г. Воронеж |
|
14 мая 2010 г. |
дело N А14-4639-2008 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06.05.2010 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 14.05.2010 г.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Безбородова Е.А.
судей Седуновой И.Г.
Потихониной Ж.Н.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Климовой Г.С.,
при участии:
от ФНС России в лице МИФНС России N 8 по Воронежской области: представитель не явился, извещен надлежаще,
от Государственного учреждения Воронежского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации: представитель не явился, извещен надлежаще,
от конкурсного управляющего СХА "Ольшанка": представитель не явился, извещен надлежаще,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ФНС России в лице МИФНС России N 8 по Воронежской области на определение Арбитражного суда Воронежской области от 27.01.2010 года по делу N А14-4639-2008/23/20б (судья Коновкина Т.М.) по заявлению ФНС России в лице МИФНС России N 8 по Воронежской области о замене кредитора (Государственного учреждения Воронежского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации) в реестре требований кредиторов СХА "Ольшанка",
УСТАНОВИЛ:
решением Арбитражного суда Воронежской области от 23.10.2008 года СХА "Ольшанка" признана несостоятельным (банкротом), открыто конкурсное производство, конкурсным управляющим назначен Евтушенко С.В.
Определением арбитражного суда от 28.05.2009 года Евтушенко С.В. освобожден от исполнения обязанностей конкурсного управляющего СХА "Ольшанка".
Определением суда 18.06.2009 года конкурсным управляющим СХА "Ольшанка" назначен Каменский Ю.И.
Определением Арбитражного суда Воронежской области от 12.06.2009 года в реестр требований кредиторов должника включены требования Государственного учреждения Воронежского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации в сумме 1 126 000 руб. 40 коп. задолженности по капитализированным платежам.
ФНС России в лице МИФНС России N 8 по Воронежской области, ссылаясь на внесение в пункт 2 Постановления Правительства РФ от 29.05.2004 года N 257 "Об обеспечении интересов Российской Федерации как кредитора в делах о банкротстве и в процедурах банкротства" изменений, обратилась в арбитражный суд с заявлением о замене кредитора по капитализированным платежам: Фонда социального страхования Российской Федерации на Федеральную налоговую службу.
Определением Арбитражного суда Воронежской области от 27.01.2010 года в удовлетворении заявления о процессуальном правопреемстве отказано.
Не согласившись с данным определением, ФНС России в лице МИФНС России N 8 по Воронежской области обратилась в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит определение суда первой инстанции отменить.
Представители ФНС России в лице МИФНС России N 8 по Воронежской области, Государственного учреждения Воронежского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации, конкурсного управляющего СХА "Ольшанка" в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом. В материалы дела, через канцелярию суда от ФНС России в лице Межрайонной ИФНС России N 8 по Воронежской области поступило заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
На основании статей 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассматривалась в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы дела и доводы апелляционной жалобы, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта по следующим основаниям.
Рассматривая заявление уполномоченного органа о замене кредитора в реестре требований кредиторов должника, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии правовых оснований, предусмотренных статьей 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для его удовлетворения.
При этом суд обоснованно исходил из следующего.
В силу статьи 2 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" уполномоченным органом является федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации на представление в деле о банкротстве и в процедурах, применяемый в деле о банкротстве, требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам.
В соответствии с пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 29.05.2004 года N 257 "Об обеспечении интересов Российской Федерации как кредитора в делах о банкротстве и в процедурах банкротства" уполномоченным органом по представлению в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам определена Федеральная налоговая служба.
Федеральным законом "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" на Фонд социального страхования Российской Федерации возложена обязанность по аккумуляции предусмотренных платежей в случае ликвидации должника.
В соответствии с пунктом 3 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 30.11.2006 года N 57 "О некоторых вопросах установления в деле о банкротстве требований о выплате капитализированных платежей" Фонд социального страхования Российской Федерации, предоставляющий обеспечение по обязательному социальному страхованию застрахованным и иным лицам, имеющим право на получение страховых выплат, вправе потребовать от должника-страхователя, признанного банкротом, капитализации платежей указанным лицам и выплаты Фонду капитализированной суммы. Требование Фонда социального страхования Российской Федерации об установлении капитализированных платежей, основанное на норме пункта 2 статьи 23 Закона об обязательном страховании, должно квалифицироваться как требование кредитора третьей очереди. Согласие гражданина на предъявление указанного требования Фондом социального страхования Российской Федерации не требуется.
Согласно пункту 3 статьи 135 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" с согласия гражданина его право требования к должнику о выплате капитализированных платежей переходит к Российской Федерации. При этом к Российской Федерации также переходят обязательства по возмещению вреда здоровью потерпевшему, которые впоследствии исполняются Российской Федерацией в соответствии с положениями Федерального закона от 24.07.1998 года N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации.
Пунктом 1, 2 Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации установлено, что Фонд, являясь специализированным финансово-кредитным учреждением при Правительстве Российской Федерации, управляет средствами государственного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а статьями 2, 18 Закона на Фонд социального страхования возложена обязанность по аккумулированию капитализированных платежей.
Таким образом, Фонд социального страхования является надлежащим органом, уполномоченным предъявлять требования по уплате капитализированных платежей к должнику, работникам которого причинен вред здоровью.
В связи с этим, доводы апелляционной жалобы о том, что уполномоченным органом по представлению в делах о банкротстве требований Российской Федерации по денежным обязательствам является только Федеральная налоговая служба, являются ошибочными.
Кроме того, изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 29.05.2004 года N 257, внесенные постановлением Правительства N 663 от 12.08.2009 года, в части указания Федеральной налоговой службы как федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на представление в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам (в том числе по выплате капитализированных платежей) не изменяет правового положения Фонда социального страхования, как кредитора по требованиям в виде капитализированных платежей.
Согласно части 1 статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном судебным актом арбитражного суда правоотношении (реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга, смерть гражданина и другие случаи перемены лиц в обязательствах) арбитражный суд производит замену этой стороны ее правопреемником и указывает на это в судебном акте. Правопреемство возможно на любой стадии арбитражного процесса.
Как указал суд первой инстанции, материалы настоящего дела не содержат сведений о переходе Федеральной налоговой службе права требования в отношении требований Фонда социального страхования Российской Федерации по капитализированным платежам.
Таким образом, следует признать правомерным отказ суда первой инстанции в удовлетворении заявления уполномоченного органа о замене кредитора в реестре требований кредиторов должника.
Суд апелляционной инстанции также учитывает, что обжалуемый судебный акт был принят до рекомендаций Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации изложенных в Информационном письме N 136 от 13.04.2010 года "О некоторых вопросах, связанных с капитализацией платежей при банкротстве".
Выводы суда первой инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, в связи с чем, оснований для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется. Убедительных доводов, основанных на доказательствах и позволяющих отменить обжалуемый судебный акт, апелляционная жалоба не содержит.
Нормы процессуального права, являющиеся в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены судебного акта арбитражного суда первой инстанции в любом случае, судом первой инстанции не нарушены.
Руководствуясь статьей 271, пунктом 1 части 4 статьи 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Определение Арбитражного суда Воронежской области от 27.01.2010 года по делу N А14-4639-2008/23/20б оставить без изменения, а апелляционную жалобу ФНС России в лице МИФНС России N 8 по Воронежской области без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий месяца со дня вступления в законную силу.
Председательствующий судья |
Е.А. Безбородов |
Судьи |
И.Г. Седунова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А14-4639/2008
Должник: СХА "Ольшанка"
Кредитор: в лице МИФНС N8 по ВО, Вор. регион. отд. Фонда социального страхования РФ, МИФНС России N8 по Воронежской области
Третье лицо: ГУ ВРО ФСС РФ по Воронежской области, ИП Евтушенко Сергей Владимирович, Каменский Ю. И., Каменский Юрий Иванович, НП СОАУ "Меркурий", Ситников Иван Ивановитч, Управление Росреестра по Воронежской области
Хронология рассмотрения дела:
21.04.2014 Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа N Ф10-3317/10
11.02.2014 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-2315/10
29.05.2013 Определение Арбитражного суда Воронежской области N А14-4639/08
04.10.2011 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-2315/10
15.08.2011 Определение Арбитражного суда Воронежской области N А14-4639/08
14.05.2010 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-2315/10
19.01.2009 Определение Арбитражного суда Воронежской области N А14-4639/08