г. Томск |
|
10 декабря 2013 г. |
Дело N А27-3488/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 декабря 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 декабря 2013 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Ходыревой Л.Е.
судей: Усаниной Н.А., Хайкиной С.Н.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Есиповым А.С. с применением средств аудиозаписи
при участии в заседании:
от заявителя Коробейниковой А.А., доверенность от 19.01.2012
от ответчика - без участия (извещен);
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии" в лице филиала по Кемеровской области
на решение Арбитражного суда Кемеровской области
от 04 июня 2013 года по делу N А27-3488/2013 (судья Аникина Н.А.)
по иску индивидуального предпринимателя Щербаковой Нины Валентиновны к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии"
об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:28:0901003:635 в размере его рыночной стоимости,
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Щербакова Нина Валентиновна (далее - предприниматель, ИП Щербакова) обратилась в Арбитражный суд Кемеровской области с исковым заявлением к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (далее - ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", Учреждение, ответчик) об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:28:0901003:635, площадью 2382 кв. м, разрешенное использование: под коммунально-складские объекты, производственная база, расположенного по адресу: Кемеровская обл., г. Междуреченск, Восточный район, Микрорайон 7-9 в размере его рыночной стоимости, определённой по состоянию на 20.02.2013 г. отчётом общества с ограниченной ответственностью "Научно-исследовательский институт Ресурсы развития" N ОН/21-19-02-2013-2 в сумме 915 000 рублей (с учетом уточнения исковых требований в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ).
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 04 июня 2013 года требование истца удовлетворено.
Не согласившись с решением суда, Учреждение обратилось с апелляционной жалобой в Седьмой арбитражный апелляционный суд, в которой просит решение Арбитражного суда Кемеровской области отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленного требования по следующим основаниям:
- для установления кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости заявителю необходимо представить отчет о рыночной стоимости земельного участка, рассчитанной на дату проведения кадастровой стоимости, с которой не согласен заявитель;
- суд не принял во внимание Постановление Президиума ВАС РФ от 28.06.2011 года N 913/11 и не установил новую кадастровую стоимость земельного участка, вместо признания ее равной рыночной;
- суд первой инстанции неправомерно взыскал с ответчика судебные расходы в сумме 4000 руб.
Подробно доводы Учреждения изложены в апелляционной жалобе.
Определением от 10.07.2013 г. апелляционная жалоба принята к производству, дело назначено к судебному разбирательству на 26 июля 2013 года в 10 час. 45 мин.
Определением от 29.07.2013 г. производство по делу приостановлено до размещения на сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации судебного акта по делу N ВАС-10761/11, переданному в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора судебных актов по делу N А11-5098/2010.
В Седьмой арбитражный апелляционный суд поступило заявление ИП Щербаковой Н.В. о возобновлении производства по делу в связи с публикацией на сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации постановления Президиума N 10761/11 от 25.06.2013 г.
Принимая во внимание указанные обстоятельства, для разрешения вопроса о возобновлении производства по делу апелляционный суд назначил судебное заседание апелляционной инстанции на "09" декабря 2013 года в "11" час. "30" мин. в помещении суда по адресу: 634050, г. Томск, ул. Набережная р. Ушайки, д. 24, зал N 2, этаж 7.
Представитель предпринимателя в судебном заседании поддержала заявленное ходатайство о возобновлении производства по делу.
Представитель апеллянта в судебное заседание не явился, будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте его рассмотрения. Возражений о невозможности рассмотрения дела по существу после разрешения вопроса о возобновлении не выразил.
В соответствии со статьей 146 АПК РФ арбитражный суд возобновляет производство по делу по заявлению лиц, участвующих в деле, после устранения обстоятельств, вызвавших его приостановление.
Суд апелляционной инстанции, с учетом мнения сторон, в соответствии со статьями 123, 156, 146 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации возобновил производство по делу N А27-3488/2013 и перешел к рассмотрению апелляционной жалобы по существу.
В порядке ст. 156 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителя заинтересованного лица.
Проверив материалы дела в порядке ст. 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителя предпринимателя, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что индивидуальный предприниматель Щербакова Н.В. является собственником земельного участка с кадастровым номером 42:28:0901003:635, расположенного по адресу: Кемеровская область, г. Междуреченск, Восточный район, Микрорайон 7-9 (свидетельство о государственной регистрации права серии 42АД N 062637 от 19.10.2012 г.).
Кадастровая стоимость указанного земельного участка определена в размере 4 764 119, 10 руб. (кадастровый паспорт от 20.09.2012 г. N 4200/001/12-260057). Кадастровая стоимость указанного земельного участка утверждена актом филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Кемеровской области 06.09.2012 г.
Согласно отчету независимого оценщика - ООО "Научно-исследовательский институт Ресурсы развития" N ОН/21-19-02-2013-2 от 22.02.2013 г. рыночная стоимость названного участка, определенная на дату 20.02.2013 г., составляет 915 000 руб.
Ссылаясь на то, что рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 42:28:0901003:635 значительно ниже определенной в установленном порядке и внесенной в государственный кадастр недвижимости его кадастровой стоимости, принимая во внимание порядок определения налоговой базы по земельному налогу согласно статье 391 Налогового кодекса Российской Федерации, указывая на нарушение прав предпринимателя как собственника земельного участка и плательщика земельного налога, истец обратился в арбитражный суд с соответствующим исковым заявлением.
Принимая судебный акт об удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции исходил из того, что определение заявителем рыночной стоимости земельного участка является основанием для установления равной ей кадастровой стоимости этого земельного участка.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции, при этом исходит из следующего.
В соответствии спунктом 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Пунктами 1, 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) определено, что рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с Федеральным Законом об оценочной деятельности. Для установления кадастровой стоимости отдельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определённых пунктом 3 настоящей статьи.
Пункт 3 статьи 66 ЗК РФ допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости, в случаях определения рыночной стоимости земельного участка.
Нормативные акты, регулирующие порядок определения кадастровой стоимости, также указывают на связь между кадастровой и рыночной стоимостью.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель (далее по тексту - Правила).
Указанные Правила определяют порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации для целей налогообложения и иных целей, установленных законом (пункт 1 Правил).
Пунктом 5 Правил предусмотрено, что государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, иных методов массовой оценки недвижимости.
На основании пункта 10 Федерального стандарта оценки "Цель оценки и виды стоимости" (ФСО N 2), утвержденного Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 20.07.2007 г. N 255, при определении кадастровой стоимости объекта оценки определяется методами массовой оценки рыночная стоимость, установленная и утвержденная в соответствии с законодательством, регулирующим проведение кадастровой оценки.
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной вОпределении от 01.03.2011 г. N 275-О-О, действующее в настоящее время правовое регулирование допускает возможность пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости.
Таким образом, законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.
Данная правовая позиция изложена вПостановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 г. N 913/11, согласно которой права лица, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, подлежат защите посредством изменения кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость. Такое требование не связано с оспариванием действий органа кадастрового учета и подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка.
По правилам части 2 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" в государственный кадастр недвижимости подлежат включению сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, в том числе дата утверждения результатов определения такой стоимости.
В силу части 5 статьи 4 Закона N 221-ФЗ орган кадастрового учёта вносит сведения в государственный кадастр недвижимости на основании поступивших в этот орган документов в установленном этим законом порядке.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума ВАС РФ N 913/11, и в соответствии с пунктом 3 статьи 66 ЗК РФ установление судом рыночной стоимости земельного участка является основанием для органа кадастрового учёта внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
В соответствии со статьёй 12 Федерального закона от 29.07.1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчёте, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признаётся достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Частью 1 статьи 65 АПК РФ установлено, что каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Исследовав и оценив в соответствии со статьёй 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, учитывая положения пункта 3 статьи 66 ЗК РФ, разъяснения, изложенные в Постановлении Президиума ВАС РФ N 913/11, исходя из того, что установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учёта внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта, суд первой инстанции правомерно удовлетворил исковые требования.
При этом размер установленной независимым оценщиком рыночной стоимости Учреждение не оспаривает.
Согласно статье 12 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ отчет независимого оценщика является одним из доказательств по делу (статья 75 АПК РФ). Оценка данного доказательства осуществляется судом в соответствии с правилами главы 7 АПК РФ.
При рассмотрении настоящего спора не были установлены обстоятельства недостоверности данного отчета либо несоответствия его требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности. Выводы, содержащиеся в отчете, не были опровергнуты участвующими в деле лицами. Доказательств иной величины рыночной стоимости земельного участка ответчиком не представлено.
При этом, ссылка подателя апелляционной жалобы на непредъявление предпринимателем конкретных материально-правовых требований к органу кадастрового учета, отклоняется, как не влияющая на законность принятого судебного акта.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 24.07.2007 N 221 "О государственном кадастре недвижимости" кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации иФедеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 года N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости (то есть Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии).
В силу части 2 статьи 3 Федерального закона от 24.07.2007 N 221 "О государственном кадастре недвижимости" полномочия органа кадастрового учета, за исключением полномочий, предусмотренных статьей 30 Федерального закона, на основании решений данного органа вправе осуществлять подведомственные ему государственные бюджетные учреждения. В целях применения установленных указанным Федеральным законом правил наделенные в соответствии с такими решениями соответствующими полномочиями указанные государственные бюджетные учреждения считаются органами кадастрового учета.
Таким образом, Учреждение является органом кадастрового учета и имеет право вносить изменения в государственный кадастр недвижимости.
Участие органа в судебном споре является следствием реализации им предоставленных ему полномочий, на что прямо указано в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11.
Права предпринимателя, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости, могут быть защищены посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка лицом, которое на момент рассмотрения спора осуществляет соответствующие функции.
Поскольку судебное решение по спору является основанием для понуждения именно ФБГУ "ФКП Росреестра" совершить определенные действия, он является надлежащим ответчиком по делу.
При таких обстоятельствах апелляционная инстанция соглашается с выводами арбитражного суда по настоящему делу об отсутствии правовых оснований для отказа в удовлетворении заявленного требования.
Довод ответчика о том, что рыночная стоимость земельного участка должна быть определена на дату определения кадастровой стоимости земельного участка, апелляционным судом не принимается.
Согласно постановлению Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 10761/11 от 25.06.2013 г., сформулированная в настоящем деле правовая позиция о том, что рыночная стоимость объекта должна быть доказана истцом на ту же дату, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость объекта недвижимости, подлежит применению судами в делах, по которым к моменту опубликования настоящего постановления не вынесено решение судом первой инстанции. Решение по делу N А27-3488/2013 вынесено 04 июня 2013 года, следовательно, представленные истцом доказательства размера рыночной стоимости земельного участка являются достаточными для установления на их основании кадастровой стоимости в размере рыночной.
В связи с чем суд первой инстанции правомерно руководствовался на момент вынесения решения правовой позицией, изложенной в постановлении Президиума ВАС РФ от 28.06.2011 г. N 913/11, в соответствии с которой по правилу п. 3 ст. 66 Земельного кодекса РФ установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Довод апелляционной жалобы о том, что суд не принял во внимание Постановление Президиума ВАС РФ от 28.06.2011 года N 913/11 и не установил новую кадастровую стоимость земельного участка, вместо признания ее равной рыночной, противоречит положениям ЗК РФ.
Согласно п. 3 ст. 66 Земельного кодекса РФ в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Следовательно, данная норма допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.
При этом нормативные акты, регулирующие порядок определения кадастровой стоимости, также указывают на связь между кадастровой и рыночной стоимостью.
Довод ответчика о неправильном распределении судом первой инстанции судебных расходов противоречит нормам АПК РФ.
Согласно части 1 статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскивается арбитражным судом со стороны.
В силустатьи 101 АПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.
Согласно подпункту 1.1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ Учреждение освобождено от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах.
Вместе с тем, взыскание судебных расходов по оплате предпринимателем государственной пошлины не влияет на порядок распределения судебных расходов, установленный частью 1 статьи 110 АПК РФ.
Поскольку Учреждение является стороной по делу (ответчиком) в рассматриваемом споре, с него правомерно взысканы понесенные лицом, в пользу которого состоялся судебный акт, расходы по оплате государственной пошлины.
Фактически доводы апелляционной жалобы в указанной части противоречат положениямАПК РФ.
При изложенных обстоятельствах, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Кемеровской области от 04 июня 2013 года по делу N А27-3488/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.Е. Ходырева |
Судьи |
Н.А. Усанина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-3488/2013
Истец: Щербакова Нина Валентиновна
Ответчик: ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии