лиц на эти здания, строения, сооружения возникло до вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации и если федеральными законами для указанных собственников не установлен иной порядок приобретения земельных участков в собственность.
При приобретении указанными лицами таких земельных участков их цена устанавливается субъектами Российской Федерации в пределах:
- двадцати процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в городах с численностью населения свыше 3 миллионов человек;
- двух с половиной процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в иной местности.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 12 Закона Московской области от 07.06.1996 N 23/96-ОЗ "О регулировании земельных отношений в Московской области" до 01.07.2012 цена продажи земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, устанавливается: коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были отчуждены из государственной или муниципальной собственности, в том числе в случае, если на таких земельных участках возведены или реконструированы здания, строения, сооружения в размере, равном двум с половиной процентам кадастровой стоимости земельного участка.
Судом установлено, что объекты недвижимого имущества, расположенные на спорном земельном участке, приобретены заявителем из государственной собственности в порядке приватизации.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что ОАО "Трансэлектромонтаж" имеет право приобрести земельный участок с кадастровым номером 50:22:0010110:120 площадью 23 710 кв.м, расположенный по адресу: Московская область, г. Люберцы, ст.Люберцы-2, по льготной цене в размере 2,5% его кадастровой стоимости.
Учитывая изложенное оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 24.05.2013 по делу N А41-46182/12 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий |
В.Ю. Бархатов |
Судьи |
Е.Н. Виткалова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-46182/2012
Истец: ОАО "Трансэлектромонтаж"
Ответчик: Администрация муниципального образования городское поселение Люберцы Люберецкого муниципального района
Третье лицо: Администрация муниципального образования Люберецкий муниципальный район Московской области