г. Пермь |
|
09 декабря 2013 г. |
Дело N А60-25556/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 декабря 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 09 декабря 2013 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Г.Л. Паньковой,
судей В.Ю. Дюкина, Е.О. Никольской,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Андреевской Е.И.,
при участии:
от истца - ООО "Уралсервис 2000": Кивалова М.С., доверенность от 05.07.2013,
от ответчиков: 1. Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области: не явились,
2. Федерального бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Свердловской области: не явились,
от третьего лица - Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области: не явились,
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрев апелляционную жалобу третьего лица,
Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области,
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 03 октября 2013 года
по делу N А60-25556/2013,
вынесенное судьей Ю.К. Киселевым,
по иску Общества с ограниченной ответственностью "Уралсервис 2000" (ОГРН 1026605626167, ИНН 6663071127)
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области, Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Свердловской области,
третье лицо: Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области,
о признании кадастровой стоимости земельного участка равной рыночной,
установил:
ООО "Уралсервис 2000" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с исковым заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области и Министерству по управлению государственным имуществом Свердловской области о признании кадастровой стоимости земельного участка общей площадью 1830 кв.м (кадастровый номер 66:41:0108001:4), расположенного по адресу: г. Екатеринбург, ул. Шефская, 111, по состоянию на 15.11.2012, равной рыночной стоимости в размере 7 363 920 руб.
Определением от 12.07.2013 в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечено Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области" (л.д. 1-2).
В ходе рассмотрения дела истцом заявлено ходатайство о привлечении в качестве соответчика Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области" и исключении из числа ответчиков Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области и привлечении последнего к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора (л.д. 133-134).
Определением от 28.08.2013 (л.д. 136-138) арбитражный суд привлек к участию в деле в качестве соответчика Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области", исключив указанное лицо из числа третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора. Этим же определением Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области исключено из числа ответчиков по делу и привлечено в качестве третьего лица без самостоятельных требований относительно предмета спора.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 03 октября 2013 года исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Третье лицо, Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области, с решением от 03 октября 2013 года не согласно, обжалует его в апелляционном порядке, просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований. В апелляционной жалобе третье лицо указывает на то, что новая кадастровая стоимость земельных участков, утвержденная приказом Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области от 15.01.2013 N 32, в настоящий момент является недействующей. Действие данного приказа распространяется на правоотношения, возникающие с 01.01.2014, поэтому права истца не нарушаются, обратившись в суд, истец злоупотребляет своими правами. Для целей налогообложения земельным налогом собственников земельных участков результаты государственной кадастровой оценки земель применяются не ранее 1 января следующего налогового периода за периодом, в котором результаты такой оценки были опубликованы.
Третье лицо и ответчики представителей в судебное заседание не направили.
Представитель истца в судебном заседании пояснил, что не согласен с доводами апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В отзыве на апелляционную жалобу истец указал на то, что кадастровая стоимость земельного участка по состоянию на 15.11.2012 превышает его рыночную стоимость. При рассмотрении заявленных требований подлежит применению п. 3 ст. 66 ЗК РФ. В отзыве на жалобу истец просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, ООО "Уралсервис 2000" на праве собственности принадлежит земельный участок площадью 1830 кв.м, расположенный по адресу: г. Екатеринбург, ул. Шефская, д. 111, с кадастровым номером 66:41:0108001:0004, категория: земли поселений, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии 66 АБ 327952 от 28.06.2004 (л.д. 17).
Приказом Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области от 15.01.2013 N 32 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов, расположенных на территории Муниципального образования "город Екатеринбург" установлена кадастровая стоимость этого земельного участка по состоянию на 15.11.2012 в размере 25 340 412 руб. 60 коп.
Истец, ссылаясь на подготовленный по его заказу отчет N 13-233 от 25.06.2013, согласно которому рыночная стоимость спорного земельного участка составляет 7 363 920 руб., обратился с настоящим иском о признании кадастровой стоимости земельного участка равной рыночной.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, исследовав имеющиеся в деле доказательства в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд не усматривает оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Согласно статье 65 Земельного кодекса Российской Федерации кадастровая стоимость земельного участка устанавливается для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных кодексом, федеральными законами. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии с частью 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных части 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Статьей 12 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" предусмотрено, что итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
В целях упорядочения организации работ по государственной кадастровой оценке земель на территории Российской Федерации Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель.
В соответствии с пунктами 2, 4, 10 Правил (в редакции, действующей на дату проведения государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, расположенных в Свердловской области), государственная кадастровая оценка земель проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения, государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования, а ее результаты утверждают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
При рассмотрении требований об установлении судом размера кадастровой стоимости земельного участка подлежит применению часть 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 22.07.2010 167-ФЗ), согласно которому в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Из материалов дела следует, что истцом представлен отчет N 13-233 от 25.06.2013 ООО Оценочная компания "Априори" об определении рыночной стоимости земельного участка (л.д. 30-90). Согласно отчету рыночная стоимость земельного участка по состоянию на 15.11.2012 года определена в размере 7 363 920 руб.
Вышеуказанный отчет получил положительное экспертное заключение N 307/248-13 от 26.06.2013 Некоммерческого партнерства "Межрегиональный союз оценщиков" (л.д. 91-110).
Таким образом, истец доказал действительную рыночную стоимость земельного участка (статья 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
При таких обстоятельствах заявленные исковые требования удовлетворены правомерно.
Доводы заявителя жалобы о том, что права истца не нарушаются и обращение в арбитражный суд с настоящими требованиями является злоупотреблением правами, поскольку действие приказа Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области от 15.01.2013 N 32 распространяется на правоотношения, возникающие с 01.01.2012, отклоняются по следующим основаниям.
ООО "Уралсервис 2000", заявив требования по настоящему делу, по существу ссылается на несоответствие определенной в установленном порядке и внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости, что влияет на размер арендной платы за пользование земельным участком.
При этом права ООО "Уралсервис 2000", нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости, могут быть защищены лишь посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка.
Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, содержащейся в постановлении от 28.06.2011 N 913/11, требование о признании недостоверным результата государственной кадастровой оценки земельного участка, признании незаконными действий, выразившихся в формировании в государственном кадастре недвижимости недостоверных сведений о кадастровой стоимости земельного участка, по существу имеют своим предметом изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость, а не оспаривание действий этого органа. При этом сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются. Согласно правилам части 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Таким образом, правовым последствием пересмотра кадастровой стоимости в связи с ее несоответствием рыночной стоимости земельного участка является то, что с момента вступления в силу судебного акта у кадастрового органа возникает обязанность внести в кадастр установленную судебным актом рыночную стоимость земельного участка.
Пунктом 2 Приказа Министерства N 32 было установлено, что кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов, расположенных на территории муниципального образования "город Екатеринбург", применяется:
- для целей налогообложения с 01 января 2014 года;
- для целей, не связанных с налогообложением, в соответствии с действующим федеральным и областным законодательством.
Впоследствии данный пункт утратил силу (приказ Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области от 06.05.2013 N 520). Иная дата, с которой начинает применяться новая кадастровая стоимость и дата, на которую установлена кадастровая стоимость, данным актом не определены.
Установление и внесение в государственный кадастр недвижимости сведений о новой кадастровой стоимости не может служить препятствием для удовлетворения требований заявителя об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной до момента, когда новая кадастровая стоимость начинает применяться для целей определения платы за землю.
Внесение в государственный кадастр недвижимости новой кадастровой стоимости, которая применяется с более поздней даты, не должно лишать собственника земельного участка права на внесение до этого времени платы за землю исходя из еще действующей кадастровой стоимости в размере рыночной.
Законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости.
Приказ МУГИСО N 32 от 15.01.2013 вступил в силу с 08.02.2013, является действующим, следовательно, в соответствии со ст. 65, п. 2 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации, государственный кадастр недвижимости должен содержать сведения о новой кадастровой стоимости земельных участков - по состоянию на 15.11.2012. При этом правовой интерес истца состоит в том, что в случае не предъявления настоящего иска сейчас, а после 01.01.2014 он с неизбежностью будет платить налог на землю за спорный земельный участок в завышенном размере по сравнению с налогом, исчисленным от его рыночной стоимости.
Указанные заявителем в апелляционной жалобе доводы и обстоятельства основанием для удовлетворения апелляционной жалобы не являются.
Выводы суда первой инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам дела, подтверждены доказательствами, основаны на правильном применении норм материального права, в связи с чем решение суда отмене не подлежит, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Согласно подпункту 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области освобождено от уплаты государственной пошлины по апелляционной жалобе.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 03.10.2013 по делу N А60-25556/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
Г.Л. Панькова |
Судьи |
В.Ю. Дюкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-25556/2013
Истец: ООО "Уралсервис 2000"
Ответчик: Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области, государственное учреждение, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Свердловской области
Третье лицо: Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии"