г. Воронеж |
|
5 декабря 2013 г. |
Дело N А36-7526/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 ноября 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 5 декабря 2013 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего |
Суховой И.Б., |
Судей |
Ушаковой И.В., |
|
Мокроусовой Л.М., |
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ливенцевой Н.В.,
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "Лената": Заниной Е.Б., представителя по доверенности б/н от 20.11.2013; Овчаровой Н.Б.. генеральный директор, протокол N 1 от 05.12.2002;
от Департамента экономического развития администрации г. Липецка: Ушкова С.А., представителя по доверенности N 8 от 05.08.2013;
от общества с ограниченной ответственностью "Апрайс": представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
от индивидуального предпринимателя Гурова Дмитрия Юрьевича: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента экономического развития администрации г. Липецка (ОГРН 1044800219254) на решение Арбитражного суда Липецкой области от 19.09.2013 по делу N А36-7526/2012 (судья Карих О.М.) по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Лената" (ОГРН 1024800834376) к Департаменту экономического развития администрации г.Липецка (ОГРН 1044800219254) о понуждении к заключению договора купли-продажи, третьи лица: общество с ограниченной ответственностью "Апрайс", индивидуальный предприниматель Гуров Дмитрий Юрьевич,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Лената" (далее по тексту - ООО "Лената", истец) обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к Департаменту экономического развития администрации города Липецка (далее по тексту - Департамент экономического развития администрации города Липецка, ответчик, заявитель жалобы) об обязании внести в проект договора купли-продажи от 26.11.2012 нижеперечисленные пункты договора в следующей редакции:
п.1.3. Стоимость покупки равна стоимости, определенной в процессе проведения судебной экспертизы в рамках производства дела N А36-7526/2012 и составляет 10726996 руб. (десять миллионов семьсот двадцать шесть тысяч девятьсот девяносто шесть рублей).
п.2.1. Продавец продал, а покупатель купил указанное недвижимое имущество за 10726996 руб. (десять миллионов семьсот двадцать шесть тысяч девятьсот девяносто шесть рублей) с рассрочкой оплаты на 7 лет.
п.2.2 Оплата покупателем недвижимого имущества, приобретенного в рассрочку, осуществляется ежемесячно, равными долями за весь срок предоставления рассрочки, а также дополнительно на сумму основного долга производится начисление процентов в размере 2,74%, рассчитанных, исходя из одной трети ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей на дату опубликования о принятии решения об условиях приватизации.
п.2.3 абзац 3. Моментом оплаты является списание денежных средств с расчетного счета Покупателя.
п.2.4 абзац 2. В случае осуществления Покупателем ежемесячного платежа в части выплаты основного долга в большем размере, чем предусмотрено порядком расчетов, сумма, превышающая необходимый ежемесячный платеж, не может быть менее 100000 рублей. При внесении в качестве досрочного погашения суммы от 100000 рублей, график платежей пересматривается с сохранением установленного срока рассрочки. По итогам оплаты ежегодно составляется акт сверки расчетов.
п.2.5 абзац 2. На момент досрочного погашения всего долга Продавцом рассчитывается оставшаяся сумма основного долга и проценты за текущий месяц на дату досрочного погашения.
п.2.5 дополнить: существенным нарушением Покупателем обязанности по оплате проданного в рассрочку недвижимого имущества считать задержку оплаты без наличия форс-мажорных обстоятельств на срок более 3-х месяцев.
п.3.1. Передача недвижимого имущества производится не позднее 5 дней с даты заключения договора купли-продажи, оформление права собственности производится в соответствии с законодательством РФ.
п.3.6. Покупатель обязуется в десятидневный срок с даты получения свидетельства о государственной регистрации права предоставить Продавцу копию данного свидетельства.
п.3.8. - исключить, так как приобретаемое имущество не является объектом культурного наследия.
п.4.3 (1) - нарушение сроков и размеров оплаты по порядку расчетов (п.2.5. договора).
п.4.3 (2) - исключить (с учетом принятых в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ уточнений).
Определением от 21.02.2013 к участию в деле в качестве соответчика привлечено ООО "Апрайс".
Впоследствии истец заявил отказ от иска в части требований к ООО "Апрайс", просил привлечь его к участию в деле в качестве третьего лица.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен индивидуальный предприниматель Гуров Д.Ю.
Определением от 16.04.2013 г. по ходатайству истца назначена судебная экспертиза, производство по делу приостановлено до получения экспертного заключения.
Решением Арбитражного суда Липецкой области от 19.09.2013 по делу N А36-7526/2012 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом, ссылаясь на незаконность и необоснованность решения суда первой инстанции, неправильное применение норм материального и процессуального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, Департамент экономического развития администрации города Липецка обратился в суд апелляционной инстанции с жалобой, в которой просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт.
По мнению заявителя жалобы, истцом не представлено доказательств наличия иных условий в целях подтверждения требований о понуждении к заключения договора купли-продажи на иных условиях, не было заявлено требований о признании отчета оценщика недостоверным, а также истцом выбран ненадлежащий способ защиты.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции 28.11.2013 представитель Департамента экономического развития администрации г. Липецка поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
Представители ООО "Лената" возражали против доводов апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве на нее, просили решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представители ООО "Апрайс" и ИП Гурова Дмитрия Юрьевича не явились, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела. Учитывая наличие доказательств надлежащего извещения третьих лиц о времени и месте судебного разбирательства, апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статей 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса РФ в отсутствие их представителей.
В силу части 1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ, при рассмотрении дела в порядке арбитражного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело.
Заслушав мнение представителей сторон, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения судебного акта.
Согласно части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса РФ, заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим кодексом.
Гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности (статья 8 Гражданского кодекса РФ).
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, 13.08.2012 ООО "Лената" обратилось в Департамент экономики администрации города Липецка (в настоящее время Департамент экономического развития администрации города Липецка) с заявлением о предоставлении преимущественного права выкупа помещений N 3 и N 5 в здании столовой по адресу: г. Липецк, ул. Энергостроителей, 7 "а" с рассрочкой платежа на семь лет.
Письмом от 13.09.2012 N 3360/1-15-07/1 Департамент подтвердил право ООО "Лената" на выкуп арендуемых им помещений по адресу: г. Липецк, ул. Энергостроителей, д. 7 "а".
Департаментом в адрес ООО "Лената" направлен проект договора купли-продажи муниципального имущества в порядке реализации преимущественного права субъектов малого и среднего предпринимательства в рассрочку от 26.11.2012, по условиям которого продавец продал, а покупатель купил недвижимое имущество:
- помещение N 3, назначение: нежилое. Площадь: общая 68.1 кв.м, номера на поэтажном плане: 3, этаж: 1. Литер: А, адрес (местоположение): Россия, Липецкая область, г. Липецк, ул. Энергостроителей, дом N 7а;
- помещение N 5, назначение: нежилое. Площадь: общая 724.5 кв.м., номера на поэтажном плане: 5. этаж: 1,2. Литер: А. адрес (местоположение): Россия, Липецкая область, г. Липецк, ул. Энергостроителей, д. 7 "а".
Техническая характеристика недвижимого имущества приведена в выкопировке на нежилое помещение N 3 из технического паспорта на столовую, выполненного по состоянию на 09.08.2012 N 1208н\01-1:1003\А ОГУП "Липецкоблтехинвентаризация" и выкопировке по состоянию на 01 июня 2012 года N1208н\01-11005\А ОГУП "Липецкоблтехинвентаризация" (пункт 1.1 договора).
Вышеуказанное недвижимое имущество принадлежит муниципальному образованию г. Липецк на основании записей о регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 16.08.2012 N 48-48-01/105/2012-716 и N 48-48-01/105/2012-726, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права собственности от 16.08.2012 48 АГ N231610 и 48 АГ N 231607, выданными Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Липецкой области (пункт 1.2 договора).
Согласно пункту 1.3 проекта договора, стоимость покупки равна оценочной стоимости недвижимого имущества и составляет 18105228 руб. согласно отчету от 05.10.2012 N 835/12 ООО "Апрайс" об определении рыночной стоимости недвижимости, расположенной по адресу: г. Липецк, ул. Энергостроителей, д. 7а.
В соответствии с пунктом 2.1 проекта договора, продавец продал, а покупатель купил указанное недвижимое имущество за 18105228 руб. с рассрочкой оплаты на 7 лет.
ООО "Лената" предложило иную стоимость выкупаемого имущества - 7000000 руб. (т. 1 л.д. 60).
Ввиду наличия разногласий о стоимости выкупаемого имущества, ООО "Лената" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Принимая решение по делу, суд первой инстанции пришел к выводу об удовлетворении исковых требований, измененных истцом после получения результатов судебной экспертизы.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, оставляя без изменения обжалуемый судебный акт, отклоняет доводы заявителя апелляционной жалобы и исходит из установленных судом обстоятельств дела и следующих норм материального права, так как судом первой инстанции правильно определено спорное правоотношение и предмет доказывания по делу, с достаточной полнотой выяснены имеющие значение для дела обстоятельства по имеющимся в материалах дела доказательствам.
В силу пунктап. 1 ст. 421 Гражданского кодекса РФ, граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
Согласноп. 4 ст. 445 Гражданского кодекса РФ, если сторона, для которой в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор.
В соответствии с частью 2 статьи 455 Гражданского кодекса РФ, в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно для стороны, направившей оферту (проект договора), и ей в течение тридцати дней будет направлен протокол разногласий к проекту договора, эта сторона обязана в течение тридцати дней со дня получения протокола разногласий известить другую сторону о принятии договора в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий.
При отклонении протокола разногласий либо неполучении извещения о результатах его рассмотрения в указанный срок, сторона, направившая протокол разногласий, вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда.
Пунктом 1 статьи 445 Гражданского кодекса РФ, в таких случаях, предусмотрен досудебный порядок урегулирования споров, а именно направление проекта договора стороне, для которой заключение договора обязательно.
В статье 446 Гражданского кодекса РФ установлено, что в случае передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 данного Кодекса либо по соглашению сторон, условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.
По правилам статьи 217 ГК РФ имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.
Отношения, возникающие в связи с отчуждением из государственной собственности субъектов Российской Федерации или из муниципальной собственности недвижимого имущества, арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, в том числе особенности участия субъектов малого и среднего предпринимательства в приватизации арендуемого имущества, регулируются Федеральным законом от 22.07.2008 года N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Как следует из материалов дела, истец является субъектом малого предпринимательства, непрерывно пользуется спорным имуществом на праве аренды, надлежащим образом исполняет обязательства по договору аренды.
Федеральным законом от 22.07.2008 года N 159-ФЗ установлено преимущественное право субъектов малого и среднего предпринимательства на приобретение в собственность арендуемого ими муниципального недвижимого имущества при наличии в совокупности условий, перечисленных в статье 3 данного Закона, по цене, равной рыночной стоимости имущества и определенной независимым оценщиком в порядке, установленном Федеральным законом "Об оценочной деятельности".
В силу пунктов 2 и 3 статьи 9 Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", субъект малого или среднего предпринимательства, соответствующий установленным статьей 3 настоящего Федерального закона требованиям (далее общество), по своей инициативе вправе направить в уполномоченный орган заявление о соответствии условиям отнесения к категории субъектов малого или среднего предпринимательства, установленным статьей 4 Федерального закона "О развитии малого или среднего предпринимательства в Российской Федерации", и о реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества, не включенного в утвержденный, в соответствии с частью 4 статьи 18 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", перечень государственного имущества или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства.
При получении заявления уполномоченные органы обязаны: обеспечить заключение договора на проведение оценки рыночной стоимости арендуемого имущества в порядке, установленном Федеральным законом "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", в двухмесячный срок с даты получения заявления; принять решение об условиях приватизации арендуемого имущества в двухнедельный срок с даты принятия отчета о его оценке; направить заявителю проект договора купли-продажи арендуемого имущества в десятидневный срок с даты принятия решения об условиях приватизации арендуемого имущества.
Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ, изложенной в Информационном письме от 05.11.2009 N 134 "О некоторых вопросах применения Федерального закона "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", субъект малого или среднего предпринимательства, отвечающий установленным статьей 3 Закона требованиям, с 1 января 2009 года вправе по своей инициативе направить в орган государственной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, уполномоченный на осуществление функций по приватизации имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, заявление о соответствии его условиям отнесения к категории субъектов малого или среднего предпринимательства о реализации им права на приобретение арендуемого имущества (часть 2 статьи 9 Закона).
Федеральным законом от 22.07.2008 N 159-ФЗ установлено преимущественное право субъектов малого и среднего предпринимательства на приобретение в собственность арендуемого ими муниципального недвижимого имущества при наличии в совокупности условий, перечисленных в статье 3 данного Закона. Порядок реализации этого права определен статьей 4 того же Закона.
Из материалов дела усматривается, что стороны подтвердили преимущественное право истца на приобретение в собственность арендуемого помещения, при этом оснований, препятствующих приобретению помещений, установлено не было.
Следовательно, из системного толкования положений Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ следует, что уполномоченный орган местного самоуправления не вправе отказать субъекту малого или среднего предпринимательства в заключении договора купли-продажи муниципального имущества.
Таким образом, заключение договора с указанным субъектом обязательно для органа местного самоуправления, и в случае возникновения разногласий при заключении договора покупатель вправе, в соответствии со статьями 445, 446 Гражданского кодекса РФ, передать данные разногласия на рассмотрение арбитражного суда.
В своей апелляционной жалобе заявитель указывает, что истцом не представлено доказательств наличия иных условий в целях подтверждения требований о понуждении к заключения договора купли-продажи на иных условиях, а также что последним избран ненадлежащий способ защиты. Суд апелляционной инстанции отклоняет указанные доводы как несостоятельные и не соответствующие фактическим обстоятельствам дела, руководствуясь при этом нижеследующим.
Суд первой инстанции, оценив представленные сторонами в обоснование своих требований и возражений доказательства в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса РФ, обоснованно установил, что разногласия сторон сводятся к вопросу определения рыночной стоимости выкупаемых помещений.
По правилам статьи 3 Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ, отчуждение имущества из государственной собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности льготной категории покупателей производится по цене, равной рыночной стоимости и определенной независимым оценщиком в порядке, установленном Федеральным законом "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
Статей 12 Закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" установлено, что отчет независимого оценщика, составленный по основаниям и в порядке, предусмотренным данным Законом, признается документом, содержащим сведения доказательственного значения, а итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в данном отчете, - достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если законодательством Российской Федерации не определено или в судебном порядке не установлено иное.
В случае наличия спора о достоверности величины рыночной или иной стоимости объекта оценки, установленной в отчете, в том числе и в связи с имеющимся иным отчетом об оценке этого же объекта, указанный спор подлежит рассмотрению судом. Суд вправе обязать стороны совершить сделку по цене, определенной в ходе рассмотрения спора в судебном заседании, только в случаях обязательности совершения сделки в соответствии с законодательством Российской Федерации (ст. 13 Закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации").
Согласно разъяснениям, содержащимся в Информационном письме Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.05.2005 N 92 "О рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании оценки имущества, произведенной независимым оценщиком", если законом или иным нормативным актом для сторон сделки, государственного органа предусмотрена обязательность привлечения независимого оценщика (обязательное проведение оценки) без установления обязательности определенной им величины стоимости объекта оценки, то судам следует иметь в виду, что оценка, данная имуществу оценщиком, носит лишь рекомендательный характер и не является обязательной, следовательно, самостоятельное ее оспаривание посредством предъявления отдельного иска не допускается.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции указал, что вопрос о достоверности этой величины может рассматриваться в рамках рассмотрения конкретного спора по поводу сделки, изданного акта или принятого решения (в том числе дела о признании сделки недействительной, об оспаривании ненормативного акта или решения должностного лица и др.).
Учитывая вышеназванные обстоятельства, суд апелляционной инстанции отклоняет довод заявителя жалобы о необходимости обращения истца в рассматриваемой ситуации с отдельным иском о признании отчета оценщика недостоверным.
Однако, для проверки достоверности отчета оценщика судом может быть назначена экспертиза, в том числе в виде независимой оценки (абзацы 6 и 8 пункта 1, пункт 2 Информационного письма).
Как указано в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда российской Федерации от 18.10.2012 N 7240/12, дата получения от субъекта малого или среднего предпринимательства заявления о реализации им преимущественного права на приобретение арендуемого имущества является началом исчисления срока, в течение которого уполномоченный орган обязан обеспечить проведение оценки рыночной стоимости выкупаемого имущества.
При этом оценка рыночной стоимости выкупаемого имущества должна определяться независимым оценщиком на дату получения уполномоченным органом от субъекта малого или среднего предпринимательства надлежащего заявления о реализации им предоставленного преимущественного права на приобретение арендуемого имущества.
Как следует из представленных в материалы дела доказательств, 13.08.2012 истец обратился к ответчику с заявлением о выкупе имущества. Однако оценка рыночной стоимости имущества проведена на 01.10.2012.
Согласно статье 64 АПК РФ, заключения экспертов относятся к доказательствам, на основании которых арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела.
В силу части 1 статьи 64, статей 71, 65 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, на основании представленных доказательств.
В соответствии счастью 1 статью 82 Арбитражного процессуального кодекса РФ, для разъяснения возникающих при рассмотрении дела вопросов, требующих специальных знаний, арбитражный суд назначает экспертизу по ходатайству лица, участвующего в деле, или с согласия лиц, участвующих в деле.
С целью определения рыночной стоимости выкупаемого имущества судом первой инстанции была назначена судебная экспертиза (т.3 л.д. 94-101).
Экспертным заключением N 291-0-13 от 20.06.2013 эксперта ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" Липецкий филиал Бухтиярова В.В. установлено, что при проведении оценочной экспертизы им применялись затратный, сравнительный и доходный подходы. В результате анализа комплекса факторов, влияющих на величины полученных результатов, эксперт пришел к выводу, что стоимость спорного имущества составляет 12657856 руб., в том числе стоимость помещения N 3 - 814942 руб., помещения N 5 - 11842914 руб.
Согласно пояснениям эксперта Бухтиярова В.В., в стоимость имущества был включен НДС 18%.
Следовательно, оснований для признания указанного экспертного заключения недостоверным не имеется.
Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (часть 4 статьи 421 Гражданского кодекса РФ).
Договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения (статья 422 Гражданского кодекса РФ).
Как указано в части 3 статьи 1 Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ отношения, связанные с участием субъектов малого и среднего предпринимательства в приватизации арендуемого имущества и не урегулированные этим Законом, регулируются Федеральным законом от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества".
К отношениям по отчуждению государственного и муниципального имущества, не урегулированным этим Законом, применяются нормы гражданского законодательства (пункт 4 статьи 3 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ).
В силу пункта 3 статьи 2 Гражданского кодекса РФ, к налоговым отношениям гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством.
Положениями Федеральных законов N 159-ФЗ и N 178-ФЗ не предусмотрено применение налогового законодательства к отношениям, возникающим в связи с отчуждением из государственной собственности субъектов Российской Федерации или из муниципальной собственности недвижимого имущества, арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства.
На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об обязании заключить договор купли-продажи между истцом и ответчиком по рыночной цене нежилого помещения на момент обращения с заявлением в сумме 10726996 руб. 61 коп. (без учета НДС).
При этом, суд апелляционной инстанции учитывает, что оценка спорного объекта недвижимости была произведена на дату 5.10.2012, а заявление о предоставлении преимущественного права на приобретение арендуемого имущества было подано 13.08.2012.
Арбитражным судом Липецкой области, согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума ВАС РФ от 18.10.2012 N 7240/12, при назначении судебной экспертизы был поставлен вопрос об определении рыночной стоимости спорного имущества по состоянию на 13.08.2012.
Таким образом, ввиду неверного указания даты, на которую должна быть установлена рыночная стоимость арендованных ООО "Лената" объектов, вопрос о достоверности отчета об определении рыночной стоимости недвижимости от 5.10.2012 N 835/2012, выполненный ООО "Апрайс", судом области не ставился.
Кроме того, указание заявителя жалобы на необходимость применения к рассматриваемому спору положений ч. 8 ст. 4 Федерального закона "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства" (с изменениями - в редакции от 2.07.2013 N ФЗ-144) несостоятельно, поскольку исковое заявление было подано 6.12.2012, определение о назначении судебной экспертизы вынесено 2.07.2013, а указанные изменения в N ФЗ-159 приняты 2.07.2013.
Исходя из принципа состязательности сторон, закрепленного в статье 9 названного Кодекса, а также положений статей 65, 66 АПК РФ, лицо, не реализовавшее свои процессуальные права на представление доказательств, несет риск неблагоприятных последствий не совершения им соответствующих процессуальных действий.
Объективные доказательства, позволяющие суду апелляционной инстанции прийти к иным выводам в материалах дела отсутствуют, подателем апелляционной жалобы не представлены.
Доводы апелляционной жалобы, с учетом вышеизложенного, нельзя признать состоятельными, поскольку они фактически сводятся к повторению обоснованно отклоненных судом первой инстанции доводов и не могут служить основаниями для отмены обжалуемого судебного акта, т. к. не свидетельствуют о неправильном применении арбитражным судом области норм материального или процессуального права.
Иных доводов, основанных на доказательственной базе, апелляционная жалоба не содержит, доводы заявителя апелляционной жалобы не опровергают выводы суда первой инстанции, а выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Учитывая изложенные обстоятельства, суд апелляционной инстанции считает определение суда первой инстанции законным и обоснованным, оснований для отмены либо изменения судебного акта не имеется.
Судом первой инстанции были полно установлены фактические обстоятельства дела, всесторонне исследованы доказательства, представленные лицами, участвующими в деле, им дана надлежащая правовая оценка и принято определение, соответствующее требованиям норм материального и процессуального права.
Нарушений норм процессуального законодательства, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены принятого судебного акта, допущено не было.
В силу положений части 1 ст. 333.37 Налогового кодекса РФ, заявитель освобожден от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 110, 112, 268, 269 ч. 1, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Липецкой области от 19.09.2013 по делу N А36-7526/2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Департамента экономического развития администрации г. Липецка (ОГРН 1044800219254) - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
И.Б. Сухова |
Судьи |
И.В. Ушакова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А36-7526/2012
Истец: ООО "Лената"
Ответчик: Администрация города Липецка в лице Департамента экономики, Департамент экономического развития администрации г. Липецка, ООО "Апрайс"
Третье лицо: Гуров Д. Ю., Гуров Дмитрий Юрьевич, ООО "Апрайс"