9 декабря 2013 г. |
А79-5397/2013 |
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Смирновой И.А.,
судей Захаровой Т.А., Протасова Ю.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лукашовой Д.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу судебного пристава-исполнителя Ядринского районной отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Чувашской Республике Порфирьева Б.А.
на определение Арбитражного суда Чувашской Республики-Чувашии от 09.09.2013
по делу N А79-5397/2013,
принятое судьей Щетинкиным А.В.
об уменьшении размера исполнительского сбора,
без участия лиц,
и установил:
закрытое акционерное общество "Ядринский машиностроительный завод" (далее - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики-Чувашии с заявлением об уменьшении размера исполнительского сбора по исполнительному производству N 28781/12/25/21, установленного постановлением судебного пристава-исполнителя Ядринского районного отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Чувашской Республике Федоровой Т.О. (далее - судебный пристав-исполнитель) от 02.11.2012.
Определением от 09.09.2013 Арбитражный суд Чувашской Республики-Чувашии, руководствуясь статьей 112 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" и постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 N 13-П, снизил размер исполнительского сбора.
Судебный пристав-исполнитель не согласился с определением суда первой инстанции и обратился в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить в связи с неполным выяснением обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствием выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела и принять по делу новый судебный акт.
По мнению заявителя апелляционной жалобы, тяжелое финансовое состояние должника не является обстоятельством, освобождающим его от исполнения требований исполнительного документа, а выводы суда о тяжелом финансовом состоянии Общества не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Лица, участвующие в деле и извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в судебное заседание не направили, Управление Федерального казначейства по Чувашской Республике заявило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы без его участия.
Общество в отзыве на апелляционную жалобу просило в ее удовлетворении отказать, решение суда первой инстанции - оставить без изменения.
Законность и обоснованность определения Арбитражного суда Чувашской Республики-Чувашии от 09.09.2013 проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, предусмотренном в статьях 266, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции не усмотрел оснований для отмены обжалуемого определения.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, на основании исполнительного листа Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 18.09.2012 N АС004842079 по делу N А79-8714/2012 судебным приставом-исполнителем 26.10.2012 возбуждено исполнительное производство N 28781/12/25/21 о взыскании с Общества в пользу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Чувашской Республике задолженности в сумме 134 050 руб. 26 коп., о чем вынесено соответствующее постановление, в котором должнику установлен пятидневный срок для исполнения исполнительного документа.
В связи с неисполнением Обществом исполнительного документа в установленный срок судебным приставом-исполнителем 02.11.2012 вынесено постановление о взыскании с него исполнительского сбора в размере 9 383 руб. 52 коп.
Общество не согласилось с размером исполнительского сбора и обратилось в арбитражный суд с заявлением о его снижении.
В соответствии с частями 1-3 статьи 112 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон об исполнительном производстве) исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет. Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества.
Должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора (пункт 6 статьи 112 Закона об исполнительном производстве).
Согласно части 7 статьи 112 Закона об исполнительном производстве суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
В постановлении от 30.07.2001 N 13-П Конституционный Суд Российской Федерации выразил свою позицию по данному вопросу, которая заключается в том, что исполнительский сбор является штрафной санкцией, которая с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств может быть снижена правоприменителем. В противном случае несоизмеримо большой штраф может превратиться из меры воздействия в инструмент подавления экономической самостоятельности и инициативы, чрезмерного ограничения свободы предпринимательства и права собственности, что недопустимо.
Как усматривается из материалов дела и установил суд первой инстанции, невозможность добровольного исполнения заявителем требований исполнительного документа в установленный судебным приставом-исполнителем срок вызвана тяжелым финансовым положением должника.
Так, определением Арбитражного суда Чувашской Республики-Чувашии от 29.07.2009 по делу N А79-6342/2009 в отношении Общества введена процедура наблюдения, а определением от 16.12.2009 - процедура внешнего управления.
Решением Арбитражного суда Чувашской Республики от 18.01.2012 в отношении Общества открыто конкурсное производство.
Определением от 26.11.2002 Арбитражный суд Чувашской Республики-Чувашии утвердил мировое соглашение, заключенное между должником и конкурсными кредиторами, по условиям которого кредиторская задолженность Общества составила 54 357 727 руб. 44 коп. и должна быть погашена в срок до 27.08.2013. В этой связи суд прекратил производство по делу.
Из бухгалтерского баланса за 2012 год следует, что кредиторская задолженность составила 54 874 000 руб. и превысила дебиторскую задолженность в размере 24 851 000 руб.
Согласно справке Общества от 03.07.2013 N 110 вся прибыль Общества, полученная за период с 2011 года по 1-й квартал 2013 года, была направлена на погашение задолженности по налогам и сборам.
В соответствии со справкой общества с ограниченной ответственностью КБ "БДБ" от 17.06.2013 N 33 на расчетном счете Общества денежные средства отсутствуют, картотека N 2 составляет 4 462 392 руб., а из справки АКБ "Чувашкредитпромбанк" от 17.06.2013 N 05-01/731 видно, что на расчетном счете Общества остаток денежных средств составляет 16 928 руб., распоряжения, находящиеся в очереди не исполненных в срок, составляют 3 475 010 руб. 96 коп.
В силу части 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Всесторонне, полно и объективно исследовав представленные в дело доказательства в их совокупности и взаимной связи, суд первой инстанции с учетом нестабильного финансового и имущественного положения заявителя правомерно признал приведенные основания уважительными, не способствующими добровольному и своевременному исполнению требований исполнительного документа.
В апелляционной жалобе судебный пристав-исполнитель указал, что на балансе должника числятся 5 единиц автотранспортных средств.
Суд апелляционной инстанции считает, что в рассматриваемом случае наличие в собственности Общества основных средств с учетом финансовых показателей деятельности организации само по себе не свидетельствует о стабильном финансовом положении заявителя, об объективной возможности выполнить требования исполнительного документа в установленный для добровольного исполнения срок.
Обращение взыскания на основные средства Общества (автотранспортные средства) может привести к еще более сложному финансовому состоянию должника, поскольку заявитель осуществляет свою деятельность с помощью указанных средств.
На этом основании вывод суда первой инстанции о наличии оснований для снижения размера исполнительского сбора является правильным.
При этих обстоятельствах суд первой инстанции с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, критерия соразмерности исполнительского сбора характеру совершенного деяния, имущественного положения должника правомерно удовлетворил требование Общества и в соответствии с частью 7 статьи 112 Закона об исполнительном производстве снизил размер исполнительского сбора до 7037 руб. 64 коп.
Основания для отмены обжалуемого определения Арбитражного суда Чувашской Республики-Чувашии отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены определения арбитражного суда первой инстанции, не установлено.
С учетом изложенного апелляционная жалоба судебного пристава-исполнителя по приведенным в ней доводам удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 268, 271, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
определение Арбитражного суда Чувашской Республики-Чувашии от 09.09.2013 по делу N А79-5397/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу судебного пристава-исполнителя Ядринского районной отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Чувашской Республике - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в месячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
И.А. Смирнова |
Судьи |
Т.А. Захарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А79-5397/2013
Истец: ЗАО "Ядринский машиностроительный завод"
Ответчик: Ядринский районный отдел судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Чувашской Республике
Третье лицо: Судебный пристав-исполнительЯдринского районного отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Чувашской Республике Порфирьев Б. А., Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Чувашской Республике, Управление Федеральной службы судебных приставов по Чувашской Республике, Управление Федерального казначейства по Чувашской Республике, Ядринский районный отдел судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Чувашской Республике
Хронология рассмотрения дела:
09.12.2013 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-6835/13